Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь природы-ЮНИС»
рабочая программа по биологии (5, 6, 11 класс)
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждеаю»
На заседании лаборатории Заместитель директора по УМР Директор МБОУ «СОШ№92»
учителей естественных наук ____________ Пузырёва Л.А. ______________ Э.Э. Кожевникова
Протокол №___ от _______20___ протокол № _____ от ________20____
Руководитель лаборатории
_____________ Автушенко Л.Н.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный исследователь природы-ЮНИС»
5- 6 класс
(68 часов)
Составил:
Учитель биологии
МБОУ «СОШ№92»
Автушенко Л.Н.
Кемерово 2021
Содержание
- Результаты освоения курса………………………………………….2
- Содержание курса…………………………………………….……...5
- Тематическое планирование…………………………………..…….7
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Юный исследователь природы» обучающиеся на ступени основного общего образования
1. получат возможность:
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
2. получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности в неучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
3. получат возможность для формирования УУД:
Личностных универсальных учебных действий:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательных универсальных учебных действий:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативных универсальных учебных действий:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание программы (68 часов)
1. Вводное занятие (2 часа).
Цели и задачи, план работы кружка.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
Оборудование биологической лаборатории.
Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (26 часов).
Выращивание плесени и изучение условий ее существования.
Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени.
Способы борьбы с плесенью.
Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.
«Посев» микроорганизмов.
Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет).
Определение крахмала в пищевых продуктах.
Анализ подлинности пищевых продуктов.
Акция «Контрольная закупка».
Определение органических веществ в продуктах питания.
Определение кислотности продуктов питания.
3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа).
Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.
Особенности чтения научно-популярной и методической литературы:
чтение-просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Особенности и приемы конспектирования.
Тезисы.
Экскурсия в библиотеку.
4. Оформление исследовательских работ (34 ч.)
Основы научного исследования.
Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования.
Выбор темы исследовательской работы.
Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме.
Составление рабочего плана исследования.
Обоснование выбранной темы.
Оформление титульного листа.
Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература».
Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Power Point.
Логическое построение текстового материала в работе.
Наглядный материал.
Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.
Отбор и размещение рисунков, фотографий.
Научный язык и стиль.
Сокращения, обозначения.
Объемы исследовательской работы.
Эстетичное оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Выводы.
Оформление «Заключения».
5. Подведение итогов работы (2 часа).
Выступление учеников на научно – практических конференциях различного уровня.
Планы на следующий учебный год.
Тматический план
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ, РАЗДЕЛА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1. Вводное занятие (2 часа) | |
Цели и задачи, план работы кружка. | 1 |
Биологическая лаборатория и правила работы в ней. | 1 |
2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (26 часов) | |
Выращивание плесени и изучение условий ее существования | 2 |
Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени | 2 |
Способы борьбы с плесенью | 2 |
Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов | 2 |
«Посев» микроорганизмов | 2 |
Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет) | 2 |
Определение крахмала в пищевых продуктах | 2 |
Анализ подлинности пищевых продуктов | 2 |
Акция «Контрольная закупка» | 2 |
Определение белков в продуктах питания | 2 |
Определение жиров в продуктах питания | 2 |
Акция «Контрольная закупка» | 2 |
Определение кислотности продуктов питания | 2 |
3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа) | |
Источники получения информации Особенности чтения научно-популярной и методической литературы | 2 |
Особенности и приемы конспектирования Тезисы Экскурсия в библиотеку | 2 |
4. Оформление исследовательских работ (34 часа.) | |
Основы научного исследования | 2 |
Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования | 2 |
Выбор темы исследовательской работы | 2 |
Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме | 2 |
Составление рабочего плана исследования | 2 |
Обоснование выбранной темы | 2 |
Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word | 2 |
Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word | 2 |
Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point | 2 |
Возможности программы Microsoft Office Power Point | 2 |
Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point | 2 |
Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point | 2 |
Логическое построение текстового материала в работе | 2 |
Наглядный материал Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. | 2 |
Отбор и размещение рисунков, фотографий | 2 |
Научный язык и стиль Сокращения, обозначения Объемы исследовательской работы Эстетичное оформление | 2 |
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности Выводы Оформление «Заключения» | 2 |
5. Подведение итогов работы кружка (2 часа) | |
Выступление учеников на научно – практических конференциях различного уровня | 1 |
Планы на следующий учебный год | 1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальнось программы курса определена подготовкой к введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (Далее - Стандарта) в среднем звене с 2019-2024 учебного года. В рамках введения Стандарта метод проектов станет одним из основных видов деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся.
В ходе планирования и различных проектов учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира и явлений живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Деятельность школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности-
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации-
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры-
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых-
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи-
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности-
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
В результате работы по программе курса учащиеся должны
знать:
- методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Построение работы в кружке «Юный исследователь- ЮНИС» имеет свои особенности:
После вводного занятия и ознакомления с правилами работы в биологической лаборатории (п.1), ученики приступают к осуществлению проектов, примерные темы которых приведены ниже (п.2). По правилам проектной деятельности нельзя заранее сформулировать темы проектов, т. к. они рождаются в голове самих учеников исходя из личностной значимости. Поэтому приведенные темы являются приблизительными.
В ходе работы над выбранным учеником проектом, исходя из личностной значимости, дети будут параллельно знакомиться с формами и методами организации исследовательской деятельности (п.3) и оформлением исследовательских работ (п. 4). Таким образом, построение учебного материала носит параллельный характер.
Календарно - тематический план
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ, РАЗДЕЛА | ||
1. Вводное занятие (2 часа) | |||
11 | Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. | ||
2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (26 часов) | |||
2 | Выращивание плесени и изучение условий ее существования | ||
2 | Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени | ||
2 | Способы борьбы с плесенью | ||
2 | Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов | ||
2 | «Посев» микроорганизмов | ||
2 | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет) | ||
2 | Определение крахмала в пищевых продуктах | ||
2 | Анализ подлинности пищевых продуктов | ||
2 | Акция «Контрольная закупка» | ||
2 | Определение белков в продуктах питания | ||
2 | Определение жиров в продуктах питания | ||
2 | Акция «Контрольная закупка» | ||
2 | Определение кислотности продуктов питания | ||
3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа) | |||
2 | Источники получения информации Особенности чтения научно-популярной и методической литературы | ||
2 | Особенности и приемы конспектирования Тезисы Экскурсия в библиотеку | ||
4. Оформление исследовательских работ (34 часа.) | |||
2 | Основы научного исследования | ||
2 | Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования | ||
2 | Выбор темы исследовательской работы | ||
2 | Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме | ||
2 | Составление рабочего плана исследования | ||
2 | Обоснование выбранной темы | ||
2 | Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word | ||
2 | Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word | ||
2 | Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point | ||
2 | Возможности программы Microsoft Office Power Point | ||
2 | Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point | ||
2 | Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point | ||
2 | Логическое построение текстового материала в работе | ||
2 | Наглядный материал Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. | ||
2 | Отбор и размещение рисунков, фотографий | ||
2 | Научный язык и стиль Сокращения, обозначения Объемы исследовательской работы Эстетичное оформление | ||
2 | Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности Выводы Оформление «Заключения» | ||
5. Подведение итогов работы кружка (2 часа) | |||
2 | Выступление учеников на научно – практических конференциях различного уровня Планы на следующий учебный год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1. Сформировать экологические понятия.2....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Программа предназначена для учащихся 6 класса. Пропедевтический курс....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Курс расчитанный на приобщение учеников начальной школы к проектной деятельности....
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс...