Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского отряда «Энергия жизни»
рабочая программа (8 класс)

Чанчикова Анастасия Андреевна

Программа волонтёрского отряда «Энергия жизни» направлена на развитие волонтёрского движения в школе и в городе, и предполагает  включение подростков в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volonterov_energiya_zhizni.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 5»

Рекомендована ЭМС МБОУ «Школа №5»

протокол №__  __.__.2018г.

Принято

Педагогическим советом МБОУ «Школа №5»

протокол №___ от «___» ____________2018г.

Утверждено директором МБОУ «Школа №5»  

Заболотских М.Ю.___________

Приказ №____ от ____.____.2018 г.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

волонтёрского отряда «Энергия жизни»

Направление: социальное-бытовое

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Автор: Чанчикова Анастасия Андреевна

Педагог-организатор

г. Муравленко 2018 г.

Пояснительная записка

Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

Ведущей деятельности подростка выделяют общественно-значимую деятельность, потому что главная потребность подросткового периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками,  развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой,  позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

Программа волонтёрского отряда «Энергия жизни» направлена на развитие волонтёрского движения в школе и в городе, и предполагает  включение подростков в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Программа рассчитана на подростков 12-15 лет.

Подростковый период всегда рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы.  Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков. Принадлежность ребят, проводивших занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – все это увеличивает положительный эффект такой работы.  Профилактическая работа, направленная на личность молодого человека, необходимо вести силами родителей, педагогов, медиков и психологов. Но, как показывает мирровый и отечественный опыт эта работа будет недостаточно эффективной, пока к её планированию и реализации не будет привлекаться и подключаться сама молодежь.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Программа актуальна и востребована современным обществом. Волонтерское движение дает возможность самореализации инициативным и энергичным людям, способствует проявлению социальной активности молодежи в решении общественно значимых проблем. В отличие от взрослых, волонтеры - подростки, проявляющие социальную активность, только примеряют на себя социальную роль волонтера. В силу возраста они еще не готовы приступить к профессиональной индивидуальной волонтерской деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ. Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Актуальность проекта напрямую связана с проблемами, существующими в современном обществе, с которыми сталкиваются подростки, например, табакокурение, ПАВ и др.

В волонтёрский отряд каждый год вступают новые ребята, которые не только приобретают бесценный опыт осознанного отношения к своему здоровью, но и пропагандируют здоровый образ жизни среди самих подростков. Волонтёрский отряд это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. В волонтерском отряде происходит формирование у подростков культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.

Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.

Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.

Деятельность волонтёрского отряда строится на принципах добровольности, осознание цели своего участия и активность в общественном деле, самоуправления и дисциплины, здорового образа жизни, ответственности и уважение прав других.

Можно выделить такие направления волонтерского движения:

  • психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения;
  • социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы;
  • социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга;
  • трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа;
  • валеологическое - формирование здорового образа жизни;
  • социально-правовое - повышение уровня правовой культуры, защита прав человека;
  • профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи;
  •  лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни;
  • патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам;
  • информационное - внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик.

Цель программы: формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, создание условий для развития личности с ценностным отношением к своему физическому и психическому здоровью, личности с активной жизненной и гражданской позицией,

Задачи:

  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  • Развивать  личные и социальные компетенции участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  • Создать условия для получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни
  • Создать условия, позволяющие подросткам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения  в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
  • Способствовать апробации новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  • Способствовать снижению уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.
  • Содействовать  формированию активной гражданской позиции у подростков на основе общечеловеческих принципов морали
  • Развивать  идеи добровольчества по решению проблемы профилактики всех видов зависимости
  • Реализовывать потребности детей и молодежи в социально-значимой деятельности

        Программа рассчитана на 4 часа в неделю (108 часов). По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

  • актуализация имеющегося опыта и житейских знаний
  • формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов…)
  • отработка личной стратегии поведения («аукцион идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций)
  • осмысление полученного опыта, рефлексия

Занятия предполагают групповую работу, проведение деловых и ролевых игр, мастер-классов, коммуникативных боев, диспутов, круглых столов, тренингов, акций, семинаров, бесед, викторин. Формой подведение итогов является участие в общешкольных сборах волонтерских отрядов и активистов, фестивалей, семинаров, мастер-классов, проведение общественно значимых акций.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряд ;
  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;  
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
  • овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
  • повышения количества и качества участия волонтерского отряда  в акциях волонтеров, организуемых школой, районом, республикой.
  • Формирование активной жизненной позиции у выпускников школы

Обучая других волонтёры учатся сами, обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность,  они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоретические занятие

Практические занятия

Форма контроля

Раздел I.

 «Из истории волонтерского движения в мире и России.»

8

1-2

 Волонтерское движение в мире и за рубежом.

(игра - путешествие на основе интерактивных карт)

2

0,5

1,5

3-4

 Права и обязанности волонтера

(круглый стол) Разработка  визитки "Ты хочешь стать волонтером?",  

2

0,5

1,5

5-6

Проектирование деятельности волонтерского отряда(определение направлений деятельности, составление плана работы)

2

1

1

7-8

Особенности организации волонтёрской работы. Основы добровольческой деятельности.  

2

0,5

1,5

Раздел II.

Методика волонтёрской деятельности

40

9-10

Формы организации досуга. Формы работы волонтеров

2

1

1

11-12

Акции и марафоны.  Проект «Просветись» Акция «Цветок жизни»

2

-

2

13-14

Подготовка к проведению акции «Просветись»

2

-

2

15-16

Организация и проведение акции «Просветись»

2

-

2

17-18

Подготовка мероприятия «Делаем ставки»

2

-

2

19-20

Проведение мероприятия «Делаем ставки»

2

-

2

21-22

Ролевые игры. Ролевая игра «Позиция»

2

0,5

1,5

23-24

Деловые игры. Дискуссия на тему «Привычки и здоровый образ жизни».

2

0,5

1,5

25-26

Конкурсные игры

2

0,5

1,5

27-28

Коллективно творческое дело (КТД)

2

1

1

29-30

Мастер-класс по проектированию сбора лидеров

2

1

1

31-32

Разработка мастер-классов для лидеров

2

1

1

33-34

«День волонтера» - познавательная игра

Акция «Страна волшебная –здоровье»

2

-

2

35-36

КТД «Визитка выступления на открытие VIII городского фестиваля «Дари добро!»»

2

-

2

37-38

КТД «Подготовка атрибутов для визитки»

2

-

2

39-41

Участие в городском фестивале «Дари добро!»»

3

-

3

42-43

Рефлексия по участию в городском фестивале «Дари добро!»»

2

-

2

44-45

Мастер класс «Искусство публичного выступления и владения аудиторией»

2

-

2

46-47

Игра как форма профилактической деятельности. Игра «Буду делать хорошо и не буду плохо»

2

0,5

1,5

48

Ролевая игра «Умей сказать нет!»

1

-

1

49-50

Тренинг сплоченности в группе

2

-

2

51-52

Конкурсная программа «Хоровод друзей!»

2

-

2

Раздел III.Основы правовых знаний

8

Викторина «Все о правах ребёнка».

53-54

Пропаганда прав ребёнка – ведущее направление деятельности волонтёра

2

1,5

0,5

55-56

Гражданские права и свободы

2

1

1

57-58

Правовой статус подростка

2

1

1

59-60

Права ребёнка. Международные документы о правах ребёнка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

2

1

1

Раздел IV. Психологическая подготовка

8

61-62

Конфликтные отношения в группе

2

1

1

63-64

Причины и возникновения и типы конфликтов

2

1

1

65-66

Преодоление конфликта

2

1

1

67-68

Психология общения. Организация групповой работы

2

1

1

Раздел V.  Основы профилактических знаний и волонтерской деятельности

29

69

Основы профилактических знаний.  Курение

1

1

-

70-71

Игра «Сто к одному», «Стоп-сигарета»

2

-

2

72-73

Проведение акции «Меняем конфетку на сигаретку». Агитбригада «Если ты куришь…»

2

-

2

74-75

Создание социальной рекламы «Стиль жизни-здоровье»

2

-

2

76-77

Основы профилактических знаний.  Алкоголь

2

1

1

78-79

Подготовка классных часов по теме «Влияние алкоголя на здоровье человека» в среднем и старшем звене

2

0,5

1,5

80-81

Основы профилактических знаний.  Наркомания.

2

1

1

82-83

Проведение Акции «Нет - наркотикам!»

2

-

2

84-85

Основы ЗОЖ.   (Особенности ведения профилактической работы употребления ПАВ).

2

1

1

86-87

Подготовка и проведение классных часов “Как сказать наркотикам: “Нет!”. «Никотин - не витамин»

2

1

1

88-89

Основы ЗОЖ. (Профилактика ВИЧ/СПИДА).

2

1

1

90-91

Участие в городском проекте «Во славу отечества». Интерактивные уроки. Знакомство с материалом.

2

-

2

92

Проведение интерактивных уроков в начальных классах, на динамическом часе.

1

-

1

93

Проведение интерактивных уроков в начальных классах, на динамическом часе.

1

-

1

94

Реализация акции «Сообщи где торгуют смертью»

1

-

1

95-96

Донорство.  Проведение интерактивных уроков

2

1

1

Раздел VI. Специальная подготовка волонтеров

12

97-98

Мастер-класс «Навыки уверенного поведения»

2

-

2

99-100

Помощь ветеранам и пожилым людям. Особенности работы с пожилыми людьми.  Акция «Георгиевская лента»

2

1

1

101-102

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями. Работа с подростками девиантного поведения

2

1

1

103-104

Участие в акции «Весенняя неделя добра»

2

-

2

105-106

Информационные технологии в работе волонтера.

2

1

1

107-108

Подведение итогов работы волонтёрского отряда. Круглый стол «Я – волонтёр!»

2

-

2

Итого:

108

27

81

Воспитательная работа

Название мероприятия

месяц

1

Праздник «С днем рождения!»

сентябрь

2

Праздник «Осенний бал»

октябрь

3

Участие в республиканской акции «Стоп-сигарета»

ноябрь

4

Программа, посвященная Дню добровольца (5декабря)

декабрь

5

Вечер встречи волонтёров

январь

6

«Крещенский вечерок» -игровая программа

январь

7

Масленица

февраль

9

Вечер именниника

март

10

Участие в Республиканской акции «Неделя добра»

апрель

11

«Подари себе жизнь»- профилактическая программа

май

12

Участие в работе оздоровительных лагерей

 (по отдельной программе)

июнь

Содержание общеобразовательной программы

Название раздела

Содержание

Раздел I.

 «Из истории волонтерского движения в мире и России.»

 Волонтерское движение в мире и за рубежом.

(игра – путешествие на основе интерактивных карт)

История возникновения волонтёрской деятельности

Понятие «волонтёр». История возникновения и развития волонтёрского движения. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом . Волонтеры Удмуртии. Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации.

Особенности организации волонтёрской работы 

Основные виды и принципы волонтёрской работы. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи

Практическая часть:

Игры тренинги «Знакомство», «Свеча», «Круг».

Инструктаж по технике безопасности.

 Права и обязанности волонтера

(круглый стол) Разработка  визитки «Ты хочешь стать волонтером?», «Кто такой лидер?»

Значение волонтёрской деятельности в развитии личности ребёнка. Права и обязанности волонтёров в детской организации. Правила и нормы поведения волонтёров. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.

 Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. Права волонтеров .

Что такое организаторские способности. Организаторские качества. Нравственный облик организатора. Диапазон и индивидуальность организатора. Советы организатора.

Лидерство. Общие качества личности лидера (компетентность, общительность, сообразительность, активность, настойчивость, самообладание, инициативность, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность).

Личное влияние. Главное качество лидера. Манера и стиль лидера. Подводные камни лидерства.

Проектирование деятельности волонтерского отряда(определение направлений деятельности, составление плана работы)

Планирование деятельности волонтерского отряда на год  Мозговой штурм.

Особенности организации волонтёрской работы. Основы добровольческой деятельности.    

Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера

Раздел II.

Методика волонтёрской деятельности

Формы организации досуга. Формы работы волонтеров

Мозговой штурм. Костер. Огонек. Диспут. Акция. Круглый стол.

Акции и марафоны.  Проект «Просветись»

Понятия «акция», «марафон». Длительность мероприятий. Сходство и различие мероприятий. Построение и алгоритм акции, марафона. Этапы разработки и проведения мероприятий. Анализ мероприятия. Знакомство с республиканскими  акциями.

Подготовка к проведению акции «Просветись», «Белый цветок жизни»

Профилактическое занятие о туберкулезе и информационная  викторина на тему «Проверь свои знания по туберкулезу»

Умение информировать граждан об актуальности проблемы туберкулеза в нашей стране и способах защиты от заражения

Организация и проведение акции «Просветись»

Информационный блок про туберкулез. Викторина. Ценность здоровья

Подготовка  мероприятия «Делаем ставки»

Работа в группах. Разработка новых видов досуговой деятельности. Развитие ответственного отношения к своему здоровью

Проведение  мероприятия «Делаем ставки»

Ролевые игры. Ролевая игра «Позиция»

Определение ролевой игры. Классификация и уровней участия в них. Построение ролевых игр. Уровни участия в игре. Этапы разработки игры. Практическая часть. Ролевая игра для волонтёров «Кто ты?». «Позиция»

Деловые игры. Дискуссия на тему «Привычки и здоровый образ жизни».

 Деловые игры

Определение, структура деловой игры. Роли и функции игроков. Этапы разработки игры: сценарий; правила игры; система оценивания.

Практическая часть: деловая игра для волонтёров «Волонтёр». Дискуссия на тему «Привычки и здоровый образ жизни».

Конкурсные игры

Виды конкурсных игр. Алгоритм игры. Роли и функции игроков, ведущего.

Практическая часть: Конкурсно – игровая программа «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Коллективно творческое дело (КТД)

Понятие КТД. Этапы КТД. Организация работы в малой группе

Практическая часть

•Тренинговые упражнения «Мозаика», «Строительство».

• КТД для волонтеров «Хорошее настроение».

Мастер-класс по проектированию  сбора лидеров

Как подготовить и организовать мастер-класс. Мозговой штурм.  Корзина идей. Разработка новых мастер-классов

Разработка  мастер-классов для  районного сбора лидеров

«День волонтера»-познавательная игра . Акция «Страна волшебная –здоровье»

Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.   Воспитывать желание заботится о своем здоровье.   Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.

КТД «Визитка выступления на открытие фестиваля «Дари добро!»

Выявление лидерских и творческих способностей.

КТД «Подготовка атрибутов для визитки»

Участие фестивале «Дари добро»

Развитие  творческих способностей и социальной активности молодежи

Уметь организовать  подобные сборы  для лидеров детских объединений;

Знакомство с формами досуговой деятельности;

Развитие лидерских качеств

Формирование мотивации к здоровому образу жизни

Рефлексия  по итогам фестиваля Дари добро»

Мастер класс «Искусство публичного выступления и владения  аудиторией»

Невербальная работа с аудиторией. Приемы владения аудиторией и вовлечение аудитории в свою деятельность. Максимальная концентрация внимания аудитории на себе. Занимание лидирующей позиции перед аудиторией на невербальном уровне.

Убеждения и пресуппозиции (общение с аудиторией - это погружение в ресурсную энергию, себя можно показать и выделить из окружающих, когда я взаимодействую с аудиторией, все внимание на мне).

Критерии (выразительное, отличающийся профессионализмом действие, взгляды, эмоциональная позитивная реакция зрителей; чувство уверенности выступающего в своих действиях, в себе, даже в реакции зала; чувство «энергетического заряда», выражающееся в ощущении эмоционального подъема, ресурсности).

Техника «трехпозиционное описание коммуникации». Оптимизация коммуникации выступающего и аудитории.

Невербальное сообщение аудитории (паузы после метафор, ожидание ответа на заданный вопрос публике, пауза при переходе от одного блока информации к другому и т.д.)-

1. Выход на публику.

2. Общий контакт с публикой (общий визуальный контакт с аудиторией без концентрации на деталях).

3. Новая точка. Задержка взгляда на одном человеке, контакт  глаза в глаза. Аудиальный счет внутри (взгляд на каждый объект должен быть продолжительным, поэтому смена объекта внимания под звучание внутреннего счета).

4. Получение и оценка обратной связи от аудитории.

Практическая часть.
Тренинг «Искусство убеждения».          
Тренинг «Техника речевого общения».

Тренинг «Мастерство эффективных коммуникаций».

Игра как форма профилактической деятельности. Игра «Буду делать хорошо и не буду плохо»

Игра  - эффективный метод работы по первичной профилактике социально-вредных явлений и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи

Ролевая игра «Умей сказать нет!»

научиться правильно вести себя в ситуации, когда кто-то из окружающих предлагает закурить, попробовать алкогольный напиток, наркотик

Тренинг сплоченности в группе

создать благоприятный психологический климат взаимоотношений в группе, повысить уровень взаимного доверия и поддержки.

Конкурсная программа «Хоровод друзей!»

Раздел III.Основы правовых знаний

Пропаганда прав ребёнка - ведущее направление деятельности волонтёра

Понятие профилактики. Виды, уровни, стратегии, принципы и формы волонтёра по правам ребёнка. Технология «равный - равному». Участие молодёжи в  мероприятиях правовой направленности.

Практическая часть:

Подготовка волонтёрами информационного материала по вопросам  нарушения прав детей, распространение преступности в подростковой и молодёжной среде, причины распространения.

Гражданские права и свободы

Гражданские права и свободы.

Право на имя, гражданство. Сохранение индивидуальности. Защита личной жизни. Право на свободу и личную неприкосновенность (физическая свобода; личная неприкосновенность; лишение свободы). Неприкосновенность частной жизни (частная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна переписки, перлюстрация, врачебная тайна)

Свобода выражения своего мнения. Право на свободу мысли, слова (информацию), религии, образования.

Практическая часть:

Оформление стенда «Наши права». 

Правовой статус подростка

Правовой статус подростка.

Изменение правового статуса подростка по мере его взросления. Механизмы защиты прав подростков внутри страны (суд, правозащитные организации). Виды ответственности подростков 13-15 лет. Правонарушения и их виды.

Практическая часть:

• Проведение познавательной игры «Права и обязанности». 

Права ребёнка. Международные документы о правах ребёнка.Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Понятие «ребенок». Права ребенка. Приоритетность прав детей в обществе. ООН (1945 г). Детский фонд ОНН (ЮНИСЕФ). Декларация прав ребенка (1959 г.). Социальные и правовые принципы защиты и благополучия детей. Кодекс благополучия ребенка (10 принципов). Его роль в привлечении мирового общественного мнения к проблемам прав детей. Международный год ребенка (1979 г.). Проект текста Конвенции о правах ребенка.

Практическая часть:

Лекторий « Как появилась Декларация о правах ребенка»

Конвенция о правах ребенка.

Для чего нужно знать свои права и обязанности? Принятие Конвенции ООН о правах ребенка. Гарантии осуществления прав ребенка. 54 статьи Конвенции. Юридическая ответственность государств. Универсальный характер Конвенции. Основная идея Конвенции. Четыре основных требования, обеспечивающих права детей. Социальные правовые принципы, утвержденные Конвенцией. Понятие «ребенок» согласно Конвенции. Комплекс прав.

Практическая часть:

• Социологический опрос «Знаешь ли ты свои права».

• Проведение деловой игры «Каждый правый имеет право в объединении.

Раздел IV. Психологическая подготовка

Конфликтные отношения в группе

Причины возникновения и типы конфликтов

Причины возникновения конфликтов: реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких-либо интересов субъекта; ошибочное приписывание кому-либо позиции, направленной против субъекта; психологическая непереносимость. Односторонний конфликт. Типы односторонних конфликтов (истинный, по недоразумению, психологическая несовместимость).

 

Причины и возникновения и типы конфликтов

Преодоление конфликта

Преодоление конфликта. Реализация конфликта и его развитие (поступательное, бурное, взрывное).

Исход конфликта: разрешение или угасание, переход в хроническое состояние, возврат, отвлечение от проблемы. Приёмы преодоления конфликтов: посредничество, разъединение, благоприятствование свободному развитию и завершению, пересечение конфликтов. Профилактика конфликтов (объективность, уступчивость, ясность, доброжелательность, дистанция и самообладание).

Практическая часть: ролевая игра – разыгрывание конфликтной ситуации, разрешение ситуации методом «мозгового штурма».

Психология общения. Организация групповой работы

Приятельские отношения. Товарищеские отношения. Дружба, любовь, предпочтение. Влюблённость, подлинная любовь.

Практическая часть:

Тренинг «Как найти друга», тест «Коммуникативные, организаторские способности.

Раздел V.  Основы профилактических знаний и волонтерской деятельности

Основы профилактических знаний.  Курение

Помочь подростку осознать проблему зависимости и выработать навыки защитного поведения. Ранняя профилактика курения. Пассивный курильщик

Игра «Сто к одному», «Стоп-сигарета»

Практическое применение знаний на практике

Проведение акции «Меняем конфетку на сигаретку». Агитбригада «Если ты куришь…»

Создание социальной рекламы «Стиль жизни здоровье»

Основы профилактических знаний.  Алкоголь

Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.

2.        Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Состав алкогольных напитков. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости.

3.        Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. Встреча с наркологом ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская ГБ»

4.        Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.

5.        Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и  благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.

Подготовка классных часов по теме «Влияние алкоголя на здоровье человека»  в среднем и старшем звене

Основы профилактических знаний.  Наркомания.

Понятие ПАВ. Причины и последствия употребления наркотических веществ. Отработка навыков отказа и противостояния давлению группы в ситуации предложения наркотиков. Практические занятия: тренинги по вредным привычкам

Проведение Акции «Нет- наркотикам!»  

Основы ЗОЖ.   (Особенности ведения профилактической работы употребления ПАВ).

Подготовка и проведение классных часов “Как сказать наркотикам: “Нет!”. «Никотин- не витамин»

Применение теорических знаний на практике

Основы ЗОЖ. (профилактика ВИЧ/СПИДА).

Осознание проблем, связанных с ВИЧ/СПИД

Создание условий для участия молодежи в решении вопросов сохранения здоровья

подрастающего поколения и проблемы ВИЧ/СПИДа

Привлечение внимания молодых людей

к проблеме ВИЧ/СПИДа.

Понятие ВИЧ, СПИД. Меры борьбы с ВИЧ, СПИД. Формирование навыков ответственного

поведения через информирование о ВИЧ/СПИДе.

Вовлечение молодых людей в деятельность,

направленную на пропаганду здорового образа жизни.

Объединение молодёжи через музыку и творчество.

Формирование навыков ответственного

поведения через информирование о ВИЧ/СПИДе

Способствовать сохранению здоровья и формированию навыков, поддерживающих благополучие

Интерактивные уроки. Знакомство с материалом

Проведение интерактивных уроков среди старшеклассников.

Проведение интерактивных уроков в среднем звене

Реализация акции «Сообщи где торгуют смертью»

Донорство.  Проведение интерактивных уроков

Знакомство со службой крови в России и  за рубежом. Круглый стол «Что я знаю о донорстве». Игра о донорстве.

Раздел VI. Специальная подготовка волонтеров

Мастер-класс «Навыки уверенного поведения»

Повышение коммуникативной компетентности участников, формирование навыков аргументации, развитие навыков работы в команде.

Помощь ветеранам и пожилым людям. Особенности работы с пожилыми людьми.  Акция «Георгиевская лента»

Содействовать  формированию активной гражданской позиции у подростков на основе общечеловеческих принципов морали

 Воспитание чувства патриотизма.

Специфика добровольческой помощи пожилым людям, участниками ВОВ. Психологические особенности пожилых людей. Основы общения с пожилыми людьми. Практические рекомендации добровольцам по работе с пожилыми людьми.

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями. Работа с подростками девиантного поведения

Содействовать  формированию активной гражданской позиции у подростков на основе общечеловеческих принципов морали

Реализовывать потребности детей и молодежи в социально-значимой деятельности.

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями. Психологические особенности детей с ОВЗ. Практические рекомендации добровольцам по работе с пожилыми людьми

Участие в Республиканской акции «Весенняя неделя добра»

Понятие милосердия. Умение понять другого человека

Умение настроиться на позитивные дела

Информационные технологии в работе волонтера.

Информационные ресурсы (Интернет, кино, телевидение, печатные издания). Работа с литературой. Виды информационных изданий: буклеты, листовки, информационные плакаты, тематические подборки. Принципы создания информационных изданий. Практическая часть: Создание тематических папок по изученным темам. Разработка рекламного буклета «Волонтеры».

Подведение итогов работы волонтёрского отряда.

Самоанализ проделанной работы за год.

Ожидаемые результаты:

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;  
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
  • овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
  • повышения количества и качества участия волонтерского отряда  в акциях волонтеров, организуемых школой, районом, республикой.
  • Выступать в роли организатора различных дел социальной направленности
  • Формирование активной жизненной позиции у выпускников школы

                        Система отслеживания результатов

Применяются следующие  диагностические методики

  • Диагностика межличностных отношений;
  • Твой темперамент (тест Айзенка);
  • Волевой ли вы человек?;
  • Я лидер (методика самооценки лидерских качеств)
  • Коммуникативные организаторские способности.
  • Уровень усвоения содержания образования и развития демонстрируется при проведении волонтёрами мероприятий, акций, сборов, мастер-классов.

Список используемой литературы

  1. В.Н.Касаткина. Здоровье: учебно-методичкое пособие для учителей 1-11 класса/под. В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. – М., 2003.
  2. Г.Н. Тростанецкой. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н. Тростанецкой, А.А. Гериш. М., 2002.
  3. Жирнова, Т.М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей/ Т. М. Жирова. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 160 с.
  4. Колесов А.В. Предупреждение вредных привычек у школьника. – М.:Изд-во УРАО, 1999.
  5. Л.М. Шипицыной. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб., 2011.
  6. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011
  7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/ Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб: Издательство «Образование-Культура», 2002, - 288, с., прил.
  8. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001.
  9. П.П.Кучегашева. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе. Авт.сост. П.П.Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина. Под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236 с.
  10. Пайвина Е.Ю. Волонтер: Первичная профилактика аддитивного поведения: Учебно-метод.пособ. / Е.Ю.Пайвина. – Глазов: РЖГВ, 2004, - с.186.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы". Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-14 лет. Сос...

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"

Программа направлена на организацию патриотического воспитания учащихся.Основная цель: создание условий для развития личности участников образовательного процесса путем включения её в многообразную де...

"Основы сценического мастерства" Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядов

Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядовОсновы сценического мастерстваКовальчук Ирина Александровна,педагог-орга...

Программа Внеурочной деятельности "Отряд ЮИД "Светофор"

Программа Внеурочной деятельности "Отряд ЮИД "Светофор"...

Рабочая программа внеурочного курса " Путевка в жизнь" для 9 класса

Рабочая программа  внеурочного курса  «Путевка в жизнь» социального направления  для  9 класса  составлена на основании  авторской программы  Л.Н. Бобров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни»

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни» для обучающихся 7 «К»...