Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»
рабочая программа (6 класс) на тему
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_zozh.docx | 44.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дьячинский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Алгасовская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Утверждаю:
Директор школы
__________И.И. Степанникова
Приказ №______
от «____»___________2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы здорового образа жизни»
6 класс
2016-2017 учебный год
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Аверина Надежда Петровна
Алгасово 2016
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Цели программы: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование и тестирование.
Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение основам здорового образа жизни в объеме 1 часа в неделю (35 ч в год).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретной рабочей программы:
Личностными результатами обучения ОЗОЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам здорового образа жизни в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметными результатами обучения ОЗОЖ в основной школе являются:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего закона в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антиреррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранении природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановке
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Этический блок | |||||
1 | Я- подросток. Я и мир. Всё связано со всем. | 1 | опрос | 1.09 | 1.09 |
2 | Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира | 1 | опрос | 8.09 | 8.09 |
3 | Экологический подход к миру | 1 | наблюдение | 15.09 | 15.09 |
4 | Последствия отношения к миру | 1 | Наблюдение | 22.09 | 22.09 |
5 | Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни | 1 | опрос | 29.09 | 29.09 |
6 | Мы выбираем свою жизнь. | 1 | опрос | 6.10 | 6.10 |
Психологический блок | |||||
7 | Способность к самопознанию и уверенность в себе | 1 | опрос | 13.10 | 13.10 |
8 | Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости | 1 | тестирование | 20.10 | 20.10 |
9 | Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми | 1 | опрос | 27.10 | 27.10 |
10 | Трудности в принятии и выражении критики и похвалы | 1 | отработка умений и рефлексии | 3.11 | 3.11 |
11 | Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. | 1 | опрос | 17.11 | |
12 | Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства | 1 | опрос | 24.11 | |
13 | Права человека, несправедливость. | 1 | опрос | 1.12 | |
14 | Эмоциональная поддержка, собственное мнение, убеждение. | 1 | опрос | 8.12 | |
15 | Умение высказать просьбу, согласие или отказ | 1 | Опрос практикум | 15.12 | |
16 | Успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав | 1 | практикум | 22.12 | |
Правовой блок | |||||
17 | Знакомство со статьями из уголовного кодекса Российской Федерации | 1 | опрос | 29.12 | |
18 | Понятие принуждения | 1 | опрос | 19.01 | |
19 | Ответственность за принуждение | 1 | развивающий контроль | 26.01 | |
20 | Способы противостоять принуждению | 1 | опрос | 2.02 | |
21 | Склонение к преступлению | 1 | опрос | 9.02 | |
22 | Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения. | 1 | опрос | 16.02 | |
Семьеведческий блок | |||||
23 | Семейные реликвии | 1 | практикум | 2.03 | |
24 | Семейные традиции | 1 | практикум | 9.03 | |
25 | Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение | 1 | опрос | 16.03 | |
26 | Родословная. Принципы формирования родословной | 1 | опрос | 23.03 | |
27 | Генеология моей семьи | 1 | практикум | 6.04 | |
28 | На кого я похож? | 1 | Дискуссия | 13.04 | |
Медико-гигиенический блок | |||||
29 | Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены. | 1 | Опрос. | 20.04 | |
30 | Таинство появления человеческой жизни | 1 | опрос | 27.04 | |
31 | Процесс рождения ребёнка | 1 | 4.05 | ||
32 | Уход за новорожденным | 1 | опрос | 11.05 | |
33 | Значение физического воспитания и спорта для здоровья | 1 | опрос | 18.05 | |
34 35 | Достижение эмоционального благополучия. | 2 | практикум | 25.05 | |
ИТОГО: | 35 |
4 Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название темы/раздела | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы | Требования к знаниям и умениям обучающихся (по данной теме) | Форма контроля |
Этический блок | 6 | ||||
1 | Я- подросток. Я и мир. Всё связано со всем. | 1 | Философские понятия о мире, жизни, закономерности существования Вселенной. Понятия о заботе, ответственности, любови, красоте, гармонии, счастье, смысл жизни творчестве, свободе, добре и зле, жизни и смерти. | Знать: - о причастности человека к процессам, происходящим в мире; - о потребительском и экологическом подходах к миру. Уметь: - владеть навыками безопасного взаимодействия с миром; - делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром | Мини-сочинение на тему: «Сделать свою жизнь…», «Как я гармонично существую с самим собой и окружающим миром…», «Каким я вижу себя…», «Письмо себе, любимому |
2 | Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира | 1 | |||
3 | Экологический подход к миру | 1 | |||
4 | Последствия отношения к миру | 1 | |||
5 | Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни | 1 | |||
6 | Мы выбираем свою жизнь. | 1 | |||
Психологический блок | 10 | ||||
7 | Способность к самопознанию и уверенность в себе | 1 | Понятие о строении проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувство собственного достоинства, профилактике болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым. | Знать: - о чувстве собственного достоинства; - о правах человека; - о способах выражения критики и похвалы; Уметь: - высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе; - реализовывать успешные формы поведения; - высказывать своё мнение: критическое и похвалу; - отстаивать своё мнение | т/р. «Придумай знак» т/р. «Надпись на футболке» т/р «Нарисуй радость» т/р«Вылепи скульптуру» Ролевые игры т/р.«Декларацию о правах шестиклассника» т/з. «Кто я?» |
8 | Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости | 1 | |||
9 | Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми | 1 | |||
10 | Трудности в принятии и выражении критики и похвалы | 1 | |||
11 | Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. | 1 | |||
12 | Вербальные и неварбальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства | 1 | |||
13 | Права человека, несправедливость. | 1 | |||
14 | Эммоциональная поддержка, собственное мнение, убеждение. | 1 | |||
15 | Умение высказать просьбу, согласие или отказ | 1 | |||
16 | Успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав | 1 | |||
Правовой блок | 6 | ||||
17 | Знакомство со статьями из уголовного кодекса Российской Федерации | 1 | Права и обязанности человека в семье, навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости. | Знать: - о преступлениях и способах принуждения; - об ответственности за преступления разного характера; - о способах и механизмах противостояния преступлениям и принуждениям; Уметь: - противостоять в ситуациях принуждения. | с/р. «Преступление и наказание» с/р. Заполнение табл. «Способы принуждения» с/р. «Защита прав человека» с/р. Сравнит.анализ определений; работа с нормативными документами Заполнение таблицы Анализ ситуаций |
18 | Понятие принуждения | 1 | |||
19 | Ответственность за принуждение | 1 | |||
20 | Склонение к преступлению | 1 | |||
21 | Способы противостоять принуждению | 1 | |||
22 | Повышение личностнойсамоценности и развитие навыков уверенногоповедения. | 1 | |||
Семьеведческий блок | 6 | ||||
23 | Семейные реликвии | 1 | знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности. | Знать: - о принципах формирования родословной; -о бережном отношении к семейным традициям и реликвиям, семейным праздникам Уметь: - составлять генеалогическое древо своей семьи; - сохранять семейные реликвии и традиции. | Проектная работа «Древо жизни». тв/рподготовка и представление рассказа о семейной реликвии тв/з подготовка творческих проектов (инд. и гр. работа) т/р. « Праздники моей семьи» |
24 | Семейные традиции | 1 | |||
25 | Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение | 1 | |||
26 | Родословная. Принципы формирования родословной | 1 | |||
27 | Генеология моей семьи | 1 | |||
28 | На кого я похож? | 1 | |||
Медико-гигиенический блок | 6 | ||||
29 | Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены. | 1 | Семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности | Знать: - об иммунитете и закаливании как средстве укрепления иммунитета; - способы профилактики простудных заболеваний; - способы профилактики стресса; - о пользе физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы; Иметь представления о процессах зарождения новой жизни и рождении ребёнка Уметь: - анализировать и оценивать свой образ жизни; - вести профилактику простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательной системы; - применять в своей жизни способы борьбы со стрессом. | п/р «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» тв/з. «Способы борьбы со стрессом» с/р. работа с различнымиисточ. знаний, подготовка сообщений с/р. работа с различнымиисточ. знаний с/рс разич. источ. знаний, подготовка сообщений, создание памяток и рекомендаций с/р. работа с различнымиисточ. знаний, подготовка сообщений с/р. работа с различнымиисточ. знаний с/рс разич. источ. знаний, подготовка сообщений, т/з. Составь комплекс профилактических упражнений |
30 | Таинство появления человеческой жизни | 1 | |||
31 | Процесс рождения ребёнка | 1 | |||
32 | Уход за новорожденным | 1 | |||
33 | Значение физического воспитания и спорта для здоровья | 1 | |||
34 | Достижение эмоционального благополучия. | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни | |
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. | • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | |
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. | • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения ОЗОЖ ученик должен:
Знать: понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной; понятия забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. Понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Знания о правах и обязанностях человека в семье. Знания о гигиене и профилактике болезней.
Уметь: приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.
Обладать навыками: правового поведения, правильного понимания своей свободы и ее необходимости; навыками эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; навыками ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6-х классов.
Список литературы
1. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебно-метод. пособие, ВНМУ, 1991
2. Анастази А. Психологическое тестирование.- М: Москов. ун-т, 1982
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1990
3. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1988
4. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания, - М., 1984
6. Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1988
8. Гребенщиков И.В. Семья: воспитательные возможности. – М., 1985
9. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 199
10. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. –М.: Педагогика-пресс, 199
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"
Рабочая программа внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...
Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по факультативному курсу «Здоровый образ жизни».
Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространени...
Программа внеурочной деятельности "Друзья здорового образа жизни"
Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе "Друзья здорового образа жизни" ....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс
Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется вып...