Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.
рабочая программа
Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch._deyat._5_-_7_k._rodnoy_kray_hudin.a._2018_-_2019_god.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
___________________________________________________________________________
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности
«Родной край»
направление: обще - интеллектуальное
Для 5-7 классов
(Подготовка к олимпиадам по КРАЕВЕДЕНИЮ)
Автор-составитель: учитель Худи Некое Аркадьевна
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной край» для 5-7 классов на 2017 – 2018 учебный год составлена в соответствии с:
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2013-2019 годы (с изменениями от 17 марта 2015 г.);
- Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2018-2019 учебный год.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях"
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному краю, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.
Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к культуре малых народов как предмету.
Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса культуры народов Ямала, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к изучению родного края, а также обусловлен новыми требованиями, связанными национально-региональным компонентом, который предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Для проведения внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие условия:
- новизна;
- необычность;
- неожиданность;
- несоответствие прежним впечатлениям.
Данная программа внеурочной деятельности обще – интеллектуальной направленности разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 -7 классов. Программа направлена на развитие кругозора и мышления у учащихся. Приобщение к сохранению национальных культур.
Программа предполагает изучение многовекового опыта выживания в условиях Крайнего Севера, специфического образа жизни, устройства быта, организации труда, которые помогали людям жить в суровом климате Севера в полной гармонии с природой.
Программа предусматривает знакомство с самобытной национальной культурой. В том числе с некоторыми обрядами и обычаями, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда основами технологии изготовления необходимых в быту вещей.
Задачи курса:
- способствовать лучшему осмыслению понятий «человек», «семья», «родная земля», «тундра Ямала», «родной язык», через приобщение учащихся к народной памяти;
- прививать навыки экологического образования и нравственного воспитания с использованием традиций народной педагогики ненцев, складывавшихся веками;
- помочь каждому учащемуся осознать свою роль в сохранении материальных и духовных ценностей ненецкого народа.
В основе всякого обучения лежит коммуникация и, общение, поэтому курс обще – интеллектуального направления «Родной край» даёт этнокультуроведческие знания истории родного края, материальной и духовной культуры, этноса народов Ямала.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- беседы;
- игры;
- викторины;
- самостоятельная работа.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративные;
- поисковые;
- творческие.
Система контроля:
- Курс завершается проверочной работой – тестом, которая позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Являясь предметом гуманитарного цикла, курс обще - интеллектуального цикла «Родной край» даёт возможность учащимся познакомиться с историей малой родины, осознать важность владения этими знаниями и применить их на практике для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить несколько направлений:
- родной край и люди проживающие на Ямале;
- традиционный уклад жизни коренных жителей Ямала;
- знание и интерес к родным корням, своей семьи воспитание национальной гордости и любви к своему народу;
- семья и дети, взаимоотношения членов семьи, семейные обычаи и традиции, и воспитание чувства уважения к семье;
- древние имена и этимология имени человека;
- значение колыбели и колыбельной песни, любовь к матери к родному дому;
- коллективные игры и чувство дружбы и товарищества;
- традиционные занятия ненцев – оленеводство, охота, рыболовство;
- роль оленя и собаки в оленеводческом хозяйстве;
- Окружающий мир человека тундры: чум, виды нарт, одежда, утварь и т.д.;
- человек и природа и их взаимозависимость, (живая и неживая природа тундры);
- своеобразная древняя письменность ненцев;
- национальная культура и одежда ненцев;
- мифология и сказки ненецкого народа.
Занятия обще - интеллектуального направления о « родном крае» расширяют знания и представления детей о родном крае, о народах проживающих на Ямале, воспитывают любовь к своему краю. Знакомят с традиционным укладом жизни коренных жителей Ямала. Воспитывают чувство уважения к семье. Развивают интерес к родным корням своей семьи, воспитывают национальную гордость и любовь к своему народу. Пробуждают желание участвовать в коллективных играх, воспитывают чувство дружбы и товарищества. Уточняют и расширяют знания детей о традиционном занятии ненцев – оленеводстве, пробуждают интерес к профессиям оленевода, рыбака. Воспитывают любовь к животным. Способствуют к воспитанию бережного отношения к вещам, окружающим человека. Прививают взаимосвязь человека с природой и их взаимозависимость. Воспитывают любовь к природе. Развивают речь учащихся и логическое мышление, мотивацию к получению знаний. Развивают интерес к живой и неживой природе тундры. Знакомят со своеобразной древней письменностью ненцев. Развивают наблюдательность, интерес к своей национальной культуре, уважению к труду ненецких мастериц. Обобщают и расширяют знания детей о национальной одежде ненцев.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Важность предмета для школьников подчеркивается тем, что «Родной край» рекомендован для внеурочной деятельности новым стандартом.
Объём учебного времени, отводимого на изучение обще - интеллектуального курса «Родной край» в 5-7 классах – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения курсу «Родной край» является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, ответственность за сохранение первозданного уклада жизни, как среды обитания коренных народов Севера.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
В содержание курса входит:
- знакомство с самобытной национальной культурой, с обрядами и обычаями, и национальными играми, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда, основами технологии изготовления необходимых в быту вещей,
- изучение лексики из сферы общения (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа);
- речевые умения (степень владения родным языком как средством общения);
- знания и представления о национальной культуре (фольклор, литература, песенное искусство, этнопедагогика, история).
Учебно-тематический план 5 - 7 классы (35 часов из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Коррек-тировка | Тема урока | Количество уроков | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1. | В краю родном, где отчий дом. | 1 | Участвовать в коллективной игре. (Н). Разгадывать кроссворд.(П). Отгадывать загадки.(П). Рисовать на заданную тему(Н). Знать: последовательность установки чума.(П) Называть составные части чума.(П) Знать: значение ненецких фамилий. | ||
2. | Колыбельные песни. | 1 | |||
3. | Моя семья. | 1 | |||
4. | Чум - мой дом. | 1 | |||
5. | Из какого ты рода? | 1 | |||
6. | Что обозначает твоё имя? | 1 | Объяснять значение и этимологию ненецких имён(Н). | ||
7. | Я из тысяч оленей своего узнаю! | 2 | Различать масти оленей. (Н). Объяснять значение слова «пидте’’ мя».(П). | ||
8. | Мой верный друг. | 1 | Рисовать на заданную тему (Н). Отгадывать загадки. (П). | ||
9. | Без нарты в тундре не прожить. | 1 | Различать виды нарт.(Н). Объяснять, зачем нужна нарта (Н). Отгадывать загадки.(П). Рисовать на заданную тему(Н | ||
10. | Природа и человек. | 2 | Объяснять – взаимосвязь человека тундры с природой.(Н). Разгадывать кроссворд.(П). | ||
11. | Народный календарь ненцев | 2 | Различать осенние и зимние месяцы.(П). Объяснять сезонные изменения погоды.(Н). | ||
12. | Мой папа - оленевод. | 1 | Анализировать особенности труда оленевода.(П). | ||
14. | Поговорим о рыбе и рыбаках. | 1 | Различать и называть виды рыб. (Н) Классифицировать виды рыбалки.(Н). Различать и называть виды рыб. (Н) Классифицировать виды рыбалки.(Н). | ||
15. | Меткое слово народа | 2 | Отгадывать загадки.(П). Объяснять значение пословиц и поговорок. (П). этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. | ||
16. | Ненецкие сказки. | 2 | Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. | ||
17. | Ненецкие народные легенды (ярабц’’, сюдбабц’’, хынабц’’). | 2 | Различать жанры устного народного творчества (П). Выяснять значение непонятных слов (Н). | ||
18. | Языком орнамента… | 2 | Различать виды орнамента.(Н). Рисовать на заданную тему(Н | ||
19. | О чём может рассказать наша одежда (древняя «письменность» ненцев). | 1 | Объяснять что такое «древняя письменность ненцев».(Н). Выяснить значение слова «пидте’’мя».(П) | ||
20. | Мама - рукодельница. (Скроенное и сшитое мамой). | 1 | Различать виды ненецкой национальной одежды.(П). Рисовать на заданную тему.(Н | ||
21. | Древние верования ненцев. | 1 | Объяснять что такое вера.(Н). | ||
22. | Сихиртя - кто они? | 1 | Выяснить историческое прошлое народа сихиртя (Н). Выяснить значение слова «сихирць»(П) | ||
23. | Писатели и поэты о Ямале. | 2 | Выяснить имена и фамилии поэтов и писателей Ямала.(П | ||
24. | Герои ненецкого мифологического пантеона. | 1 | Выяснить значение слова «пантеон»(П) | ||
25. | Легенда. Притча. Былина. | 1 | Выяснить - жанры устного народного творчества. Различать – легенду, притчу и былину. | ||
26. | Первые национальные деятели культуры и науки Ямала | 1 | Знать национальных деятелей культуры Ямала. (П). Участвовать в коллективной беседе.(Н) | ||
27. | Проверочная работа – тест. | 1 | Выяснить: знания и умения полученные на занятиях. (Н). | ||
Итого: 35 |
|
Учащиеся должны знать:
- народные обычаи и традиции;
- народные пословицы и поговорки, песни, сказки, сказания ненецкого народа;
- культ родителей, деда, бабушки;
- родословную своей семьи;
- устройство чума, правила поведения в нём;
- устройство нарты;
- ненецкий календарь;
- разновидности рыб, насекомых, животных и птиц, обитающих на Ямале;
- навыки обращения с домашними животными;
- народные приметы и запреты;
- трудовые навыки;
- этикет общения;
- поэтов и писателей Ямала.
Учащиеся должны уметь:
- разгадывать кроссворды, ребусы;
- участвовать в коллективной игре;
- отгадывать загадки;
- рисовать на заданную тему;
- знать последовательность установки чума;
- называть составные части чума;
- знать значение ненецких фамилий;
- объяснять значение и этимологию ненецких имён;
- различать масти оленей;
- различать виды нарт;
- объяснять – взаимосвязь человека тундры с природой;
- различать осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
- анализировать особенности труда оленевода;
- различать и называть виды рыб;
- классифицировать виды рыбалки;
- объяснять значение пословиц и поговорок;
- пересказывать ненецкие сказки, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах;
- различать жанры устного народного творчества: ярабц, сюдбабц, хынабц.
Учебно – методическое обеспечение программы.
Литература для учащихся:
- Бармич М.Я. «Ненэцие лаханако». «Ненецкие сказки». Учебное пособие для учащихся 2 -5 классов ненецких школ. Издательство «Дрофа» Санкт – Петербург 2008 год.
- Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2-е издание, стереотипное Санкт-Петербург Филиал издательства « Просвещение» 2006 год.
- Бортко Т.И., В.Т.Еманов, Павлов А.В. «Культура народов Ямала». /Учебник 5 – 7 классы». Тюмень 2002 год.
- Истомин И.Г. «Ненецкие сказки». Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, ООО «Гарнет», 2008 год.
- Терещенко Н.М. «Неко хадакэнда вадако». «Сказки бабушки Неко». Издательство «Просвещение» Санкт – Петербургский филиал ООО « Базальт», 2004 год.
Литература для учителя:
- Ахадов Э. «Ненецкий пантеон». Салехард 2007 год.
- Головнёв А.В.,Зайцев Г.С. «История Ямала». Тобольск – Яр - Сале, 1994 год.
- Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. Изд-во института проблем освоения Севера СО РАН 2001 год.
- Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. «Ненцы уроки предков». ООО «Миралл» Санкт – Петербург 2005 год.
- Окотэтто Е.Н. «Ненецкие подвижные игры». Санкт – Петербург 2002 год.
- Сусой Е.Г. «Из глубины веков». Тюмень, 1994 год. Пушкарёва Е.Т.,Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера. (Культурно – антропологические аспекты). Санкт-Петербург 2011 год.
- Терещенко Н.М. Ненецко – русский словарь. 3 – издание, стереотипное. Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2008 год.
- Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса». Томск, 2001 год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- DVD диск: «Как нянчедо мынику учил человека летать». Ассоциация «Ямал потомкам».
Первый Ямальский анимационный фильм.
- DVD диск: «Северный край» Сергея Анисимова.
Фильм 1: «На холодном Ямале».
Фильм 2: «Волшебный мир Арктики».
- DVD диск: «Удивительное путешествие в тундру». ООО «Студия Ханавэй».
Фильм: «Помни, ты не один в этом мире!»
- DVD диск: «Ненцы уроки предков». ООО «Студия Ханавэй».
Фильм 1: «Колыбель».
Фильм 2: «Отцы и дети».
Фильм 3: «Звон тынзяна».
Фильм 4: «Мой друг лайка».
- DVD диск: Документальный фильм. «Яптик Хэсе».
- DVD диск: Елена Лаптандер. «Жемчужина Ямала.
- DVD диск:"Мир северных номадов или правила поведения на стойбище оленеводов. Студия "Илебц" г.Салехард3013год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу индивидуально-групповые занятия "Подготовка к олимпиаде" 5 класс ФГОС
Рабочая программа по курсу индивидуально-групповые занятия "Подготовка к олимпиаде" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 5 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мой край" 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ". 7 класс, ( вариант 2)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестировани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по подготовке к олимпиаде по предмету «ТРУД» (технология) «ОЛИМП» для обучающихся 10-11 классов
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование обучающихся, выполнение и...