Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс
рабочая программа по биологии
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunye_issledovateli.docx | 54.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области
Гербаевская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта; письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» .
Программа внеурочной деятельности составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» является программой познавательной направленности и служит дополнением к программе предметного курса «Окружающий мир ». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность школьников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Занимательные опыты, эксперименты, проводимые на занятиях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития школьников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.
Форма проведения занятий –групповая,традиционные, комбинированные и практические занятия, праздники, опыты и другие занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), экскурсии, круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Методы обучения.
- Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
- Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов как в начальном звене, так и в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель:выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Программа выстроена на диалогично-деятельностном подходе, при знакомстве с которым учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Программа ориентирована на формирование исследовательского стиля мышления младших школьников, на формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Содержание
Содержание программы способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, к деятельности, характерными чертами которой являются:
- использование знаний и умений в нестандартной ситуации;
- умение разглядеть проблему в привычном;
- способность найти новое применение объекту;
- умение понимать структуру объекта, интегрировать новые и старые способы действия.
Знакомство с программой внеурочной деятельности даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.
Знания и умения, полученные в результате освоения данной программы в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основное содержание:
1.Введение в исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Познакомятся с понятием «исследование» и «исследовательская деятельность».
- Узнаю о доступных нам методах исследования и наблюдения.
- Научатся выполнять задания на тренировку и наблюдательность.
- Лекарственные растения края.
Задачи:
- Познакомится с лекарственными растениями своего края(области, села).
- Рассмотреть, изучить с помощью источников информации лекарственные растения нашей местности.
- Выявить их значение и использование в медицине.
- Коллекционирование.
Задачи:
- Познакомиться с методом исследования, его значением.
- Узнать какие коллекции собирают люди разных стран.
- Научится собирать коллекцию, составлять характеристику своей коллекции.
- Вода – источник жизни на Земле.
Задачи:
- Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
- Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
- Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
- Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.
- Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
- Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
- Раскрыть роль и значение воды в природе
- Эксперименты с продуктами питания.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».
- Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
- Воспитание у детей культуры питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Привитие желания вести здоровый образ жизни.
- Эксперименты с природным материалом.
Задачи:
- Сформировать представления детей о свойствах природного материала.
- Активизация речи и обогащение словарного запаса.
- Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
- Развитие восприятия и произвольного внимания.
- Эксперименты с воздухом.
Задачи:
- Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений).
- Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
Учебный план:
№ | Наименование раздела | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Введение в исследовательскую деятельность. | 5 | 4 | 1 |
2 | Лекарственные растения края | 3 | 1 | 2 |
3 | Коллекционирование | 5 | 3 | 2 |
4 | Вода- источник жизни на Земле | 6 | 3 | 3 |
5 | Эксперименты с продуктами питания. | 8 | 3 | 5 |
6 | Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений | 5 | 1 | 4 |
7 | Эксперименты с воздухом. | 3 | 2 | 1 |
Итого | 35 | 17 | 18 |
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Познавательные:
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;
- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные УУД:
- Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло).
- Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
- Рефлексивные (отвечать на вопросы:«Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
- деятельности;
- представляют результаты проектной деятельности в виде эскизов;
- конструктивно и продуктивно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса.
В результате работы по программе учащиесябудут знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- способы получения и обработки информации,основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы презентации исследования.
Учащиеся научатся:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- выделять из текста основные понятия и давать им определения;
- классифицировать предметы, процессы, явления и события;
- делать выводы и умозаключения
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу общественности
(Т)-теория
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Тема занятия | Формы поведения занятий | Количество часов | Дата | ||||||
план | факт | |||||||||
| ||||||||||
1 | Введение. Что такое исследование? | Беседа, лекция (Т) | 1 | |||||||
2 | Наблюдение и наблюдательность. Преимущества и недостатки методов. | Беседа, дискуссия (Т) | 1 | |||||||
3 | Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях | Практическое занятие с элементами экспериментирования (Т) | 1 | |||||||
4 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | Беседа, лекция (Т) | 1 | |||||||
5 | Коллективная игра-исследование и эксперименты. | Игра | 1 | |||||||
| ||||||||||
6 | Экскурсия в природу. Знакомство с лекарственными растениями. Сбор растений. | Экскурсия, сбор растений(Т) | 1 | |||||||
7 | Исследовательская работа «Чем полезна крапива и репей» | Практическое занятиес элементами исследования | 1 | |||||||
8 | Работас источниками информации. Подготовка отчета по исследованию. | Практическое занятиес элементами исследования | 1 | |||||||
| ||||||||||
9 | Коллекционирование. | Групповое занятие с элементами исследования (Т) | 1 | |||||||
10-11 | Экспресс- исследование «какие коллекции собирают люди». | Теоритическая исследовательская работа с источниками информации (Т) | 2 | |||||||
12-13 | Сообщения о своих коллекциях. | Групповая работа, выступление | 2 | |||||||
| ||||||||||
14 | Что мы пьем? Вода- источник жизни. | Беседа, дискуссия (Т) | 1 | |||||||
15 | Воды России. | Групповое занятие с элементами исследования (Т) | 1 | |||||||
16 | Творческое задание « Все о воде» | Индивидуальное исследование | 1 | |||||||
17 | Роль и значение воды в природе. | Групповое занятие с элементами исследования (Т) | 1 | |||||||
18 | Имеет ли вода форму, цвет и запах. | Групповое занятие с элементами исследования | 1 | |||||||
19 | Способность воды растворять вещества. | Групповое занятие с элементами исследования | 1 | |||||||
5. Эксперименты с продуктами питания(8 часа) | ||||||||||
20 | Как заставь яйцо плавать. Мячик из яйца. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | |||||||
21 | Апельсин-вредитель. Апельсин тонет или плавает? | Занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | |||||||
22 | Полезная и «вредная» еда. | Групповое занятие (Т) | 1 | |||||||
23 | Соки и нектары- наличие красителей и консервантов. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||||||
24 | Молоко и его свойства. | Групповая, занятиес элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||||||
25 | Шоколад- вред или польза? | Групповая, занятиес элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||||||
26 | Картофель- чудо природы. | Групповая, занятиес элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||||||
27 | Чипсы- лакомство или яд? | Групповая, занятиес элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||||||
| ||||||||||
28 | Природные материалы и явления. Методы познания окружающего мира. | Групповое занятие, беседа (Т) | 1 | |||||||
29 | Какими бывают камни? Коллекции камней. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | |||||||
30 | Что такое снег? Чудеса снега. | Урок – экскурсия, занятие с элементами экспериментирования | 1 | |||||||
31 | Секрет сосновой шишки | Занимательная игра-занятиес элементами исследования. | 1 | |||||||
32 | Почва. Изучение состава почвы. | Занятиес элементами исследования. | 1 | |||||||
| ||||||||||
33-34 | Что такое воздух. Химический состав и свойства воздуха. | Занятиес элементами исследования. (Т) | 2 | |||||||
35 | Шарик – ракета. Сделай парашют. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 |
Информационно – методическое обеспечение
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2010
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 20013г.
- Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность школьников». Издательство «Аркти» Москва 2012г.
- Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2017г.
- Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 2017 г.
Материалы Интернет-сайтов:
http://razvivash-ka.ru/fizicheskie-opyty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah
http://www.karusel-tv.ru/announce
https://simplescience.ru/product
- Информационно – методическое обеспечение
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.
- Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
- Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
- Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
Материалы Интернет-сайтов:
http://razvivash-ka.ru/fizicheskie-opyty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah
http://www.karusel-tv.ru/announce
https://simplescience.ru/product
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные поэты и прозаики» (5-7 класс)
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные поэты и прозаики» (5-7 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 7 класса
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компете...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» 8-9 класс.
Программа внеурочной деятельности "Юный химик" для 8-9 классов направлен на то, что в течение первого года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь природы-ЮНИС»
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследователь...