Статья "Актуализация истории как способ формирования активного гражданина"
статья по теме
Статья на тему методики преподавания истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_aktualizatsiya_istorii_kak_sposob_formirovaniya_aktivnogo_grazhdanina.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Актуализация истории как способ формирования активного гражданина.» Автор: Еременко Николай Валерьевич учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 57 Приморского района Санкт-Петербурга |
Актуализация истории
как способ формирования активного гражданина
В одном популярном телешоу известный политолог посетовал на потрясающее незнание истории собственной страны подрастающим поколением, более того, по его мнению, формируется альтернативное, часто антинаучное понимание фактов и событий прошлого:
«Я спросил у аудитории:
– Знаете ли вы, кто такой генерал Карбышев?
Поднялось несколько рук.
– А кто такой генерал Власов?
Лес рук.»
Действительно, даже мой, пока еще небогатый опыт работы учителем истории показывает, что на формирование системы исторической оценки былого все меньше влияния оказывает учебник и все больше - Интернет.
Мы живем в эпоху информационной революции. Ресурсы всемирной сети безграничны и предельно доступны – одно нажатие на клавишу и поисковик выдаст сотни сайтов с самой разнообразной информацией. Зачастую с информацией недостоверной, непроверенной, порой – сознательно искаженной.
Материал, изложенный в школьном учебнике, довольно сух, наполнен научными терминами и не относится к «легкому чтению» и это естественно – учебник есть учебник. Как же заставить школьника отказаться от Википедии и обратиться к книге?
К. Д. Ушинский заметил когда-то: «Учение есть труд, и труд серьезный…» Когда мы говорим о выборе, который должен сделать ученик, мы подразумеваем выбор между «серьезным трудом» и пустым качанием Интернет-контента. Таким образом, проблема заключается в том, чтобы ученик сознательно выбрал «серьезный труд». Как этого добиться? Надо изменить отношение школьника к исторической науке: мы изучаем не «преданья старины глубокой», а сегодняшний день, ведь практически все проблемы сегодняшнего дня своими корнями уходят в глубь веков.
Ведь ещё великий русский историк Василий Осипович Ключевский говорил: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий». Играя на естественном любопытстве ребенка, мы получаем возможность разбудить у него интерес к истории.
В своей практической работе в школе №57, я попытался актуализировать преподаваемый исторический материал. Урок истории в старших классах у нас начинается с пятиминутки политической информации. В конце урока я даю дифференцированное домашнее задание, помимо основного домашнего задания, предлагаю ученикам на оценку выполнить следующую задачу: посмотреть выпуск вечерних новостей на любом федеральном телеканале или обратиться к новостным интернет-изданиям (Лента.ру, РИА Новости, Страна.ру, Национальная служба новостей) и выписать наиболее важные, на их взгляд, события из сферы международной и Российской политической жизни, произошедшие за последние дни. Следующий урок истории я начинаю с пяти минут опроса и обсуждения новостей, на которые обратили внимание мои ученики, я интересуюсь их отношением к этим событиям, затем вместе с ними ищу корни того или иного события, прибегая к помощи исторической науки. Весь ход человеческой истории пропитан сотнями причинно-следственных связей. Например, многие ученики говорят о санкциях, наложенных Евросоюзом на Российскую Федерацию, но затрудняются ответить о глубинных причинах этих событий. Лишь немногие могут связать сегодняшнюю напряжённою обстановку между Россией и Западом с периодом «холодной войны» (1946-1989) между СССР и США. Я же предлагаю ученикам вспомнить средневековую историю. Раскол христианской церкви на западную и восточную в 1054 году. Принятие князем Владимиром Святославовичем православного христианства имело далеко идущие последствия и в первую очередь в формировании особого мировоззрения, антагонистического западноевропейскому. Европейцы-католики считали православных христиан раскольниками и еретиками, что в моральном плане оправдывало завоевательные крестовые походы на Русь и породило концепцию Drang nach Osten – Натиск на восток, которую также в своей пропаганде использовал А. Гитлер во время Великой Отечественной войны. Продолжение этой политики можно увидеть в экспансии НАТО на восток. Очередные учения НАТО нередко становятся объектом новостных передач.
Часто ученики обращают внимание на новости о гражданской войне в Сирии и интересуются участием Российской Федерации в этой войне. На это я указываю на тесные связи между нашими странами не только в духовно-культурном отношении (Антиохийская православная церковь-один из четырёх древних восточных патриархатов Вселенской Церкви.), но и в военно-стратегическом, ведь ещё в 1971 году в Сирии в г. Тартус была построена база ВМФ СССР. Соответственно, приход к власти в этой стране радикальных исламистов является неприемлемым для Российской Федерации. В то же время, рассматривая гражданскую войну в Сирии, мы касаемся идеологии радикального исламизма и запрещенной в РФ организации «Исламское Государство». Исламский экстремизм и международный терроризм имеет множество корней в истории. Начало противостояния исламского востока и христианского запада мы тоже находим в средневековой истории, в арабских завоеваниях (VII-VIII вв.) и первых крестовых походах на Иерусалим (XI-XV вв.).
Новости с Украины заставляют нас обратиться к истории 19 века, к политике Австро-венгерской монархии, бурное и не всегда стабильное и последовательное развитие отношений с Турцией дают повод поднять огромный исторический пласт, начиная с XVII века. Подобных примеров можно привести бесконечно много, они могут и должны побудить ученика к разгадыванию современных внешнеполитических головоломок с позиций исторической науки. Главное же, на мой взгляд, таким образом достигается формирование у школьника исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, формирование патриотизма и гражданственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"
Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Использование игровых элементов в учебной деятельности даёт уст...
Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима...
Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся
Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...
Применение интеллект - карт на уроках истории как способ формирования учебно-познавательной компетенции
В материале представлен опыт работы с интеллект0картами на уроках истории...
Алгоритмы на уроках истории как способ формирования и развития интеграционных компетенций обучающихся.
Статья знакомит с использованием алгоритмов на уроках истории....
самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"
Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...
Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе
Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...