Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Мечкова Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы.
Полное название образовательного учреждения:
МБОУ «Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа» Куединского района Пермского края
Предмет: литература
Класс: 9
Тема: Я – гражданин? Я - гражданин!
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литература, 9 класс», 1-2 часть, под редакцией Г.И. Беленького, Издательство «Мнемозина», 2010 год.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: формирование у обучающихся компетенций поиска, самостоятельного решения проблемной задачи, используя различные источники информации.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представление о гражданских качествах человека;
- формировать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию;
- Используя знания обучающихся, полученные ими на уроках истории, обществознания, права, литературы продолжить работу по формированию понятий гражданин, качества гражданина
Развивающие:
- формировать ключевые компетенции:
- выделять главное в тексте,
- строить причинно-следственные связи,
- анализировать и обобщать информацию,
- предлагать собственное решение вопроса.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой и парной работы.
- продолжить работу по формированию у обучающихся активной гражданской позиции.
Проблемные вопросы:
1. Как вы понимаете слово «гражданин»? Что значит быть гражданином?
2. Где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в России или за ее пределами?
3. Почему вы считаете себя гражданами своей страны?
Тип урока:
интегрированный урок проводится после изучения творчества В.В. Маяковского, его произведения «Стих о советском паспорте»
Форма урока:
проблемно-эвристический урок
Формы обучения:
- фронтальная работа
- работа в парах
- групповая работа
- игровые формы: эвристические, организационно - деятельностные.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы ватмана, маркеры, карточки, тексты Конституции РФ, Закон о гражданстве.
Методы:
- Частично - поисковые
- Проблемно – сообщающие
- Проблемно-эвристические
- Сравнение, анализ, синтез и т.д.
Ход урока:
Название этапа урока | Содержание этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ИКТ |
1.подготови- тельный этап | 1.оргмомент 2 минуты |
(готовность к уроку) |
| |
2.подготовка к изучению нового материала 2 минуты |
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А.Некрасов)
|
| Слайд №1 | |
2. основной этап | 3.новый материал 3 минуты |
Вчера вам на дом было задано прочитать «Стихи о советском паспорте». Какие слова из этого произведения можно считать самыми важными? С какими чувствами произносит их поэт? Почему ? Понятие и сущность определения «Гражданин» с исторической точки зрения. |
| Слайд № 2 |
4. практическая работа 10 минут | Сейчас вы самостоятельно попробуете найти ответы на вопросы: В парах: Что значит быть гражданином? В группах: Какими качествами должен обладать идеальный гражданин демократического государства? Что он должен знать и уметь?
«литераторы»: используя знания содержания различных литературных произведений, должны выделить качества личности, определяющие человека как гражданина. Необходимо привести примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности; историки: обсуждают вопрос: кого и почему называли гражданами в истории России? Необходимо привести примеры поступков исторических личностей, которые можно характеризовать как гражданские поступки. При ответе на этот вопрос желательно использовать факты из истории России. правоведы: используя правовые документы, выделяют черты, свойственные настоящему гражданину.
|
Учащиеся делятся на группы: литераторы, историки, правоведы. На листах ватмана записывают качества, присущие гражданину.
Далее после выступления каждой группы на доске появляется список гражд. качеств | Слайд № 3 Слайд 4 | |
5. вывод 2 минуты |
|
| Слайд 5 – определение «Гражданин» Слайд 6 - слова Ильина | |
6. работа с тестом «Ты гражданином быть обязан» 6 минут |
|
| Слайд 7 Задание теста | |
7. проблемная ситуация 10 минут | - Обучающимся предлагается решить вопрос: где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в России или за ее пределами. Обучающиеся подбирают по два – три довода в подтверждение своей позиции по принципу «за» и «против». - Выводы каждой группы записываются на доску и путем дискуссии выделяются основные аргументы по заданной проблеме. Педагогу следует привести высказывания известных людей по данной проблеме, пословицы и поговорки: - где родился, там и пригодился, - в родном доме и стены помогают и др. |
| Слайд 8 где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в России или за ее пределами. Слайд 9 где родился, там и пригодился… | |
3 минуты | О понятии «Почетный гражданин», за что присваивается такое почетное звание (историческая справка). Знаете ли вы, кому в нашем районе присвоено такое почетное звание? Почетный гражданин Куединского района Усынин Александр Егорович, председатель правления СПК колхоз «Новый путь» |
| Слайд 10 Слайд 11 | |
3. Заключи- тельный этап | 8. Итог урока 2 минуты 9. Рефлексия 4 минуты 10. Домашнее задание 1 минута | Оцените по 5 бальной системе, насколько вы считаете себя Гражданином своей страны? Кто хотел бы высказаться по этому поводу: почему вы считаете себя гражданами? Как вы проявляете себя как граждане своей страны? Рефлексия: Каждому желающему дается возможность высказать свое мнение об уроке. Урок:
Д\З: : Кому из наших современников вы присвоили бы звание «Почетный гражданин России» и за что? Напишите сочинение - рассуждение. |
| Слайд 12 Слайд 13 14 слайд |
Использованые ресурсы:
- cgo.perm.ru - тренинг «Салат» и физ.минутка «Молекулы»
- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
- http://festival.1september.ru/articles/550089/ - урок «Я - гражданин»,
- http://www.invest.city.tambov.gov.ru/index.php?id=135 – о почетном гражданине, историческая справка
- images.yandex.ru › - картинки для презентации
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/vidy-refleksii - рефлексия на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Я ребенок! Я гражданин"
Урок по обществознанию. 7 класс....
Разработка урока "Я-ребенок! Я-гражданин!"
Парламентский урок. Форма проведения урок-игра, для учащихся 6-8 классов. Я провела этот урок не как учитель истории, а как классный руководитель 8 класса и задействовала младших школьников....
Методическая разработка урока "Права человека и гражданина"
Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации "К...
урок-игра по обществознанию "Гражданином быть обязан"
Урок по обществознанию "Гражданином быть обязан " проводился к 20-летию принятия Конституции РФ . Цель урока : Сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и ...
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.
Кирилл и Мефодий – просветители-славяне. Цель:1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;2) раскрыть роль Кирилла ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.
Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...