Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни»
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пкрвичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни", предназначенна для учащихся 7-8 классов,составленна на основе школьной профилактической программы Проекта ХОУП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pphz_holopko.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой _____ /Е.В. Крепешева/ Приказ № 274 от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Первичная профилактика химической зависимости.
Основы здорового образа жизни»
2016/2017 учебный год
Возраст детей: 13-15лет
Тип программы: Модифицированная
Направленность: социальная
Социальный педагог:
Холопко Виктория Витольдовна,
первая квалификационная категория
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ОП __________/ З.Б. Елчиева/ | Рассмотрено на заседании методического совета МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой протокол № 3 от «31» августа 20 16 г. _________ / Гречишникова М.А. /председатель МС |
п.г.т. Уренгой
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни», предназначенная для учащихся 7-8 классов, составлена на основе школьной профилактической программы Проекта ХОУП. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами, объединенными общей идеей предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками.
Пособие «Полезные навыки» допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа имеет социальную направленность. Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики химической зависимости заключается в том, чтобы сформировать у ребенка (подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, — рассуждают взрослые, — то этого вполне достаточно для того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле? Как показывают результаты многочисленных опросов, современные школьники хорошо осведомлены о том, что «пить, курить — здоровью вредить». Однако это не только не пугает детей, но и, напротив, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами. По статистике, уже в 12-13 лет подавляющее большинство мальчиков и девочек пробовали курить, имеют опыт употребления алкоголя. К сожалению, нередки случаи знакомства младших подростков с наркотиками. Наиболее очевидные мотивы, побуждающие ребенка впервые попробовать то или иное наркотическое вещество — желание подростка «стать своим в компании», «выглядеть взрослым», «избавиться от скуки», «испытать новые, интересные ощущения», «расслабиться». Получается, что наркотизация для него — своеобразный способ решения проблем социальной адаптации — взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции своего состояния, получения новых впечатлений. Не зная других способов решения этих проблем, подростки начинают курить или выпивать. Чтобы этого не произошло, подростку нужна помощь взрослых. И суть данного курса заключается не только и не столько в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовывать свои желания и потребности за счет внутренних личностных ресурсов.
Данный курс направлен на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания и т. д. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами.
Вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики.
Статистические данные, говорящие о распространении в нашей стране наркотического дурмана заставляют задуматься о будущем поколении. За последнее десятилетие, детей и подростков, потребляющих наркотические вещества их контингент, увеличился почти в 2,5 раза, и что особенно тревожно, уровень заболеваемости наркоманией среди подрастающего поколения гораздо выше, чем среди всего населения. Все это говорит о том, что нужна постоянная и целенаправленная профилактика.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимы и приводят к формированию трудно излечимого заболевания.
Личностно ориентированное обучение направлено на обеспечение самоопределения, саморазвития, самосовершенствования личности и на создание условий для ее самореализации. Актуальность и важность вопросов, которые включены в программу, имеют большую значимость на всех этапах жизни человека, поскольку речь идет о том, как быть здоровым, счастливым человеком, как правильно относиться к себе и как взаимодействовать с другими людьми в наше довольно трудное время.
Цели программы:
- формирование мотивации на выбор здоровых альтернатив жизни;
- высоко-ценностной духовной ориентации;
- навыков здорового образа жизни;
- психологического иммунитета подростка;
- конструктивных навыков (говорить «нет»).
Задачи программы:
- дать учащимся адекватные знания о различных аспектах здорового образа жизни;
- знания о феномене зависимости;
- развить личностные ресурсы, способствующие конструктивной адаптации;
- развитие коммуникативных навыков общения;
- формирование социально значимых жизненных навыков.
В программе предусмотрено изучение основ здорового образа жизни, где формируется понятие здорового образа жизни, его содержание обеспечивает последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, здоровье разрушающих. Показывается, что здоровье – это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Раскрываются факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена, культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы. Последовательно, с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подростков исследуются положения, направленные на профилактику разрушающих здоровье факторов.
Занятия проводятся во внеурочное время учащихся. Продолжительность занятий – 40 минут.
Основные формы работы:
- групповая дискуссия
- ролевые ситуации помогают вжиться в образ и на своей «шкуре» попробовать отстоять свое мнение, какое бы оно ни было.
- игра.
Программа рассчитана на детей школьного возраста (13-15 лет). Сроки реализации программы – 1 год, 9 часов в год.
II. Личностные, метапредметные результаты освоения программы
В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть умениями:
Личностные
- применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья;
- активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта;
- проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах;
- использовать спорт в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Метапредметные
выработка у учащихся цельного представления:
- о здоровье человека;
- о здоровом образе жизни;
- о путях сохранения и укрепления здоровья в реальной окружающей среде;
- устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни и к здоровому питанию;
- антинаркотической ориентации учащихся.
овладение основными знаниями и понятиями:
- о значении здорового образа жизни;
- о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина и их влиянии на организм;
- о роли досуга в формировании образа жизни;
- об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
- Содержание программы
7 класс
(1 час в месяц, 9 часов в год)
- Зависимость. (1 час).
Знания о феномене зависимости, осознание зависимость на эмоциональном, поведенческом, рациональном уровне. Механизм возникновения химической зависимости.
- Влияние алкоголя и наркотиков на организм человека. (1 час).
Последствия принятия алкоголь и наркотики, осознание зависимости от пагубных привычек. Побочные опасности.
- Алкогольная зависимость (1 час).
Знания о алкогольной зависимости. Изменения которые происходят в организме под влиянием алкоголя. Социально-психологические последствия в употреблении алкоголя. Влияние алкоголя на живую ткань
- Воздействие летучих веществ бытовой химии на организм (1 час).
информация о влиянии ЛВБХ на организм. Воздействие ЛВБХ на внутренние органы человека, на живую ткань. Социально-психологические последствия.
- Насвай - миф или реальность? (1 час). Химический состав насвая. Воздействие насвая на организм человека. Последствия употребления химического вещества.
- Воздействие никотина на организм (1 час).
Информация о влиянии никотина на организм человека. Никотиновая зависимость и её последствия. Пути преодоления никотиновой зависимости
- Метод принятия решения, Смотри – Думай – Решай (1час).
Развитие умения самостоятельного принятия решения. Внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решения. Процесс принятия решения. Негативное влияние наркотизации на интеллектуальные способности человека.
- Учимся говорить НЕТ (1 час).
Умение выбирать друзей и дружить. Как найти друга и поддерживать дружбу, как пережить потерю друга. Ссора между друзьями, как этого избежать.
- Решение, которое Я принимаю (1 час).
Понятие самооценки. Повышение самооценки, формирование адекватной самооценки. Итоги работы в течение года.
8 класс
(1 час в месяц, 9 часов в год)
- Виды зависимостей (1 час).
Роль зависимостей в жизни человека. Характеристика видов зависимостей.
- Любовная зависимость (1 час).
Понятие любовной зависимости. Механизмы воздействия на организм человека. Пути преодоления.
- Пищевая зависимость (1 час).
Понятие пищевой зависимости. Механизмы воздействия на организм человека. Пути преодоления.
- Компьютерная зависимость (1 час).
Понятие компьютерной зависимости. Механизмы воздействия на организм человека. Пути преодоления.
- Игровая зависимость (1 час).
Понятие игровой зависимости. Механизмы воздействия на организм человека. Пути преодоления.
- Курение. (1 часа).
Понятие никотиновой зависимости. Механизмы воздействия на организм человека. Пути преодоления.
- Наркомания (1 час).
Понятие наркотической зависимости. Механизмы воздействия на организм человека. Пути преодоления.
- Как не загнать себя в угол (1 час).
Профилактика вредных привычек перерастающих в зависимости. Секреты самоконтроля. Самоорганизация
- Рекламные трюки или рекламные приемы (1 час).
Психологическое воздействие рекламы на поведение человека. Виды воздействия.
- Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения 7 а кл. | Дата проведения 7 б кл. |
Зависимость. | 1 | 07.09. | 14.09 | |
Влияние алкоголя и наркотиков на организм человека. | 1 | 05.10. | 12.10. | |
Алкогольная зависимость. | 1 | 09.11. | 16.11. | |
Воздействие летучих веществ бытовой химии на организм. | 1 | 07.12. | 14.12. | |
Насвай - миф или реальность? | 1 | 18.01. | 25.01 | |
Воздействие никотина на организм. | 1 | 15.02 | 22.02 | |
Метод принятия решения, Смотри – Думай – Решай. | 1 | 22.03. | 03.04 | |
Учимся говорить НЕТ. | 1 | 24.04. | 03.05. | |
Решение, которое Я принимаю. | 1 | 24.05. | 24.05 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения 8 а кл. | Дата проведения 8 б кл. |
Виды зависимостей. | 1 | 21.09. | 28.09. | |
| Любовная зависимость. | 1 | 19.10. | 26.10. |
Пищевая зависимость. | 1 | 23.11. | 30.11. | |
Компьютерная зависимость. | 1 | 21.12. | 11.01. | |
Игровая зависимость. | 1 | 18.01. | 18.01. | |
Курение. | 1 | 01.02. | 08.02. | |
Наркомания. | 1 | 01.03. | 15.03. | |
Как не загнать себя в угол. | 1 | 10.04. | 17.04. | |
Рекламные трюки или рекламные приемы. | 1 | 10.05. | 17.05. |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...
Статья на тему: Деятельность детских общественных организаций по пропаганде здорового образа жизни и профилактике негативных привычек
Президент нашего детского общественного объединения «Новый остров» Посохов Сергей занимает активную жизненную позицию и участвует в общественной работе, направленной на сохранение традиций села,...
Программа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни "Навстречу подростку"
Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....
Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни
Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни через волечение учащихся в волонтёрское движение Клуба Юных Друзей правопорядка"Фемида"...
Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни
Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни...
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...
- Мне нравится (1)