урок по теме "Гражданин.Права гражданина"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается право граждан выбирать и быть избранными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_grazhdanin.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Гражданин и избирательное право. Проблема абсентеизма.
Цели:
• продолжить формировать представление учащихся о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей; о том, что он имеет права и обязанности;
• развивать коммуникативные навыки посредством работы в группах;
• формировать активную гражданскую позицию.
Форма урока. Урок- дискуссия.
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учащихся. Цель: вызвать интерес к теме занятия. | Вводное слово учителя. Тема, которую мы сегодня затронем, очень важна для каждого из нас. Послушайте информацию и определите , о ком пойдет речь. (Слайд 2) • В далекие античные времена так назывались свободные жители Афин и Рима. В средневековье так стали называть жителей вольных городов . Потом это слово все реже употреблялось людьми , но с новой силой слово зазвучало в громовых раскатах французской революции, в ее законах, в речах ее ораторов, в знаменитой «Марсельезе». • В нашей стране, в России это слово узаконилось после февральской революции 1917 года. О чем или о ком мы будем говорить? (Гражданин).(Слайд 3.) | Определяют тему урока . «Гражданин РФ». |
2. Сообщение темы занятия, ожидаемых результатов, хода занятия. | Итак, главный герой нашего урока- Гражданин. Цель урока: Мы вспомним сегодня, кого называют гражданином, какими правами и обязанностями обладает гражданина РФ. Попробуем выяснить, какова роль каждого из нас- граждан - в жизни общества и страны. На уроке мы будем работать в группах. Но проявить свои знания и позицию по вопросам урока может каждый. (Слайд 4.) | Распределяются по группам. |
3. Изучение нового материала. | Беседа. -Кого сегодня называют гражданином? - Понятие гражданин имеет нравственный и правовой смысл. Николай Некрасов говорил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». По мнению Аристотеля «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению» - В каком из выражений отражен правовой, а в каком нравственный смысл? | Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ. ( монологическая речь). |
4. Интерактивная работа. |
Слайд 5. А что значит правовое и нравственное содержание понятия гражданин. Определите, какие из перечисленных черт характеризует гражданина с нравственной точки зрения, а что- с правовой? - Мы на уроке рассмотрим правовое содержание понятия Гражданин и отношение его к государству. Слайд 8. Есть два вида принадлежности человека к государству: подданство и гражданство. -Что такое гражданство? (политико- правовая связь лица и государства) -Что такое подданство? ( принадлежность человека к определенному монархическому государству) - С чем связано определение гражданства и подданства?( с государством) - В чем выражается связь лица и государства? (наличие прав и обязанностей) Работа с первоисточником. Как закрепляется эта связь? ( права и обязанности закреплены в Конституции РФ) Используя текст Конституции, назовите основные обязанности граждан РФ. Слайд 10. -Права гражданина также зафиксированы в Конституции. Однако их намного больше, чем обязанностей. Основные права гражданина РФ делятся на три категории: личные (гражданские) права, политические и социально- экономические и культурные права.
Слайд 11. Проверяем таблицу. Одним из основных политических прав гражданина РФ является право участвовать в в управлении делами государства. Участие в управлении осуществляется через реализацию права избирать и быть избранными, права участия в отправлении правосудия. Слайд 12 (Фильм).
Постановка проблемного вопроса. Слайд 14.
Работа в группах.
Чтобы найти на этот вопрос, рассмотрим в группах следующие вопросы. |
Заполняют у доски таблицу.
Слайды 6- 7. Работают с текстом Конституции РФ. Выделяют обязанности гражданина РФ. (Слайд 9.)
Работая с текстом Конституции, классифицируют права человека и гражданина на личные, социально-культурные и политические . (таблица) Просмотр ролика о б избирательном праве. Раскрывают понятие АБСЕНТЕИЗМ, опираясь на имеющиеся знания и материалы толкового словаря.
Формулировка вариантов ответа. Работа в группах. Учащиеся готовят ответы на вопросы. Готовят представление своей работы. |
5. Закрепление . Цель: формирование активной гражданской позиции. | Наше будущее зависит от нашей молодежи. Именно ей предстоит строить мир, каким она себе его представляет. И здесь важна ваша гражданская позиция. Я предлагаю сейчас проявить её и изготовить листовки, призывающие к активному участию в политической жизни страны. | Изготавливают листовки, призывающие к участию в выборах, формированию активной гражданской позиции. |
6. Итог урока. Релаксация. |
С. Смайлс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Я ребенок! Я гражданин"
Урок по обществознанию. 7 класс....
Разработка урока "Я-ребенок! Я-гражданин!"
Парламентский урок. Форма проведения урок-игра, для учащихся 6-8 классов. Я провела этот урок не как учитель истории, а как классный руководитель 8 класса и задействовала младших школьников....
Методическая разработка урока "Права человека и гражданина"
Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации "К...
урок-игра по обществознанию "Гражданином быть обязан"
Урок по обществознанию "Гражданином быть обязан " проводился к 20-летию принятия Конституции РФ . Цель урока : Сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и ...
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.
Кирилл и Мефодий – просветители-славяне. Цель:1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;2) раскрыть роль Кирилла ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.
Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...