Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» 8-9 класс.
рабочая программа по химии (8 класс)
Программа внеурочной деятельности "Юный химик" для 8-9 классов направлен на то, что в течение первого года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами. Во время второго года обучения основное направление направлено на формирование навыков исследовательской деятельности химико-экологической направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Южно-Степная средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик»
8-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Юный химик».
В течение первого года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами. Во время второго года обучения основное направление направлено на формирование навыков исследовательской деятельности химико-экологической направленности.
:
Цель: развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии; удовлетворить познавательные запросы детей, развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике, расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать общекультурный компонент; продолжить формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности и развитие индивидуальности творческого потенциала ученика
Задачи.
Познавательные:
- Сформировать навыки элементарной исследовательской работы;
- Расширить знания учащихся по химии, экологии;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
- Развить умение проектирования своей деятельности;
- Способствовать развитию логического мышления, внимания;
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
- Совершенствовать навыки коллективной работы;
- Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года и разбита на модули, которые проводятся во время осенних и весенних каникул по 17 часов, всего 68часов(34 часа в год) в первый год обучения и во второй год обучения 21 час в первом модуле и 13часов во втором модуле.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини -конференция, консультация. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.
Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят. Методы и приемы. Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:
- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
- умение ставить химические эксперименты;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
|
Учебно-методическое обеспечение. Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень, удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень, достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно - исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень, свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно - исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль - определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль.коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах
исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Формы подведения итогов реализации программы.
- Итоговые выставки творческих работ;
- Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
- Участие в конкурсах исследовательских работ;
- Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.
Используемая литература:
- Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас.иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- Авт.-сост., Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб. Крисмас+, 2006. — 105 с.
- Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. учебное пособие с комплектом карт-инструкций/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - 2-е изд., испр. - СПб., Крисмас+, 2012. - 176 с.
Алексинский В. Занимательные опыты по химии. - М., Просвещение, 1980.
Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. - Петрозаводск, «Карелия», 1974.- 175с.
Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. - М., Просвещение,1976.-191с.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л., Химия, 1978.
Конарев Б.А. Любознательным о химии. - М., Химия, 1978.
Конарев Б.А. Любознательным о химии. - М., Химия, 1978.
Сомин Л. Увлекательная химия. - М., Просвещение, 1978.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002 Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М., 1995 Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
DVD - фильмы «Занимательная химия».
http://www.chemistry.narod.ru/
1 год обучения
Тематический план
№ | Тема занятия | Срок | Содержание | Практические работы, опыты, демонстрации | |
План | факт | ||||
1 модуль. Химия - наука о веществах и их превращениях - 2 часа | |||||
1 | Химия - наука о веществах и их превращениях | Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии. | Демонстрация.Удивительные опыты. | ||
2 | Лабораторное оборудование. | Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы. | Лабораторная работа 1.Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ. | ||
1 модуль. Вещества вокруг тебя, оглянись! - 15 часов | |||||
3 | Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. | Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. | Лабораторная работа 2. Разделение смеси красителей. | ||
4 | Вода. | Вода - многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. | Лабораторная работа 3.Свойства воды. | ||
5 | «Очистка воды» | Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. | Практическая работа 1.Очистка воды. | ||
6 | Уксусная кислота. | Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. | Лабораторная работа 4.Свойства уксусной кислоты. | ||
7 | Пищевая сода. | Пищевая сода. Свойства и применение. | Лабораторная работа 5.Свойства пищевой соды. | ||
8 | Чай. | Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. | Лабораторная работа 6Свойства чая. | ||
9 | Мыло. | Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от | Лабораторная работа7. Свойства мыла. |
туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. | |||||
10 | СМС. | Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. | Лабораторная работа 8. Сравнение моющих свойств мыла и СМС. | ||
11 | Косметические средства. | Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? | Лабораторная работа 9. Изготовим духи сами. | ||
12 | Аптечный йод и зеленка. | Аптечный йод и его свойства. Почему йод нужно держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. | Лабораторная работа 10. Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода. | ||
13 | Перекись водорода. | Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. | Лабораторная работа 11. Получение кислорода из перекиси водорода. | ||
14 | Аспирин. | Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. | Лабораторная работа 12. Свойства аспирина. | ||
15 | Крахмал. | Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. | Лабораторная работа 13. Свойства крахмала. | ||
16 | Г люкоза. | Глюкоза, ее свойства и применение. | Лабораторная работа 14. Свойства глюкозы. | ||
17 | Жиры и масла. | Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла. | Лабораторная работа 15. Свойства растительного и сливочного масел. | ||
2 модуль. Увлекательная химия для экспериментаторов -13 часов | |||||
18 19 | Понятие о симпатических чернилах | Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты | Лабораторная работа 16. «Секретные чернила» | ||
20 21 | Состав акварельных красок | Состав акварельных красок. Правила обращения с ними | Лабораторная работа 17. «Получение акварельных красок» | ||
22 | Понятие о мыльных пузырях | История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. | Просмотр фильма. | ||
23 | Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри | Лабораторная работа 18. «Мыльные опыты» | |||
24 | Обычный и необычный школьный мел. | Состав школьного мела. | Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел» | ||
25 26 | Изготовление школьныхяелков | Техника изготовления школьных мелков. | Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков» |
27 28 | Понятие об индикаторах | Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. | Лабораторная работа 21. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». | ||
29 30 | Изготовление растительных индикаторов | Растения-индикаторы | Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора». | ||
2 модуль. Что мы узнали о химии ? —4 часа | |||||
31 32 | Что мы узнали о химии? | Распределение тем. Работа над мини-проектами. | |||
33 34. | Итоговое занятие. | Защита мини-проектов. |
СОДЕРЖАНИЕ.
1 модуль. Химия - наука о веществах и их превращениях - 2 часа
Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Техника безопасности в кабинете химии.
Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.
Демонстрация.Удивительные опыты.
Лабораторная работа.Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
1 модуль. Вещества вокруг тебя, оглянись! - 15 часов Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Вода - многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применение.
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений.
Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем ?
Растительные и животные масла.
Лабораторная работа 1.Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
Лабораторная работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей
Лабораторная работа 3. Свойства воды. Практическая работа 1. «Очистка воды».
Свойства уксусной кислоты.
Свойства питьевой соды.
Свойства чая.
Свойства мыла.
Сравнение моющих свойств мыла и СМС.
Изготовим духи сами.
Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода.
Получение кислорода из перекиси водорода.
Свойства аспирина.
Свойства крахмала.
Свойства глюкозы.
Свойства растительного и сливочного масел.
2 модуль. Увлекательная химия для экспериментаторов -13 часов.
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.
Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.
История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.
Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
«Секретные чернила».
«Получение акварельных красок». «Мыльные опыты».
«Как выбрать школьный мел».
«Изготовление школьных мелков».
«Определение среды раствора с помощью индикаторов».
«Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора».
2 модуль. Что мы узнали о химии? - 4 часа
Подготовка и защита мини-проектов.
Итого: 34 часа
2 год обучения
Тематический план
№ | Тема занятия | Срок | Содержание | Практические работы, опыты, демонстрации | |
План | факт | ||||
1 модуль. Введение - 1 час | |||||
1 | Введение | Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. | Лабораторная работа 1.Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ. | ||
1 модуль. Вступление в мир веществ - 4 часа | |||||
2-3 | Как устроены вещества? | Вещество. Молекула. Атом. Химический элемент. ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая формула. | Лабораторная работа 2.Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества.
| ||
4 | Физические и химические явления. | Физические и химические явления. Признаки химических реакций. | Лабораторная работа 3.Физические и химические явления. | ||
5 | Условия, влияющие на скорость химических реакций. | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | Лабораторная работа 4.Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
| ||
1модуль. Мир неорганических веществ - 16часов | |||||
6 | Самое необыкновенное вещество | Вода. Уникальность воды. Вода - растворитель. | Лабораторная работа 5.Вода - растворитель.
| ||
7 | Органолептические показатели воды. | Цветность. Мутность. Запах. | Лабораторная работа 6. Органолептические показатели воды. | ||
8 | Жесткость воды, ее определение и устранение. | Жесткость воды, ее определение и устранение | Лабораторная работа7. Определение и устранение жесткости воды. |
9 | Минеральный состав воды. | Ионы. Влияние минерального состава воды на здоровье человека. | Лабораторная работа 8. Обнаружение ионов в воде. | ||
10 | Влияние синтетических моющих средств на живые организмы. | СМС, их влияние на свойства и качество воды. | Лабораторная работа 9. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения. | ||
11 | Практическая работа1. «Очистка воды» | Очистка воды от СМС, нерастворимых веществ. Фильтрование. Выпаривание. Отстаивание. | Практическая работа 1. Очистка воды | ||
12 | Понятие о кислотах. | Кислоты. Обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди. | Лабораторная работа 10. Обнаружение кислот в продуктах питания. | ||
13 | Лабораторная работа 15. Действие кислотного загрязнения воздуха на растения | ||||
14 | Соли, но не все соленые | Понятие о солях. | Лабораторная работа 11. Карбонат кальция.
| ||
15 | Что такое сода? | Питьевая сода. Ее свойства. | Лабораторная работа 12.
| ||
16 | Поваренная соль. | Хлорид натрия, его свойства. | Лабораторная работа 13.
| ||
17 | Г аз, поддерживающий горение. | Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. | Лабораторная работа 14. Получение кислорода. | ||
18 | Металлы. | Металлы. Физические свойства металлов. | Лабораторная работа 15. Металлы создают цвета, цветы, огни. | ||
19 | Железо. | Свойства и применение железа. Ржавчина. Биологическая роль железа. | Лабораторная работа 16.
| ||
20, 21 | Уголь, графит и углекислый газ - дети углерода | Уголь, графит и углекислый газ - дети углерода. Их свойства и применение. | Лабораторная работа 17.
|
газировке. 5. «Ныряющее яйцо»: еще один фокус | |||||
2 модуль. Мир органических веществ- 7 часов | |||||
22, 23 | Спирт как объект изучения | Спирт, его свойства. Влияние этилового спирта на живые организмы. | Лабораторная работа 18.
| ||
24, 25 | Углеводы. | Г люкоза, сахар, крахмал, целлюлоза - углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых организмов. | Лабораторная работа 19.
| ||
26 | Белки. | Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах Их свойства и значение для живых организмов. | Лабораторная работа 20.
| ||
27 | Жиры. | Жиры в семечках, орехах, апельсине и молоке. Их свойства и значение для живых организмов. | Лабораторная работа 21.
| ||
28 | Пластмассы. | Пластмассы. Полиэтилен. Польза и вред полиэтилена. | Лабораторная работа 22.Польза и вред полиэтилена. | ||
2 модуль. Экологический взгляд на вещества вокруг нас-6 часов | |||||
29 | Изучаем пыль | Пыль - загрязнитель воздуха. | Лабораторная работа 23.Изучение запыленности воздуха | ||
30 | Ставим баллы воде | Анализ воды. | Лабораторная работа 24.Анализ воды. | ||
31, 32 | Практическая работа2. Экологическая экспертиза продуктов питания. | Алгоритм проведения экспертизы. | Практическая работа2. Экологическая экспертиза продуктов питания. | ||
33 | Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека | Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | |||
34 | Итоговое занятие |
СОДЕРЖАНИЕ.
1 модуль. Введение - 1 час
Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
1 модуль. Вступление в мир веществ - 4 часа
Вещество. Молекула. Атом. Химический элемент. ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая формула.
Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Лабораторная работа 2. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества.
- Наблюдение за каплями воды.
- Наблюдения за настойкой валерианы.
- Растворение перманганата калия в воде.
- Растворение поваренной соли в воде.
Лабораторная работа 3. Физические и химические явления.
Лабораторная работа 4. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
- Влияние температуры на скорость химических реакций.
- Влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химических реакций.
- Влияние кислот разной силы на скорость химических реакций.
- Катализаторы- ускорители химических реакций
Мир неорганических веществ - 16 часов
Вода. Уникальность воды. Вода - растворитель. Цветность. Мутность. Запах. Жесткость воды, ее определение и устранение. Ионы. Влияние минерального состава воды на здоровье человека. СМС, их влияние на свойства и качество воды. Очистка воды от СМС, нерастворимых веществ. Фильтрование. Выпаривание. Отстаивание.
Кислоты. Обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.
Понятие о солях. Питьевая сода. Ее свойства. Хлорид натрия, его свойства.
Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов.
Металлы. Физические свойства металлов. Свойства и применение железа. Ржавчина. Биологическая роль железа.
Уголь, графит и углекислый газ - дети углерода. Их свойства и применение.
Спирт, его свойства. Влияние этилового спирта на живые организмы.
Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза - углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых организмов.
Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах Их свойства и значение для живых организмов.
Жиры в семечках, орехах, апельсине и молоке. Их свойства и значение для живых организмов.
Пластмассы. Полиэтилен. Польза и вред полиэтилена.
Лабораторная работа 5. Вода - растворитель.
- Вода растворяет газы.
- Вода растворяет минеральные соли.
- Как устранить накипь в чайнике?
Лабораторная работа 6. Органолептические показатели воды.
Лабораторная работа 7. Определение и устранение жесткости воды.
Лабораторная работа 8. Обнаружение ионов в воде.
Лабораторная работа 9. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения. Практическая работа 1. Очистка воды
Лабораторная работа 10. Обнаружение кислот в продуктах питания.
Лабораторная работа 15. Действие кислотного загрязнения воздуха на растения Лабораторная работа 11. Карбонат кальция.
- Опыт с кусочком мела.
- Мрамор и гипс.
- Раковина улитки.
- Что содержится в зубной пасте?
Лабораторная работа 12.
- Как сода способствует выпечке хлеба?
- Приготовим лимонад!
Лабораторная работа 13.
- Мы получаем поваренную соль.
- Фокус с картофелем, или почему картофель плавает в воде?
Лабораторная работа 14. Получение кислорода.
Лабораторная работа 15. Металлы создают цвета, цветы, огни.
Лабораторная работа 16.
- Растворяем железо.
- Как обнаружить железо?
- Невидимые чернила из железных стружек.
- обнаружение железа в продуктах питания.
- Удаление пятен ржавчины.
Лабораторная работа 17.
- Уголь как адсорбент.
- Кукурузные палочки тоже адсорбент.
- Получение углекислого газа и изучение его свойств.
- Обнаружение углекислого газа в газировке.
- «Ныряющее яйцо»: еще один фокус
2 модуль. Мир органических веществ - 7 часов
Лабораторная работа 18.
- Влияние этилового спирта на живые организмы.
- Спирт-растворитель.
- Извлекаем зеленый пигмент листа- хлорофилл.
- Разделяем хлорофилл на фракции хроматографией.
Лабораторная работа 19.
- Углерод в сахаре.
- Обнаружение крахмала в продуктах питания и косметической пудре.
- Обнаружение глюкозы в продуктах питания.
- Неспелое и спелое яблоко.
Лабораторная работа 20.
- Исследуем яйцо.
- Обнаружение белка.
Лабораторная работа 21.
- Масляная капля.
- Какие плоды содержат жир?
Лабораторная работа 22. Польза и вред полиэтилена.
2 модуль. Экологический взгляд на вещества вокруг нас-6 часов
Пыль - загрязнитель воздуха. Анализ воды. Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы продуктов питания. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Лабораторная работа 23. Изучение запыленности воздуха Лабораторная работа 24. Анализ воды.
Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.
Итого: 34 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)
Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерально...
Рабочая программа внеурочной деятельности “ Юный химик “ для учащихся в 8 классе
Освоение курса внеурочной деятельности «Юный химик» Занятия дают возможность достичь личностных результатов:воспитание российской гражданской ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 7 класса
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компете...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов
Рабочая программа разработана для 1 классов. Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...