Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
методическая разработка по математике (7 класс)
Методическая разработка внеурочного занятия.
Технологическая карта и конспект занятия
по внеурочной деятельности в 7 классе.
Тема: Русский и другие способы умножения.
(разработка занятия кружка «Техника счета»)
Пояснительная записка
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы. Важнейшая задача современной системы образования - научить учиться. Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного занятия.
Технологическая карта и конспект занятия
по внеурочной деятельности в 7 классе.
Тема: Русский и другие способы умножения.
(разработка занятия кружка «Техника счета»)
Пояснительная записка
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы. Важнейшая задача современной системы образования - научить учиться. Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:
- вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;
- углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
- развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;
- выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
Учитель: Алексеева Тамара Александровна.
Тип занятия: практическое применение математических знаний.
Цели по содержанию:
развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, рецензировать.
воспитывающие: создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи, активной жизненной позиции.
обучающие: познакомить с приёмами устных вычислений; развивать вычислительные навыки, развитие навыка быстрого счета, обеспечить формирование умений составлять и применять математические модели быстрого счета при решении задач, как математических, так и практических.
Планируемые результаты занятия:
Личностные:
- форсированность познавательных интересов, направленных на развитие умений составления математических моделей быстрого счета;
- понимание смысла поставленной задачи;
- форсированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;
- ориентированность в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в предлагаемых обстоятельствах.
- умение аргументировано отстаивать свою позицию, общаться и взаимодействовать друг с другом.
Метапредметные:
- умение делать анализ и отбор информации;
- умение планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
Предметные:
- знание, что с помощью математического языка можно описать различные реальные ситуации в виде математических моделей;
- умение переходить от реальной ситуации к её математической модели;
- использовать правила приёма устных вычислений.
Используемая технология: ИКТ-технология, технология сотрудничества.
Учебно-лабораторное оборудование: компьютер, проектор.
Гигиенические условия в классе (кабинете) в соответствии с СанПиНом ФГОС: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей соответствуют требованиям ФГОС.
Структура внеклассного мероприятия соответствует его целям и типу. Усвоение нового материала идёт через создание проблемной ситуации.
Занятие продумано с учётом особенностей данного класса. В классе 9 учащихся, из них 5 девочек и 4 мальчиков. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная. Уровень сплоченности средний, уровень мотивации средний. У большинства учащихся хорошо развито логическое мышление, память, они умеют анализировать и сравнивать, находить аналогии. Часть учащихся требует дополнительного внимания со стороны учителя, поэтому на занятии необходим дифференцированный подход. При хорошей организации учебного процесса можно заставить работать большую часть класса. Подборка заданий, их количество, организация учебной деятельности, использование различных форм на занятии позволяют проводить его на хорошем методическом уровне, решить основные учебно-воспитательные задачи.
План-конспект внеклассного занятия.
Ф.И.О. | Алексеева Тамара Александровна |
Место работы | МБОУ «СОШ с. Петрунь» |
Должность | учитель математики |
Предмет | математика |
Класс | 7 |
Тема занятия | Русский и другие способы умножения. |
Тип занятия | практическое применение математических знаний. |
Вид урока | комбинированный |
Технология | ИКТ-технология, технология сотрудничества. |
Формы работы | индивидуальные, групповые, фронтальные |
Цель урока | познакомить с приёмами устных вычислений; развивать вычислительные навыки, развитие навыка быстрого счета, создать условия для самостоятельного формулирования приемов устного счета; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. |
Термины и понятия | Метод сдвига, способ изменения сомножителей, |
Задачи | - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков; - развитие интеллектуальных способностей учащихся; - расширение математического кругозора, формирование устойчивого интереса к математике в целом. |
Методы обучения | объяснительно – иллюстративный с элементами эвристического. |
Техническое оборудование | учебник по математике, мультимедийная установка, карточки с примерами, презентация |
Планируемые результаты.
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Предыдущие знания: Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам изучаемых понятий. Методы, упрощающие сложение и вычитание чисел. Планируемые: Базовый уровень – узнавать объекты, находить признак, свойство. Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул. Повышенный уровень – знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы. Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания. Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала. Высокий уровень - делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций. Уметь применять полученные знания в различных ситуациях. Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий. В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нем. Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления. Составлять модель любой ситуации. Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации. Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания. Ожидаемые результаты в конце урока: умеет пользоваться приемами быстрого умножения. | Личностные: проявляют критичность мышления, умеют проводить самооценку на основе карты рефлексии. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем и учащимися, умеют слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей , умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, умеют отличать гипотезу и факт, умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществляют анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют ответы на вопросы. |
Структура и ход внеурочного занятия.
№ | Этап занятия | Цель этапа | Название используемых ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Проверяет готовность учащихся к занятию. Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию, организация внимания | Демонстрируют готовность к занятию. Настраиваются на работу, концентрация внимания, получают позитивный заряд | Личностные: самоопределение, умение слушать. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: ставят перед собой цель: что я хочу получить на данном занятии. | |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Пробное действие. | Слайд 2 | Вступительное слово учителя, работа по проверке домашнего задания. Выдвигает проблему. | проверяют свои вычисления по эталону и комментируют свои ответы. Отвечают на поставленные учителем вопросы Решают задачу по готовому чертежу. Высказывают свое мнение. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: выделение и осознание того, что было уже пройдено Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |
3. | Выявление места и причины затруднения | На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. | слайд 3-10 (различные приемы умножения) | Обеспечивает мотивацию выполнения пробного задания. Организует работу по решению задачи. | Воспринимают, заинтересовываются и решают задачу. | Личностные : участие в диалоге, умение давать адекватную самооценку своей деятельности Регулятивные: постановка цели учебной задачи, синтез Коммуникативные: точное выражение своих мыслей, Способность и готовность к принятию собственного решения Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлечение необходимой информации для введения нового понятия |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. | На данном этапе учащиеся в обдумывают проект будущих учебных действий:
строят план достижения цели. | Подводит обучающихся к выводу формулировки темы и цели занятия. | Формулируют цель и тему занятия. | Личностные: самоопределение Регулятивные: в ситуации затруднения регулирование своей деятельности Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: выделение необходимой информации, планирование своей деятельности | |
5. | Реализация построенного проекта. Первичное закрепление. | На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации, учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий. | Организует и корректирует учащихся. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует и корректирует работу учащихся, | Отвечают на вопросы учителя. Составляют план действий Выполняют задания по карточкам. | Личностные: ориентация в межличностных отношениях Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Коммуникативные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, коллективное обсуждение проблемы, умение слушать и вступать в диалог Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия | |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | Организует и корректирует самостоятельную работу учащихся. | Таблица – заготовка с задачами. Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону для самопроверки. | Личностные: Способность и готовность к принятию собственного решения. Познавательные: Умение структурировать знания | |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. | Организует обсуждение вопросов Раздаёт индивидуальные карточки для оценки себя на уроке. | Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: умение слушать учителя и своих одноклассников Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий | |
8. | Домашнее задание | Обсуждение домашнего задания. | Комментирует домашнее задание. | Демонстрируют понимание поставленной задачи. | Регулятивные: Умение слушать Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: Способность и готовность к принятию собственного решения |
Ход внеурочного занятия.
Использованная литература:
- Гейзер Г.И. История математики в школе, VII-VII классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982
- Чевелёв И.И. Приёмы устного счёта и вычисления на счётных приборах. - М.: Просвещение, 1964
- Ройтман П.Б., Минаев С.С. И др. Повышение вычислительной культуры учащихся. Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1980
- Берман Г.Н. Приемы счета. М., Физматгиз,1959.
- Гольштейн Д.Н. Техника быстрых вычислений. М., Учпедгиз, 1948.
- Чевелев И. И. Приемы устного счета и вычисления на счетных приборах. М., «Просвещение», 1964.
- Попов И.Г. Устные вычисления. М., Учпедгиз, 1950.
- Менхен Ф. Некоторые тайны артистов-вычислителей. Одесса, 1923.
Приложения.
Приложение 1.
А) Таблица умножения на 9.
Примеры: 9 х 4; 9 х 5; 9 х 6; и т.д. (самостоятельно)
Б) Умножение методом Ферроля.
Для умножения единиц произведения переумножения перемножают единицы множителей, для получения десятков, умножают десятки одного на единицы другого и наоборот и результаты складывают, для получения сотен перемножают десятки. Методом Ферроля легко перемножать устно двухзначные числа от 10 до 20.
Например: 12х14=168
а) 2х4=8, пишем 8
б) 1х4+2х1=6, пишем 6
в) 1х1=1, пишем 1.
Пример: 24х16=; 56 х 16=
В) Китайский, Рисовательный способ умножения.
Например №1: 12 × 321 = 3852
Рисуем первое число сверху вниз, слева на право: одна зелёненькая палочка (1); две оранжевых палочки (2). 12 нарисовали :-)
Рисуем второе число снизу вверх, слева на право: три голубеньких палочки (3); две красненькие (2); одну сиреневенькую (1). 321 нарисовали :-)
Теперь простым карандашиком по рисунку прогуляемся, точечки пересечения чисел-палочек на части разделим и приступим к подсчёту точечек. Двигаемся справа налево (по часовой стрелке): 2, 5, 8, 3. Число-результат будем «собирать» слева направо (против часовой стрелки) и… вуаля, получили 3852 :-)
Примеры: 31 × 14 = ; 15× 132 =
Г) Русский способ умножения.
Способ этот, был употребителен в обиходе русских крестьян и унаследован ими от глубокой древности. Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа, таблица умножения в этом деле без надобности :-)
Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, при этом параллельно удваивают другое число. Последнее удвоенное число и даёт искомый результат (рисунок 1). Нетрудно понять, на чём этот способ основан: произведение не изменяется, если один множитель уменьшить вдвое, а другой вдвое же увеличить. Ясно поэтому, что в результате многократного повторения этой операции получается искомое произведение.
Однако как поступить, если при этом приходится делить пополам нечётное число? В этом случае от нечётного числа откидываем единицу и делим остаток пополам, при этом к последнему числу правого столбца нужно будет прибавить все те числа этого столбца, которые стоят против нечётных чисел левого столбца – сумма и будет искомым произведением (рисунки: 2, 3).
Иными словами все строки с чётными левыми числами зачёркиваем; оставляем, а затем суммируем не зачёркнутые числа правого столбца.
Для рисунка 2: 192 + 48 + 12 = 252
Правильность приёма станет ясна, если принять во внимание, что:
5 × 48 = (4 + 1) × 48 = 4 × 48 + 48
21 × 12 = (20 + 1) × 12 = 20 × 12 + 12
Ясно, что числа 48, 12, утрачиваемые при делении нечётного числа пополам, необходимо прибавить к результату последнего умножения, чтобы получить произведение.
Русский способ умножения и элегантен и экстравагантен одновременно ;-)
Примеры: 38 × 23=; 18 × 36=
Приложение 2
Проверка и самооценка своих знаний.
Найти самостоятельно:
397*50= | 456*50= | 945*25= | 654*2500= |
12,54*500= | 1236*5= | 5467*250= | 297*0,25= |
Эталон ответов для проверки:
39700:2=19850 | 45600:2=12800 | 94500:4=23625 | 6540000:4=1635000 |
12540:2=6270 | 12360:2=6180 | 5467000:4=1366750 | 297*1:4=74,25 |
Приложение 3
Презентация "Русский и другие способы умножения".
Самоанализ занятия.
Мы вступили в новое тысячелетие! Грандиозные открытия и достижения человечества. Мы много знаем, многое умеем. Кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью чисел и формул можно рассчитать полёт космического корабля, «экономическую ситуацию» в стране, погоду на «завтра», описать звучание нот в мелодии. Нам известно высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в IV веке д.н.э. – Пифагора– «Всё есть число!».
Описывая старинные способы вычислений и современные приёмы быстрого счёта, которые мы уже рассмотрели и будем рассматривать на следующих занятиях, попытались показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись. Современные способы вычислений просты и доступны всем. При знакомстве с научной литературой обнаружили более быстрые и надежные способы вычислений.
В конце учебного года учащиеся должны овладеть достаточно прочными навыками устных вычислений. Снижается количество ошибок, допускаемых учениками в сложных вычислениях. Действия с рациональными числами выполняются осмысленно, с применением приемов устного счета. Эта методика дает возможность творчески подходить к изучению и повторению тем школьного курса, освобождая время урока для более интересных и нестандартных задач. Эта тема интересует ребят; они находят новые приемы устного счета, что оживляет уроки.
Выводы:
- Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.
- В школьных учебниках практически нет приемов быстрого счета, поэтому занятия кружка «Техника счета» дает учащимся много нового и полезного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Изучение истории края на уроках и во внеурочное время
Методическая разработка. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-1157570-1566727848.jpg)
Конспект урока алгебры в 7 классе. Тема урока “Применение различных способов разложения на множители”
Цель: сформировать умение раскладывать многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения.Задачи:Дидактические: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся в применении...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453739-1674977541.jpg)
Конспект внеурочного занятия "Учусь действовать по аналогии" (УМК "Мир деятельности", 4 класс)
Планируемые результаты: узнать, как правильно действовать по аналогииЦель: построить простейший алгоритм и опорный сигнал действий по аналогии и сформировать положительный опыт его применени...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453739-1674977541.jpg)
Конспект внеурочного занятия "Как самостоятельно выполнить задание" (УМК "Мир деятельности", 4 класс)
Планируемые результаты:представление о подробном образце как инструменте, с помощью которого можно определить, где именно допущена ошибка.Цель: формирование умения использовать образец и подробны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/24/picture-1465545-1679624352.jpg)
Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"
В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/29/picture-1026187-1522299195.jpg)
Внеурочное занятие «Технологический калейдоскоп»
Внеурочное занятие «Технологический калейдоскоп»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988946-1513866763.jpg)
Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"
Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"...