программа Школа докторов природы
рабочая программа
Проект внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Проект «Школа докторов природы» позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_doktorov_prirody.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проект внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.
Проект «Школа докторов природы» позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 33 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет. Сроки реализации программы — 4 года.
Форма и режим занятий:
Форма обучения по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная; по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Здоровьесберегающая программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Предполагается обучение на двух основных уровнях:
первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные минутки; советы для учащихся.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения; целевые прогулки.
Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала; рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов,
тематических вечеров.
Практический метод: проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей;
Для реализации программы «Школа докторов Природы» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
⮚ натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
⮚ изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
⮚ измерительные приборы: весы, часы.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, DVD, и др
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья, у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностными результатами программы внеурочной деятельности по здоровому образу жизни является формирование следующих умений:
⮚ установка на здоровый образ жизни;
⮚ определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
⮚ в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Регулятивные УУД:
⮚ определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя;
⮚ проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;
⮚ учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
⮚ осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
⮚ овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
⮚ уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
⮚ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса, группы.
Познавательные УУД:
⮚ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт;
⮚ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
⮚ преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем);
⮚ делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и
укреплять здоровье.
Коммуникативные УУД:
⮚ выполнять правила общения с людьми;
⮚ жить с друзьями в мире и согласии;
⮚ выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;
⮚ применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в
разных жизненных ситуациях;
⮚ умение донести свою позицию до других;
⮚ слушать и понимать речь других;
⮚ средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог);
⮚ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),
советы;
⮚ средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
⮚ осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт
увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно – оздоровительные мероприятия;
⮚ социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его
проявлениях.
Предполагаемый результат:
1. Результатом практической деятельности по программе «Школа докторов Природы» можно считать следующее:
⮚ высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
⮚ повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.
2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Литература для учителя:
1. Басок Н.Г. Основы здоровья: Планы – конспекты уроков.1 класс. – Ранок, 2009.
2..Валеология: Учебное пособие / Под ред. Соломина В.П.,Варламова Ю.Л. - СПб.,1995.
3. Грецких В.Н. Основы здоровья: Планы – конспекты уроков.3 класс. - Ранок, 2008.
4. Ефимова Ю.В.Основы здоровья: Планы – конспекты уроков.2 класс. – Ранок, 2009.
5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - СПб., 1997.
6. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.
7. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.- СПб., 1995.
8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. – СПб., 1998.
9. Королёва Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. – М., 1996.
10. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПб., 1998.
11. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997.
12. Лемяскина Н.А. «Культура общения в начальной школе.» Журнал «Начальная школа» № 6, 2002. 13. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников / Под ред. Безруких М.М., - СПб., 1999.
14. Малашенко М.П. «Педагогика здоровья в начальной школе.» Ранок, 2008.
15. Мир детства : Младший школьник. – М., 1998.
16. Николаева А.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., 2003.
17. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Школа докторов Природы».–М.:ВАКО, 2007.
18. Сизанова А.И., Быкова В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед с учащимися 1 - 11 классов о ВИЧ – инфекции и наркотической зависимости. Ч.1 – Мн.: «Тессей», 1998.
19. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». М. Аркти, 2006.
20. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Основы безопасности ребёнка. – СПб., 1997.
21. Фролова Е.И. Основы здоровья: Планы – конспекты уроков. 4 класс. – Ранок, 2008.
Литература для учащихся:
1. Бойченко Т.Е., Савченко А.Я. Основы здоровья. 1 – 4 кл. К., Генеза, 2007.
2. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1 - 4 кл. – М.,1997.
3. Чуковский К.И. «Чудо – дерево и другие сказки.». Ек,1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"
Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...
Внеклассное занятие для 3-5 классов коррекционных школ "Берегите природу"
Материал учит осознанно относиться к проблемам охраны природы, воспитывает у детей любовь к родному краю, формирует стремление принимать активное участие в охране окружающей среды....
Программа « Советы доктора Айболита».
Данная программа ориентированна на детей младшего школьного возраста, которые в силу обстоятельств оказались в учреждениях социального обслуживания. В основном это дети из неблагополучных ...
Программа кружка "Школа докторов природы"
Программа, предназначенная для проведения кружка "Школа докторов природы"....
Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»
Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все раз...
Доктора природы
Учиться быть здоровыми душой и телом...
Проект школа докторов природы
1этап 2014-2015уч.г «В здоровом теле – здоровый дух» 2этап 2015-2016уч.г «Здоровье и болезнь» 3этап 2016-2017уч.г...