Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь природы-ЮНИС»
рабочая программа по биологии (5, 6, 11 класс)

Автушенко Людмила Николаевна

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных  предметов»

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»                                             «Утверждеаю»

На заседании лаборатории                Заместитель директора по УМР                   Директор МБОУ «СОШ№92»

учителей естественных наук                      ____________ Пузырёва Л.А.                 ______________ Э.Э.  Кожевникова

Протокол №___ от _______20___                                                                               протокол № _____ от ________20____

Руководитель лаборатории

_____________ Автушенко Л.Н.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный исследователь природы-ЮНИС»

5- 6 класс

(68 часов)

                                                                                     Составил:

Учитель биологии

МБОУ «СОШ№92»

Автушенко Л.Н.

                                                                   

Кемерово 2021

Содержание

  1. Результаты освоения курса………………………………………….2

  1. Содержание курса…………………………………………….……...5

  1. Тематическое планирование…………………………………..…….7

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юный исследователь природы»  обучающиеся на ступени основного общего образования

 1.  получат возможность:

  • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

        2.  получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности в неучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

      3.    получат возможность для формирования УУД:

Личностных универсальных учебных действий:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Регулятивных  универсальных  учебных  действий:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативных универсальных учебных действий:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Содержание программы (68 часов)

1. Вводное занятие (2 часа).

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории.

Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

2.  Проектно - исследовательские работы  в области биологии (26 часов).

Выращивание плесени и изучение условий ее существования.

Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени.

Способы борьбы с плесенью.

Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.

«Посев» микроорганизмов.

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет).

Определение крахмала в пищевых продуктах.

Анализ подлинности пищевых продуктов.

Акция «Контрольная закупка».

Определение  органических веществ в продуктах питания.

Определение кислотности продуктов питания.

3.  Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа).

Источники получения   информации: таблицы, графики, диаграммы,  картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

Особенности чтения научно-популярной и методической литературы:

чтение-просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.

Особенности и приемы конспектирования.

Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

4. Оформление исследовательских работ (34 ч.)

Основы научного исследования.

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования.

Выбор темы исследовательской работы.

Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме.

Составление рабочего плана исследования.

Обоснование выбранной темы.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература».

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Power Point.

Логическое построение текстового материала в работе.

Наглядный материал.

Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

Отбор и размещение рисунков, фотографий.

Научный язык и стиль.

Сокращения, обозначения.

Объемы исследовательской работы.

Эстетичное оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Выводы.

Оформление «Заключения».

5.  Подведение итогов работы (2 часа).

Выступление учеников  на научно – практических конференциях различного уровня.

Планы на следующий учебный год.

Тматический план

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ, РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

                                       1.  Вводное занятие (2 часа)

Цели и задачи, план работы кружка.

1

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

1

2.  Проектно - исследовательские работы  в области биологии (26 часов)

Выращивание плесени и изучение условий ее существования

2

Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени

2

Способы борьбы с плесенью

2

Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов

2

«Посев» микроорганизмов

2

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет)

2

Определение крахмала в пищевых продуктах

2

Анализ подлинности пищевых продуктов

2

Акция «Контрольная закупка»

2

Определение  белков в продуктах питания

2

Определение жиров в продуктах питания

2

Акция «Контрольная закупка»

2

Определение кислотности продуктов питания

2

3.  Формы и методы организации исследовательской деятельности

(4 часа)

Источники получения   информации

Особенности чтения научно-популярной и методической литературы

2

Особенности и приемы конспектирования

Тезисы

Экскурсия в библиотеку

2

4. Оформление исследовательских работ (34 часа.)

Основы научного исследования

2

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования

2

Выбор темы исследовательской работы

2

Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме

2

Составление рабочего плана исследования

2

Обоснование выбранной темы

2

Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word

2

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word

2

Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Возможности программы Microsoft Office Power Point

2

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Логическое построение текстового материала в работе

2

Наглядный материал

Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

2

Отбор и размещение рисунков, фотографий

2

Научный язык и стиль

Сокращения, обозначения

Объемы исследовательской работы

Эстетичное оформление

2

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности

Выводы

Оформление «Заключения»

2

5.  Подведение итогов работы кружка (2 часа)

Выступление учеников  на научно – практических конференциях различного уровня

1

Планы на следующий учебный год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальнось программы курса определена подготовкой к  введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (Далее - Стандарта) в среднем звене с 2019-2024 учебного года. В рамках введения Стандарта метод проектов станет одним из основных видов деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся.

В ходе планирования и различных проектов учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира и явлений  живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Деятельность школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности-

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации-

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры-

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых-

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи-

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности-

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

В результате работы по программе курса учащиеся должны

 знать:

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

    уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

 Построение работы в кружке «Юный исследователь- ЮНИС» имеет свои особенности:

После вводного занятия и ознакомления с правилами работы в биологической лаборатории (п.1),  ученики приступают к осуществлению проектов,  примерные темы которых приведены ниже (п.2). По правилам проектной деятельности нельзя заранее сформулировать темы проектов, т. к. они рождаются в голове самих учеников исходя из личностной значимости. Поэтому приведенные темы являются приблизительными.

В ходе работы над выбранным учеником проектом, исходя из личностной значимости,  дети будут параллельно  знакомиться с формами и методами организации исследовательской деятельности (п.3) и оформлением исследовательских работ (п. 4). Таким образом, построение учебного материала носит параллельный характер.

Календарно - тематический план

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ, РАЗДЕЛА

                                                             1.  Вводное занятие (2 часа)

1

1

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории.

2.  Проектно - исследовательские работы  в области биологии (26 часов)

2

Выращивание плесени и изучение условий ее существования

2

Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени

2

Способы борьбы с плесенью

2

Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов

2

«Посев» микроорганизмов

2

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет)

2

Определение крахмала в пищевых продуктах

2

Анализ подлинности пищевых продуктов

2

Акция «Контрольная закупка»

2

Определение  белков в продуктах питания

2

Определение жиров в продуктах питания

2

Акция «Контрольная закупка»

2

Определение кислотности продуктов питания

3.  Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа)

2

Источники получения   информации

Особенности чтения научно-популярной и методической литературы

2

Особенности и приемы конспектирования

Тезисы

Экскурсия в библиотеку

4. Оформление исследовательских работ (34 часа.)

2

Основы научного исследования

2

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования

2

Выбор темы исследовательской работы

2

Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме

2

Составление рабочего плана исследования

2

Обоснование выбранной темы

2

Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word

2

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word

2

Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Возможности программы Microsoft Office Power Point

2

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Логическое построение текстового материала в работе

     2

Наглядный материал

Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

     2

Отбор и размещение рисунков, фотографий

     2

Научный язык и стиль

Сокращения, обозначения

Объемы исследовательской работы

Эстетичное оформление

     2

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности

Выводы

Оформление «Заключения»

5.  Подведение итогов работы кружка (2 часа)

   2

Выступление учеников  на научно – практических конференциях различного уровня

Планы на следующий учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1.       Сформировать экологические понятия.2....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Программа предназначена для учащихся 6 класса. Пропедевтический курс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Курс расчитанный на приобщение учеников начальной школы к проектной деятельности....

Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс

Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи»  1-4 класс...