Рабочая программа кружковой деятельности «Юные поэты и прозаики» (5-7 класс)
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные поэты и прозаики» (5-7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka._yunye_pety_i_prozaiki.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БАРЛЫК
БАРЫЫН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО ЗД по УВР Директор школы
Руководитель ШМО Ооржак С.К. Кандит-оол Ш.К
_________________ _______________ ___________________
Протокол №______ «__»_______ 20__г. «__»___________20__г.
«__»_________20__г.
Рабочая программа кружковой деятельности
«Юные поэты и прозаики»
на 2017-2018 учебный год
Название «Юные поэты и прозаики»
Срок реализации – 1 год.
Возраст детей – 10-14 лет (5-7 кл.).
Составитель: Сечек А.Б.
Барлык – 2017 г.
Информационная карта образовательной программы
1. Направление деятельности | Художественно - эстетическое |
2. Форма и название творческого объединения | Кружок «Юные поэты и прозаики» |
3. Название образовательной программы | Проба пера |
4. Образовательная область | Тувинская литература, тувинский язык, краеведение, окружающий мир. |
5. Продолжительность образовательного процесса | 1 год |
6. Возраст обучающихся | 10 – 14 лет |
8. Форма организации образовательного процесса | Индивидуальная, групповая |
9. Достижения обучающихся | Выпуск газеты, участие в конкурсах чтецов, литературных композиций, тематических литературных конкурсах и т.д. |
Пояснительная записка
«Творчество - это та волшебная шапка,
под которой расцветает счастье».
С.Р. Львов.
В наше время наиболее актуальной проблемой для школы является творческая нереализованность учащихся. В связи с отсутствием кружковой работы, дети и их родители порой не знают о способностях учащихся. Через создание пусть не идеальных, но собственных стихотворений ребенок само выражается, ищет и находит свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через сочинение собственных стихотворений об окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности.
Цель: через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться самим создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
- стимулирование интереса к духовному богатству мировой культуре;
- приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.
- расширить знания об окружающем мире;
- формировать коммуникативные умения учащихся;
- приобщение учащихся к лучшим образцам лирики знаменитых поэтов;
- развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;
- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;
- актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;
- формирование у школьников положительной мотивации к обучению.
Направления работы:
- Творческое: сочинение стихов, сказок, рассказов;
- Просветительское: выпуск газет, стихов собственного сочинения;
- Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.
В группе будут заниматься 25 учащихся 5-8 классов, разного уровня развития и успешности в обучении.
Курс обучения составляет 35 часов.
В дальнейшем дети смогут без затруднений браться за любую творческую работу, не стесняться быть индивидуальными и интересными.
Все детские работы регулярно печатаются в газете для детей и родителей, которую дети редактируют и издают самостоятельно.
Методика проведения занятий:
Для занятий кружка характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они отличаются дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.
Ребята читают стихи, анализируют, спорят, работают ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
- увлекательные тематические занятия;
- обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
- чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
- занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения, сказки и рассказы;
- Практикум;
- Самостоятельная работа;
- Работа в фондах библиотеки;
- Тренинги;
- Встречи с интересными людьми;
- Экскурсии.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема (подтема) | Количество занятий | ||
Теорет-кие часы | Прак-кие часы | Всего кол-во часов | ||
1. | I. Подготовительный этап. Актуализация знаний. | |||
Основы стихосложения. Средства художественной выразительности. Жанры лирических произведений. | 1 | 1 | 2 | |
2. | II. Тренировочные занятия. | |||
Структура стихотворения. Игра «Путаница». Знакомство с литературной критикой. | 2 | 2 | 4 | |
Нахождение выразительных средств языка, рифмы. Игра «Доскажи словечко», «По строчке». | 2 | 2 | 4 | |
Выбор темы, выразительных средств. Написание стихотворений по выбранной теме, прозы. | 2 | 3 | 5 | |
Обобщение полученных знаний. | 1 | 1 | 2 | |
Создание стихотворных произведений. Средства художественной выразительности. Жанры лирических произведений. | 2 | 2 | 4 | |
3. | III. Активизация поисковой деятельности. | |||
Экскурсия – способ получения красочных образов. | 1 | 2 | 3 | |
Поэтический вечер «Мой любимый поэт». | 1 | 2 | 3 | |
Методика «Ищем свой стиль». | 1 | 1 | 2 | |
Написание собственных стихотворений, оформление поэтической газеты. | 1 | 2 | 3 | |
4. | IV. Итоговое занятие. Издание поэтического сборника учащихся. | 1 | 2 | 3 |
Всего часов: | 35 |
Содержание изучаемого курса
I. Подготовительный этап. Актуализация знаний.
На первых занятиях участники кружка вспоминают основы стихосложения и выразительные средства языка, учатся подбирать красивые синонимы к привычным словам и выражать свои эмоции посредством слова.
Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.
Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.
Понятие о строфе. Разновидность строф.
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, элегия, песня.
II. Тренировочные занятия.
Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе.
В игре «Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и логически перестраивая текст в стихотворение, преобразуя «скучные» слова, дети подходят к практической работе над выразительными средствами языка.
Игры «Доскажи словечко» и «По строчке» учат детей работать в группе, находить и отстаивать свою позицию в коллективе, взаимодействовать с участниками кружка. Эти игры так же показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат находить самые яркие образы и делиться с окружающими.
Знакомство с литературной критикой
"Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурсы: «Слово доброе посеять», «Стихи о маме», «Скоро новый год» посвящённый здоровому образу жизни.
"Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений детских поэтов.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
III. Активизация поисковой деятельности.
Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, сказок, рассказов; выбору темы и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам.
Для поиска ярких эмоций используется природа. Экскурсии в осенний и зимний парк помогают увидеть красоту природы, мимо которой часто проходишь, не замечая и передавать свои мысли стихотворением.
Поэтический вечер – любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. В этом году поэтический вечер любимому поэту ребенка. В этом случае у ребенка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше всего.
Особое внимание уделяю духовно - патриотическому воспитанию детей. Дети с интересом слушают рассказы о Великой Отечественной войне. Ведут исследовательскую работу вместе с семьёй. Собирают информацию об участниках войны. Этой теме дети посвящают свои стихи и рассказы.
"Культурный кругозор читателя и начинающего поэта".
Работа с текстами
Главное в произведении - идея, основная мысль.
Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?"
Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Стили речи. Художественный стиль. Публицистический стиль. Смешение стилей.
Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Сонет.
Описание предмета (композиция описания, сопоставление научного и художественного описания)
Прогнозируемый результат реализации программы.
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства, расширение лингвистический кругозора, развитие творческих способностей, повышение языковой культуры, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных сказок, рассказов и стихов – все это должно стать результатом работы кружка.
К концу учебного года участники должны
Знать:
- структуру стихотворения, выразительные средствах языка, правила чтения и анализа стихотворений.
Уметь:
- представить свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим участникам;
- вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постичь поэтические идеи;
- анализировать поэтические художественные произведения;
- создавать самостоятельно художественные тексты;
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Результатом работы кружка будет так же активное участие в конкурсах школьного и районного уровня и печатные работы большинства участников кружка в газете «Солнечная копилка» под редакцией актива кружка.
Формы контроля
Форма проведения контроля | Сроки контроля | Объект контроля | Форма предъявления результатов контроля |
1. Викторина «Выразительные средства языка». | Ноябрь | Знание выразительных средств, умение находить их и заменять ими «скучные» слова. | Учащиеся получают баллы за грамотные ответы. Баллы вносятся в таблицу достижений. |
2. Создание собственных стихотворений. | Январь, февраль | Знание структуры стихотворения, рифмы, выразительных средств языка и умение применить знания на практике. | Обсуждение результатов на круглом столе. |
3. Выступление с собственными произведениями. | Март | Умение выступать перед публикой, эмоциональное чтение. | Оценивание работы каждого ученика, запись в таблицу достижений. |
6. Издание стихотворений в газете. | Апрель, май | Умение отбирать свои лучшие работы, оформление газеты. | Показ лучших работ, награждение грамотами. |
Литература:
Список использованной литературы для учителя:
- Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2001.
- Гаврилова Т.Н. Маленькое чудо. – М., 2001
- Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят… – М., 2003.
- Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 1999.
- Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2003.
- Ратникова М.С. Солнышко между строк. – М., 2002.
- Эткинд Е. Разговор о стихах.
Список использованной литературы для учащихся:
- Воителева Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2002.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2001.
- Матвеева Т.В. От звука до текста. – Волгоград, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный филолог"6 класс
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа внеурочной деятельности “ Юный химик “ для учащихся в 8 классе
Освоение курса внеурочной деятельности «Юный химик» Занятия дают возможность достичь личностных результатов:воспитание российской гражданской ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 7 класса
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компете...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» 8-9 класс.
Программа внеурочной деятельности "Юный химик" для 8-9 классов направлен на то, что в течение первого года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие н...
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс...