Пояснительная записка. Актуальность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – к тувинским землям. Уникальная природа Тувы, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для детей, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне. Программа “Краеведение” предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 11-14 лет. Программа реализуется в течение 2012-2014 учебного года по одному академическому часу в неделю. Итого 34 часа в год. 1-ое содержание кружка определяется следующей стркутурой:от биографии ребенка к истории его семьи села.. Объектом изучения 2-й части занятий становится родной край.Под понятием родной край подразумевается район или другая составляющая субъекта РФ, включающая в себя населенный пункт (в данном случае своя республика, свой кожуун,село) в котором проживают учащихся. При планировании поисковых тем учитывается принцип доступности. Иначе из –за неразрешенных проблем ребенок может потерять интерес к поисковой деятельности. Часто используется групповые формы работы, в ходе которых ребята высказывают свою точку зрения, аргументированно его доказывают. Определенное внимание уделяется современному состоянию экономики. В ходе занятий ребята подводятся к мысли, что развитие республики дело рук самих людей. Поэтому в планировании учитывается участие ребят в различных акциях , рейдах, экскурсиях на различные места. Цели программы: Познакомить учащихся с историко - культурным наследием, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности и нравственности. Задачи программы: 1.Изучение прошлого и настоящего республики , кожууна, села, обычаев, традиций и духовной культуры. 2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной республики. 3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. 4.Активизация поисковой деятельности учащихся. 5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. 6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.
7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения. Основные направления: Программа “Краеведение” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, туристко- краеведческое направление. Формы проведения занятий: Экскурсия. Конференции. Уроки. Работа с документами; Интернет-ресурсами. Исследовательская деятельность. Создание презентации Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родной земле. Механизм реализации программы: На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, просматривают фотографии, работают с различными литературами и анализируют. Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», работать с различными источниками информации, проводить поисковые работы, находить решение различных поисковых проблем, грамотно вести свои сделанные работы, публично выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
№ | Тема занятий | Содержание
| Кол-во часов | Теория | Практ | 1
| Введение. Правила техники безопасности на занятиях. | Задачи кружка. Правила ТБ.
| 1
| 1
|
2
|
Краеведение – наука о родном крае.
| Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
| 1
| 1
|
3
|
Республика Тыва в цифрах и фактах | Дать основные сведения, касающиеся республики.
| 2 |
| 4
|
Мира не узнаешь, не зная края своего.
|
Ознакомление с ресурсами. План работы кружка на год. Сбор материалов.
| 1
| 1
|
5
|
По дорогам родного края.
|
Экскурсия на природу. Рельеф нашей местности.
|
1
|
1
|
6
|
Мой род – моя крепость. Моё родословное древо.
|
Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.
|
1
|
2
|
7
|
Дом и улица где я живу. Улицы села. История названий.
|
Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. Мини исследование учащихся по выбору.
| 1
| 2
|
8
|
Исторические памятники и достопримечательности Р.Т
|
Знакомство через различные источники с историческими памятниками и достопримечательностями. Выпуск стенгазет, буклетов, раскладушек. |
3
|
3
|
9
|
Памятные места кожууна. |
Знакомство с памятными местами кожууна. Экскурсии по памятным местам. Самостоятельная работа учащихся по выбору.
| 1 | 2 | 10 | Защита творческих работ. |
|
| 2 |
11
|
Природное наследие республики. Минеральные источники. Заповедники, заказники.
|
Знакомство с понятиями, а также природными наследиями республики. Отметить на карте заказники и заповедники Р.Т.
| 2 | 1 |
12
|
Культура и быт тувинского народа.
| Изучение «малой родины», её материальной и духовной культуры. Посещение ДК. Создание презентаций.
| 2 | 2 |
13
|
Традиции и праздники народов республики. |
Рассказы о народных традициях, обычаях, праздниках.
| 2 | 1 | 14
|
Юрта- величайший дар предков. |
Рассказы и высказывания о традиционном жилище кочевых народов – юрте. Создание презентаций. | 1 | 1 | 15
| Блюда тувинской национальной кухни. |
Дать сведения о пользе тувинской национальной кухни. Мини исследование учащихся по выбору. | 1 | 2 | 16 | Топонимы. Что означают названия географических объектов.
|
Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Барун –Хемчикского кожууна. Самостоятельная работа учащихся по тме.
| 2 | 2 | 17 | Гидронимы, оронимы кожууна.
| Знакомство с природными объектами и их названиями. Работа с картами.
| 3 | 1 | 18
|
Моя малая родина – Барун –Хемчикский кожуун, прошлое и настоящее. |
Географическое положение. Население. Сельское поселение.
| 1
| 1
| 19
| Защита творческих работ.
| Защита проектов по пройденным темам. | 3 |
| 20
|
Хозяйство нашей республики. Добывающая промышленность.
| Знакомство с хозяйством республики , перспективы и проблемы. Экскурсии в Тыва асбест г. Ак-Довурак. | 2 | 1 | 21
| Предприятия пищевой промышленности.
| Производство и выпуск пищевой промышленности республики. | 1 | 1 | 22
| Транспорт виды транспорта.
| Перспективы развития транспорта в республике. | 1 | 1 | 23 | Сельское хозяйство. | Знакомство с сельским хозяйством республики. | 1 | 1 | 24 | Моя республика в недалеком будущем. | Самостоятельная работа. Защита творческих работ. | 1 | 1 | 25
| Звездный час. Игровой вечер по краеведению.
|
| 1 |
|
|