Анализ внеурочной деятельности "Живая планета" 2020
учебно-методический материал
2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vneurochnoy_deyatelnosti_vo_2_klasse_zhivaya_planeta.docx | 55.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ внеурочной деятельности во 2 классе
по программе «Живая планета»
(духовно – нравственное направление)
Программа внеурочной деятельности «Живая планета» направлена на воспитание нравственных основ личности через формирование бережного отношения к окружающей природе, воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру. Программа имеет экологическую направленность, так как способствует формированию у обучающихся экологического мышления и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни.
Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к окружающей среде обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с соблюдением нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознание ценности природы как источника духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Задачи:
-формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных экологических понятиях;
-формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам организмов;
-воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру;
-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
-формирование умения рационально использовать природные богатства;
-укрепление здоровья обучающихся посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Содержание курса было направлено на удовлетворение особых потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), к которым можно отнести следующие: бедный конкретно-чувственный опыт детей из-за суженности круга общения; экологическая безграмотность; низкая социальная адаптация детей и отсутствие готовности воспитанников к самостоятельной жизни; отклонения в эмоциональной сфере; слабая мотивация к обучению; познавательная пассивность; многочисленные проблемы со здоровьем; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами.
Программа внеурочной деятельности по нравственному воспитанию на основе экологической культуры личности «Живая планета», предполагала обучение на двух основных уровнях: первый – теоретический (информативный), который заключается в формировании представлений о природе как общечеловеческой ценности, изучении правил и закономерностей экологического поведения; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения через приобщение обучающихся к выполнению практических работ в зеленом уголке, на придворовой территории, участие в «зеленых» акциях.
Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Формы проведения занятий: практические работы, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, экологические акции, праздники, выставки творческих работ.
Используемые образовательные технологии: игровые, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, дистанционные, моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.
Методы и приёмы работы:
-показ;
-объяснение;
-инструктаж;
-самостоятельная работа;
-объяснительно-иллюстративный метод.
Методы стимулирования:
-поощрение;
-контроль;
-самоконтроль;
-оценка;
-самооценка;
-вручение подарка;
-благодарность;
-благодарственное письмо родителям;
-устное одобрение.
Во 2 классе 8 человек, 4 обучаются по СИПР (2 вариант), Борисенко Тимофей обучается индивидуально (очно-заочное обучение), внеурочную деятельность не посещает.
Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся
внеурочной деятельности «Живая планета»
№ | Приемы и навыки работы | усвоение | неусвоение |
1 | Знание понятия «экологическое поведение», основ экологического поведения | 7 | 0 |
2 | Знание основных видов растений и животных | 7 | 0 |
3 | Умение характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода | 4 | 3 |
4 | Понимание важности и объяснение содержания профессии озеленителя | 4 | 3 |
5 | Умение заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности | 7 | 0 |
6 | Наблюдение предметов и явлений природы по предложенному плану или схеме | 7 | 0 |
7 | Оформление результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков | 7 | 0 |
8 | Осуществление экологически сообразных поступков в окружающей среде | 7 | 0 |
9 | Проявление нетерпимости к экологически неграмотным действиям | 4 | 3 |
10 | Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма | 7 | 0 |
11 | Умение адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей | 7 | 0 |
12 | Проявление инициативы в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек | 5 | 2 |
13 | Проявление инициативы в творческом сотрудничестве в игровых ситуациях | 5 | 2 |
14 | Умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром | 5 | 2 |
15 | Выражение своего отношения к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, составлении сказок, оформлении выставок | 7 | 0 |
Как видно из таблицы второклассники узнали основные виды растений и животных, исчезающие растения Хабаровского края, познакомились с понятием «экологическое поведение», основами экологического поведения (100% обучающихся).
Научились характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода, понимать важность и объяснять содержание профессии озеленителя 4 человека (57%), остальным ребятам – Лене Ш., Даше И., Мише В. требуется помощь, так как они не умеют самостоятельно строить высказывания, отвечать на вопросы.
Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности, наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме, оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей среде научились 100% второклассников.
Проявлять нетерпимость к экологически неграмотным действиям могут 4 человека (57%), остальным необходима помощь, так как у ребят слабо развита самостоятельная целенаправленная деятельность, требуется постоянное педагогическое побуждение.
Соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма, уметь адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей, выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, оформлении выставок умеют 100% обучающихся.
Проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек, в игровых ситуациях, задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром смогут 5 человек (71%). Даша И., Миша В. в силу особенностей развития (РАС) не усвоили данных навыков.
Одновременно на занятиях решались задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости.
Основной формой организации внеурочной деятельности были занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Беседа на занятиях являлась одним из основных методов обучения и применялась в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Сюжетно-ролевые игры применялись на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.
На занятиях детям предоставлялась возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения.
С 12 апреля по 15 мая 2020 года внеурочная деятельность осуществлялась в дистанционном режиме. За этот период были освоены следующие темы:
Число | Тема | Интернет-ресурс | Вид контроля |
13.04 | Первоцветы. Викторина «Узнай цветок» | видеоотчёт | |
20.04 | 22 апреля — Всемирный День Земли! Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету» | рисунки фотоотчёт | |
27.04 | Лес — наше богатство! Правила поведения в лесу | изготовлениепамятки фотоотчёт | |
11.05 | Роль дождя и ветра в природе. Опасные явления природы летом в нашем крае. «Шутки» молнии. «Подарки» с неба | ответы на вопросы видеоотчёт |
Для выявления уровня экологической культуры у второклассников я использовала методику «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.)
Результаты диагностики представлены в виде круговой диаграммы, на которой отражены уровни экологической культуры у обучающихся 2 класса на начало и конец учебного года:
Как видно из диаграммы, на начало учебного года у обучающихся преобладал низкий уровень экологической культуры (58%). Высокий уровень 14% (1 человек) и средний уровень у 28% обучающихся (2 человека). В конце учебного года ситуация изменилась: теперь у 28% наблюдается высокий уровень экологической культуры (Платонов Г., Сорокина К.), у 42% средний уровень (Амеженка Н., Гичик К., Вычужанин М.) и низкий у 30% (Иванова Д., Шишкина Л.). Преобладает средний уровень экологической культуры (42%), для которого характерно проявление интереса к познанию природных явлений и сохранению среды обитания, осознание важности экологии для здоровья и полноценного развития человека и природы, активное участие в экологической деятельности. Стоит отметить, что обучающиеся не демонстрируют достаточно обширные и глубокие знания по вопросам экологии.
На основе полученных результатов я сделала вывод о необходимости дальнейшей работы по повышению уровня экологической культуры у младших школьников.
Также было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Живая планета».
Очень нравится | Нравится | Не нравится |
4 чел. – 57% | 3 чел. – 43% | 0 чел. – 0% |
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий внеурочной деятельности.
Вывод. Экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает актуальность обучения и воспитания по программам экологической направленности. Это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. В связи с этим я выбрала экологическую направленность программы по внеурочной деятельности и считаю, нужно продолжать работу в этом направлении.
Учитель: Ушакова Р.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ внеурочной деятельности в НОО по ФГОС
Анализ внеурочной деятельности 1х класов за 2011-2012 уч.год...
Анализ внеурочной деятельности.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов учен...
Анализ внеурочной деятельности в классах, работающих по ФГОС
Подробный анализ деятельности в классах, работающих по ФГОС, положительные результаты, проблемы, задачи на следующий учебный год....
Анализ внеурочной деятельности
Анализ внеурочной деятельности...
Справка-анализ внеурочной деятельности по итогам года
С целью получения объективной информации о реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО составлена аналитическая справка на основании анализа документации (рабочих програм...
Анализ внеурочной деятельности за 2014-2015 учебный год
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложно...
Анализ внеурочной деятельности в 1 классе "Мир вокруг нас"
Анализ внеурочной деятельности по программе "Мир вокруг нас"...