программа внеурочной деятельности по валеологии Мозаика здоровья
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности по валеологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Горловская специальная общеобразовательная школа – интернат № 25
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ВАЛЕОЛОГИИ
«МОЗАИКА ЗДОРОВЬЯ»
(5 – 9 класс)
(часть 2)
Составил: воспитатель Горловской СОШИ № 25 Министерства образования и науки ДНР Стрелкова Н. В. |
Горловка – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков сохранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии, занятий физкультурой в школе. Необходима охватывающая всех людей в течение их жизни система обучения. Эта система должна основываться на положительной мотивации, строиться на быстрых и убедительных обратных связях между действием позитивных и негативных факторов и реакциями организма, предусматривать специальное обучение мерам сохранения здоровья, начиная с детства и до старости.»
И. И. Брехман
Одной из важных составляющих частей науки о человеке является наука о здоровье. Это не медицинская наука. Она возникла на стыке экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики.
Валеология – наука о здоровье человека в тесном взаимодействии с окружающей средой, его духовной, психической и физической составляющими.
Особенностью последнего десятилетия является рост социально-обусловленных болезней. Дома дети не получают системных знаний о своём здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представлений о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о здоровье.
Здоровье человека — это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровье подрастающего поколения, его физическая, психическая социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями жизни, и, прежде всего, условиями жизни в школе. Образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения.
Уже в школьном возрасте необходимо ориентировать обычных ребят и девушек на развитие у них собственных валеологических убеждений. Если человек любит себя, мир, людей, если он владеет культурой мышления, знает, для чего он живет – он сумеет справиться со всеми своими проблемами. Секрет гармонии человека с окружающим миром – здоровый образ жизни.
Актуальность программы.
Программа внеурочной деятельности по валеологии «Мозаика здоровья» (часть 2) предназначена для учащихся 5 – 9 классов и является продолжением программы «Мозаика здоровья» для учащихся 1 – 4 классов (часть 1).
Данная программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, способствует формированию культуры здоровья. В процессе обучения учащиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами и правилами оказания первой доврачебной помощи, что является важнейшим условием сохранения здоровья.
Цель программы: продолжать формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни; учить распознавать неотложные состояния; знакомить с элементарными приемами оказания первой доврачебной помощи.
Задачи программы:
1.Направлять учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2.Знакомить учеников со строением и основными функциями человеческого организма.
3. Знакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.
4.Учить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах.
5. Обучать методам оказания реанимационной помощи.
6. Формировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую сохранению жизни и здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие - это важная и неотъемлемая часть подготовки обучающихся, поэтому первостепенное место в программе уделяется изучению темы «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни». Особое внимание уделяется закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация видеофильмов.
Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами оказания первой помощи, изучают различные виды травм, их признаки и правила оказания первой помощи.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.
Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при наиболее тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших. Учащиеся учатся, как правильно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение, не навредив его состоянию.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.
Основные направления программы:
- диагностическое;
- психолого-педагогическое;
- спортивно-оздоровительное;
- медицинское;
- просветительское.
Принципы программы:
- доступности;
- положительного ориентирования;
- последовательности;
- системности;
- сознательности и активности;
- добровольного участия детей;
- научности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- индивидуального подхода к учащимся и др.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- собеседования;
- индивидуальные и групповые консультации;
- групповые обсуждения;
- работа в малых творческих группах;
- практические задания.
Формы проверки знаний:
- устный опрос;
- контрольные работы;
- решение ситуационных задач.
Педагог при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.
Ожидаемый результат.
Учащийся должен знать:
- принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
- неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;
- иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;
- знать средства для оказания само- и взаимопомощи.
Учащийся должен уметь:
- применить на практике принципы здорового образа жизни;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- владеть приемами реанимационных мероприятий;
- оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах, кровотечениях, ожогах, обморожениях, электротравмах.
Срок реализации программы: 5 лет (5 – 9 класс).
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Психические особенности
Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.
Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Анатомо-физиологические особенности
На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.
В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.
Когнитивные особенности
Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями (по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления у ребенка в подростковый период проявляются следующие способности:
- способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
- способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.
Развитие восприятия и памяти.
Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.
Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
Развитие речи.
Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Аффективная сфера
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.
Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.
Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства.
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.
Необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием. Далее обсудим проявления волевых усилий и их развитие в подростковом возрасте.
Волей считается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий.
То есть, для возникновения волевых действий необходимы:
- сознательность;
- целенаправленность;
- наличие ситуации, противодействующей желаниям и потребностям;
- преодоление человеком себя.
Воля неразрывно связана с мыслительной деятельностью и чувствами, так как она позволяет человеку удерживать себя от совершения необдуманных поступков. Именно волевые усилия мы должны прилагать, чтобы противостоять воздействию негативных эмоций. Эмоции мы можем наблюдать уже у двухмесячного младенца, они проявляются в комплексе оживления, то есть, в улыбке и двигательной активности при появлении взрослого. Воля формируется длительное время, заметить начало ее формирования можно в возрасте одного года, а завершается этот процесс как раз в подростковом возрасте и далее совершенствуется всю жизнь.
Мотивационная сфера
Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, позволяющей удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.
Тенденция к поиску близких дружеских связей основана на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:
- требование взаимопомощи и верности;
- ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.
Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.
Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.
Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.
Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.
Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.
Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.
Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.
Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив – любопытство, у девушек – нежные чувства.
Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Развитие Я-концепции
Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
В самооценке подростка происходят следующие преобразования.
- Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
- В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
- В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
- Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
- Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
- Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
- Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.
- Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.
Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Поведенческие особенности
Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом – социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.
Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.
В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.
Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых – реакция эмансипации, которая представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.
Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.
Общение в кругу сверстников выполняет ряд специфических функций:
- во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола);
- во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия;
- в-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.
Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков – за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу; у девочек — за представителя противоположного пола.
В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.
Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.
Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.
Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.
Выделяют следующие типы увлечений подростков:
- интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;
- телесно-мануальные — связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;
- лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;
- накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;
- эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;
- азартные увлечения — картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
- информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.
Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.
Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.
Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Итак, подростковый возраст характеризуется глубочайшими внутренними изменениями личности человека. Это переходный период от детства к началу взрослости. Здесь мы видим изменения и в физиологии организма, и в уровне интеллекта, также меняются развитие познавательных процессов и отношения со взрослыми и сверстниками. Так ребенок превращается во взрослого человека. Меняются интересы, привычный уклад жизни, формируется система личностных ценностей, которая определяет род занятий подростка, сферу его общения, происходит оценка и переоценка людей близких и окружающих, проявляется самооценка, это видно по тому, как подростки начинают следить за своей внешностью и уровнем интеллекта, по реакции на критику и т.д. Дом и родители теперь перестают быть центральными для ребенка, центром для личности подростка становится стремление быть взрослым и общение со сверстниками. Вот такие новообразования подросткового возраста мы получаем:
- чувство взрослости;
- развитие самосознания;
- формирование идеала личности;
- склонность к рефлексии;
- интерес к противоположному полу;
- половое созревание;
- повышенная возбудимость;
- частая смена настроения;
- особое развитие волевых качеств;
- потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл;
- самоопределение.
Центральное новообразование – «чувство взрослости»
Циклограмма оздоровительно-развивающих мероприятий | ||||||
Оздоровительные мероприятий | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
Утренняя гимнастика | ежедневно | |||||
Закаливающие водные процедуры | ежедневно | |||||
Дыхательная гимнастика | ежедневно | |||||
Гимнастика для глаз | ежедневно | |||||
Пальчиковая гимнастика | ежедневно | |||||
Массаж, самомассаж | ежедневно | |||||
Прогулки на свежем воздухе | ежедневно | |||||
Физкультурно-оздоровительный комплекс на прогулке | ||||||
Оздоровительный бег | ||||||
Проветривание помещения класса | ежедневно | |||||
Полоскание горла кипяченой водой | ежедневно | |||||
Фитонцидотерапия | ежедневно при эпидемии гриппа, ОРВИ | |||||
Витаминизация | ежедневно | |||||
Физкультминутки | ежедневно | |||||
Подвижные игры | ежедневно | |||||
Психогимнастика | ежедневно | |||||
Психологические тренинги развития | ||||||
Индивидуальная работа по коррекции осанки | ежедневно | |||||
Индивидуальная работа над звукопроизношением | ||||||
Внеурочные занятия по валеологии | ||||||
Работа с родителями |
Тематическое планирование
5 класс
(34 часа)
ГИГИЕНА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Введение (1 час) | ||
Валеология – наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука. | 1 | |
Тема II. Пищеварение (6 часов) | ||
Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания. | 1 | |
Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций. | 1 | |
Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов. | 1 | |
Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания. | 1 | |
Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях. | 1 | |
Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей. | 1 | |
Тема III. Кожа, волосы, ногти (8 часов) | ||
Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи. | 1 | |
Уход за кожей тела, лица, рук. | 1 | |
Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи. | 1 | |
Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос. | 1 | |
Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей. | 1 | |
Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. | 1 | |
Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. | 1 | |
Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, собаками). | 1 | |
Тема IV. Дыхание (5 часов) | ||
Понятие о строении и функциях органов дыхания. | 1 | |
Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание – носовое дыхание. | 1 | |
Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях. | 1 | |
Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными. | 1 | |
Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих. | 1 | |
Тема V. Органы чувств. Осанка (4 часа) | ||
Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика. | 1 | |
Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье. | 1 | |
Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза – залог красоты и здоровья. | 1 | |
Практическое занятие. Коррекционная гимнастика для осанки | 1 | |
Тема VI. Гигиена труда и отдыха (9 часов) | ||
Режим для школьника. Каким он должен быть? | 1 | |
Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников. | 1 | |
Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток. | 1 | |
Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости. | 1 | |
Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии. | 1 | |
Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств. | 1 | |
Релаксация, медитация, как способы снятия усталости, напряжения и стресса. | 1 | |
Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. | 1 | |
Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. Роль активного отдыха для учащихся. Летние каникулы - лучшее время для оздоровления. | 1 | |
ИТОГ. Спортивный праздник «Чистота – залог здоровья» | 1 |
Тематическое планирование
6 класс
(34 часа)
ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Окружающая среда (4 часа) | ||
Единство человека и природы. Зависимость здоровья от окружающей среды и умение человека противостоять вредным экологическим факторам. | 1 | |
Экологическая ситуация в Донецкой Народной Республике. | 1 | |
Способы очистки воды в домашних условиях. | 1 | |
Зеленая аптечка вокруг нас. Сбор гербария. | 1 | |
Тема II. Основы безопасности в быту и на природе (29 часов) | ||
Правила безопасного отдыха на природе. | 1 | |
Факторы опасности в быту, в собственном жилище. Огонь – фактор повышения опасности. Термические ожоги, оказание первой помощи пострадавшим. | 1 | |
Химические ожоги, первая помощь при ожогах кислотой, желчью, негашеной известью. | 1 | |
Отравления газом, первая помощь пострадавшим. Предупреждение утечки газа и отравления им. | 1 | |
Как избежать пищевых отравлений. При знаки пищевого отравления, первая помощь по страдавшим. Вред самолечения. | 1 | |
Ядовитые грибы, их отличительные особенности. Отравления грибами, их признаки и по следствия несвоевременного обращения к врачу. | 1 | |
Ядовитые растения на территории Донецкой Народной Республики, их отличительные особенности. Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями. | 1 | |
Опасность подстерегает во дворе, на улице при неправильном поведении. Ссадины, порезы, раны и их опасность. Дезинфекция ран. | 1 | |
Вывихи, переломы, растяжения, их симптомы. Первая помощь пострадавшим. Демонстрация наложения шины фиксирующей повязкой. | 1 | |
Травмы головы. Сотрясение головного мозга, признаки сотрясения и его последствия. | 1 | |
Кровотечения. Виды кровотечений, способы их остановки. Демонстрация наложения давящей повязки, закрутки, жгута. | 1 | |
Практическое занятие. Наложение различных видов повязок, жгута. | 1 | |
Неожиданная опасность на прогулках, экскурсиях, на отдыхе. Ядовитые насекомые, их опасность. Что делать при укусах мошек, в случае, когда ужалила пчела, оса, шмель, шершень. | 1 | |
Клещи – опасные переносчики энцефалита. Что делать, если присосался клещ, как одеваться и вести себя, чтобы этого не случилось. | 1 | |
Комары. Вред, который они приносят людям и животным. Малярийный комар – переносчик малярии, борьба с комарами. | 1 | |
Комнатные мухи – опасные переносчики возбудителей инфекционных заболеваний и яиц глистов. | 1 | |
Домашние животные, правила общения с ними. Болезни, которые передаются от животных человеку или переносятся животными. Что делать, если поцарапала кошка, укусила собака. Необходимость прививок от бешенства. | 1 | |
Солнце, воздух и вода – жизненно необходимые экологические факторы. Последствия их неумелого использования: солнечные ожоги, солнечные и тепловые удары, обморожения. Первая помощь пострадавшим. | 1 | |
Практическое занятие. Оказание первой помощи утопающему. | 1 | |
Последствия переохлаждения. Простудные заболевания. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | |
Несчастные случаи на воде. Помощь утопающим. Понятия о реанимации; искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | 1 | |
Природные катаклизмы. Как вести себя в экстремальной ситуации, как помочь себе и пострадавшим. | 1 | |
Стрессы, их причины, характеристика, влияние на организм. Методы противострессовой помощи. | 1 | |
Причины развития стойких неврозов и их профилактика. | 1 | |
Способы противостояния психологическому насилию. | 1 | |
Йога, у-шу, как способ укрепления здоровья | 1 | |
Закаливание, факторы закаливания. Правила закаливания. Основные правила приема воздушных и солнечных ванн для закаливания организма. | 1 | |
Хождение босиком – древнейший способ закаливания. Основные методы закаливания водой | 1 | |
Растения и здоровье. О пользе комнатных растений. Опасные соседи (о ядовитых и колючих комнатных растениях). | 1 | |
ИТОГ. Эколого-валеологическая акция «Берегите природу» | 1 |
Тематическое планирование
7 класс
(34 часа)
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Введение (1 час) | ||
Полезные и вредные привычки. | 1 | |
Тема II. Влияние наркотических средств на организм человека (9 часов) | ||
Понятие о наркогенных веществах. Свойства наркотических веществ. | 1 | |
Краткий обзор наркотиков. Влияние наркотиков на организм. | 1 | |
Первые признаки употребления наркотиков у подростков. | 1 | |
Факторы высокой скрытности наркоманов. | 1 | |
Особенности психики и поведения наркоманов. | 1 | |
Общедоступные «лекарства» от наркотической зависимости. | 1 | |
Наркотики и закон. | 1 | |
Токсикомания и здоровье. Отдаленные последствия токсикомании. | 1 | |
Выставка творческих работ «Стоп наркотик» | 1 | |
Тема III. Влияние никотина на организм человека (10 часов) | ||
Табак завоевывает мир. История табакокурения. | 1 | |
Почему люди курят. Причины приобщения подростков к табакокурению. | 1 | |
Химический состав табака, табачного дыма. Никотин – наркогенное вещество. | 1 | |
Общее действие табачного дыма на организм, на здоровье. | 1 | |
Влияние курения на нервную систему. Механизм появления никотиновой зависимости. | 1 | |
Курение и болезни органов дыхания. Рак неизбежное последствие длительного курения. | 1 | |
Влияние курения на сердечно-сосудистую систему, на органы пищеварения. | 1 | |
Вред курения для красоты и здоровья девушек, женщин. Влияние на потомство. | 1 | |
Общественный вред курения. Опасность, которая подстерегает потенциальных курильщиков, окружающих настоящих курильщиков. | 1 | |
Курить можно бросить! Курить надо бросить! | 1 | |
Тема IV. Влияние алкоголя на организм человека (9 часов) | ||
Алкоголь – наркотическое вещество. Древние истоки пьянства. | 1 | |
Что люди пьют. Этиловый спирт - основа всех алкогольных напитков, его свойства. | 1 | |
Общетоксическое действие алкоголя на организм. | 1 | |
Влияние алкоголя на половую функцию и потомство. Опыты над животными. | 1 | |
Алкоголиками становятся незаметно. Стадии алкоголизма. | 1 | |
Алкоголизм и психические болезни. Белая горячка - последствие алкоголизма. | 1 | |
Алкоголизм и семья. | 1 | |
Алкоголизм и общество. | 1 | |
Экскурсия в наркологическое отделение психиатрической больницы. | 1 | |
Тема V. «Сначала думай, а потом говори» (4 часа) | ||
Нецензурная брань. История происхождения, влияние на человека. | 1 | |
Правила этикета общения | 2 | |
Клевета. Ответственность за клевету. | 1 | |
ИТОГ. День здоровья «Береги здоровье смолоду» | 1 |
Тематическое планирование
8 класс
(34 часа)
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Строение и функции организма человека (7 часов) | ||
Костно-мышечный скелет человека. Части тела. | 1 | |
Дыхательная система и ее функции. Сердечно-сосудистая система и ее функции. | 1 | |
Пищеварительная система и ее функции. Выделительная система и ее функции. | 1 | |
Эндокринная система и ее функции. | 1 | |
Лимфатическая система. | 1 | |
Центральная нервная система. Органы чувств и их назначение. | 2 | |
Тема II. Половое воспитание (8 часов) | ||
Анатомия и физиология половой системы мужчины и женщины. | 1 | |
Возрастные изменения в организме девочки | 1 | |
Возрастные изменения в организме мальчика | 1 | |
Ранние сексуальные отношения, их последствия | 1 | |
Венерические заболевания. ВИЧ-инфекция. | 1 | |
Половые преступления. Ответственность | 1 | |
Любовь или увлечение? | 1 | |
Бережное отношение к девочкам, женщинам – закон для мужчин. | 1 | |
Тема III. Понятие о здоровье и болезни. Факторы риска для здоровья (5 часов) | ||
Основы здорового образа жизни. | 1 | |
Занятия физкультурой, спортом, закаливание. | 1 | |
Закаляйся правильно! | 1 | |
Инфекционные болезни и их профилактика. | 1 | |
Вредные привычки и борьба с ними. | 1 | |
Тема IV. Первая медицинская помощь (13 часов) | ||
Первичные реанимационные мероприятия. Средства оказания первой помощи. | 1 | |
Понятие о травме. Закрытые, открытые травмы. Раны и кровотечения. | 1 | |
Ожоги и обморожения. Электротравма. | 1 | |
Укусы животных, насекомых, змей. Отравления ядовитыми растениями, грибами. | 1 | |
Утопление, удушье, отравление угарным газом. | 1 | |
Инородные тела. | 1 | |
Судороги. | 1 | |
Способы транспортировки пострадавших | 1 | |
Понятие о неотложных состояниях и помощь при них | 1 | |
Понятие о терминальных состояниях | 1 | |
Сердечно-легочная реанимация | 1 | |
Внезапные роды. | 1 | |
Домашняя аптечка | 1 | |
ИТОГ. День здоровья «Живи здорово!» | 1 |
Тематическое планирование
9 класс
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема I. Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них (7 часов) | ||
Раны. Десмургия. | 1 | |
Первая помощь при ранениях. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранениях. Перевязка» | 1 | |
Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них. | 1 | |
Кровотечения и их характеристика. Гомеостаз. | 1 | |
Остановка кровотечений. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечениях» | 1 | |
Тема II. Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них (3 часа) | ||
Переломы, их основные признаки. Иммобилизация. | 1 | |
Первая помощь при переломах | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при переломах» | 1 | |
Тема III. Реанимация (4 часа) | ||
Состояния клинической и физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности. | 1 | |
Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания» | 1 | |
Преждевременные роды. Оказание первой медицинской помощи при них. | 1 | |
Тема IV. Ожоги и обморожения (4 часа) | ||
Ожоги: термические и химические. Степени и симптомы. | 1 | |
Обморожения. Общее обморожение организма. | 1 | |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях» | 1 | |
Травматический шок и противошоковые мероприятия. | 1 | |
Тема V. Инфекционные болезни (9 часов) | ||
Инфекционные болезни: возбудители, группы, причины. | 1 | |
Дезинфекция и профилактические мероприятия. | 1 | |
Пищевые инфекции: дизентерия, сальмонеллез, холера и другие. | 1 | |
Инфекции, предающиеся половым путем. | 1 | |
СПИД | 1 | |
Функциональные характеристики и пробы как показатель состояния здоровья человека. | 1 | |
Соматоскопия и соматометрия. Практическая работа в парах. | 1 | |
Практическое занятие «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 | |
Экскурсия в медицинское учреждение. | 1 | |
Тема VI. Семья – ячейка общества (6 часов) | ||
Семья. Условия создания благополучной семьи. | 1 | |
Моя будущая профессия | 1 | |
Особенности взрослой жизни | 1 | |
Моя вторая половинка | ||
Планирование семьи | 1 | |
Родительский долг | 1 | |
ИТОГ. Спортивный праздник «Я за здоровый образ жизни» | 1 |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Клейн В. С. Программа внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний» для 5 – 9 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-475948-1414729380.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-719872-1475919314.jpg)
Программа внеурочной деятельности по курсу "Уроки здоровья", 3 класс.
Программа внеурочной деятельности курса "Уроки здоровья", 3 класс с новыми изменениями и требованиями по составлению РП в 2016г....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-922138-1493971829.png)
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/24/picture-70334.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Валеология"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417639-1394526919.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Общефизическая подготовка («Страна здоровья»)» 3–4 класс
Программа внеурочной деятельности «Страна здоровья» 34 часа для 3–4 класса. Программа «Планета знаний» ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/06/picture-1086383-1733489725.jpg)
Программа внеурочной деятельности по «Формированию культуры здорового и безопасного образа жизни»
Рабочая программа по «Формированию культуры здорового и безопасного образа жизни» разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучаю...