Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
рабочая программа на тему
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности.
Задачи программы:
- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
- продолжать развивать правовое самосознание.
- формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- раскрывать творческий потенциал школьников через организацию воспитательных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pravovogo_vospitaniya.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности.
Задачи программы:
- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
- продолжать развивать правовое самосознание.
- формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- раскрывать творческий потенциал школьников через организацию воспитательных мероприятий
Сроки реализации программы: 2011 – 2016 годы
Ведущие принципы программы:
- принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных этапов реализации);
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип преемственности (между классами: 5-6-7-8-9);
- принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
- принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого ученика);
- принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
- принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).
Этапы реализации программы:
5-6 класс (2011-2012, 2012-2013 учебные годы): «Формирование образа и своего «Я» человека»
7-8 класс (2013-2014, 2014-2015 учебные годы): «Формирование представлений о социальном устройстве жизни»
9 класс (2015-2016 учебный год): «Формирование образа жизни, достойной человека, гражданина России»
Содержание программы:
5-6 класс: «Формирование образа и своего «Я» человека»
Проблемы жизни | Вопросы текущей жизни. |
Существенные отличия человека от животного. Способность быть «человеком разумным», «человеком нравственным», «человеком творческим» | Обыденное мышление, «здравый смысл». Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на другого. Созидательность человека. |
Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Душа и тело. | Облик, образ, имидж человека. Влияние духовного на внешность. Красота мужская и женская, детская, юношеская. Красота животного и человека. |
Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек. | Достоинство и недостатки человека в тесной связи. Судьба Великого. Роль рядовых «маленьких людей». Маленький великий человек. Сущность жизни популярного. |
Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений. | Знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Незнакомые, посторонние, чужие люди. Отношения с близкими и далекими. Гуманизм. Сопереживание, сочувствие, сострадание. Совесть – со-ведданое состояние души другого человека. |
Правовые знания. | Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения". Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность. Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву. Овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права. |
Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность. | Непохожесть людей. Различия в восприятии жизни. Различие психологическое. Неповторимость и уникальность каждой личности. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью. |
Мужские и женские особенности человека. | Мужчина – «лидер», «сильный», подчинитель женщины. Женщина – «слабая», «ведомая», «прекрасная». Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины». |
Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности возраста. | Возрастные этапы: младенчество – детство – отрочество – юность – зрелость – старость Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослых. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни. |
Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других. | Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности, талант, одаренность, гениальность. Роль активных усилий в достижении успеха. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Признание и непризнание другими деятельных заслуг человека. Радость любимого дела и уныние принудительного труда. Деятельность предметная, одухотворенная. Профессиональный труд – как средство заработка и достойной жизни и как радость созидания. |
День достойного человека как зеркало его достойной жизни. | Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расширение своего личностного пространства в ходе дел. День как часть истории в жизни человечества. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатление, оценка, изменения в человеке. |
7-8 класс: «Формирование представлений о социальном устройстве жизни»
Проблемы жизни | Вопросы текущей жизни. |
Сообщество как условия жизни человека. Человек как общественное существо. | Стадо, стая как форма жизни общественных животных. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, тусовке. |
Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающее выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека. | Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека. Общественные ценности как основы социального развития. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. |
Степень готовности и стремление школьников к соблюдению российских законов, выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умение и желание сочетать общественные и личные интересы. | Повышение степени законопослушности подростков, проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни; негативное отношение обучающихся к проявлениям экстремизма, ксенофобии и другим асоциальным явлениям; осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности, честности, долга, справедливости, правдивости и др. |
Государство как система органов управления и как система регулирования, обустройства, хозяйства и собственности граждан. | Государство по отношению к отдельному человеку. Регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание. Проблема свободы человека и государственного принуждения. Проблемы ответственности. Человек как гражданин в его отношении к государству. |
Семья человека в контексте жизни общества | Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Мать и отец – безусловная ценность для каждого человека. Родословная. Корни и традиции семьи. Семейные роли: мать-жена, отец-муж, дети - сын, дочь, бабушка, дедушка. Ответственность за семью каждого. |
Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общества. | Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека в группе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свою индивидуальность. Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы. Группы учебные, по интересам, по проведению досуга и т.д. Умение человека сохранять свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место. |
Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества. | Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколения. Разные типы людей в одном поколении. Один тип людей в разных поколениях. |
Один день человека как социального существа. | Человек в роли личности, гражданина, патриота, семьянина, члена дружеской учебной и производственной группы в течение одного дня: его поведение, мысли, отношения, оценки. |
9 класс: «Формирование образа жизни, достойной человека, гражданина России»
Проблемы жизни | Вопросы текущей жизни. |
Формирование законопослушного гражданина. | Комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания. |
Жизнь животная и жизнь человеческая: принципиальное отличие. Человек, постоянно решающий проблемы жизни. | Содержание жизни и средства жизни. Добыча средств. Существование как содержание жизни животных. Содержание жизни – проживание отношений к миру, решение проблем вплоть до самой смерти. |
Материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?» | Уважительное отношение к материальным ценностям. Материальные ценности и уровень духовного развития. Неприкосновенность другой собственности |
Бессмертие как вечная мечта человека. Дело жизни и след в жизни – путь к бессмертию. | Желание человека расширить пространство своей личности. Влияние человека на окружающий мир. Попытка оставить память о себе и ложные способы оставить память о себе. ЖЗЛ – как жизнь бессмертного человека. |
Этапы жизни человека: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Смысл последовательности этих этапов. | Особенности жизни, возраста; уважение всех возрастов, драма несоответствия возрасту; подготовленность к возрастному периоду жизни. |
Сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; свободное общение; общественная деятельность; отдых; путешествие; собственная творческая деятельность; спорт и художественная самодеятельность. Социальные роли человека: гражданина, труженика, потребителя, избирателя, обывателя и др. | Роль семьи в жизни человека и роль отдельного человека в жизни семьи. Выбор профессии: мотивы, предвидение последствий; способности; круг профессионального общения. Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Последствия ошибочного поведения. |
Жизнь мужская. Жизнь женская. Различие и общее. | Специфика полового воспитания жизни. Половое предназначение мужчины и женщины. |
Одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека. | Виды одиночества, значение одиночества в становлении личности и ходе жизни. Одиночество как разорванность связей с людьми: причины такого разрыва. |
Образ жизни как соотношение деятельности и ценностей. Ценности жизни и ценностные отношения. | Деятельность как условие жизни и развития личности. Характер деятельности и характер развития личности. Деятельность созидательная и разрушительная. Паразитическое существование, последствие. Преступная жизнь и ее последствия. Жизнь-наслаждение и расплата за нее. Жизнь созидателя и ее последствия. Образ жизни, отраженный в образе человека. Деловая, личная, публичная, творческая, светская, бытовая… - характеристика жизни по доминирующему содержанию. Наивысшая ценность жизни человека. Место цены в системе ценностей. Характеристика достойной жизни: добро, истина, красота. Достойная жизнь животного и человека. |
Один день как отражение жизни человека. | Содержание дня. Режим дня. Духовные, физические и материальные достижения человека в течение одного дня. Круг людей за один день. Палитра чувств и многообразие мыслей за день. Пустой день. Насыщенный день. Человек конструирует свой день. |
Основные мероприятия по реализации Программы:
№ п/п | Мероприятия | Срок проведения | Ответственный |
1. | Проведение цикла классных часов «Я – гражданин России» | В течение всего периода реализации Программы | Классные руководитель |
2. | Организация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, отделом по делам несовершеннолетних, с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, классных часов в школе. | В течение всего периода реализации Программы | Администрация ОУ |
3. | Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов. | 1 раз в год | Администрация ОУ |
4. | Проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения. | В течение всего периода реализации Программы | Классный руководитель, родительский комитет. |
5. | Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на классных собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов. | В течение всего периода реализации Программы | Классный руководитель, родительский комитет. |
6. | Организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальным педагогам, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся. | В течение всего периода реализации Программы | Классный руководитель, социальный педагог, психолог. |
7. | Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением по вопросам нравственного и правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся. | В течение всего периода реализации Программы | Классный руководитель, родительский комитет. |
8. | Участие в различных конкурсах по правовой тематике. | В течение всего периода реализации Программы | Классный руководитель, президент класса и министры класса. |
9. | Участие в акциях по правовой тематике. | В течение всего периода реализации Программы | Классный руководитель, президент класса и министры класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...
Роль деятельностного подхода на уроках обществознания в развитии и воспитании духовно-нравственной личности гражданина России и особенности его реализации
Роль деятельностного подхода в формировании духовно - нравственной личности велика: дает возможность ребятам научиться уважительно относиться к духовным ценностям других людей и в то же время отстаива...
ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»
Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...
Программа гражданско-правового воспитания учащихся: "Я - гражданин"
Программа гражданско-правового воспитания учащихся....