Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме
Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все разделы биологии связаны общими биологическими категориями, что позволит сохранить преемственность при переходе от одного раздела к другому и создать дидактические условия для формирования системного мышления учащихся.
Данный раздел посвящён изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. Содержит материал на 35 часов обязательного учебного времени, материал, позволяющий строить учебный процесс с учётом природных особенностей региона, а также дополнитеоьный материал для углублённого изучения биологии в 6 классе. Акценты перенесены с детального описания отдельных биологических объектов на ведущие системообразующие идеи курса: уникальность живого, усложнение организмов в ходе эволюции, приспособленность их к среде обитания. Выделены знания, значимые для формирования общей культуры и необходимые в повседневной жизни. Методический аппарат учебника предлагает учащимся деятельное участие в учебном процессе.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность” Бернард Шоу
Методологической основой системы учебников «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход , рассматриваемый как основной механизм достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Методологической основой системы учебников «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход
Методические принципы практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; связь учебного материала предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования универсальных учебных действий; ориентация учебного материала , способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность
Методические принципы возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; • возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ;
Методические принципы обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, Internet -ресурсов.
Этап актуализации знаний Основные задачи этого этапа: актуализация субъектного опыта учащихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового; личностных смыслов; ценностных отношений; обеспечение мотивации учения школьников, принятия ими целей урока.
«Присутствуют условные обозначения…»
«Подробные рисунки и схемы…»
«Связь с местным материалом…»
«Понятные задания…»
«Интересные задания…»
«Много картинок, которые помогают…Они приятны для глаз…»
«Информация жизненно необходимая…»
«В конце каждой темы есть итоговое задание…»
«Я творческая личность и меня радуют творческие задания…»
Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили Альберт Эйнштейн
Благодарю за внимание! Приглашаю к сотрудничеству elena 24041964@ mail . ru http://nsportal.ru/styazhkina-elena-ivanovna
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Межпредметные сетевые проекты»
для учащихся 7 классов
Составитель: Стяжкина Елена Ивановна,
учитель биологии высшей
квалификационной категории
Саратов 2017 - 2018 г.
В связи с повсеместным подключением школ к Интернет в субъектах Российской Федерации, разработкой и размещением в открытом доступе электронных образовательных ресурсов современная российская система образования испытывает осознанную потребность во внедрении новых моделей образования и новых форм учебного процесса, основанных на интеграции современных педагогических технологий и возможностей информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств, использующих цифровой контент. Ключевым компонентом технологий распределенного обучения является сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, реализуемое на базе WWW-технологий.
Сегодня перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в новом формирующемся информационном обществе. Одна из основных тенденций на современном этапе развития образования в связи с этим заключается:
в пересмотре концепций организации учебной деятельности, обновлении технологий обучения, ориентированных на подготовку людей к жизни в быстро меняющихся условиях, обучению на протяжении всей жизни;
в расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в первую очередь через использование новых коммуникационных технологий.
Программа кружка «Межпредметные сетевые проекты» направлена на повышение мотивации учебной деятельности учащихся при организации их в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты.
Согласно Е.С. Полат, под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата
Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, предназначена для обучающихся в 7-8 классе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств — гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в 9-11 классах. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание курса
№п/п | Тема | Количество часов |
1. | Организационное занятие. | 1 |
2. | Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. Организация проектно - исследовательской деятельности в сети Интернет. | 7 |
3. | Тема, цель и задачи исследований на межпредметной основе. | 4 |
4. | Организация и методика исследований на межпредметной основе. | 8 |
5. | Оформление полученных результатов на межпредметной основе. | 3 |
6. | Представление результатов в сети Интернет. Подготовка к защите. Защита исследовательских работ. | 7 |
7. | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | 3 |
8. | Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год. | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование ( 34 часа)
№ п/п | Темы занятий | Форма проведения | Дата |
1 | Организационное занятие. | Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива. | 1 неделя сентября |
2 | Проектно - исследовательская деятельность, её назначение цели и задачи. Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества. | Лекция. | 2 неделя сентября |
3 | Организация проектно - исследовательской деятельности в сети Интернет. | Лекция. | 3 неделя сентября |
4 | Работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета | Лекция. Демонстрация исследовательских работ. | 4 неделя сентября |
5 | Особенности сетевых проектов. | Лекция, беседа. | 5 неделя сентября |
6 | Средства организации совместной деятельности в сетевом проекте. | Лекция. | 1 неделя октября |
7 | Планирование сетевого проекта | Лекция. | 2 неделя октября |
8 | Сервисы для разработки материалов сетевого проекта. | Лекция. Поиск информации в интернете, из литературных источников. | 3 неделя октября |
9 | Сетевые проекты на вики-страницах http://www.wikispaces.com/ | Лекция. | 4 неделя октября |
10 | Исследовательские проекты ГлобалЛаб | Практическое занятие. | 1 неделя ноября |
11 | Регистрация на интернет-ресурсе ГлобалЛаб | Лекция. | 2 неделя ноября |
12 | Сетевой проект | Лекция. | 3 неделя ноября |
13 | Сетевой проект | Практическое занятие. | 4 неделя ноября |
14 | Сетевой проект | Практическое занятие. | 1 неделя декабря |
15 | Организация исследований межпредметной основе. Консультации по их выполнению. | Практическое занятие. | 2 неделя декабря |
16 | Способы диагностики результатов межпредметной основе. | Лекция. | 3 неделя декабря |
17 | Прогнозирование результатов исследований межпредметной основе. | Лекция. | 4 неделя декабря |
18 | Оформление исследовательской работы межпредметной основе. | Практическое занятие. | 3 неделя января |
19 | Анализ полученных результатов, соответствие их прогнозам. | Практическое занятие. | 4 неделя января |
20 | Выводы и рекомендации по тематике исследований межпредметной основе. | Обзор литературы. | 1 неделя февраля |
21 | Общее оформление исследовательских работ межпредметной основе в сети Интернет. | Практическое занятие. | 2 неделя февраля |
22 | Индивидуальные консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ. | Практическое занятие. | 3 неделя февраля |
23 | Индивидуальные консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ. | Практическое занятие. | 1 неделя марта |
24 | Анализ достигнутых результатов. | Анализ результатов. Демонстрация собранного материала. | 2 неделя марта |
25 | Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления. | Представление образцов исследовательских работ. | 3 неделя марта |
26 | Индивидуальные консультации по подготовке докладов для выступлений | Представление образцов исследовательских работ. | 4 неделя марта |
27 | Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий. | Практические занятия. | 1 неделя апреля |
28 | Изготовление слайдов. Слайдовая презентация. | Практическое занятие. | 2 неделя апреля |
29 | Составление рецензии на исследовательские работы межпредметной основе. | Коллективное обсуждение. | 3 неделя апреля |
30 | Выступление с докладом по проделанной работе. Защита исследовательских работ. | Самопрезентация. | 4 неделя апреля |
31 | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | Практическое занятие. | 1 неделя мая |
32 | Профессиональные пробы. | Лекция. Обсуждение. | 2 неделя мая |
33 | Анкетирование. | Практическое занятие. | 3 неделя мая |
34 | Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год. | Мониторинг и анализ полученных результатов. | 4неделя мая |
Список литературы
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 272 с.
2. Новикова, Н.Н. Развитие организационных форм обучения в новой информационной среде технологического образования. / Н.Н. Новикова[Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/
Internet – ресурсы:
https://globallab.org/ru/#.WlhhVbxl_IU
http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
http://letopisi.ru/index.php/Сетевые_проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)
Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...
Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»
Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...
Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»
программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биол...
Программа факультативного курса «Основные закономерности живой природы» для учащихся 9-х классов
Цель курса: систематизация, углубление и расширение знаний об основных закономерностях жизнедеятельности живых организмов на различных уровнях организации живой материи....
Программа курса по выбору: «Основные закономерности живой природы. Царство Растения» 10-11 класс
В программу данного курса включены вопросы «Экология», «Микология», «Теории эволюции», «Ботаника», «Геоботаника».Содержание программы базиру...
Урок на тему: "Основные царства живой природы"
Разработка урока на тему: " Основные царства живой природы", проводимый в 6 классах....
Технологическая карта урока. Биология-система наук о живой природе
Учащиеся открывают новые знания, через работу с текстом учебника, в ходе выполнения работы идет решение проблемных вопросов через сотрудничество с одноклассниками при обсуждение....