Рабочая программа внеурочной деятельности "Валеология"
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_valeologiya.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Новокубанский район, х. Горькая Балка,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 20 х. Горькая Балка
муниципального образования Новокубанский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2016 года протокол № 1
Председатель _______ Н.И. Данилкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «ВАЛЕОЛОГИЯ»
Направление: общеинтеллектуальное
Тип: образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Уровень образования: 7-9 классы
Срок реализации: 3 года
Количество часов: всего 102, в год 34, в неделю 1
Автор: Ермакова Н.А., учитель биологии
.
1.Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности кружка «Валеология» является программой общеинтеллектуальной направленности (по ФГОС).
В настоящее время остро встал вопрос о здоровье молодого поколения. Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья подрастающего поколения - означает без всякого преувеличения приумножить потенциал могущества Родины. Медицина вообще и педиатрия в частности носят преимущественно лечебный характер. В медицинской науке и практике размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно связано с лечением. Между тем, здоровье человека и ребенка в первую очередь зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Устав Всемирной организации здравоохранения дает определение здоровью, как «состояние полного физического и социальное благополучия».
Для решения проблем здоровья подрастающего поколения нужна единая система знаний и практической деятельности, цель которых – сохранение, укрепление и развитие здоровья здоровых детей. Этим целям отвечает новая наука – валеология ( от латинского valeo – быть здоровым). Валеология аккумулирует в себе успехи экологии, биологии, генетики, педиатрии, возрастной физиологии, гигиены, диетики, физической культуры, иммунологии, психологии, социологии, педагогики, демографии и многих других наук ( и даже искусств), направленных к одной цели: физическому, психическому и социальному благополучию граждан).
Задача предмета – воспитание общей культуры здоровья, обучение основам укрепления и развития физического, эмоционально-психического здоровья.
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Программа предусматривает практические занятия, что способствует приобретению практических навыков по изучению своего организма, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознание основ здорового образа жизни.
Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.
Принципы программы
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Срок реализации программы
Выполнение программы рассчитано на 3 года обучения (34 часа в год).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Возраст учащихся – 13 – 15 лет.
Возрастная характеристика
Программа «Валеология» ориентирована на детей в возрасте 13-15лет. Ведущую роль в развитии школьника этого возраста играют общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это наиболее сложный «переходный возраст» - период от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование – «чувство взрослости».
По отношению ко всем учащимся важно решение таких задач, связанных с развитием таких качеств как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе.
Данная программа рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей.
В ходе реализации программы уместно использование следующих приёмов:
-словесные (рассказ, беседа, лекции)
-наглядные (иллюстрации, видеофильмы, фотографии, схемы)
-практические (наблюдение, эксперименты, практические работы)
-использование занимательного материала
-посещение музея, зоопарка, ботанического сада, заповедника.
-проведение круглых столов, КВН.
Методические приёмы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Методы:
Объяснительно-иллюстрированный;
Репродуктивный;
Проблемного изложения;
Эвристический;
Исследовательский;
Эвристический и исследовательский методы являются приоритетными при реализации данной программы. Эти методы заключаются в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.
Формы организации внеурочной деятельности: проектные работы, исследовательская работа в библиотеке, Интернете; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты, анкетирование, практические работы.
2. Тематический план программы
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего часов | Количество часов | |||||
7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||
Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | |||
1. | Слагаемые здоровья | 8 | 3 | 5 | ||||
2. | Здоровый образ жизни | 27 | 3 | 7 | 4 | 5 | 3 | 5 |
3. | Психическое и социальное здоровье | 27 | 2 | 5 | 3 | 6 | 6 | 5 |
4. | Нравственное здоровье | 25 | 6 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 |
5. | Питание – основа жизни | 8 | 3 | 5 | ||||
6. | Культура потребления медицинских услуг | 7 | 4 | 3 | ||||
ИТОГО | 102 | 14 | 20 | 16 | 18 | 16 | 18 | |
Всего | 34 | 34 | 34 |
3. Содержание курса
7 класс
(34 часа, 1 раз в неделю)
Слагаемые здоровья – 8 ч
Теория (3 ч): Рациональное питание.
А началось всё с сухомятки. Ещё раз о витаминах.
Практика (5 ч): Практикум “Паспорт здоровья”. Практическое занятие «Активная деятельность». Акция «Всемирный день сердца». Экскурсия на физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) «Физкульт-УРА!». Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 1 класса
Здоровый образ жизни - 10 часов
Теория (3 ч): Живи разумом, так и лекаря не надо. Зависимость. Болезнь. Лекарства. Гигиена
Практика (7 ч): Акция «Скажи диабету – СТОП!». Акция « Чтоб здоровым быть, нужно просто не курить!». Акция «Красная ленточка»Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 2 класса. Тренинг «Приветствие солнцу».
КВН «Наше здоровье»
Психическое и социальное здоровье - 7 ч
Теория (2 ч): Что такое экология? Экология души. Природа – это наши корни, начало нашей жизни. Моя семья. Традиции моей семья.
Экскурсия на пришкольную территорию
Практика (5 ч): Акция «Всемирный день борьбы против рака». Акция «Международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией» . Видеозанятие “Жить в гармонии с природой”
Нравственное здоровье - 9 ч
Теория (6 ч): Жизнь без вредных привычек. Умейте дарить подарки. Дружбой дорожить умейте. Законы нашей жизни. Что такое конфликт. Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение.
Практика (3 ч): Акция «Всемирный день борьбы с туберкулезом». Акция «Ваше поведение – это ваше всё!». Итоговый урок «Поезд здоровья»
8 класс
(34 часа, 1 раз в неделю)
Здоровый образ жизни – 9 ч
Теория (4 ч): Рабочее место и время. Учись беречь время. Спорт в моей жизни. Гигиена. Где чистота, там здоровье!
Практика (5 ч): Акция «Всемирный день сердца. Экскурсия на физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) «Спорт в моей жизни»
Практическое занятие «Проверяем свои способности (глазомер, наблюдательность, внимание)». Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 3 класса. Практическое занятие «Валеологический анализ своего образа жизни»
Питание – основа жизни - 8 часов
Теория (3 ч): Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья. Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом. Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья.
Практика (5 ч): Акция «Скажи диабету – СТОП!». Акция « Чтоб здоровым быть, нужно просто не курить!». Акция «Красная ленточка». Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 4 класса. Экскурсия в школьную столовую « Правила хранения продуктов и готовых блюд»
Нравственное здоровье - 8 ч
Теория (3): О друзьях и дружбе. «Нельзя» и «помни». Шалость или проступок. Значение ювенальной юстиции. Совесть – это категория нравственная. Как сказать вредной привычке «нет».
Практика (5): Акция «Всемирный день борьбы против рака». Акция «Международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией». Практическое занятие «В чем залог твоего успеха»
Психическое и социальное здоровье - 9 ч
Теория (3 ч): Кто там думает левым? Телевидение ваш друг? Ваша компания
Практика (6 ч): Как у вас с вниманием? Акция «Всемирный день с туберкулезом». Умеете ли вы слушать? Акция «Всемирный день здоровья». Итоговый урок «Поезд здоровья».
9 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Здоровый образ жизни (8 часов)
Теория (3 ч): История видов спорта. Пьянство или Питие. Курить здоровье – здоровью вредить! Тренируем ум
Практика (5 ч): Проверяем свои способности (память, внимание) Скажи: «Нет!» (Влияние вредных привычек на здоровье). Акции Акция «Всемирный день сердца». Веселый арбузник
Культура потребления медицинских услуг (7 часов)
Теория (4 ч): Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.
Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. Химическая зависимость.
Практика (3 ч): Экскурсия в медицинский пункт. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Практическая работа «Домашняя аптечка». Акция «Наркомания – знак беды». Правила жизни. Привычки и здоровье
Нравственное здоровье (7 часов)
Теория (3 ч): Без друзей не обойтись! В гостях у народов России. Права подростка и мировое сообщество. Я и закон
Практика (5 ч): Практическая работа «О вкусах не спорят, о манерах надо знать». Урок-практикум «Роль эмоций в общении». Инсценированние «Мои претензии к окружающим». Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение. Акция «Международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией».
Психическое и социальное здоровье (11 часов)
Теория (6 ч): Хорошая ли у вас память? Хорошо ли вы выглядите? Подвержены ли вы чужому влиянию? Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей. Как сохранить достоинство. Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.
Практика (5 ч): Тест возрастающей трудности (методика Равена). Здоровы ли вы душевно? Практикум «Этикет беседы». Умение слушать и слышать другого. Акция «Всемирный день с туберкулезом». Акция «Всемирный день здоровья». Поезд здоровья
4.Предполагаемые результаты реализации программы:
- Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
- Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Ожидаемые результаты:
Выпускник седьмого класса должен:
- Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма.
- Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.
- Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.
- Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
- Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
- Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
- Владеть навыками организации собственного питания в течение дня
Выпускник восьмого класса должен:
- Уметь обратиться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в службу экстренной помощи.
- Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без назначения врача.
- Владеть навыками оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экстремальной ситуации.
- Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств.
- Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице.
5.Формы и виды контроля
-тестирование;
-наблюдение;
-практические работы;
-интеллектуальные, экологические игры;
-защита проектов.
-выставки;
-портфолио;
-турниры.
6. Методические рекомендации.
Содержание данного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- индивидуальную работу;
- групповую работу;
- составление таблиц, диаграмм, схем, графиков;
- элементы научной деятельности при проведении исследования;
- использование информации из различных литературных источников, обобщение этих материалов для подготовки проектов и устных сообщений;
- использование в качестве источника сети интернета;
- анкетирование;
- элементы творческой работы при выборе объекта.
Благодаря данным формам и методам работы развивается познавательный интерес, формируются компоненты исследовательской культуры школьника, способствующие воспитанию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
7. Материально-техническое обеспечение
1. Интерактивная доска
2. Персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками
3. Видеомагнитофон
4. Телевизор
Интернет – ресурсы
- http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
- http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
- http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
- http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания методического объединения | Заместитель директора по УВР |
учителей предметников МОБУООШ №20 | ____________Илющенко Л.П. |
от ____ 2016г. №_ | |
Ермакова Н.А. | ______________ 2016 год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...