Программа внеурочной деятельности по курсу "Уроки здоровья", 3 класс.
рабочая программа на тему

Москвитина Ирина Сергеевна

Программа внеурочной деятельности  курса "Уроки здоровья", 3 класс с новыми изменениями и требованиями по составлению РП в 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya_3_kl_.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Уроки здоровья», спортивно-оздоровительного направления составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;
  • Примерная  основная образовательная программа начального общего образования (протокол МО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1).
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • Письмо Департамента образования Ярославской области «О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ» от 07.09.2016 № ИХ.24-4331/16
  • Авторская программа «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы»Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жирненко.

Актуальность (востребованность) программы

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Уроки здоровья».

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Цель и задачи программы

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • Формирование бережного отношения к здоровью, материальным и духовным ценностям.
  • Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.
  • Развивать коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

Возраст детей

Программа предназначена для школьников 6 -11 лет.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы – 4  года.

Общее количество часов за год

На изучение содержания курса отводится 1 ч. в неделю, при 34 учебных неделях – всего  34 часа.

Формы  проведения занятий:

  • дискуссионное общение;
  • игра;
  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • организация подвижных игр;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
  • уроки – соревнования;
  •  конкурсы, викторины;
  •  круглые столы;
  • экскурсии;
  • дни здоровья.

Аудиторные  - 28, внеаудиторные 6 часов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. - Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1.  Познавательные УУД:

- Делать предварительный отбор источников информации.

 - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 - Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

  1.  Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 - Учиться выполнять различные роли в группе.

Раздел 2.

Содержание курса

Содержание раздела

Виды   деятельности

Формы организации

1.

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

             Первый раздел «Радость познания» вводит учащихся в курс «Самопознание». В нем предусмотрены занятия, на которых дети проходят своеобразную адаптацию к школе. Они осмысливают новую для себя роль ученика, знакомятся с одноклассниками, учителями, со школой в целом. Учащиеся получают возможность вглядеться в свой внешний облик, понять самих себя, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые они выполняют, осознавать свои эмоции и вырабатывать умение управлять ими. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие детьми нравственных ценностей через интересный познавательный материал. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: человек, индивидуальность, ученик, школа, знание, познание, самопознание, учение, книга, учебник, увлечения человека.

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Трудовая (производственная) деятельность;

групповые, работа в парах, коллективная.

2.

УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ

Во втором разделе программы «Учимся общению» основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и другого, сопереживать, взаимодействовать); умению строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умению настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; овладению навыками разрешения межличностных конфликтов; развитию социальной активности. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: любовь, доброкультура общения, вежливость, настроение человека, дружба, друзья, человечность, милосердие, уважение.

• Игровая;

• Познавательная;

• Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• Художественное творчество;

• Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

• Трудовая (производственная) деятельность;

• Спортивно-оздоровительная деятельность;

групповые, работа в парах, коллективная.

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

3.

Третий раздел «Быть человеком» разработан с учетом психологических особенностей возрастного развития детей: возрастающей осознанности поведения, впечатлительности, интенсивного развития чувств, общего эмоционального тонуса (жизнерадостность, бодрость), волевых качеств. Раздел содержит материал, способствующий  развитию навыков принятия ребенком нравственных ценностных ориентаций. Так, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как самостоятельность и ответственность, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Особое внимание уделяется формированию нравственных качеств ребенка, которые будут способствовать развитию доброты, дружелюбия, выдержки, целеустремленности, смелости, самоуважения, достоинства, умения сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.

Содержанием программы предусмотрено познание себя и других, развитие умения сравнивать, анализировать поступки других и собственные, видеть и оценивать их этическое содержание.

• Игровая;

• Познавательная;

• Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• Спортивно-оздоровительная деятельность;

• Туристско-краеведческая деятельность.

групповые, работа в парах, коллективная.

КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!

4.

Содержание четвертого раздела «Как прекрасен этот мир!» ориентировано на формирование у младших школьников опыта нравственных отношений с окружающим миром. В целях формирования эстетического отношения к природе и укрепления здоровья детей, необходимо организовывать экологически творческую деятельность. Эмоциональная насыщенность занятий обеспечивается использованием форм, привлекательных для младших школьников – познавательные, сюжетно-ролевые игры, праздники, практические работы с природным материалом, проектная деятельность, экскурсии, посильная для этого возраста природоохранная деятельность.

Структура содержания раздела «Как прекрасен этот мир!» создает условия для установления связей между элементами этических, валеологических, правовых знаний. Компоненты этих знаний, включенных в содержание раздела, связываются по смыслу с гуманистическими общечеловеческими ценностями. Так, на уроках, посвященных раскрытию ценности жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о праве каждого человека на жизнь и охрану здоровья, о праве детей на выживание и особую заботу государства об их здоровье, об обязанности каждого уважать право другого человека на жизнь, знакомятся с экологическими проблемами.

Нравственные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализовать свои знания о нормах и правилах морали, направить свою деятельность на служение обществу.

Сформированный опыт нравственного и экологически ориентированного поведения поможет младшему школьнику научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье, обеспечивать экологические условия для своей жизнедеятельности – труда, отдыха, питания, формировать у учащихся навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

• Игровая;

• Познавательная;

• Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• Художественное творчество;

• Спортивно-оздоровительная деятельность;

• Туристско-краеведческая деятельность.

групповые, работа в парах, коллективная.

Раздел 3.

Тематическое планирование

Тема раздела,  занятия

Дата

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

1

Я познаю себя

2

Я познаю себя

3

Изучаем общечеловеческие ценности

4

Учение - мой труд

5 не ауд.

Книга - источник знаний

6

Не имя красит человека, а человек - имя

7

Будущее начинается сегодня

8

Путь любви и добра

9

Все начинается с любви...

УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ

10

Дом, в котором я живу

11

Дом, в котором я живу

12

Дорожить дружбой

13

Культура общения

14

Понимать себя и других

15

С  нами - девочки,  с нами - мальчики...

16 не ауд.

Правила общения

17

Жизнерадостность и оптимизм

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

18

О доброжелательности

19

О целеустремленности

20

Уважение к себе и другим

21

Щедрость и великодушие

22

Честность и справедливость

23

Красота и гармония

24

Быть патриотом своей страны

25 не ауд.

Люблю тебя, мой край родной!

КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!

26 не ауд.

Люблю тебя, мой край родной!

27

Секреты здоровья

28

В гармонии с природой

29

В гармонии с природой

30 не ауд.

Культурное наследие народа

31

Мудрость веков

32

Радость творчества

33

Радость творчества

34 не ауд.

Итоговое повторение. КВН «Мы за здоровый образ жизни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Плавание"Планета здоровья"

Данная программа реализуется в процессе внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расчитана на учащихся 7-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Каллиграфия и здоровье"

рабочая программ а внеурочной деятельности "Каллиграфия и здоровье"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Программа внеурочной деятельности " ГТО и здоровье"

В работе  рассказывается о технологиях здоровья, используемых на уроках физкультуры...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....

Программа внеурочной деятельности "Человек и здоровье" (9 класс)

Программа внеурочной деятельности "Человек и здоровье" (9 класс)...