Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни" предназначена для учителей основной школы. Привлекать к добровольческой деятельности можно учащихся 5 - 9 классов. В программе чередуются теоретические занятия с практической деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» руководитель МО __________/Кушнарева Т.В./ Протокол № 1 от «25» 08. 2019 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/Жанаева Т. З./ 28.08.2019 г. | «Утверждаю» Директор _________/Красикова Н. Г./ от «01» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Волонтерство - наш стиль жизни»
5-9 классы
учитель математики
Кушнарева Галина Федоровна
высшая квалификационная категория
Хоронхой
2019 г.
1. Планируемые результаты освоения программы.
Ценностные ориентиры содержания программы «Волонтерство - мой стиль жизни».
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение стало одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Личностные, мета предметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Мета предметные результаты.
Мета предметные результаты освоения программы «Волонтерство - мой стиль жизни»
проявляются в:
- расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- историю волонтерского движения в России и в мире;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтерских отрядов;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- проводить здоровье сберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
- проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную и видео продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
2. Содержание программы.
Содержание программы разделено на пять разделов. У каждого раздела своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России (3ч).
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров (4ч).
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения, позволят более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Адреса милосердия - социальная работа волонтеров (4ч).
Обучающиеся определят круг людей, нуждающихся в заботе и внимании. Волонтеры окажут им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Раздел 4. Участие в благотворительных акциях, практических делах (19ч).
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение данной программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
5. Заключительное занятие (4ч).
Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.
3. Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов, основных тем | Количество часов |
1 | Волонтерское движение в России | 3 |
2 | Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров | 4 |
3 | Адреса милосердия - социальная работа волонтеров | 4 |
4 | Участие в благотворительных акциях, практических делах | 19 |
5 | Заключительное занятие | 4 |
Итого | 34 |
Календарно-тематический план
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Волонтерское движение в России - 3ч. | ||||
1 | Вводное занятие. Тренинг «Цветик-семицветик». Просмотр видеофильмов. | 1 | сентябрь | |
2 | Определение направления работы и создание плана работы на год. Тренинг «Формула успеха». | 1 | сентябрь | |
3 | Анкетирование. Решение ситуационных заданий. | 1 | сентябрь | |
Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров – 4ч. | ||||
4 | Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг «Ты и команда». | 1 | сентябрь | |
5 | «Помоги ближнему!» - психологическая игра. | 1 | сентябрь | |
6 | Три «П» - понимать, прощать, принимать. | 1 | октябрь | |
7 | Тренинг личностного роста. «Найти выход из тупика» - (раскрой свои возможности). | 1 | октябрь | |
Адреса милосердия - социальная работа волонтеров – 4ч. | ||||
8 | Определение круга людей, нуждающихся в заботе и внимании. | 1 | октябрь | |
9 | Составление банка организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. | 1 | октябрь | |
10-11 | Адресная помощь. | 2 | ноябрь | |
Участие в благотворительных акциях, практических делах – 19ч. | ||||
12-14 | Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление скворечников и кормушек. | 3 | ноябрь-декабрь | |
15 | Литературная гостиная «Мы команда Тимура». | 1 | декабрь | |
16 | Акция «Говорят под Новый год»: - подготовка благотворительного спектакля для детей; - мастерская Деда Мороза. | 1 | декабрь | |
17 | Акция «Новогодний подарок» | 1 | декабрь | |
18-19 | Ремонт книг в сельской библиотеке. | 2 | январь | |
20 | Оформление комнаты «Феникса» | 1 | январь | |
21-22 | Составление коллективного проекта «Благоустройство площадки "Феникса"». | 2 | февраль | |
23-24 | Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества. | 2 | февраль | |
25-26 | Акция «Мой двор, моя улица». Распространение листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты. | 2 | март | |
27-28 | Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника Воину-победителю и территории около него. | 2 | апрель | |
29-30 | Акция «Ветеран живёт рядом». | 2 | апрель | |
Заключительные занятия – 4ч. | ||||
31-33 | Подготовка творческого отчета «Копилка добрых дел» | 3 | май | |
34 | Подведение итогов. Круглый стол «Откровенный разговор о самих себе». | 1 | май | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-868712-1482218215.jpg)
Программа Внеурочной деятельности "Мой стиль"
Доброго времени суток, коллеги и гости моего мини-сайта. Хочу поделиться с вами своей разработкой , рабочая программа по Внеурочной деятельности "Мой стиль". В данной программе рассматриваются основны...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-164805-1355564275.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-878886-1484833547.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пкрвичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни", предназначенна для учащихся 7-8 классов,составленна на основе школьной профила...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970261-1510114511.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-96846-1445177840.jpg)
Рабочая программа внеурочного курса " Путевка в жизнь" для 9 класса
Рабочая программа внеурочного курса «Путевка в жизнь» социального направления для 9 класса составлена на основании авторской программы Л.Н. Бобров...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-721661-1674876342.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/05/picture-1522945-1714907566.jpg)
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни»
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни» для обучающихся 7 «К»...