программа внеурочной деятельности по валеологии Мозаика здоровья
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности по валеологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mozaika_zdorovya_5-9_kl.docx | 55.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Горловская специальная общеобразовательная школа – интернат № 25
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ВАЛЕОЛОГИИ
«МОЗАИКА ЗДОРОВЬЯ»
(5 – 9 класс)
(часть 2)
Составил: воспитатель Горловской СОШИ № 25 Министерства образования и науки ДНР Стрелкова Н. В. |
Горловка – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков сохранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии, занятий физкультурой в школе. Необходима охватывающая всех людей в течение их жизни система обучения. Эта система должна основываться на положительной мотивации, строиться на быстрых и убедительных обратных связях между действием позитивных и негативных факторов и реакциями организма, предусматривать специальное обучение мерам сохранения здоровья, начиная с детства и до старости.»
И. И. Брехман
Одной из важных составляющих частей науки о человеке является наука о здоровье. Это не медицинская наука. Она возникла на стыке экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики.
Валеология – наука о здоровье человека в тесном взаимодействии с окружающей средой, его духовной, психической и физической составляющими.
Особенностью последнего десятилетия является рост социально-обусловленных болезней. Дома дети не получают системных знаний о своём здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представлений о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о здоровье.
Здоровье человека — это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровье подрастающего поколения, его физическая, психическая социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями жизни, и, прежде всего, условиями жизни в школе. Образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения.
Уже в школьном возрасте необходимо ориентировать обычных ребят и девушек на развитие у них собственных валеологических убеждений. Если человек любит себя, мир, людей, если он владеет культурой мышления, знает, для чего он живет – он сумеет справиться со всеми своими проблемами. Секрет гармонии человека с окружающим миром – здоровый образ жизни.
Актуальность программы.
Программа внеурочной деятельности по валеологии «Мозаика здоровья» (часть 2) предназначена для учащихся 5 – 9 классов и является продолжением программы «Мозаика здоровья» для учащихся 1 – 4 классов (часть 1).
Данная программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, способствует формированию культуры здоровья. В процессе обучения учащиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами и правилами оказания первой доврачебной помощи, что является важнейшим условием сохранения здоровья.
Цель программы: продолжать формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни; учить распознавать неотложные состояния; знакомить с элементарными приемами оказания первой доврачебной помощи.
Задачи программы:
1.Направлять учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2.Знакомить учеников со строением и основными функциями человеческого организма.
3. Знакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.
4.Учить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах.
5. Обучать методам оказания реанимационной помощи.
6. Формировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую сохранению жизни и здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие - это важная и неотъемлемая часть подготовки обучающихся, поэтому первостепенное место в программе уделяется изучению темы «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни». Особое внимание уделяется закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация видеофильмов.
Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами оказания первой помощи, изучают различные виды травм, их признаки и правила оказания первой помощи.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.
Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при наиболее тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших. Учащиеся учатся, как правильно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение, не навредив его состоянию.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.
Основные направления программы:
- диагностическое;
- психолого-педагогическое;
- спортивно-оздоровительное;
- медицинское;
- просветительское.
Принципы программы:
- доступности;
- положительного ориентирования;
- последовательности;
- системности;
- сознательности и активности;
- добровольного участия детей;
- научности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- индивидуального подхода к учащимся и др.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- собеседования;
- индивидуальные и групповые консультации;
- групповые обсуждения;
- работа в малых творческих группах;
- практические задания.
Формы проверки знаний:
- устный опрос;
- контрольные работы;
- решение ситуационных задач.
Педагог при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.
Ожидаемый результат.
Учащийся должен знать:
- принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
- неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;
- иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;
- знать средства для оказания само- и взаимопомощи.
Учащийся должен уметь:
- применить на практике принципы здорового образа жизни;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- владеть приемами реанимационных мероприятий;
- оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах, кровотечениях, ожогах, обморожениях, электротравмах.
Срок реализации программы: 5 лет (5 – 9 класс).
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Психические особенности
Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.
Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Анатомо-физиологические особенности
На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.
В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.
Когнитивные особенности
Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями (по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления у ребенка в подростковый период проявляются следующие способности:
- способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
- способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.
Развитие восприятия и памяти.
Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.
Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
Развитие речи.
Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Аффективная сфера
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.
Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.
Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства.
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.
Необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием. Далее обсудим проявления волевых усилий и их развитие в подростковом возрасте.
Волей считается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий.
То есть, для возникновения волевых действий необходимы:
- сознательность;
- целенаправленность;
- наличие ситуации, противодействующей желаниям и потребностям;
- преодоление человеком себя.
Воля неразрывно связана с мыслительной деятельностью и чувствами, так как она позволяет человеку удерживать себя от совершения необдуманных поступков. Именно волевые усилия мы должны прилагать, чтобы противостоять воздействию негативных эмоций. Эмоции мы можем наблюдать уже у двухмесячного младенца, они проявляются в комплексе оживления, то есть, в улыбке и двигательной активности при появлении взрослого. Воля формируется длительное время, заметить начало ее формирования можно в возрасте одного года, а завершается этот процесс как раз в подростковом возрасте и далее совершенствуется всю жизнь.
Мотивационная сфера
Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, позволяющей удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.
Тенденция к поиску близких дружеских связей основана на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:
- требование взаимопомощи и верности;
- ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.
Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.
Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.
Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.
Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.
Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.
Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.
Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.
Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив – любопытство, у девушек – нежные чувства.
Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Развитие Я-концепции
Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
В самооценке подростка происходят следующие преобразования.
- Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
- В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
- В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
- Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
- Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
- Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
- Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.
- Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.
Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Поведенческие особенности
Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом – социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.
Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.
В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.
Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых – реакция эмансипации, которая представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.
Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.
Общение в кругу сверстников выполняет ряд специфических функций:
- во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола);
- во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия;
- в-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.
Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков – за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу; у девочек — за представителя противоположного пола.
В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.
Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.
Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.
Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.
Выделяют следующие типы увлечений подростков:
- интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;
- телесно-мануальные — связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;
- лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;
- накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;
- эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;
- азартные увлечения — картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
- информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.
Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.
Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.
Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Итак, подростковый возраст характеризуется глубочайшими внутренними изменениями личности человека. Это переходный период от детства к началу взрослости. Здесь мы видим изменения и в физиологии организма, и в уровне интеллекта, также меняются развитие познавательных процессов и отношения со взрослыми и сверстниками. Так ребенок превращается во взрослого человека. Меняются интересы, привычный уклад жизни, формируется система личностных ценностей, которая определяет род занятий подростка, сферу его общения, происходит оценка и переоценка людей близких и окружающих, проявляется самооценка, это видно по тому, как подростки начинают следить за своей внешностью и уровнем интеллекта, по реакции на критику и т.д. Дом и родители теперь перестают быть центральными для ребенка, центром для личности подростка становится стремление быть взрослым и общение со сверстниками. Вот такие новообразования подросткового возраста мы получаем:
- чувство взрослости;
- развитие самосознания;
- формирование идеала личности;
- склонность к рефлексии;
- интерес к противоположному полу;
- половое созревание;
- повышенная возбудимость;
- частая смена настроения;
- особое развитие волевых качеств;
- потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл;
- самоопределение.
Центральное новообразование – «чувство взрослости»
Циклограмма оздоровительно-развивающих мероприятий | ||||||
Оздоровительные мероприятий | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
Утренняя гимнастика | ежедневно | |||||
Закаливающие водные процедуры | ежедневно | |||||
Дыхательная гимнастика | ежедневно | |||||
Гимнастика для глаз | ежедневно | |||||
Пальчиковая гимнастика | ежедневно | |||||
Массаж, самомассаж | ежедневно | |||||
Прогулки на свежем воздухе | ежедневно | |||||
Физкультурно-оздоровительный комплекс на прогулке | ||||||
Оздоровительный бег | ||||||
Проветривание помещения класса | ежедневно | |||||
Полоскание горла кипяченой водой | ежедневно | |||||
Фитонцидотерапия | ежедневно при эпидемии гриппа, ОРВИ | |||||
Витаминизация | ежедневно | |||||
Физкультминутки | ежедневно | |||||
Подвижные игры | ежедневно | |||||
Психогимнастика | ежедневно | |||||
Психологические тренинги развития | ||||||
Индивидуальная работа по коррекции осанки | ежедневно | |||||
Индивидуальная работа над звукопроизношением | ||||||
Внеурочные занятия по валеологии | ||||||
Работа с родителями |
Тематическое планирование
5 класс
(34 часа)
ГИГИЕНА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Введение (1 час) | ||
Валеология – наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука. | 1 | |
Тема II. Пищеварение (6 часов) | ||
Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания. | 1 | |
Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций. | 1 | |
Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов. | 1 | |
Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания. | 1 | |
Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях. | 1 | |
Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей. | 1 | |
Тема III. Кожа, волосы, ногти (8 часов) | ||
Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи. | 1 | |
Уход за кожей тела, лица, рук. | 1 | |
Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи. | 1 | |
Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос. | 1 | |
Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей. | 1 | |
Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. | 1 | |
Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. | 1 | |
Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, собаками). | 1 | |
Тема IV. Дыхание (5 часов) | ||
Понятие о строении и функциях органов дыхания. | 1 | |
Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание – носовое дыхание. | 1 | |
Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях. | 1 | |
Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными. | 1 | |
Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих. | 1 | |
Тема V. Органы чувств. Осанка (4 часа) | ||
Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика. | 1 | |
Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье. | 1 | |
Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза – залог красоты и здоровья. | 1 | |
Практическое занятие. Коррекционная гимнастика для осанки | 1 | |
Тема VI. Гигиена труда и отдыха (9 часов) | ||
Режим для школьника. Каким он должен быть? | 1 | |
Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников. | 1 | |
Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток. | 1 | |
Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости. | 1 | |
Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии. | 1 | |
Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств. | 1 | |
Релаксация, медитация, как способы снятия усталости, напряжения и стресса. | 1 | |
Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. | 1 | |
Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. Роль активного отдыха для учащихся. Летние каникулы - лучшее время для оздоровления. | 1 | |
ИТОГ. Спортивный праздник «Чистота – залог здоровья» | 1 |
Тематическое планирование
6 класс
(34 часа)
ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Окружающая среда (4 часа) | ||
Единство человека и природы. Зависимость здоровья от окружающей среды и умение человека противостоять вредным экологическим факторам. | 1 | |
Экологическая ситуация в Донецкой Народной Республике. | 1 | |
Способы очистки воды в домашних условиях. | 1 | |
Зеленая аптечка вокруг нас. Сбор гербария. | 1 | |
Тема II. Основы безопасности в быту и на природе (29 часов) | ||
Правила безопасного отдыха на природе. | 1 | |
Факторы опасности в быту, в собственном жилище. Огонь – фактор повышения опасности. Термические ожоги, оказание первой помощи пострадавшим. | 1 | |
Химические ожоги, первая помощь при ожогах кислотой, желчью, негашеной известью. | 1 | |
Отравления газом, первая помощь пострадавшим. Предупреждение утечки газа и отравления им. | 1 | |
Как избежать пищевых отравлений. При знаки пищевого отравления, первая помощь по страдавшим. Вред самолечения. | 1 | |
Ядовитые грибы, их отличительные особенности. Отравления грибами, их признаки и по следствия несвоевременного обращения к врачу. | 1 | |
Ядовитые растения на территории Донецкой Народной Республики, их отличительные особенности. Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями. | 1 | |
Опасность подстерегает во дворе, на улице при неправильном поведении. Ссадины, порезы, раны и их опасность. Дезинфекция ран. | 1 | |
Вывихи, переломы, растяжения, их симптомы. Первая помощь пострадавшим. Демонстрация наложения шины фиксирующей повязкой. | 1 | |
Травмы головы. Сотрясение головного мозга, признаки сотрясения и его последствия. | 1 | |
Кровотечения. Виды кровотечений, способы их остановки. Демонстрация наложения давящей повязки, закрутки, жгута. | 1 | |
Практическое занятие. Наложение различных видов повязок, жгута. | 1 | |
Неожиданная опасность на прогулках, экскурсиях, на отдыхе. Ядовитые насекомые, их опасность. Что делать при укусах мошек, в случае, когда ужалила пчела, оса, шмель, шершень. | 1 | |
Клещи – опасные переносчики энцефалита. Что делать, если присосался клещ, как одеваться и вести себя, чтобы этого не случилось. | 1 | |
Комары. Вред, который они приносят людям и животным. Малярийный комар – переносчик малярии, борьба с комарами. | 1 | |
Комнатные мухи – опасные переносчики возбудителей инфекционных заболеваний и яиц глистов. | 1 | |
Домашние животные, правила общения с ними. Болезни, которые передаются от животных человеку или переносятся животными. Что делать, если поцарапала кошка, укусила собака. Необходимость прививок от бешенства. | 1 | |
Солнце, воздух и вода – жизненно необходимые экологические факторы. Последствия их неумелого использования: солнечные ожоги, солнечные и тепловые удары, обморожения. Первая помощь пострадавшим. | 1 | |
Практическое занятие. Оказание первой помощи утопающему. | 1 | |
Последствия переохлаждения. Простудные заболевания. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | |
Несчастные случаи на воде. Помощь утопающим. Понятия о реанимации; искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | 1 | |
Природные катаклизмы. Как вести себя в экстремальной ситуации, как помочь себе и пострадавшим. | 1 | |
Стрессы, их причины, характеристика, влияние на организм. Методы противострессовой помощи. | 1 | |
Причины развития стойких неврозов и их профилактика. | 1 | |
Способы противостояния психологическому насилию. | 1 | |
Йога, у-шу, как способ укрепления здоровья | 1 | |
Закаливание, факторы закаливания. Правила закаливания. Основные правила приема воздушных и солнечных ванн для закаливания организма. | 1 | |
Хождение босиком – древнейший способ закаливания. Основные методы закаливания водой | 1 | |
Растения и здоровье. О пользе комнатных растений. Опасные соседи (о ядовитых и колючих комнатных растениях). | 1 | |
ИТОГ. Эколого-валеологическая акция «Берегите природу» | 1 |
Тематическое планирование
7 класс
(34 часа)
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Введение (1 час) | ||
Полезные и вредные привычки. | 1 | |
Тема II. Влияние наркотических средств на организм человека (9 часов) | ||
Понятие о наркогенных веществах. Свойства наркотических веществ. | 1 | |
Краткий обзор наркотиков. Влияние наркотиков на организм. | 1 | |
Первые признаки употребления наркотиков у подростков. | 1 | |
Факторы высокой скрытности наркоманов. | 1 | |
Особенности психики и поведения наркоманов. | 1 | |
Общедоступные «лекарства» от наркотической зависимости. | 1 | |
Наркотики и закон. | 1 | |
Токсикомания и здоровье. Отдаленные последствия токсикомании. | 1 | |
Выставка творческих работ «Стоп наркотик» | 1 | |
Тема III. Влияние никотина на организм человека (10 часов) | ||
Табак завоевывает мир. История табакокурения. | 1 | |
Почему люди курят. Причины приобщения подростков к табакокурению. | 1 | |
Химический состав табака, табачного дыма. Никотин – наркогенное вещество. | 1 | |
Общее действие табачного дыма на организм, на здоровье. | 1 | |
Влияние курения на нервную систему. Механизм появления никотиновой зависимости. | 1 | |
Курение и болезни органов дыхания. Рак неизбежное последствие длительного курения. | 1 | |
Влияние курения на сердечно-сосудистую систему, на органы пищеварения. | 1 | |
Вред курения для красоты и здоровья девушек, женщин. Влияние на потомство. | 1 | |
Общественный вред курения. Опасность, которая подстерегает потенциальных курильщиков, окружающих настоящих курильщиков. | 1 | |
Курить можно бросить! Курить надо бросить! | 1 | |
Тема IV. Влияние алкоголя на организм человека (9 часов) | ||
Алкоголь – наркотическое вещество. Древние истоки пьянства. | 1 | |
Что люди пьют. Этиловый спирт - основа всех алкогольных напитков, его свойства. | 1 | |
Общетоксическое действие алкоголя на организм. | 1 | |
Влияние алкоголя на половую функцию и потомство. Опыты над животными. | 1 | |
Алкоголиками становятся незаметно. Стадии алкоголизма. | 1 | |
Алкоголизм и психические болезни. Белая горячка - последствие алкоголизма. | 1 | |
Алкоголизм и семья. | 1 | |
Алкоголизм и общество. | 1 | |
Экскурсия в наркологическое отделение психиатрической больницы. | 1 | |
Тема V. «Сначала думай, а потом говори» (4 часа) | ||
Нецензурная брань. История происхождения, влияние на человека. | 1 | |
Правила этикета общения | 2 | |
Клевета. Ответственность за клевету. | 1 | |
ИТОГ. День здоровья «Береги здоровье смолоду» | 1 |
Тематическое планирование
8 класс
(34 часа)
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Строение и функции организма человека (7 часов) | ||
Костно-мышечный скелет человека. Части тела. | 1 | |
Дыхательная система и ее функции. Сердечно-сосудистая система и ее функции. | 1 | |
Пищеварительная система и ее функции. Выделительная система и ее функции. | 1 | |
Эндокринная система и ее функции. | 1 | |
Лимфатическая система. | 1 | |
Центральная нервная система. Органы чувств и их назначение. | 2 | |
Тема II. Половое воспитание (8 часов) | ||
Анатомия и физиология половой системы мужчины и женщины. | 1 | |
Возрастные изменения в организме девочки | 1 | |
Возрастные изменения в организме мальчика | 1 | |
Ранние сексуальные отношения, их последствия | 1 | |
Венерические заболевания. ВИЧ-инфекция. | 1 | |
Половые преступления. Ответственность | 1 | |
Любовь или увлечение? | 1 | |
Бережное отношение к девочкам, женщинам – закон для мужчин. | 1 | |
Тема III. Понятие о здоровье и болезни. Факторы риска для здоровья (5 часов) | ||
Основы здорового образа жизни. | 1 | |
Занятия физкультурой, спортом, закаливание. | 1 | |
Закаляйся правильно! | 1 | |
Инфекционные болезни и их профилактика. | 1 | |
Вредные привычки и борьба с ними. | 1 | |
Тема IV. Первая медицинская помощь (13 часов) | ||
Первичные реанимационные мероприятия. Средства оказания первой помощи. | 1 | |
Понятие о травме. Закрытые, открытые травмы. Раны и кровотечения. | 1 | |
Ожоги и обморожения. Электротравма. | 1 | |
Укусы животных, насекомых, змей. Отравления ядовитыми растениями, грибами. | 1 | |
Утопление, удушье, отравление угарным газом. | 1 | |
Инородные тела. | 1 | |
Судороги. | 1 | |
Способы транспортировки пострадавших | 1 | |
Понятие о неотложных состояниях и помощь при них | 1 | |
Понятие о терминальных состояниях | 1 | |
Сердечно-легочная реанимация | 1 | |
Внезапные роды. | 1 | |
Домашняя аптечка | 1 | |
ИТОГ. День здоровья «Живи здорово!» | 1 |
Тематическое планирование
9 класс
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них (7 часов) | ||
Раны. Десмургия. | 1 | |
Первая помощь при ранениях. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранениях. Перевязка» | 1 | |
Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них. | 1 | |
Кровотечения и их характеристика. Гомеостаз. | 1 | |
Остановка кровотечений. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечениях» | 1 | |
Тема II. Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них (3 часа) | ||
Переломы, их основные признаки. Иммобилизация. | 1 | |
Первая помощь при переломах | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при переломах» | 1 | |
Тема III. Реанимация (4 часа) | ||
Состояния клинической и физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности. | 1 | |
Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания» | 1 | |
Преждевременные роды. Оказание первой медицинской помощи при них. | 1 | |
Тема IV. Ожоги и обморожения (4 часа) | ||
Ожоги: термические и химические. Степени и симптомы. | 1 | |
Обморожения. Общее обморожение организма. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях» | 1 | |
Травматический шок и противошоковые мероприятия. | 1 | |
Тема V. Инфекционные болезни (9 часов) | ||
Инфекционные болезни: возбудители, группы, причины. | 1 | |
Дезинфекция и профилактические мероприятия. | 1 | |
Пищевые инфекции: дизентерия, сальмонеллез, холера и другие. | 1 | |
Инфекции, предающиеся половым путем. | 1 | |
СПИД | 1 | |
Функциональные характеристики и пробы как показатель состояния здоровья человека. | 1 | |
Соматоскопия и соматометрия. Практическая работа в парах. | 1 | |
Практическое занятие «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 | |
Экскурсия в медицинское учреждение. | 1 | |
Тема VI. Семья – ячейка общества (6 часов) | ||
Семья. Условия создания благополучной семьи. | 1 | |
Моя будущая профессия | 1 | |
Особенности взрослой жизни | 1 | |
Моя вторая половинка | ||
Планирование семьи | 1 | |
Родительский долг | 1 | |
ИТОГ. Спортивный праздник «Я за здоровый образ жизни» | 1 |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Клейн В. С. Программа внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний» для 5 – 9 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...
Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов...
Программа внеурочной деятельности по курсу "Уроки здоровья", 3 класс.
Программа внеурочной деятельности курса "Уроки здоровья", 3 класс с новыми изменениями и требованиями по составлению РП в 2016г....
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Валеология"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...
Программа внеурочной деятельности «Общефизическая подготовка («Страна здоровья»)» 3–4 класс
Программа внеурочной деятельности «Страна здоровья» 34 часа для 3–4 класса. Программа «Планета знаний» ...