Методическая разработка серии занятий по внеурочной деятельности «Хор» для обучающихся 5-6 классов « Подарок ко Дню защитника Отечества. Проект «Песня для папы»
методическая разработка по музыке (5 класс)
Автор Филатова С.Ю. предлагает методическую разработку внеурочных занятий по вокально-хоровому пению, работа над песней «День без выстрела на земле» сл.Михаила Дудина, муз. Давида Тухманова, вариант инклюзивного образования в школе.
Необычность разработки в том, что на данных занятиях занимаются и дети с ОВЗ,
Цель занятий: подготовить песню в подарок ко Дню защитника Отечества.
Школа, в которой преподаёт педагог, входит в состав РДШ. Данные занятия полностью соответствуют целям этой организации.
Методическая разработка предназначена для начинающих руководителей детских хоровых коллективов. Рассматриваемые вопросы в данной методической работе могут быть предложены учителям музыки, педагогам по вокалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_filatovoy_s._yu.docx | 45.73 КБ |
prilozhenie_k_metodicheskoy_razrabotke.pptx | 2.09 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования администрации Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2 города Коврова
Методическая разработка серии занятий по внеурочной деятельности «Хор»
для обучающихся 5-6 классов
« Подарок ко Дню защитника Отечества.
Проект «Песня для папы»
Автор:
Филатова Светлана Юрьевна
учитель музыки
высшей квалификационной категории
2022г.
Аннотация
Автор Филатова С.Ю. предлагает методическую разработку внеурочных занятий по вокально-хоровому пению, работа над песней «День без выстрела на земле» сл.Михаила Дудина, муз. Давида Тухманова, вариант инклюзивного образования в школе.
Необычность разработки в том, что на данных занятиях занимаются и дети с ОВЗ,
Цель занятий: подготовить песню в подарок ко Дню защитника Отечества.
Школа, в которой преподаёт педагог, входит в состав РДШ. Данные занятия полностью соответствуют целям этой организации.
Методическая разработка предназначена для начинающих руководителей детских хоровых коллективов. Рассматриваемые вопросы в данной методической работе могут быть предложены учителям музыки, педагогам по вокалу.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Структура занятий …….………………………………………………4
Занятие первое. Экскурсия в парк «Патриот» и выбор музыкального произведения………5
Занятие второе. Работа над песней. Ознакомление с текстом……………………………….6
Занятие третье. Работа над песней. Работа над дикцией……………………………………6
Занятие четвёртое. Работа над песней. Пение распевок в различном диапазоне………….7
Занятие пятое. Работа над песней. Сценическое искусств…………………………………...8
Занятие шестое. Исполнение произведения …………………………………………………..8
Занятие седьмое. Рефлексия…………………………………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….9
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы хороведческой и вокальной работы в детском хоре мало изучены. А хоры организованы теперь не только в специализированных музыкальных школах, но и в общеобразовательных организациях. В основном это внеурочная деятельность и кружковая работа. Одна из сложнейших задач, стоящих перед вокальным педагогом, хормейстером научить петь всех детей, без исключения. И это может сделать только тот специалист, который знает специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следит за работой голосового аппарата, не нарушая его природной сущности.
Руководители детских хоровых коллективов в школах, вокально-хоровых студий при дворцах культуры сталкиваются с проблемами – как набрать детей в хор, как начать работать с ними, какой подобрать репертуар, как построить занятие хора, чтобы максимально и эффективно использовать время обучения. Неумение правильно применять на практике те, или иные приёмы не только не помогают, но и вредят работе. В конечном итоге всё зависит от педагога, его таланта, образованности. Хормейстер должен достаточно владеть голосом и художественным талантом для раскрытия содержания хорового произведения, чтобы в конечном результате такое творчество стало достоянием слушателей.
Далеко не каждый ребёнок имеет прекрасные слуховые данные и природно-красивый голос. В нашей школе существуют коррекционные классы, в которых обучаются дети с проблемами в психическом и физическом развитии.
Школа, в которой я работаю, входит в состав Российского движения школьников (РДШ). Интеграция мероприятий РДШ в школу возможна через организацию системы внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося. Поэтому привлечение в «Хор» особенных детей – моя основная цель, как педагога, работающего в таких классах.
Существуют методики по развитию слуха у детей: труды А.В. Свешникова, К.К. Пигрова, Г.А. Дмитревского, фонопедический метод работы с детским голосом В.В. Емельянова.
Целью внеурочных занятий является индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие его эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.
Мною разработана серия занятий по внеурочной деятельности с привлечением к хоровой деятельности детей с ОВЗ. Тема: работа над песней к Дню защитника Отечества. Результат - видеоролик с коллективным исполнением произведения. Мой многолетний опыт показал, что дети могут выучить слова, но при исполнении теряются, стесняются. Занятия по вокально-хоровому исполнению проводятся один раз в неделю. Данная работа рассчитана на период январь-февраль (третья учебная четверть), выученная детьми песня исполняется ко Дню защитника Отечества.
Выучить слова и научить петь – это полдела. Исполнить песню - основная трудность у учащихся, особенно детей из коррекционных классов.
Особенность данной методической разработки: помочь учащимся преодолеть трудности, возникающие в работе над песней через создание психологическо-эмоциональной атмосферы, а именно: посещение музеев, участие в различных тематических акциях и беседах, что поможет ребёнку преодолеть свой страх и неуверенность.
Актуальность работы в том, что немногие педагоги – музыканты, используют в своей работе элементы инклюзивного образования, при которой каждому ребёнку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться вокально-хоровому исполнению. При этом в работе над песней использованы разные методические приёмы, которые помогли детям, в том числе и учащимся с ОВЗ, не только лучше понять произведение, но и способствовали объединению коллектива в целом.
Цель: разработать серию занятий по внеурочной деятельности «Хор» по работе над патриотической песней, для обучающихся 5-6 классов и коллективно исполнить её в подарок своим родителям на День защитника Отечества. Проект «Песня для папы».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Структура занятий
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ) была создана Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу,
Вовлечение подростков в социальную активность, формирует и совершенствует социальную компетентность подрастающего поколения.
В соответствии с имеющимися воспитательными системами и новыми воспитательными задачами, определены основные направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно - медийное.
Российское движение школьников своими четырьмя направлениями охватывает все виды воспитания. При этом позволяет включить в процесс воспитания всех участников педагогического процесса и его партнеров.
В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.
Структура занятий:
- Занятие первое. Экскурсия в парк «Патриот» и выбор музыкального произведения.
- Занятие второе. Работа над песней. Ознакомление с текстом
- Занятие третье. Работа над песней.Работа над дикцией.
- Занятие четвёртое. Работа над песней.Пение попевок в различном диапазоне.
- Занятие пятое. Сценическое искусство.
- Занятие шестое. Исполнение произведения
- Занятие седьмое. Рефлексия.
Ход каждого занятия по работе над песней построены по плану:
- Вступительная часть.
- Разминка.
- Распевание.
- Работа над песней.
- Итог. Домашнее задание
Каждое занятие отличается по содержанию. Методические приёмы работы для каждого этапа я добавила в описании.
Занятие первое
Экскурсия в парк «Патриот» и выбор музыкального произведения
Важен выбор песни. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по ее разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, веселые, запоминающиеся, с интересным текстом.
Цель занятия: Вместе с учащимися выбрать музыкальный материал для исполнения в данном проекте через формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств и развитие познавательных интересов и способностей.
Я живу и работаю в городе Воинской славы - Коврове. Трудно переоценить вклад города Ковров в победу над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Память о войне увековечена в монументах: Стела "Город воинской славы", памятник воинам-дегтяревцам, мемориал на площади Победы,
аллея Героев на площади Победы. На школах, в которых во время ВОв находились госпитали, размещены памятные доски.
В день оружейника 19 сентября 2020 года была открыта экспозиция «Патриот». Постоянной выставки военной техники прежде во Владимирской области не было. На ней представлены девять единиц бронетехники: танки Т-72А и Т-80Б; боевые машины пехоты БМП-1П, БМП-2, БМП-3, бронетранспортер БТР-50ПУМ, боевые разведывательные машины БРМ-1К, БРДМ-2 и машина инженерной поддержки БРЭМ-Ч. Вся техника бесплатно предоставлена Министерством обороны. Она выпущена уже после Великой Отечественной войны и некоторые образцы до сих пор находится на вооружении в Российской армии. Многие ребята с родителями присутствовали на открытии выставки.
Прежде, чем выбрать песню для исполнения, мы с участниками хора посетили выставку.
Основными целями посещения: приобщение подрастающего поколения к культурно - историческим ценностям, укрепление духовно - патриотического воспитания молодежи, что способствовало выбору песни. Детям была проведена очень интересная и познавательная экскурсия, они увидели боевую технику современной армии. Учащиеся с удовольствием слушали увлекательный рассказ гида.
В конце экскурсии мы с ребятами обсудили, а какая песня лучше передаёт патриотическое настроение. После жарких споров была выбрана песня «День без выстрела на Земле», автор слов: Михаил Дудин, автор музыки: Давид Тухманов.
Выбор пал на неё не случайно, в парке мы увидели много военной техники, ребята долго рассматривали её, восхищались мощью нашей страны. Но в конце экскурсии мы все пришли к выводу, что было бы лучше, если эта техника оставалась экспонатом и не принимала участия в боевых действиях, а люди не убивали друг друга.
Занятие второе
Работа над песней. Ознакомление с текстом
Работа над школьной песней - процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, учителю необходимо провести большую и трудоемкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни. подобрать распевки на материале песни.
Цель занятия: познакомить учащихся с текстом песни «День без выстрела на Земле».
Учащимся было предложено видео исполнение песни группой «Непоседы» на Красной площади.
После просмотра мы с детьми обсудили содержание песни, выявили характер музыки, основные средства музыкальной выразительности, особенности строения мелодии и ритма, объяснили смысл непонятных слов.
Текст я распечатала, выдала ученикам. Не забыли о ребятах, которые болели на данный момент. У них была возможность присоединиться к нашему замечательному проекту. Эти ребята могли воспользоваться дистанционной формой обучения. Мы провели с ними видеоурок в системе СЭДО.
В конце занятия детям было предложено нарисовать рисунок «Мой папа – защитник Отечества».
Занятие третье
Работа над дикцией
Цель занятия: развивать дикцию, артикуляцию и дыхание в пении, предупреждать заболевания верхних дыхательных путей; укреплять хрупкие голосовые связки детей; формировать певческие навыки, активную артикуляцию, воспроизводя точную интонацию, ритмический рисунок.
На занятиях вокалом рекомендуется следующий порядок развития певческих навыков у детей:
- работа над дикцией;
- работа над артикуляцией;
- работа над дыханием;
- работа над звукообразованием;
- работа над расширением диапазона звучания голоса;
- работа над звуковедением.
Для того, чтобы активизировать артикуляционный аппарат были использованы скороговорки, все они подбирались с учетом нашей темы, т.е. были о Родине, о Родном крае.
Выполнение артикуляционной гимнастики:
В нашей России дуют ветра (дети дуют, вытягивая губы трубочкой)
А от ветров шелестит трава (дуют на звуке «ш»)
Ну а в траве ручеёк журчит (активно произносят «жур-жур-жур-жур»)
Бурый медведь в берлоге ворчит (активно рычат)
И птичьи трели звенят веселей («чирик-чирк-чирк-чирк»)
Юркнул мышонок к норке своей («нырк-нырк-нырк-нырк»)
Всё это звуки России моей! Слышим, и будто, на сердце теплей!
Скороговорки о Родине:
- За морем теплее, а у нас светлее (веселее).
- Родина моя – русская земля.
- Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
- Нет ничего краше, чем Родина наша.
Также были продолжены и дистанционные занятия, с теми, кто не может посещать школу в данный момент.
Занятие четвёртое
Пение распевок в различном диапазоне
Цель занятия: подготовка голосового аппарата к исполнению данного произведения. Развитие музыкальных способностей детей: эмоциональной отзывчивости, слухового внимания, музыкальной памяти. Воспитание любови и гордости за свою Родину;
Я сделала подбор распевок на патриотическую тему, посвящённых нашей Родине.
- Распевка-диалог «Родина моя» (исполняется приемом «эхо» учителем и учащимися с построчным повтором текста)
Родина моя – российская земля.
Дружно здесь живем, весело поем.
Добрый день, добрый день,
Добрый день все!
- Учащиеся распевают музыкальную фразу от разных ступеней.
Я люблю тебя, Родина моя!
Родина моя – российская земля,
Все мы здесь живем, песни в лад поем!
Занятие пятое
Сценическое искусство
Цель занятия: формировать сценический образ учащихся, способствующий повышению уровня вокального мастерства и успешной реализации личности.
«Петь на эстраде, - отмечал М. Бернес, - надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, - головой, сердцем и всем своим существом». Дополнительные выразительные средства, служащие для усиления яркости создаваемого художественного образа, должны подчёркивать наиболее сильные стороны исполнения.
На важном месте – актёрское мастерство исполнителя.
В канун празднования 23 февраля наш хоровой коллектив принял активное участие в традиционной акции «Армейский чемоданчик». С большой любовью ребята принесли вещи своих пап, дедушек братьев, это были дембельские альбомы, предметы быта, элементы формы, музыкальные инструменты.
Безусловно, участие в акции внесло положительный вклад в работу над песней, ребята стали исполнять её более эмоционально. В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики.
Занятие шестое
Исполнение произведения
Цель занятия: Исполнить песню «День без выстрела на земле».
В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать содержание песни. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
После проведённой работы пришло время выступления. В современных условиях родители не могут прийти посмотреть выступление своих детей, а некоторые учащиеся также не имеют возможности исполнить песню вместе с другими участниками хора( не посещали занятия по болезни).
Я предложила каждому ученику исполнить песню под фонограмму и записать видео. Детям идея очень понравилась. Они исполняли песню в привычных домашних условиях. Некоторые родители поддержали наш проект и исполнили песню со своими детьми.
В дальнейшем я объединила все полученные видеоматериалы. Получилось хоровое исполнение песни.
Видеоролик мы показали родителям 23 Февраля. Наши начинания поддержали родители.
Занятие седьмое
Рефлексия
Рефлексия — это этап урока или занятие, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Цель занятия: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала, формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм, научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.
Занятие – рефлексия организовано в форме чаепития, после показа видео с песней 23 Февраля.
На столе я поставила вазочку с шоколадными медальками, как «боевую» награду за исполнение: в золотых и серебряных фантиках. Предложила детям самим оценить своё выступление, выбрать «золото» или «серебро». В непринуждённой обстановке детям проще было оценить своё выступление. Каждый объяснил свой выбор. Мы вместе обсудили, что получилось и над чем стоит поработать, поговорили о планах на будущее. какие произведение дети хотели бы исполнить.
Для каждого участника хора нашлись добрые слова, которые повышают уверенность в ребёнке и вдохновляют на новые свершения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над данным проектом была интересна и детям, и родителям, и мне, как учителю.
У нас всё получилось. Подарок удался.
Предоставление возможности школьникам проявить себя – это возможность реализовать свой потенциал и получить признание. Это очень важно в подростковом возрасте.
Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активной жизненной позиции. Музыка должна постоянно находиться рядом при формировании нравственности и духовного мира подрастающего поколения.
Данную методическую разработку можно применять в любой образовательной организации в рамках деятельности РДШ, в направлении «Личностное развитие».
В процессе работы над песней каждый ребёнок получил заряд позитива и хорошего настроения. Дети поверили в свои силы. Их поддержали родители и одноклассники, что мотивировало ребят на дальнейшую деятельность.
Тема Родины и патриотизма, любви к малой родине - Коврову прослеживается на каждом занятии проекта.
Мы планируем и в дальнейшем организовывать такие акции: «Песня в подарок».
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах / Научный редактор А.В. Мудрик. – М., 2010. – 232 с
- Овчинникова Т.Н. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., «Просвещение».1986г.
- Е. В. Богданова, Н. В. Вохмина. По пути с РДШ : учебно-методическое пособие для организации работы старшего вожатого в общественной детско-юношеской организации. – Новосибирск : Изд-во ООО «Немо Пресс»,
- «РДШ» в школе. Методическое пособие // Авторы-составители: Белорыбкина Е.А., Головин Б.Н., Горбенко И.А., Гусев А.А., и др.– Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018. – 76 с.
- Российское движение школьников – территория развития личности» / материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции: сборник материалов // авт.-сост. Т. А. Малых, С. В. Кирдянкина, Г. А. Стародубцева, Л. Н. Бабинцева, А. А. Киселева – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. – 109 с.
- Суязова Г.А.. Экспериментальная программа дополнительного образования «Мир вокального искусства» . Мир вокального искусства. Программа, разработки занятий, методические рекомендации., Волгоград: Учитель, 2008. - 138 с.),
- Академия развития творчества: сайт. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/5267-scenicheskaya-kulytura-i-scenicheskiy-obraz-vokalista (дата обращения: 24.02.2021). – Текст: электронный. Сценическая культура и сценический образ вокалиста Киричок Оксана Александровна.
- ВикиЧтение: сайт. – URL: https://educ.wikireading.ru/14014 (дата обращения: 24.02.2021). – Текст: электронный. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие. Хоровое пение. Автор: Безбородова Людмила Александровна.
- Документы системы ГАРАНТ: сайт. – URL: http://base.garant.ru/70183566/ .- Текст: электронный. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148995/. Текс электронный
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Экскурсия в парк «Патриот» и выбор музыкального произведения.
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Работа над песней. Рисунки на тему: «Мой папа-защитник Отечества»
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Работа над песней. Вокально-хоровая работа.
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Работа над песней. Акция «Армейский чемоданчик»
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Исполнение произведения
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Видеоролик для наших родителей. Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/stock/5K75PZSskd1nXdYjpp4h3E6X
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...
Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»
Аннотация на статью. Предлагаемая методическая разработка занятий предназначена для учащихся 5, 6 классов и рассчитана на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...
Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»
Аннотация на статью. Предлагаемая методическая разработка занятий предназначена для учащихся 5, 6 классов и рассчитана на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...
Методическая разработка - конспект занятия по внеурочной деятельности (социальное направление) для детей с ОВЗ "Что мы знаем,что умеем?"
В контексте формирования личности ребенка,имеющего особые возможности здоровья (слабовидящие дети и дети с различными зрительными нарушениями),успешная социализация возможна в условиях целенаправленно...
Методическая разработка для занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 6-х классов "Сценарий праздника Рождества"
В файле представлена методическая разработка для занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 6-х классов - праздник Рождества. Материал содержит в себе задания в форме игр и конкурсов,...
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...
Методическая разработка конспекта занятия по внеурочной деятельности. "Это должны знать все! правила перехода улицы".
Занятие направлено на воспитание культуры поведения на дороге. Конспект занятия разработан для проведения внеурочного занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма для школьников м...