Основы сценического мастерства
педагог-организатор ГБОУ СОШ № 535
Калининского района Санкт-Петербурга
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной деятельности и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа курса внеурочной деятельности «Основы сценического мастерства» адресована 1-7 отрядам. Она включает в себя: сценическую речь, актёрское мастерство, сценическое движение, психологию поведения, развитие образного мышления, ораторское искусство. В программе предлагаются следующие формы проведения уроков: лекции, мастер-классы, тренинги, круглый стол. анализ видео- и фото-материалов, подготовка к общему концерту в ГОЛ «Лидер».
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цели программы: – обучающая цель – формирование и развитие лидерских качеств, понимание основ сценического мастерства; – развивающая цель – создание условий, обеспечивающих творческое развитие личности школьника на основе развития гибкого и вариативного мышления; – воспитательная цель – воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, развитие коммуникативных навыков учащихся, умений работать в команде, развития рефлексивных способностей учеников.
Задачи программы: – расширение и углубление знаний в области сценического искусства, психологии поведения на сцене, расширение кругозора в области театра, движения, речи; – освоение сценической речи, сценическим движением, действием; – освоение навыков сценического поведения на сценических пространствах; – раскрытие творческих способностей учащихся через решение практических задач, тренингов; – воспитание лидерских качеств ребёнка на пути решения разнообразных сложных задач; – освоение организаторских качеств посредством игровой и проектной деятельности; – воспитание нравственных качеств личности ребёнка; – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава; – ориентирование на достижение цели и основного результата образования; – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные универсальные учебные действия Воспитанник научится: – понимать сущность и сложность сценического искусства; – различать основные нравственно-эстетические понятия; – учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве; – проявлять внимание; – формировать и поддерживать уверенность в себе; – оценивать свои и чужие поступки; – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; – проявлять готовность к самопознанию; – реализовывать стремление к саморазвитию и самопознанию; – создавать и поддерживать образ лидера; – основам самопрезентации; – преодолевать личные страхи; – оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия Воспитанник научится: – анализировать достижения цели; – планировать пути достижения цели; – устанавливать целевые приоритеты; Коммуникативные универсальные учебные действия Воспитанник научится: – воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою точку зрения; – задавать вопросы; – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; – оценивать эмоциональное состояние зрителей; – убеждать и строить публичное выступление (ораторское искусство). Познавательные универсальные учебные действия Воспитанник научится: – составлять план текста, сценария, выступления; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в соответствии с поставленными задачами; – находить совместно с другими людьми разные способы решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Предметные: Воспитанник научится: – владеть сценической речью, сценическим движениям, актёрским мастерством; – мыслить образно, фантазировать и воображать; – анализировать поведение участников на сцене; – контролировать собственное поведение на сцене; – чувствовать эмоциональное состояние зрителя и вовлекать его в действо (5-6 классы); – работать в коллективе; – развивать свои таланты.
Содержание программы 1-4 отряды Тема 1. Знакомство – визитка. Знакомство с группой. Участие в беседе. Игровые виды деятельности. Выполнение заданий для вводного мониторинга. Тема 2. Сценическая речь. Разминка речевого аппарата. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Тренинги. Тема 3. Актёрское мастерство. Тренинги. Коллективные, групповые и индивидуальные творческие упражнения. Подготовка миниатюр. Этюды. Творческие номера. Просмотр спектаклей. Внутренние и внешние элементы техники актёра. Игры на развитие актёрских навыков. Тренинги на внимание, воображение, фантазию, свободу мышц, темпо-ритм и т.д.. Тема 4. Образное мышление. Развитие образного мышления: тренинги, понятие «образ на сцене», художественное мышление. Сценографическое мышление. Тема 5. Поведение на сцене. Психологические тренинги. Преодоление сценического страха. Поиск своего «Я». Понятие «Зажим». Упражнения на свободу мышц. Тема 6. Искусство звучащего слова. Особенность слова на сцене. Разминка речевого аппарата. Чтецкая программа. Речевой хор. Тема 7. Сценическое движение. Особенности сценического движения. Понятие «Темпо-ритм». Тренинги на развитие ритмики. Искусство танца. 5-7 отряды Тема 1. Знакомство – визитка. Знакомство с группой. Участие в беседе. Игровые виды деятельности. Выполнение заданий для вводного мониторинга. Тема 2. Сцена, её особенности. Изучение функций сцены, её особенности. Тема 3. Сценическая речь. Разминка речевого аппарата. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Тренинги. Тема 4. Актёрское мастерство. Тренинги. Коллективные, групповые и индивидуальные творческие упражнения. Подготовка миниатюр. Внутренние и внешние элементы техники актёра. Тренинги на внимание, воображение, фантазию, свободу мышц, темпо-ритм и т.д.. Тема 5. Поведение на сцене. Психологические тренинги. Преодоление сценического страха. Поиск своего «Я». Понятие «Зажим». Упражнения на свободу мышц. Тема 6. Ораторское искусство. Особенность слова на сцене. Разминка речевого аппарата. Тема 7. Сценическое движение. Особенности сценического движения. Понятие «Темпо-ритм». Тематическое планирование 1-4 отряды № п/п Тема Кол-во часов Формы проведения 1 Знакомство – визитка 1 Знакомство с группой. Участие в беседе. Игровые виды деятельности. Выполнение заданий для вводного мониторинга. 2 Сценическая речь 1 Разминка речевого аппарата. Особенности голоса. 3 Актёрское мастерство 3 Тренинги. Коллективные, групповые и индивидуальные творческие упражнения. Подготовка миниатюр. Этюды. 4 Образное мышление 1 Развитие образного мышления: тренинги, понятие «образ на сцене», художественное мышление. 5 Поведение на сцене 1 Психологические тренинги. Поиск своего «Я». Преодоление сценического страха. 6 Искусство звучащего слова 1 Разминка речевого аппарата. Тренинги. 7 Сценическое движение 1 Особенности сценического движения. Ритмика. 5-7 отряды № п/п Тема Кол-во часов Формы проведения 1 Знакомство – визитка 1 Знакомство с группой. Участие в беседе. Игровые виды деятельности. Выполнение заданий для вводного мониторинга. Сочинение собственной визитки. 2 Сцена, её особенности 3 Изучение функций сцены, её особенности. Участие в работе круглого стола. Игровые виды деятельности. Тренинги. 3 Сценическая речь 4 Разминка речевого аппарата. Особенности голоса. Тренинги. Смотр видео-материала. Мастер-классы. 4 Актёрское мастерство 8 Тренинги. Коллективные, групповые и индивидуальные творческие упражнения. Подготовка миниатюр. Этюды. Просмотр спектаклей. Анализ спектаклей. Изучение «Системы Станиславского». Современный театр. 6 Поведение на сцене 3 Поиск своего «Я». Психологические тренинги. Преодоление сценического страха. Личные эмоции. Монологи диалоги на сцене. 7 Ораторское искусство 4 Написание личного текста выступления. Основы ораторского мастерства. Разминка речевого аппарата. Видео – материалы. Мастер – классы. 8 Сценическое движение 3 Работа с предметом на сцене. Манеры. Изучение мизансцен и ракурсов на сценической площадке. Особенности сценического движения.
Учебно-методическая литература 1. Борисов, С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие / С. К. Борисов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 4-е изд. – Челябинск, 2011. – 207 с. 2. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Тренинг развития креативности / С. В. Гиппиус. – Серия: Золотой фонд актёрского мастерства. Актёрский тренинг. – СПб, 2008. – 292 с. 3. Захава, Б. Е. Мастерство Актера и Режиссера: Учебное пособие / Б. Е. Захава; ГИТИС. – Москва, 2008. – 235 с. 4. Кипнис, М. Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Ш. Кипнис. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 637 с. 5. Мочалов, Ю. А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены / Ю. А. Мочалов; – М. Просвещение. – Москва, 1981. – 239 с. 6. Полищук, В. Сарабатьян, Э. Большая книга актёрского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссёров. Станиславский, Мейрехольд, Чехов, Товстоногов / В. Полищук, Э. Сарабатьян. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 789 с. 7. Станиславский, К. С. Учебник актёрского мастерства. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. – 371 с. 8. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой. В творческом процессе переживания / К. С. Станиславский. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с.