Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы". Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-14 лет. Составитель программы - руководитель поискового отряда, учитель русского языка и литературы Ефремова О.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей № 15 Заводского района г.Саратова
Согласовано Утверждаю
на заседании Директор МОУ Лицея № 15
научно-методического Совета _______ Карпенко Г.М.
Протокол № _____ от ______14г. Приказ № ___ от_______14г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по туристско-краеведческому направлению
поискового отряда на базе
« Музейной комнаты истории школы »
Возраст обучающихся – 12-14 лет
Сроки реализации- 2014/2015 учебный год
Составитель:
руководитель поискового отряда,
учитель русского языка и литературы
Ефремова О.В.
Саратов 2014
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа направлена на организацию патриотического воспитания учащихся
Актуальность программы:
Перемены, ознаменовавшие начало нового XXI века, диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин. В современной ситуации актуален не столько рациональный, сколько культурологический подход к образованию, который предполагает создание условий для творческого духовного самоопределения личности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в историко-культурное пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в решении этой задачи принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации, в мир культуры.
В этом году исполняется 82 года со дня создания лицея. На основании этого музейная комната планирует участие в выпуске школьной газеты «Лицейское обозрение», продолжит собирать материал об учителях, работавших ранее и продолжающих работать ныне в лицее. Будет продолжена работа по изучению архивных материалов, сбору материалов для экскурсий, созданию каталогов хранящихся материалов.
Основные цели и задачи:
Цель программы:
Создание условий для развития личности участников образовательного процесса путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи программы:
- сохранение школьных традиций и преемственности школьных поколений;
- воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
- воспитание любви к родному краю;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
1.Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2.Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью.
3.Принцип креативности.Поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
4.Принцип успешности и социальной значимости. Усилия направлены на формирование у детей потребности в достижении успеха.
5.Принцип ориентации на идеал.Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
6.Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание деятельности Музейной комнаты наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
7.Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со
сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
8.Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов— получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
- Формами подведения итогов реализации программы являются конференции, слеты музейных активов.
Данная программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов и действует в течение 2014/2015 учебного года.
Раздел II. Содержание изучаемого курса:
Направления деятельности школьного музея:
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования фондов школьного музея является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление дает широкие возможности ученикам проявить свое умение вести исследовательскую деятельность. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.
-Экспозиционное(оформительское). Специфика музейной экспозиции за ключается в том, что то или иное событие в истории школы отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты зала и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция.
-Экскурсионное. Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музейного показа под руководством специалиста.
Раздел III. Учебно-тематический план:
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических + | Практических + | |
Организационная работа- 14 часов | |||||
1. | Обновление состава совета музейной комнаты. Формирование актива. Создание поисковой, лекторско-экскурсоводческой, оформительской групп. Определение задач. | 2 | + | ||
2. | Организация работы по составлению инвентарной книги, оформлению фондов. | 6 | + | + | |
3. | Работа с документацией.Обеспечение учета и хранения музейных материалов.Продолжить разбор и описание экспонатов музейного фонда. | 6 | + | + | |
Учебно-исследовательская работа-50 часов | |||||
1. | Продолжение знакомства с основами музейного дела | 2 | + | ||
2. | Продолжение знакомствас видеофондами музейной комнаты | 4 | + | ||
3. | Подбор материалов для газеты «Лицейское обозрение» | 2 | + | ||
4. | Дополнение и расширение экспозиций музейной комнаты за счет новых материалов. | 6 | + | + | |
5. | Продолжение сбора материалов для экспозиции «Первые директора» | 6 | + | ||
6. | Оформление экспозиции «Первые директора» | 4 | + | ||
7. | Продолжение знакомствас поисковыми фондами музейной комнаты | 4 | + | ||
8. | Продолжение сбораматериалов для экспозиции «Учительские династии» | 6 | + | ||
9. | Оформление экспозиции «Учительские династии» | 4 | + | ||
10. | Работа с каталогами. Экскурсия в библиотеку. | 4 | + | + | |
11. | Подготовка учебно-исследовательских работдля участия обучаю щихсяв НПК, муниципального, регионального уровней. | 6 | + | ||
12. | Подведение итогов. Планирование работы на 2015/2016 учебный год | 2 | + | ||
Участие в социальных акциях - 4 часа | |||||
1. | Акция «Мы помним Вас» (Поздравление учителей- ветеранов с Днем Учителя) | 1 | + | ||
2. | Акция «Мы помним Вас» (Поздравление учителей- ветеранов с Новым годом) | 1 | + | ||
3. | Акция «Мы помним Вас» ( Поздравление учителей- ветеранов с праздником 8 Марта) | 1 | + | ||
4. | Акция «Мы помним Вас».(Поздравление учителей- ветеранов с Днем Победы) | 1 | + |
РазделIV.«Методическое обеспечение»:
Раздел «Организационная работа» подразумевает такие формы занятий, как беседа, лекции.
Раздел «Учебно-исследовательская работа»подразумевает такие формы занятий, как беседы, дискуссии, участие в конференциях.
Раздел «Участие в социальных акциях»подразумевает такие формы занятий, как встречи, беседы.
Приемы и методы работы:
В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие приемов и методов работы с использованием музейных материалов, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью: музейные проекты.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к обучающимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Школьный музей должен органично вписаться в систему проводимых мероприятий, стать местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных вещей, выстраивается образовательное пространство, содержание в котором движется по цепочке «музей – школа – музей»
Наиболее эффективными формами работы в рамках работы музейной комнаты могут стать массовые, групповые, индивидуальные.
Массовые формы: встречи с выпускниками, героями исследований, школьные конференции, дебаты.
Групповые формы: кружок, газета, составление видеофильмов.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, встречи с выпускниками разных лет, персональные выставки учащихся, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
РазделV.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Музейная комната истории школы»:
1.Воспитание патриотов школы, города, России;
2.Усиление роли музея в учебно-воспитательном процессе
3.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность
Содержание Стр.
Пояснительная записка…………………………………………………… 3-6
Содержание программы……………………………………………… 6
Учебно-тематический план………………………………………………. 7-8
Методическое обеспечение ……………………………………………… 8-9
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «Музейная комната истории школы»…….. 9
Актив Музейной комнаты истории школы……………………………. 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “FANNY ENGLISH” «Занимательный английский»
Данный курс рассчитан на учащихся первых классов, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования по иностранному языку и уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ КОРОЛЕВЫ» по ФГОС
Данная программа разработана на основе:- Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения НОО – М.: Просвещение, 2011 год;- Примерных программ по учебным пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО- ТВОРЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОСОЦИАЛЬНО- ТВОРЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Экология и творчество»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"
Программа направлена на организацию патриотического воспитания учащихся.Основная цель: создание условий для развития личности участников образовательного процесса путем включения её в многообразную де...