РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс)
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа с.Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на Педагогическом совете Директор ГБОУ СОШ с.Узюково
Учреждения ______________ Т.Г.Михайлова
протокол № _________ от Приказ № __________________
«____» ____________20 ___г. «____» ____________20 ___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юный эколог»
для 9 класса
Срок реализации программы – 1 год (2019 – 2020)
Направление – социальное
Составитель: учитель 1 категории Грасмик И.И.
2019
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 9-х классов составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ № 1644 от 29.12.2014г.)
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г №1/15)
- Учебного плана ГБОУ СОШ с.Узюково
- Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ с.Узюково
- Положения о рабочей программе внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ с.Узюково
- Примерной программы «Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2017 г, авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, а также на основе проекта Регионального стандарта географического образования, автор А.Б. Криворучко, опубликованного в журнале «Советы учителю» №3, 2015 г.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков. Предусмотренные занятия проводятся для обучающихся 9-го класса с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности повышения своей экологической грамотности, предусмотрительно, осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни.
Согласно учебному плану количество часов внеурочной деятельности в 9 классе составляет в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
С учетом уровня специфики класса выстроена система внеурочных занятий, спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.
При изучении курса учитываются различные стратегии включения учащихся в учебно-познавательную деятельность на занятии (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).
Основная цель курса - формирование у обучающихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи курса:
- создание у обучающихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты предусматривают умения:
-получение опыта нравственного выбора в разных ситуациях на основе осознанного отношения к категориям экологической этики, ценностям устойчивого развития;
-способность устанавливать связи между экологическими последствиями деятельности и ее мотивами»
-положительную мотивацию к действиям в интересах устойчивого развития; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; проявлению своей гражданской позиции, законопослушности.
Метапредметными результатами являются:
-применение экосистемной познавательной модели во внеучебных ситуациях;
-рефлексивно-оценочные действия применительно к ситуациям повседневной жизни, выбора профессии на основе представлений об экологических, этических и правовых императивах, Хартии Земли;
-позиционирование себя в роли потребителя, эксперта, специалиста, гражданина в целях принятия взвешенного решения в условиях конфликта интересов, аргументация своей позиции;
-накопленный и отрефлексированный опыт принятия решения на основе системного подхода, прогноза последствий, принципа предосторожности, баланса интересов для здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития;
-применение принципов социального партнерства в реальных жизненных ситуациях, работа в команде, сотрудничество; принятие коллективного решения;
-умение пользоваться электронными ресурсами для патентного поиска;
-самостоятельное планирование и выполнение исследовательской работы, проекта с применением экосистемной познавательной модели;
-умение составлять рекомендации на основе теоретических положений для конкретных жизненных ситуаций;
-умение ставить цель, планировать и осуществлять просветительскую работу.
Предметными результатами являются представления:
-об академии как форме организации фундаментальных и прикладных исследований, ключевых экологических проблемах цивилизации 21 века; об экологической культуре как средстве достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества с природой; современных изобретениях по их решению; месте проблем экологии здоровья в профессиограмме;
Умения:
-формулировать идеи устойчивого развития»
-раскрывать содержание понятий: «опережающее развитие», «предосторожность», «экологическое качество окружающей среды», «качество жизни», «биосферосовместимость», «экологический след»;
-приводить аргументы о взаимосвязи экологической безопасности, здоровья, благополучия семьи и развития ее членов со структурой потребления семьей материальных и духовных благ, продуктов «зеленой» экономики, экологически грамотной организацией среды жизни и питания, здоровым образом жизни, энергосбережением и снижением «энергоемкости» потребительской корзины;
-выделять экологическую проблематику в произведениях художественной литературы, киноискусства и анализировать ее;
-анализировать вклад профессиональной деятельности в возникновение и решение экологических проблем, в устойчивое развитие местного сообщества;
-приводить примеры действия экологической этики, ее принципов;
-вести диалог и аргументированно выражать свою точку зрения.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Ауди-торные | Внеауди-торные |
Тема 1. Экология: раздел науки и учебный предмет | 3 | 1 | 2 | |
1 | Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет, прикладное значение экологии | 1 | 1 | |
2 | Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (участие в конкурсе «Гербарий как искусство») | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (участие в конкурсе «Гербарий как искусство») | 1 | 1 | |
Тема 2. Жизненные формы растений | 4 | 2 | 2 | |
4 – 5 | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности (практическая работа) | 1 | 2 | |
6 | Проведение урока «Лесомания» в 8-9 классах по материалам сайта Ecoklass.me (выполнение онлайн-заданий на сайте) | 1 | 1 | |
7 | Подготовка к выступлению на линейке «Сдай макулатуру – сохрани дерево!» | 1 | 1 | |
Тема 3. Охрана растительного мира | 6 | 4 | 2 | |
8 | Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. | 1 | 1 | |
9 | Редкие и охраняемые растения своей местности (практическая работа). Викторина | 1 | 1 | |
10 – 11 | Практическая работа «Мир без мусора» | 1 | 2 | |
12 | Проведение урока «Мир без мусора» из серии «Разделяй с нами»! по материалам сайта Ecoklass.me | 1 | 1 | |
13 | Составление календаря экологических дат на 2020 год. Подготовка тематического выступления на общешкольной линейке «Зеленая была…» | 1 | 1 | |
Тема 4. Условия существования животных | 4 | 2 | 2 | |
14 | Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. | 1 | 1 | |
15 – 16 | Экскурсия «Условия обитания животных» | 2 | 2 | |
17 | Организация фотовыставки «Животные зимой». Подготовка тематического выступления на общешкольной линейке «Покормите птиц зимой» | 1 | 1 | |
Тема 5. Изменения в животном мире Земли | 6 | 4 | 2 | |
18 | Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных | 1 | 1 | |
19 | Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории | 1 | 1 | |
20 | Красная книга. Редкие и охраняемые животные нашей местности | 1 | 1 | |
21 | Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных | 1 | 1 | |
22 | Коллективный просмотр и обсуждение одного из фильмов: «Белый Бим - Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» | 1 | 1 | |
23 | Организация фотовыставки «Мои домашние животные» | 1 | 1 | |
Тема 6. Окружающая среда и здоровье человека | 6 | 3 | 3 | |
24 | Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. «Круглый стол» на темы повышения экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (с приглашением представителей коммунальных предприятий) | 1 | 1 | |
25 | Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни | 1 | 1 | |
26 | История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой | 1 | 1 | |
27 | Климат и здоровье. Биометеорология. Проектная деятельность. Оценка состояния физического здоровья | 1 | 1 | |
28 | Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация | 1 | 1 | |
29 | Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ | 1 | 1 | |
Тема 7. Практическая экология | 5 | 5 | ||
30 | Знакомство с агротехническими приемами возделывания овощных и цветочных культур | 1 | 1 | |
31 | Знакомство с агротехническими приемами возделывания овощных и цветочных культур | 1 | 1 | |
32 | Проектная деятельность «Наш пришкольный участок» | 1 | 1 | |
33 | Проектная деятельность «Моя цветочная клумба» | 1 | 1 | |
34 | Закладка цветочной клумбы | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный эколог"
Рабочая программа по курсу "Юный эколог"...
рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса
Даннаяй программа для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"
Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.
Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс
Спецкурс "Юный эколог" 5 класс...
Рабочая программа кружка "Юный эколог" 6 класс
к форме 6...