Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 4 класс.
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Мой край» , 4 класс, ФГОС (2 вариант)
Содержание:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Учебно – тематический план
- Содержание программы.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Приложения
1.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности « Мой край» разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
- Годового календарного учебного графика
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)
Программа «Мой край» реализует учебно - познавательно направление внеурочной деятельности.
Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Данная программа помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цели программы: – развитие интереса к истории и культуре Южного Урала; воспитать уважение и любовь к своему родному краю, родной культуре, к родному городу, Отечеству, начиная с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Основные задачи курса:
1.Углубить и дополнить представление о Магнитогорске через знакомство с родным краем. Развитие интереса к событиям, происходящим в крае и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну, край, город.
2.Расширить представление о крае, истории возникновения нашего края, его освоении, добыче полезных ископаемых, строительстве ММК.
3.Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем, его характерные особенности, знакомство с флагом, гербом Магнитогорска и родного края.
4.Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы нашего края от условий жизни.
6.Осуществлять ознакомление школьников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
7.Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота нашего края зависят от нас самих.
8.Воспитывать чувство гордости за свой город, свой край, и его уникальные богатства.
Актуальность программы.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. В структуре психики данного ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Программа «Мой край» отвечает психофизическим и возрастным возможностям умственно отсталых обучающихся. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Содержание программы позволяет умственно отсталому ребенку взаимодействовать с другими детьми, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процесс образования умственно отсталых детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 102 часа с учетом проведения занятий 3 раза в неделю. В конце года проводится диагностирование в виде наблюдения, анализа рисунков, беседы. Результаты оценивание знаний и умений наблюдений заносятся в «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующий критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.
Особенности реализации программы.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс «Мой край» опирается на межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков предусмотрены предметно-практические уроки, игры- драматизации. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.
Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- занятие – практика;
- интегрированное занятие;
- занятие – виртуальная экскурсия;
- выставка рисунков;
-урок-викторина
Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.
Итоги разделов имеют выход в виде выставки творческих работ обучающихся, которая является наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы. Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видеть преимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации в деятельности.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Мой край» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- основы социально- ценных личностных и нравственных качеств, в том числе духовных, обеспечивающих осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- готовность к соблюдению культурных норм поведения, бережному отношению к окружающей среде.
Мета предметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
- овладение умениями формулировать основные понятия родном крае;
- умение анализировать полученные знания;
- умение обобщать и сравнивать полученную информацию на доступном уровне;
- умение самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные УД
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления;
- умения применять полученные теоретические знания на практике;
- приобщать учащихся к культуре, традициям Южного Урала;
-формирование умения представлять свою культуру в условиях современного мира.
Коммуникативные УД:
- умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
- умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом;
- умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умение слушать и понимать речь других;
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, в классе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
4 класс
Знания | Умения |
Допустимый уровень | |
Знать: - определение понятия «Родина», «Малая родина»; -состав своей семьи, обязанности членов семьи; -профессии родителей; - правила поведения ученика в школе; -историю и традиции нашей школы; -историю нашего города; -внешний вид, историю создания символики нашей страны; -культурные традиции русского народа; - основные характеристики растений, насекомых, животных Южного Урала; - внешний вид лиственных и хвойных деревьев, их свойства, пользу и значение для человека; | Уметь: -выполнять рисунки; -лепить из пластилина; -выполнить аппликации; - изготавливать поделки из природного материала; -работать по образцу, по инструкции, по шаблонам; -соблюдать правила безопасности при работе с ножницами, клеем; -выполнять правила поведения и безопасности во время экскурсий; -отвечать на вопросы учителя. |
Минимальный уровень | |
-рассказать о своем городе на доступном уровне; -назвать символику нашего города, области, страны; -назвать основные деревья и нескольких животных и насекомых; -ответить на вопросы о нашей школе; -знать правила поведения в школе; -назвать профессии родителей; -составить небольшой рассказ о своей семье. | - наблюдать, сравнивать, сопоставлять, произодить анализ геометрической формы предмета; - лепить предметы различной формы; - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами, - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей; -соблюдать основные правила ТБ на уроке. |
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
- по оценке творческой продукции ребенка;
- по повышению уровня общей культуры;
- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
- по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3.Учебно – тематический план
№ п.п. | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
4 год | ||||
1 | Я и моя семья. | 12 | 5 | 7 |
2 | Я - ученик. | 10 | 6 | 4 |
3 | Растительный мир нашего края. | 24 | 12 | 12 |
4 | Животный мир нашего края. | 30 | 13 | 17 |
5 | Моя страна-Россия. | 8 | 4 | 4 |
6 | Малая родина - Южный Урал. | 18 | 12 | 6 |
Итого: | 102 | 52 | 50 |
4.Содержание программы учебного курса.
Теория-52ч.
- Я и моя семья. 5ч. Мое имя, родословная семьи, обязанности членов семьи, мой дом, домашние питомцы
- Я - ученик. 6ч. Моя школа, ее традиции, история. Школьные помещения, правила поведения.
- Растительный мир Южного Урала. 12 ч. Лиственные, хвойные деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы наших лесов.
- Животный мир нашего края. 13ч. Дикие лесные животные и птицы, насекомые нашей природы.
- Моя страна-Россия. 4ч. Символы государства, столица г. Москва, ее символы.
- Малая родина - Южный Урал. 12ч. Символы нашего города и области, местоположение на карте.
Практические работы-50ч.
-экскурсии;
-рисунки, аппликации;
-лепка из пластилина;
-поделки из природных материалов.
-конкурсы;
-викторины, лото;
-выставки творческих работ.
4.1. Календарно – тематическое планирование.4 класс Мой край.
№ п.п | Тема занятия | Кол-во час. | Форма | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат | |||
Iчетверть 24ч | |||||||||
1 | Моя семья. | 1 | урок | Учатся составлять устный рассказ о своей семье, используя опорные слова. | Развитие долговременной памяти через повторение материала. | 1 уровень – приобретение знаний по определению «Моя семья». | |||
2 | Моя родословная. | 1 | интегрир.урок | Закрепляют понятие «родословная». Учатся составлять родословное древо. | Коррекция долговременной памяти через работу с определениями. | 1 уровень – приобретение знаний по определению «родословная». | |||
3 | Я и моё имя. | 1 | урок | Узнают, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, что могут рассказать имена, отчества, фамилия. | Коррекция долговременной памяти через работу с определениями. | 1 уровень – приобретение знаний по определению «Мое имя». | |||
4 | Рисунок. Вся моя семья. | 1 | урок-практика | Рисуют по образцу, по инструкции. | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. | 1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге. | |||
5 | Лепка. Дом, в котором я живу. | 1 | урок-практика | Выполняют работу по инструкции. | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. | 2 уровень - уметь составить композицию из пластилина. | |||
6 | Обязанности каждого члена семьи. | 1 | урок | Рассказывают об обязанностях членов семьи по опорным словам. | Коррекция связной речи. | 1 уровень – закрепление навыков устной речи. | |||
7 | Рисование. Дом, в котором я живу. | 1 | урок- практика | Рисуют по образцу, по инструкции. | Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики. | 1 уровень – приобретение знаний о своем доме. | |||
8 | Аппликация. Дом, в котором я живу. | 1 | урок-практика | Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу. | Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики. | 1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге. | |||
9 | Домашние питомцы. | 1 | урок | Составляют рассказ о своих домашних питомцах по картинкам. | Коррекция личностных качеств через игровой приём. | 2 уровень – приобретение основных понятий о домашних питомцах. | |||
10 | Рисование. Домашние питомцы. | 1 | урок-практика | Рисуют по образцу, по инструкции. | Коррекция внимания, памяти через яркую наглядность. | 1 уровень-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
| |||
11 | Обрывная аппликация. Домашние питомцы. | 1 | урок-практика | Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу. | Коррекция речи, образного мышления, внимания. | 3 уровень – расширение общего кругозора, активного словаря. | |||
12 | Лепка. Мой домашний любимец. | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Коррекция внимания, памяти. | 2 уровень - уметь составить композицию из пластилина | |||
13 | Экскурсия "Осенний парк" Р.К. "Парк Тыл-фронту" | 1 | урок-экскурсия | Наблюдают за природой, отвечают на вопросы. | Формирование взаимосвязи слухового внимания и образного мышления. | 1 уровень – расширение общего кругозора, активного словаря. | |||
14 | Рисование по контуру предмета "Осенний букет" | 1 |
урок-практика | Учатся рисованию по контуру предмета. | Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики. | 1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге. | |||
15 | Обрывная аппликация "Осенний букет" | 1 | урок-практика | Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге. | |||
16 | Аппликация из салфеток "Наш пришкольный сад" | 1 | урок-практика | Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге. | |||
17 | Мой город, мой дом. Рисование по образцу. |
1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу | Коррекция речи, образного мышления, внимания. | 1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге. | |||
18 | Мой город. Городская площадь "Куранты". Раскраска. | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
19 | Рисование. Природа нашего края. | 1 | урок-практика | Рисуют по образцу, отвечают на вопросы. | Коррекция внимания, памяти. | 1 уровень – приобретение навыков наблюдения. | |||
20 | Рисование. Наш пришкольный сад. | 1 | урок-практика | Рисуют по образцу, отвечают на вопросы. | Коррекция внимания, памяти. | 1 уровень – приобретение навыков наблюдения. | |||
21 | Моя школа. | 1 | урок | Учатся составлять рассказ по опорным словам. | Коррекция внимания, памяти. | 1 уровень – приобретение навыков рассказа по опорным словам. | |||
22 | Аппликация. Родная школа. | 1 | урок-выставка | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
23 | Трудовая жизнь школы. Р.К.Экскурсия в школьную мастерскую. | 1 | урок-экскурсия | Ведут наблюдения под руководством педагога. | Коррекция внимания, памяти. | 1 уровень – приобретение навыков наблюдения. | |||
24 | Рисование. Моя школа. | 1 | урок-практика | Уметь нарисовать здание школы по образцу. | Коррекция речи, образного мышления, внимания. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
IIчетверть 24ч | |||||||||
1 | Растительный мир Южного Урала. Деревья. | 1 | урок | Знать названия основных видов деревьев Южного Урала. | Коррекция внимания, памяти через анализ, сравнение. | 1 уровень – приобретение знаний по растительному миру нашего края. | |||
2 | Деревья Южного Урала. Лиственный лес Урала. | 1 | урок | Знать названия основных лиственных деревьев Южного Урала. | Коррекция внимания, памяти через анализ, сравнение. | 1 уровень – называть деревья нашего края. | |||
3 | Лиственные деревья. Дуб. | 1 | урок | Различать дуб по внешнему виду, знать его полезные свойства. | Развитие навыка группировки и классификации. | 1 уровень – приобретение знаний о дубе. | |||
4 | Лиственные деревья. Дуб. Ствол. | 1 | урок | Различать дуб по внешнему виду, знать назначение ствола. | Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. | 1 уровень – ответить на вопросы. | |||
5 | Рисование. Дерево. Дуб. | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
6 | Рисование. Лиственный лес. | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
7 | Аппликация " Осенний лес" Р.К. " Природа Южного Урала" | 1 | урок-практика | Выполнить аппликацию по образцу. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 2 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
8 | Составление рассказа по картинкам " Природа Южного Урала" | 1 | интегрир.урок | Учатся составлять рассказ по по картинкам. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – уметь ответить на вопросы. | |||
9 | Рисование красками "Поздняя осень в городе" | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
10 | К. Ушинский рассказ «Спор деревьев» | интегрир.урок | Читают рассказ, отвечают на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – ответить на вопросы. | ||||
11 | Кустарники. Рябина красная. | 1 | урок | Узнают о полезных свойствах рябины, отвечают на вопросы. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – называть кустарники нашего края. | |||
12 | Поделка из ягод рябины. «Снегирь». | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
13 | Кустарники. Смородина. | 1 | урок | Узнают о полезных свойствах смородины, отвечают на вопросы. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – называть кустарники нашего края. | |||
14 | Аппликация «Веточка смородины» Р.К. «Мой огород» | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
15 | Лесные ягоды. Голубика. | 1 | урок | Узнают о полезных свойствах голубики, отвечают на вопросы. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – называть ягоды нашего края. | |||
16 | Лепка. Голубика. | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
17 | Садовые ягоды. Клубника. | 1 | урок | Узнают о полезных свойствах клубники, отвечают на вопросы. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – называть кустарники нашего края. | |||
18 | Обрывная аппликация. «Клубника» | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
19 | Грибы. Опята. | 1 | урок | Узнать названия грибов, их внешний вид, полезные свойства. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – называть грибы нашего края. | |||
20 | Лепка. «Опята» | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
21 | Грибы. Масленок. | 1 | урок | Узнать названия грибов, их внешний вид, полезные свойства. | Развитие слухового внимания и памяти. | 1 уровень – называть грибы нашего края. | |||
22 | Аппликация «Масленок» | 1 | урок-практика | Выполнить аппликацию по образцу. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 2 уровень – выполнить работу по инструкции. | |||
23 | Загадки и пословицы о грибах. | 1 | урок | Отгадывать загадки, учить пословицы и поговорки о грибах. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – уметь отгадывать загадки. | |||
24 | Викторина «Лесные дары Южного Урала» | 1 | урок-викторина | Уметь выполнить задание на проверку знаний. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 3 уровень – закрепление полученных знаний. | |||
III четверть 30ч. | |||||||||
1 | Лесные животные. Лось. | 1 | урок | Знать названия лесных животных Южного Урала. | Развитие наглядно-образного мышления. | 1 уровень – приобретение знаний по животному миру нашего края. | |||
2 | Рисование «Лось и лосенок» Р.К. «Зоопарк в п.Абзаково» | 1 | урок-практика | Выполняют работу по алгоритму, по образцу. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – уметь выполнить работу по образцу. | |||
3 | Лесные животные. Еж. | 1 | урок | Познакомиться с внешним видом ежа, его повадками. | Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал. | 2 уровень – знакомство с внешним видом ежа. | |||
4 | Лепка «Еж и ежата» | 1 | урок-практика | Научиться лепить ежа по образцу. | Формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. | 3 уровень – закрепление умения выполнять работу по образцу. | |||
5 | В. Сутеев сказка «Палочка-выручалочка» | 1 | урок | Познакомиться со сказкой, ответить на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – ответить на вопросы по сказке. | |||
6 | Русские народные сказки о лесных животных. | 1 | интегрир. урок | Познакомиться со сказками, ответить на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – ответить на вопросы по сказке. | |||
7 | Лесные животные. Барсук. | 1 | урок | Познакомиться с внешним видом барсука, его повадками. | Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал. | 2 уровень – знакомство с внешним видом барсука. | |||
8 | Рисование «Барсук» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания в практической деятельности. | |||
9 | Загадки о лесных животных. | 1 | интегрир. урок | Уметь отгадывать загадки о животных. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – уметь отгадывать загадки. | |||
10 | Лото «Лесные животные» | 1 | урок | Уметь выполнить задание на проверку знаний. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 3 уровень – закрепление полученных знаний. | |||
11 | Лесные птицы Урала. Виртуальная экскурсия. | 1 | урок | Познакомиться с названиями и внешним видом лесных птиц. | Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал. | 2 уровень – знакомство с внешним видом и названиями птиц. | |||
12 | Лесные птицы. Тетерев. | 1 | урок | Познакомиться с внешним видом тетерева, его повадками. | Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал. | 2 уровень – знакомство с внешним видом тетерева. | |||
13 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1 | интегрир. урок | Познакомиться со сказками, ответить на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – ответить на вопросы по сказке. | |||
14 | Лепка. Тетерев. | 1 | урок-практика | Уметь лепить тетерева по образцу. | Коррекция долговременной памяти через работу с наглядным материалом. | 3 уровень – отличать тетерева от других птиц. | |||
15 | Степные птицы Урала. Коршун. | 1 | урок | Запомнить особенности внешнего вида коршуна, места обитания. | Формирование переноса полученных умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – запомнить внешний вид коршуна. | |||
16 | Рисование «Коршун» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
17 | Водоплавающие птицы. Лебедь. | 1 | урок | Запомнить особенности внешнего вида лебедя, места его обитания. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – запомнить внешний вид лебедя. | |||
18 | Рисование «Лебедь» | 1 | урок | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные умения в практической деятельности. | |||
19 | Лепка «Лебедь и лебедушка» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
20 | Г.Х. Андерсен сказка «Гадкий утенок» | 1 | интегрир. урок | Познакомиться со сказкой, ответить на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – ответить на вопросы по сказке. | |||
21 | Лото. Птицы родного края. | 1 | урок | Уметь выполнить задание на проверку знаний. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 3 уровень – закрепление полученных знаний. | |||
22 | Выставка творческих работ. Птицы родного края. | урок-выставка | Рассказать о своей работе, ответить на вопросы. | Развитие навыка группировки и классификации. | 1уровень – закрепление полученных знаний. | ||||
23 | Насекомые родного края. Пчелы.Р.К. «Пчелиные пасеки Башкирии» | 1 | урок | Познакомиться с повадками и внешним видом пчелы. | Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал. | 2 уровень – различать внешний вид и названия насекомых. | |||
24 | Рисунок « Пчелы» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
25 | Лепка «Пчелиный улей» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
26 | Ю.Пастухов рассказ «Пчелка» | 1 | урок | Познакомиться с рассказом, ответить на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – ответить на вопросы по рассказу. | |||
27 | Насекомые. Оса. | 1 | урок-практика | Запомнить особенности внешнего вида осы, места обитания, повадки. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. | 2 уровень – запомнить внешний вид осы. | |||
28 | Аппликация. Оса. | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
29 | Э. Емельянова рассказ «Оса» Р.К. «Выставка насекомых в Динопарке» | 1 | урок | Познакомиться с рассказом, ответить на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления. | 1 уровень – ответить на вопросы по рассказу. | |||
30 | Лото. Насекомые Урала. | 1 | урок | Уметь выполнить задание на проверку знаний. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации | 3 уровень – закрепление полученных знаний. | |||
IVчетверть 24ч | |||||||||
1 | Мой город-Магнитогорск. | 1 | урок | Знать название нашего города, его историю строительства. | Коррекция мыслительных операций. | 1 уровень – называть год строительства города. | |||
2 | Герб города Магнитогорска. | 1 | урок | Знать герб нашего города, различать его среди других. | Коррекция мыслительных операций. | 1 уровень – называть символику города. | |||
3 | Рисование «Герб города Магнитогорска» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
4 | Флаг города Магнитогорска. | 1 | урок | Знать флаг нашего города, различать его среди других. | Коррекция мыслительных операций. | 1 уровень – называть символику города. | |||
5 | Аппликация «Флаг города Магнитогорска»Р.К. Краеведческий музей города. | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
6 | Гимн города Магнитогорска. | 1 | урок | Знать гимн нашего города, его смысл, различать его среди других. | Коррекция мыслительных операций. | 1 уровень – называть символику города. | |||
7 | Местоположение города Магнитогорска на карте страны. | 1 | урок | Уметь показать местоположение города Магнитогорска на карте страны. | Повышение уровня познавательной активности. | 2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте. | |||
8 | Национальный состав населения города Магнитогорска. | 1 | урок | Знакомятся с национальным составом населения города Магнитогорска. | Повышение уровня познавательной активности. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
9 | Рисунок «Мой город» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
10 | Челябинская область. Местоположение на карте страны. | 1 | урок | Уметь показать местоположение нашей области на карте страны. | Повышение уровня познавательной активности. | 2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте. | |||
11 | Герб Челябинской области. | 1 | урок | Знать герб нашей области, различать его среди других. | Коррекция мыслительных операций. | 1 уровень – называть символику города. | |||
12 | Рисование «Герб Челябинской области» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
13 | Флаг Челябинской области. | 1 | урок | Знать флаг нашего города, различать его среди других. | Коррекция мыслительных операций. | 1 уровень – называть символику города. | |||
14 | Аппликация «Флаг Челябинской области» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
15 | История Челябинской области. | 1 | урок | Знать историю нашей области, уметь отвечать на вопросы. | Коррекция мыслительных операций. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
16 | Моя Родина-Россия. | 1 | урок | Знать и называть название нашей Родины. | Развитие навыка группировки и классификации. | 1уровень – закрепление полученных знаний. | |||
17 | Местоположение России на карте мира. | 1 | урок-практика | Уметь показать местоположение нашей страны на карте мира. | Повышение уровня познавательной активности. | 2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте. | |||
18 | Столица России - город Москва. | 1 | урок | Знать и называть столицу нашей Родины, различать ее среди других городов. | Повышение уровня познавательной активности. | 1 уровень – устанавливать взаимосвязь между событиями. | |||
19 | Местоположение города Москвы на карте страны. | 1 | урок | Уметь показать местоположение нашей столицы на карте страны. | Повышение уровня познавательной активности. | 2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте. | |||
20 | Город Москва. Кремль. Р.К. «Администрация г. Магнитогорска» | 1 | урок | Познакомиться с историей Кремля, уметь отвечать на вопросы. | Коррекция памяти, внимания. | 1уровень – закрепление полученных знаний. | |||
21 | Рисунок «Кремлевские Куранты» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
22 | Город Москва. Красная площадь. | 1 | урок | Познакомиться с историей Красной площади, уметь отвечать на вопросы. | Коррекция памяти, внимания. | 1уровень – закрепление полученных знаний. | |||
23 | Рисунок «Красная площадь» | 1 | урок-практика | Уметь работать по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности. | |||
24 102 | Лото «Символы государства» | 1 | урок | Уметь выполнить задание на проверку знаний. | Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации | 3 уровень – закрепление полученных знаний. |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Литература для учителя:
Список учебно-методической литературы:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
2. Учебники:
Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса. – М., «Владос», 2012 г
3. Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 1 класс.- М.: «Просвещение», 2012 г.
Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
ГОЛОВИН, А. Д. Мой Танкоград : поэма / А. Д. Головин. – Челябинск :Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. – 102 с. : ил.
ГОЛЬДБЕРГ, А. Я. Во имя Отечества : стихи / А. Гольдберг, И. Костин.– Челябинск : ОГИЗ, 1941. – 40 с.
ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Верность : стихи / Л. К. Татьяничева. –
Челябинск : Челябгиз, 1944. – 44 с.: ил.
ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Ручьев Борис Александрович / З. Е. Прокопьева //Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев(гл.ред.) [и др.]. – Челябинск, 2008. – Т. 5. – С. 671.
Интернет- ресурсы и ЦОР : региональная коллекция ЦОР,
Материально-техническое оснащение:
- технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели
- мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
материалы:
― бумага цветная разной плотности;
― картон цветной, серый, белый;
― бумага в крупную клетку;
― набор разноцветного пластилина;
__цветные карандаши;
― клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
инструменты:
― ножницы;
― линейки;
― карандашная точилка
вспомогательные приспособления
― подставка для кисточки; баночка для клея; листы бумаги для работы с клеем (макулатура); коробочка для мусора; тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания.
Печатные пособия:
- дидактический раздаточный материал: карточки-задания.
Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
6.Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 5 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино " 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино ". 7 класс ( вариант 2)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мой край" 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ". 7 класс, ( вариант 2)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ПроеКТОриЯ" 8 класс.
Программа внеурочной деятельности по профориентации "ПроеКТОриЯ" поможет расширить представления обучающихся о мире профессии....
Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.
Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А....
Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" для обучающихся 5-7 классов.
Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" направлена на углубленное изучение родного края. Главной задачей этого курса являет...