Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности общекультурного направления "Что значит жить по правилам?"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Занятие направлено на углубление знаний о моральных и правовых нормах, определяющих активную жизнедеятельность человека в обществе, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни. Форма занятия - командная игра "Брейн - Ринг".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по обществознанию.
Тема. Что значит жить по правилам.
Целевая аудитория 8 – 9 классы
Автор – составитель: Скабёлкин К.Ю.
Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №8», г. Лабытнанги, ЯНАО.
Цель: создание условий для формирования общекультурной компетентности обучающихся.
Задачи:
- Способствовать формированию у обучающихся знаний о социальных нормах, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
- Создать условия для практического освоения социальных норм, законов, правил этикета.
- Содействовать повышению познавательного интереса, мотивацию обучающихся, предложив дополнительный ресурс эффективной организации образовательной деятельности.
УУД
Предметные.
Знания о моральных и правовых нормах, определяющих активную жизнедеятельность человека в обществе, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни.
Метапредметные.
Объясняют значение понятий. Характеризуют на примерах общественные моральные и правовые нормы. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Взаимодействие с партнерами, формирование навыков работы в команде.
Развитие навыков грамотного выражения своих мыслей, аргументации.
Личностные.
Сохраняют учебную мотивацию, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности человека в социуме.
Знать / Понимать.
Правила применения норм морали и права.
Отличить нормы морали от норм права.
Правила игры.
Основные принципы работы в команде.
Уметь.
Расшифровывать анаграммы.
Выбирать главное во время обсуждения и правильно формулировать ответ.
Извлекать информацию из своего багажа знаний.
Планировать деятельность группы, время, ресурсы.
Взаимодействовать с партнером в группе, педагогом.
Форма занятия: командная игра «Брейн – Ринг».
Оборудование: брейн – установка, проектор, интерактивная доска, Конституция РФ, листы А 4, маркеры, черный ящик.
Ход занятия.
- Мотивация.
Правила игры. СЛАЙД 6
- Придумать название.
- Учитель зачитывает вопрос.
- Обсуждение команд (максимальное время совещания – 30 секунд).
- Команда готова – нажимают на сигнальную кнопку брейн - установки.
- Если команда дает правильный ответ, она зарабатывает 1 очко.
- Если неверный ответ, то вторая команда может продолжить совещание, ей предоставляется 20 секунд.
- Вторая команда получает 1 балл, если дает правильный ответ.
- Если верного ответа не дала ни одна команда, учитель сам называет ответ и переходит к следующему вопросу.
- Жюри подводит итоги после каждого тура.
- Определение темы занятия. СЛАЙД 7
Представиться.
Я. Ребята, для того, чтобы определить тему нашего занятия, и выявить проблему, предлагаю вам посмотреть видео и внимательно послушать слова песни.
Тема. Что значит жить по правилам.
- Где вы встречались с правилами?
- Какие правила вы выполняете охотно?
- Что вам не совсем нравится, но делать необходимо?
Задачи ЧТО? Такое правила жизни
КАКИЕ? бывают правила
Проблема. Почему ( Зачем) нужно жить по правилам?
Видеоролик «Я не знаю, как правильно жить по правилам» с 44 сек. – 1 минута.
Итак, начнем с самого простого.
Первый раунд. Разминка. СЛАЙД 8
- Когда заходит учитель в класс, что должны сделать ученики в знак приветствия? (встать
- Когда можно сесть на свои места? (когда, разрешит педагог)
- Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс по время урока? (встать)
- Если у вас есть вопрос, как вы подадите знак учителю? (поднять руку)
- По какому сигналу начинается уро к? (звонок на урок)
- Для кого звенит звонок об окончании урока? (для учителя)
- Сложившийся способ поведения, пристрастие, склонность к чему – либо. Они бывают хорошие и плохие. (Привычка)
- При встрече юноши и девушки, кто должен первым подать руку? (Девушка)
- Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает? (Да)
- Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придержать для него дверь? (Если входящий следом за вами недалеко, то нужно придержать дверь)
- В разговоре со скучным собеседником Вас одолела зевота. Что делать? (Сдержать зевоту, осторожно помассировать переносицу и крылья носа)
- Как поступить, если Вы увидели знакомого или знакомую слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие? (При следующей встрече все объяснить и извиниться)
- Возможна ли громкая беседа на улице, в общественном транспорте? (Нет)
- Как лучше реагировать на комплименты? (Скромно поблагодарить)
- В каком порядке юноша и девушка садятся в автомобиль? (Юноша открывает дверцу, пропускает девушку, а затем садится сам)
- Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Она с благодарностью отдала ему корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила? (Нет, дамскую сумочку нужно было оставить себе)
- В каком порядке юноша и девушка выходят из автомобиля? (Юноша выходит из машины, и подав руку, помогает выйти девушке)
- Следует ли во время беседы сознаться в своей некомпетентности в обсуждаемом вопросе? (Нет, лучше с достоинством промолчать. Но если вам и вашей компании интересна тема, лучше самому получить информацию о ней)
- Куда деть руки во время беседы? (Если в руках нет сумочки, книги или какого-то предмета, лучше держать их свободно опущенными)
- Является ли книга универсальным подарком.( Да, если это новое, красиво оформленное издание).
- Все вы знаете поговорку: Обещанного три года ждут. Каковы по этикету сроки возврата денежного долга? (Год, если не было другого уговора)
- Впервые это слово было употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV – гостям были розданы карточки (этикетки) с изложение правил поведения. (Этикет)
- Для чего созданы эти правила? (Для того, чтобы производить приятное впечатление и строить эффективное общение)
- Как вы думаете, существуют ли правила этикета в сети? Ответ поясните. (Да. Сетевой этикет подсказывает, как вести себя в социальных сетях, переписываться в мессенджерах, пользоваться гаджетами.)
- Нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом власти и регулирующий общественные отношения. Обязателен к исполнению. (Закон)
- Чем правило этикета отличаются от закона?
Ж Ю Р И
Я. Этикет это правила поведения в обществе. Еще в 16 веке на Руси появился сборник правил, советов и наставлений. Эта книга называлась «Домострой». А в 1717 г. по поручению Петра I для обучения хорошим манерам была написана книга «Юности честное зерцало». Закон – это преимущество права. Он обязателен к исполнению. Этикет – преимущество морали. Вы можете не соблюдать правила этикета.
- Но, комфортно ли вы будете себя чувствовать, не придерживаясь принципов морали?
- Итак, приступаем к следующему раунду.
- Предлагаю вам латинское изречение. Что оно обозначает?
Второй раунд. «Dura lex sed lex» - Закон суров, но это закон». СЛАЙД 9
- Какой документ является основным законам страны. (Конституция)
- Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта. Они кричали:Да здравствует Наполеон и его жена…. (Конституция)
- Когда была принята Конституция Российской Федерации (1993)
- Когда мы отмечает День Конституции? (12 декабря)
- Назовите фамилию президента, при котором была принята ныне действующая Конституция (Ельцин).
- Какие символы государства вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
- На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Кто изображен на щите? (Святой Георгий Победоносец)
- Он впервые появился в Архангельске по приказу Петра Первого на корабле «Святое пророчество». Он долгое время был корабельным. В России 1917 году он исчез. Но возродился 1993 году. Что это? (при затруднении подсказать – это символ нашего государства.) Триколор.
- Ребята, как вы думаете, нужно ли знать содержание Конституции? Почему?
Я. Конституция Российской Федерации живой закон прямого действия, который может не только помочь человеку отстоять свои права, но и изменить его жизнь и жизнь близких ему людей к лучшему Каждая статья Конституции – непосредственно защищает нас, предоставляет нам те или иные права. И поэтому нужно знать содержание Конституции РФ, повышать свою правовую компетентность.
- Ребята, при ответе на следующие вопросы вы можете использовать брошюры Конституции РФ.
- Как называется вступление к Конституции? (Преамбула)
- Выделите самое важное из Преамбулы. (Основной закон страны принят от имени всего многонационального народа России.)
- Назовите города Федерального значения (Москва, Петербург, Севастополь)
- Человек, принадлежащий к постоянному населению государства, пользующийся его защитой, правами и обязанностями. (Гражданин)
- Перечислите, какими правами обладают граждане РФ, согласно Конституции. (ст 17-56 называют намного)
- Какими обязанностями наделила граждан Конституция РФ (ст 57, 58, 59: охрана природы, плата налогов, защита Отечества)
- Работаем с главой 2. Конституции. Статьи этой главы помогут вам решить задачи.
- Гражданина Г. задержали в отделении полиции на 3 суток без санкции Суда. Правомерно ли это действие? (ст.22)
- Сотрудники Почтового отделения произвели досмотр почтового отправления гражданина Б. потому, что оно показалось странным. Правильно ли они поступили? (ст 23)
- Сотрудники паспортно-визовой службы принудили гражданина В. Указать свою национальность при получении нового паспорта. Правильно ли они поступили? ( ст 25)
Ж Ю Р И
Третий раунд. Русская пословица к слову молвится. СЛАЙД 10
Я. Я думаю, вы убедились, что знание статей Конституции, убережет вас от многих неприятных моментов.
А сейчас нас ждет интеллектуальная языковая забава. Культурным наследием и достоянием народа являются пословицы. Они складывались исторически и в итоге обобщили народную мудрость. Предлагаю вам фразы, из которых вы должны составить пословицы/поговорки.
- Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Закон суров, но это закон.
- Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
- От беспорядка, всякое дело шатко.
Расшифруйте АНАГРАММЫ.
Интеллигент ИНГЕНТЛИТЕЛ Дружба БАЖДРУ
Отечество ОЧЕСТВОТЕ Воспитание ПИНИЕТАВОС
Родина АРОДИН Народ РОДНА
Итог. СЛАЙД 11
- Итак, вернемся к проблеме.
- Зачем? Почему? Нужно жить по правилам?
- Помните мультфильм «В стране невыученных уроков». Там от знания правил пунктуации зависела жизнь Виктора Перестукина.
- Я предлагаю вам выполнить то же задание. Поставьте запятую там, где считаете необходимо.
ЗНАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ!
Рефлексия. СЛАЙД 12
Сделать Селфи в командах, с тем выражением лица, которое соответствует настроению в конце занятия. Выложить в Инстаграмм, ВК, в ОК.
Ж Ю Р И
Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е
СЛАЙД 13
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема. Что значит жить по правилам. Цель: создание условий для формирования общекультурной компетентности обучающихся. Задачи: Способствовать формированию у обучающихся знаний о социальных нормах, определяющих отношения между людьми в обществе, вариантами их классификации. Создать условия для практического освоения социальных норм, законов, правил этикета. Содействовать повышению познавательного интереса, мотивации обучающихся, предложив дополнительный ресурс эффективной организации образовательной деятельности с использование технологии бриколаж.
Формирование универсальных учебных действий Предметные. Знания о моральных и правовых нормах, определяющих активную жизнедеятельность человека в обществе, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни. Метапредметные. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать . Взаимодействие с партнерами, формирование навыков работы в команде. Развитие навыков грамотного выражения своих мыслей, аргументации. Личностные. Сохранение учебной мотивации; положительное отношение к процессу познания, адекватное понимание причины успешности/неспешности человека в социуме.
Методы обучения Для решения поставленных задач наиболее оптимальной формой проведения внеурочного занятия выбрана командная игра «Брейн-Ринг» с использованием брейн – системы. В ходе занятия применяется технология бриколаж и активные методы обучения. Система методов, обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Игра, творческий характер, интерактивность, разнообразные формы коммуникации: монолог, диалог, - способствуют успешному формированию универсальных учебных действий. Выбранная форма занятия способствует формированию ценностного отношения школьников к знаниям, развитию любознательности, повышению познавательной мотивации. Форма занятия: командная игра.
Ожидаемый результат Знать / понимать: Правила применения норм морали и права. Отличить нормы морали от норм права. Правила игры. Основные принципы работы в команде. Уметь: Расшифровывать анаграммы. Выбирать главное во время обсуждения и правильно формулировать ответ. Извлекать информацию из своего багажа знаний. Планировать деятельность группы, время, ресурсы. Взаимодействовать с партнером в группе, педагогом.
Правила игры 1. Придумать название команды. 2. Выбрать капитана. 3. Учитель зачитывает вопрос. 4. Обсуждение вопроса (максимальное время совещания – 30 секунд). 5. Команда готова к ответу – нажимает на сигнальную кнопку. 6. За правильный ответ – 1 очко. 7. Если ответ неверный, вторая команда продолжает совещание 20 секунд. 8. Если верный ответ не дала ни одна команда, учитель сам называет ответ и переходит к следующему вопросу. Скабёлкин Клим Юрьевич
Тема. Что значит жить по правилам. Проблема Почему нужно жить по правилам?
Первый раунд. разминка
Второй раунд. « Dura lex sed lex » - «Закон суров, но это закон».
Третий раунд. Русская пословица к слову молвится Чего и сам не делай, того в другом не любишь. Береги платье смолоду, а честь снову. В чужой устав со своим монастырём не ходят. Суров, но это закон – закон. Не думай быть опрятным, а думай быть нарядным. Всякое шатко от беспорядка дело. ИНГЕНТЛИТЕЛ ОЧЕСТВОТЕ АРОДИН БАЖДРУ ПИНИЕТАВОС РОДНА Разгадай анаграммы
Зачем нужно жить по правилам? Знать нельзя забыть!
СЕЛФИ О ЗАНЯТИИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 5 классе «Путешествие в прошлое. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»
Занятие-путешествие в историю Валуйского Успенского Николаевского монастыря....
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.
Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности
конспект занятия...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Советский солдат - воин-освободитель"
Учащиеся 4-х классов на занятиях по внеурочной деятельности познакомились с рассказомSoldatengrutze» (Солдатская каша) автора Н.Богданова .Целесообразно на занятии в классе провести итогов...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"для 4 класса "особый ребенок" по сказке "Очень голодная гусеница"предназначена для учителей-...
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"
Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Я умею читать"
Класс: 5-7Вводное занятие курса внеурочной деятельности по читательской грамотности....