Методическая разработка - конспект занятия по внеурочной деятельности (социальное направление) для детей с ОВЗ "Что мы знаем,что умеем?"
план-конспект

В контексте формирования личности ребенка,имеющего особые возможности здоровья (слабовидящие дети и дети с различными зрительными нарушениями),успешная социализация возможна в условиях целенаправленного обучения и воспитания,обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Дети со зрительными нарушениями испытывают большие трудности адаптации к окружающему миру,в усвоении общепринятых норм поведения  в силу неполноценности развития сенсорной и познавательной деятельности, обусловленной наличием зрительных нарушений.  Целью внеурочной деятельности (социальное направление) является развитие социальной компетентности обучающихся с нарушениями зрения, их успешная адаптация и социализация. Одной из задач социальной деятельности обучающихся является формирование прочных умений и навыков, связанных с коммуникативной, социальной, бытовой деятельностью. Необходимо формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями учебного процесса,правилами и нормами этики и культуры,установленными в современном обществе. Данная методическая разработка позволяет определить уровень сформированности универсальных учебных действий и дает возможность скорректировать имеющиеся у детей нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа-интернат № 2    

                                              Кировского района  Санкт-Петербурга

                     Конспект занятия по внеурочной деятельности

         социальное направление (социально-бытовая ориентировка)

                                                для детей  с ОВЗ

                  Тема: «Что мы знаем, что умеем?» (обобщающее занятие)

                                                     Класс: 5

                                                   Разработка выполнена:

                                                                      Ефимовой Татьяной Николаевной

                                                 (учитель, воспитатель)

     Обобщающее занятие  «Что мы знаем, что умеем?»

Цель: систематизировать материал, изученный  по различным темам и разделам ВД по социально-бытовой ориентировке

Задачи:

Обучающая

1. Обобщить знания  и умения бытового труда (личная гигиена, питание, уход за жилищем, одеждой, обувью)

2. Обобщить знания об услугах различных предприятий и учреждений  (торговля)

3. Применить усвоенные знания, умения и навыки на практике

Воспитательные

1. Воспитывать настойчивость и терпение во время выполнения практических заданий;

2. Воспитывать чувство ответственности и самостоятельности, трудолюбие.

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать и развивать познавательную сферу детей, трудовые интеллектуальные умения.

Ход занятия

I этап. Организационно-мотивационный

- Куда вы пришли? (- На занятие).

- Настроимся на занятие. Закончите предложения.

1. На занятии я хочу получить (что?) ……………………. .

2. На занятии я буду (каким?) ……………………………. .

3. Все задания буду выполнять (как?) ……………………. .

- На какое занятие вы пришли?

- Кто может ответить на вопрос:  Что такое социально-бытовая ориентировка? ( Ответы учеников)

Попробуем сегодня в конце занятия дать ответ на этот вопрос.

- Чтобы определить тему занятия, выполните задание. Вспомните все, что вы изучали на занятиях, что делали, чем занимались, чему учились.

Нарисуйте 1 картинку, которая соответствует социально-бытовой деятельности.  (Выполнение задания учениками)

- Назовите, что нарисовали. Были  ли картинки, похожие, близкие  по теме? Что их объединяет?

Прикрепите картинки на плакат, расположив их вокруг названия «Социально-бытовая ориентировка». Объедините в группу те картинки, которые относятся к одной теме.  Прикрепите рядом с каждой группой картинок название, которое их объединяет. Прочтите названия.

- Что объединяет все эти картинки? (Это все разделы социально-бытовой деятельности, которые изучали). - Все ли разделы  на плакате? Каких разделов не хватает?

Прикрепите названия оставшихся разделов.

Можете ли вы назвать тему сегодняшнего занятия? ( Обобщающее занятие)

Можете ли вы сказать, что будем делать на занятии?

Сегодня обобщающее занятие и называется оно «Что мы знаем, что умеем?» Покажите сегодня все, что узнали и чему смогли научиться на занятиях по СБО.

II этап. Информационно-аналитический

1. Инструкция учителя к выполнению заданий.

   А)  У каждого из вас будут задания по одному из разделов. Задания разные по сложности. Кто не очень уверен в своих знаниях, может выбрать тему из карточек, находящихся слева на парте. Остальные будут получать задание способом жеребьевки. На выполнение задания у вас будет до 10 минут. По истечении времени, вы услышите звуковой сигнал к прекращению работы. Вы должны прекратить выполнения задания, даже если не успели его завершить.

  Б) Ученики получают задания. Выполнение заданий обучающимися.

2. Проверка выполненных заданий.

    А) Каждый ученик представляет результат своей работы, рассказывает, что он должен был сделать, отвечает на вопросы задания.  Остальные ученики внимательно слушают, проверяют правильность выполнения задания, оценивают выполненную работу.

Критерии оценивания у вас на карточках.

   Б) Оценивание работ обучающимися и учителем.

3. Что же такое Социально-бытовая ориентировка?

Ответим на этот вопрос, составив «Синквейн».

На карточках правила составления «Синквейна». Прочитайте правила, составьте Синквейн по правилам и запишите его.

1 строка. Тема (существительное)

2 строка. Описание темы (2 прилагательных)

3 строка. Действие (3 глагола)

4 строка. Чувство, отношение к теме (предложение из 4 слов). Могут быть разные части речи.

5 строка. Синоним к теме первой строки.

2. Запишите Синквейн. (Задание может быть выдано, как домашнее)

III. Заключительный этап

Подведение итога. Оценивание (подсчет результатов).

Рефлесия. Закончите фразу: «На занятиях по социально-бытовой деятельности  я научился / научилась ………….

                                                                                                             Приложение

Критерии оценивания

Зеленый цвет –

  1. Задание выполнено полностью

а) правильно

в) самостоятельно

Синий цвет 

  1. Задание выполнено частично (не полностью)

а) с небольшими ошибками

в) с частичной помощью взрослого

Красный цвет –

  1. Задание не выполнено

Синквейн – краткая характеристика объекта, предмета, персонажа

1 строка. Тема (существительное) – Что?

2 строка. Описание темы (2 прилагательных) – Какая?

3 строка. Действие (3 глагола) – Что делает?

4 строка. Чувство, отношение к теме (предложение из 4 слов).

Слова могут быть разными частями речи.

5 строка. Синоним к теме первой строки.

Варианты заданий

I.Тема:   Охрана труда и здоровья            

Впиши в пропуски пропущенные слова

1. Избыток или недостаток света _______________для чтения.

3. При слабом естественном освещении, (при его недостатке) _________________________электроосвещение.

Выбери правильный вариант ответа, обведи

1. Если ты пишешь правой рукой, то свет должен падать:

    а)  справа    б) слева   в) прямо

Установи настольную лампу в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

II.Тема:   Личная гигиена          

Выбери правильный вариант ответа, обведи

1. Что должно быть личным? Выбери необходимые            

        предметы и средства  гигиены

2.  Перед работой на руки наносят крем:

а) детский     б) защитный    в) питательный

 3. Питательный или увлажняющий крем наносят:

       а) перед работой   б) после работы   в) во время работы

Выполни задание

       Проверь чистоту очков. При необходимости проведи чистку очков.

Заполни карточку «Этапы обработки пореза пальца»

1. Очистить ранку от _________________________________, промыв __________________________________ с мылом или обработать поверхность ранки ________________________________________________ 3%
2. Кожу вокруг ранки _________________________________ при помощи ватной палочки.

3. Наложить на ранку ________________________________.

Слова для справок: загрязнения; йод; обработать; проточная вода; бактерицидный пластырь; перекись водорода

III.Тема:  Культура поведения         

Выбери правильный вариант ответа, обведи

  1. Сколько раз в день надо здороваться с одним и тем же человеком?

а) 1 раз – при встрече   б) каждый раз при встрече  в) не знаю

  1. Кто должен здороваться первым, входя в помещение?

а) тот, кто более вежлив  б) входящий  

в) присутствующий в помещении

  1. Кто знакомит гостей друг с другом на праздничном вечере?

а) хозяева  б) один из гостей  в) сами гости между собой

3. Выбери верные утверждения:

 а) пропускай выходящих покупателей из магазина

 б) не разговаривай громко, пока ждешь свою очередь

 в) можно ставить сумку на витрину магазина. Если она не тяжелая

 г) если товар в упаковке, можно ее открыть, чтобы рассмотреть товар

IV.Тема:  Семья       

Выбери правильный ответ, обведи

1.  Отец матери или отца:

а) брат   б) дедушка  в) дядя

2. Дочери одних родителей

а) тети    б) сестры   в)  не знаю)

Выбери верные утверждения:

а) свою комнату надо убирать по просьбе взрослых

б) помогать в уборке всей квартиры

в) ухаживать за домашними животными должен тот, кто их завел

г) выносить мусор, когда попросят

д) играть с младшими братьями и сестрами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока по внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в форме оздоровительной аэробики:повышает уровень физической подготовленности обучающихся,формирует мотивацию к регулярным занятиям физической культуры с целью укрепления здоро...

Тематическое планирование занятий в рамках проведения внеурочной деятельности (социальное направление) при работе с детьми, имеющими особые возможности здоровья.

Предлагаю разработку - тематическое планирование занятий по внеурочной деятильности, направленную на  коррекцию коммуникативных умений у школьников с особыми возможностями здоровья и их дальнейшу...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности общекультурного направления "Что значит жить по правилам?"

Занятие направлено на углубление знаний о моральных и правовых нормах, определяющих активную жизнедеятельность человека в обществе, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и проф...

Методическая разработка для занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 6-х классов "Сценарий праздника Рождества"

В файле представлена методическая разработка для занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 6-х классов - праздник Рождества. Материал содержит в себе задания в форме игр и конкурсов,...

Методическая разработка серии занятий по внеурочной деятельности «Хор» для обучающихся 5-6 классов « Подарок ко Дню защитника Отечества. Проект «Песня для папы»

Автор Филатова С.Ю. предлагает  методическую разработку внеурочных занятий  по вокально-хоровому пению,  работа над песней «День без выстрела на земле»  сл.Михаила Дуди...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Методическая разработка конспекта занятия по внеурочной деятельности. "Это должны знать все! правила перехода улицы".

Занятие направлено на воспитание культуры поведения на дороге. Конспект занятия разработан для проведения внеурочного занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма для школьников м...