Программа кружка "Школа докторов природы"
рабочая программа на тему
Программа, предназначенная для проведения кружка "Школа докторов природы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_doktorov_prir.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- - стрессовая педагогическая тактика;
- - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- - провалы в существующей системе физического воспитания;
- - интенсификация учебного процесса;
- - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы.
2.Общая характеристика курса
обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быт
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества»
3.Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
4. Результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов природы» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов природы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
5.Содержание курса
Курс «Школа докторов природы» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации его учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11лет, составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитан на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Данный курс построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Содержание курса раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи: формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепления здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Программа внеурочной деятельности по бережному отношению к своему здоровью и гигиенической культуре, предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
6.Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы разделов | Всего | Теория | Практика |
1. | Дружи с водой. | 2 | 2 | |
2. | Забота о глазах. | 1 | 1 | |
3. | Уход за ушами. | 2 | 1 | 1 |
4. | Уход за зубами. | 3 | 1 | 2 |
5. | Уход за руками и ногами. | 1 | 1 | |
6. | Забота о коже. | 3 | 1 | 2 |
7. | Как следует питаться. | 2 | 1 | 1 |
8. | Как сделать сон полезным. | 2 | 1 | 1 |
9. | Настроение в школе. | 1 | 1 | |
10. | Настроение после школы. | 1 | 1 | |
11. | Поведение в школе. | 2 | 2 | |
12. | Вредные привычки. | 2 | 1 | 1 |
13. | Мышцы, кости и суставы. | 2 | 1 | 1 |
14. | Как закаляться. Обтирание и обливание. | 1 | 1 | |
15. | Как правильно вести себя в воде. | 1 | 1 | |
16 | Игры и упражнения на воде. | 2 | 1 | 1 |
17. | Народные игры. | 2 | 2 | |
18. | Подвижные игры. | 3 | 3 | |
Итого: | 33 | 15 | 18 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема занятий | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | Корректировка |
1. | Дружи с водой. Советы доктора Воды. | Понимать учебную задачу курса и стремиться её выполнять. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Знать элементарные правила гигиены. | 01.09 | |
2. | Друзья Вода и Мыло. | 08.09 | ||
3. | Глаза- главные помощники человека. | Соблюдать правила безопасного поведения с острыми предметами. Знать и соблюдать правила гигиены. | 15.09 | |
4. | Уход за ушами. | Соблюдать правила безопасного поведения с острыми предметами. Знать и соблюдать правила гигиены. | 22.09 | |
5. | Чтобы уши слышали. | 29.09 | ||
6. | Почему болят зубы. | Соблюдать правила гигиенических процедур -уход за полостью рта и чистка зубов. Взять за правило- посещать доктора (стоматолога). | 06.10 | |
7. | Чтобы зубы были здоровыми. | 13.10 | ||
8. | Как сохранить улыбку красивой. | 20.10 | ||
9. | «Рабочие инструменты» человека. | Знать правила безопасного поведения на уроках и переменах, при проведении подвижных игр, во избежание травматизма. Выполнять упражнения для ног, соблюдать правила гигиены рук и ног. | 27.10 | |
10. | Забота о коже. Зачем человеку кожа? | Понимать учебную задачу курса и стремиться её выполнять. Изучать свойства кожи, Характеризовать средства гигиены и уход за кожей, осваивать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждении кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей. | 10.11 | |
11. | Надёжная защита организма. | 17.11 | ||
12. | Если кожа повреждена. | 24.11 | ||
13. | Питание- необходимое условие для жизни человека. | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания (белки, жиры, углеводы, витамины), характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания, обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания (в ознакомительной форме). | 01.12 | |
14. | Здоровая пища для всей семьи. | 08.12 | ||
15. | Сон- лучшее лекарство. | Уметь составлять режим сна, соблюдать правила гигиены, выполнять оздоровительные минутки | 15.12 | |
16. | Как сделать сон полезным. | 22.12 | ||
17. | Как настроение? | Употреблять в речи вежливые слова, учиться прощать обиды. | 29.12 | |
18. | Я пришёл из школы. | Управлять своими эмоциями, уметь работать с пословицами, анализировать учебные ситуации. | 12.01 | |
19. | Я - ученик. | Знать правила поведения в школе и вне школы. Управлять своими эмоциями, уметь работать с пословицами, анализировать учебные ситуации. | 19.01 | |
20. | Я - ученик. | 26.01 | ||
21. | Вредные привычки. | Понимать учебную задачу курса и стремиться её выполнять. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. | 2.02 | |
22. | Вредные привычки. | 9.02 | ||
23. | Скелет - наша опора. | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека, следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физкультминутки. Формулировать выводы изученного материала, оценивать свои достижения. | 2.03 | |
24. | Осанка - стройная спина! | 16.03 | ||
25. | Если хочешь быть здоров. | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать, характеризовать и формулировать факторы закаливания, выполнять утреннюю зарядку и физкультминутки. | 6.04 | |
26. | Правила безопасности на воде. | Знать правила поведения на воде, характеризовать опасные действия на воде и уметь их предотвращать. Проводить подвижные игры, работать над дыханием. | 13.04 | |
27-28 | Обучение плаванию. | 20,27.04, | ||
29. | Русская игра «Городки». | Разучить игру «Городки», знать об истории возникновения этой игры. | 11.05. | |
30-31 | Подвижные игры. | Разучить игры «Совушки», «Гуси – лебеди» и другие. | 18.05 25.05 | |
31-32 | Доктора природы (обобщающий урок). | Знать правила здоровья, Анализировать учебные ситуации, проводить физминутки. |
|
7.Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Сборник рабочих программ «Школа России» – М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения)· Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2012· Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас»(авт. А. А. Плешаков,М.: Просвещение, 2012· Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2012Печатные пособия
1. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Мастерская учителя «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (1-4 классы).-М.:ВАКО, 2011. Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.
Информационно-коммуникативные средства
8.Планируемые результаты изучения курса:
Знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепления здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Природа и фантазия"
Программа по дополнительному образованию. Основная идея - развитие у детей младшего школьного возраста интереса и мотивации к декоративно-прикладному творчеству из природных материалов. Программ...
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
Программа « Советы доктора Айболита».
Данная программа ориентированна на детей младшего школьного возраста, которые в силу обстоятельств оказались в учреждениях социального обслуживания. В основном это дети из неблагополучных ...
Диагностика экологических знаний детей старшего возраста (по программе «Тропинка в природу» - В.В. Смирнова, Н.И. Балуева. Г.М. Парфёнова. Трудовая деятельность по уходу за растениями.Издательская программа «ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ» Бондаренко Т. М. Эк
ПРИМЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИСХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙО ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЯХИ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ...
Доктора природы
Учиться быть здоровыми душой и телом...
программа Школа докторов природы
Проект внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» предназначена для обучающихся 1-4 классов.Проект «Школа докторов природы» позв...
Проект школа докторов природы
1этап 2014-2015уч.г «В здоровом теле – здоровый дух» 2этап 2015-2016уч.г «Здоровье и болезнь» 3этап 2016-2017уч.г...