Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Стяжкина Елена Ивановна

Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все разделы биологии связаны общими биологическими категориями, что позволит сохранить преемственность при переходе от одного раздела к другому и создать дидактические условия для формирования системного мышления учащихся. 
Данный раздел посвящён изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. Содержит материал на 35 часов обязательного учебного времени, материал, позволяющий строить учебный процесс с учётом природных особенностей региона, а также дополнитеоьный материал для углублённого изучения биологии в 6 классе. Акценты перенесены с детального описания отдельных биологических объектов на ведущие системообразующие идеи курса: уникальность живого, усложнение организмов в ходе эволюции, приспособленность их к среде обитания. Выделены знания, значимые для формирования общей культуры и необходимые в повседневной жизни. Методический аппарат учебника предлагает учащимся деятельное участие в учебном процессе.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стяжкина Е. И. учитель биологии МАОУ «Гимназия №87» Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»

Слайд 2

“Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность” Бернард Шоу

Слайд 3

Методологической основой системы учебников «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход , рассматриваемый как основной механизм достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Слайд 4

Методологической основой системы учебников «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход

Слайд 7

Методические принципы практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; связь учебного материала предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования универсальных учебных действий; ориентация учебного материала , способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность

Слайд 8

Методические принципы возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; • возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ;

Слайд 9

Методические принципы обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, Internet -ресурсов.

Слайд 11

Этап актуализации знаний Основные задачи этого этапа: актуализация субъектного опыта учащихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового; личностных смыслов; ценностных отношений; обеспечение мотивации учения школьников, принятия ими целей урока.

Слайд 12

«Присутствуют условные обозначения…»

Слайд 13

«Подробные рисунки и схемы…»

Слайд 14

«Связь с местным материалом…»

Слайд 15

«Понятные задания…»

Слайд 16

«Интересные задания…»

Слайд 17

«Много картинок, которые помогают…Они приятны для глаз…»

Слайд 18

«Информация жизненно необходимая…»

Слайд 19

«В конце каждой темы есть итоговое задание…»

Слайд 20

«Я творческая личность и меня радуют творческие задания…»

Слайд 21

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили Альберт Эйнштейн

Слайд 22

Благодарю за внимание! Приглашаю к сотрудничеству elena 24041964@ mail . ru http://nsportal.ru/styazhkina-elena-ivanovna



Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Межпредметные  сетевые проекты»

для учащихся 7 классов

Составитель:  Стяжкина Елена Ивановна,

    учитель биологии высшей

    квалификационной категории

Саратов 2017 -  2018 г.

В связи с повсеместным подключением школ к Интернет в субъектах Российской Федерации, разработкой и размещением в открытом доступе электронных образовательных ресурсов современная российская система образования испытывает осознанную потребность во внедрении новых моделей образования и новых форм учебного процесса, основанных на интеграции современных педагогических технологий и возможностей информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств, использующих цифровой контент. Ключевым компонентом технологий распределенного обучения является сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, реализуемое на базе WWW-технологий. 

Сегодня перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в новом формирующемся информационном обществе. Одна из основных тенденций на современном этапе развития образования в связи с этим заключается:

        в пересмотре концепций организации учебной деятельности, обновлении технологий обучения, ориентированных на подготовку людей к жизни в быстро меняющихся условиях, обучению на протяжении всей жизни;

        в расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в первую очередь через использование новых коммуникационных технологий.

Программа кружка «Межпредметные сетевые проекты» направлена на повышение мотивации учебной деятельности учащихся при организации их в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты.

Согласно Е.С. Полат, под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата

Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, предназначена для обучающихся в 7-8 классе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств — гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в 9-11 классах. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Содержание курса

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационное занятие.

1

2.

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. Организация проектно - исследовательской деятельности в сети Интернет.

7

3.

Тема, цель и задачи исследований на межпредметной основе.

4

4.

Организация и методика исследований на межпредметной основе.

8

5.

Оформление полученных результатов на межпредметной основе.

3

6.

Представление результатов в сети Интернет. Подготовка к защите. Защита исследовательских работ.

7

7.

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью.

3

8.

Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год.

1

Итого

34

Тематическое планирование ( 34 часа)

 

№ п/п

Темы занятий

Форма проведения

Дата

1

Организационное занятие.

Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива.  

1 неделя

сентября

2

Проектно - исследовательская деятельность, её назначение цели и задачи. Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества.

Лекция.

2 неделя

сентября

3

Организация проектно - исследовательской деятельности в сети Интернет.

Лекция.

3 неделя

сентября

4

Работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета

Лекция. Демонстрация исследовательских работ.

4 неделя

сентября

5

Особенности сетевых проектов.

Лекция, беседа.

5 неделя сентября

6

Средства организации совместной деятельности в сетевом проекте.

Лекция.  

1 неделя

 октября

7

Планирование сетевого проекта

Лекция.  

2 неделя

октября

8

 Сервисы для разработки материалов сетевого проекта.

Лекция. Поиск информации в интернете, из литературных источников.

3 неделя

 октября

9

Сетевые проекты на вики-страницах http://www.wikispaces.com/

Лекция.

4 неделя

 октября

10

 Исследовательские проекты ГлобалЛаб

Практическое занятие.

1 неделя

 ноября

11

 Регистрация  на интернет-ресурсе ГлобалЛаб

Лекция.  

2 неделя

 ноября

12

Сетевой проект

Лекция.

3 неделя

ноября

13

Сетевой проект

Практическое занятие.

4 неделя

 ноября

14

Сетевой проект

Практическое занятие.

1 неделя

 декабря

15

Организация исследований межпредметной основе.

Консультации по их выполнению.

Практическое занятие.  

2 неделя

декабря

16

Способы диагностики результатов межпредметной основе.

Лекция.  

3 неделя

декабря

17

Прогнозирование результатов исследований межпредметной основе.

Лекция.

4 неделя

декабря

18

Оформление исследовательской работы межпредметной основе.

Практическое занятие.

3 неделя

января

19

Анализ полученных результатов, соответствие их прогнозам.

Практическое занятие.

4 неделя

января

20

 Выводы и рекомендации по тематике исследований межпредметной основе.

Обзор литературы.

1 неделя

 февраля

21

Общее оформление исследовательских работ межпредметной основе в сети Интернет.

Практическое занятие.

2 неделя

февраля

22

Индивидуальные консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ.

Практическое занятие.

3 неделя

 февраля

23

Индивидуальные консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ.

Практическое занятие.

1 неделя

марта

24

 Анализ достигнутых результатов.

Анализ результатов.

Демонстрация собранного материала.

2 неделя

марта

25

Подготовка к защите.

Подготовка плана, текста доклада для выступления.

Представление образцов исследовательских работ.

3 неделя

 марта

26

Индивидуальные консультации по подготовке докладов для выступлений

Представление образцов исследовательских работ.

4 неделя

марта

27

Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий.

Практические занятия.

1 неделя

 апреля

28

Изготовление слайдов. Слайдовая презентация.

Практическое занятие.

2 неделя

 апреля

29

Составление рецензии на исследовательские работы межпредметной основе.

Коллективное обсуждение.

3 неделя

 апреля

30

Выступление с докладом по проделанной работе. Защита исследовательских работ.

Самопрезентация.

4 неделя

апреля

31

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью.

Практическое занятие.

1 неделя

 мая

32

Профессиональные пробы.

Лекция.

Обсуждение.

2 неделя

мая

33

Анкетирование.

Практическое занятие.

3 неделя

мая

34

Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год.

Мониторинг и анализ полученных результатов.

4неделя

мая

 

Список литературы

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 272 с.

2. Новикова, Н.Н. Развитие организационных форм обучения в новой информационной среде технологического образования. / Н.Н. Новикова[Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/

Internet – ресурсы:

https://globallab.org/ru/#.WlhhVbxl_IU

http://www.wikispaces.com/

http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

http://letopisi.ru/index.php/Сетевые_проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...

Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»

программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биол...

Программа факультативного курса «Основные закономерности живой природы» для учащихся 9-х классов

Цель курса: систематизация, углубление и расширение знаний об основных закономерностях жизнедеятельности живых организмов на различных уровнях организации живой материи....

Программа курса по выбору: «Основные закономерности живой природы. Царство Растения» 10-11 класс

В программу данного курса включены вопросы «Экология», «Микология», «Теории эволюции», «Ботаника», «Геоботаника».Содержание программы базиру...

Урок на тему: "Основные царства живой природы"

Разработка урока на тему: " Основные царства живой природы", проводимый в 6 классах....

Технологическая карта урока. Биология-система наук о живой природе

Учащиеся открывают новые знания, через работу с текстом учебника, в ходе выполнения работы идет решение проблемных вопросов через сотрудничество с одноклассниками при обсуждение....