Рабочая программа внеурочной деятельности "Валеология"
рабочая программа по биологии на тему

Ермакова Надежда Алексеевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности для 7-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_valeologiya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Новокубанский район, х. Горькая Балка,

муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 20 х. Горькая Балка

муниципального образования Новокубанский район

      УТВЕРЖДЕНО

                                                                             решением педагогического совета

                                                                             от 31.08.2016 года протокол № 1

                                                                             Председатель _______  Н.И. Данилкова  

             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА «ВАЛЕОЛОГИЯ»

Направление: общеинтеллектуальное

Тип: образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

Уровень образования:  7-9 классы

Срок реализации: 3 года

Количество часов: всего 102,  в год 34, в неделю 1

Автор:  Ермакова Н.А., учитель биологии

.

1.Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочной деятельности  кружка «Валеология» является программой общеинтеллектуальной направленности (по ФГОС).  

В настоящее время остро встал вопрос о здоровье молодого поколения. Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья подрастающего поколения - означает без всякого преувеличения приумножить потенциал могущества Родины. Медицина вообще и педиатрия в частности носят преимущественно лечебный характер. В медицинской науке и практике размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно связано с лечением. Между тем, здоровье человека и ребенка в первую очередь зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Устав Всемирной организации здравоохранения дает определение здоровью, как «состояние полного физического и социальное благополучия».

Для решения проблем здоровья подрастающего поколения нужна единая система знаний и практической деятельности, цель которых – сохранение, укрепление и развитие здоровья здоровых детей. Этим целям отвечает новая наука – валеология ( от латинского valeo – быть здоровым). Валеология аккумулирует в себе успехи экологии, биологии, генетики, педиатрии, возрастной физиологии, гигиены, диетики, физической культуры, иммунологии, психологии, социологии, педагогики, демографии и многих других наук ( и даже искусств), направленных к одной цели: физическому, психическому и социальному благополучию граждан).

Задача предмета – воспитание общей культуры здоровья, обучение основам укрепления и развития физического, эмоционально-психического здоровья.

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

 Программа предусматривает практические занятия, что способствует приобретению практических навыков по изучению своего организма, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознание основ здорового образа жизни.

Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Принципы  программы

  •         Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

        При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

        Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

         Срок реализации программы

Выполнение программы рассчитано на 3 года обучения (34 часа в год).

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возраст учащихся – 13 – 15 лет.

Возрастная характеристика

Программа «Валеология» ориентирована на детей в возрасте 13-15лет. Ведущую роль в развитии школьника этого возраста играют общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это наиболее сложный «переходный возраст» - период от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование – «чувство взрослости».

По отношению ко всем учащимся важно решение таких задач, связанных с развитием таких качеств как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе.

Данная программа рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей.

В ходе реализации программы уместно использование следующих приёмов:

-словесные (рассказ, беседа, лекции)

-наглядные (иллюстрации, видеофильмы, фотографии, схемы)

-практические (наблюдение, эксперименты, практические работы)

-использование занимательного материала

-посещение музея, зоопарка, ботанического сада, заповедника.

-проведение круглых столов, КВН.

Методические приёмы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Методы:

Объяснительно-иллюстрированный;

Репродуктивный;

Проблемного изложения;

Эвристический;

Исследовательский;

Эвристический и исследовательский методы являются приоритетными при реализации данной программы. Эти методы заключаются в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.

Формы организации внеурочной деятельности: проектные работы, исследовательская работа в библиотеке, Интернете; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты, анкетирование, практические работы.

2. Тематический план программы

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего часов

Количество часов

7 класс

8 класс

9 класс

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1.  

Слагаемые здоровья

8

3

5

2.

Здоровый образ жизни

27

3

7

4

5

3

5

3.

Психическое и социальное здоровье

27

2

5

3

6

6

5

4.

Нравственное здоровье

25

6

3

5

3

3

5

5.

Питание – основа жизни

8

3

5

6.

Культура потребления медицинских услуг

7

4

3

ИТОГО

102

14

20

16

18

16

18

Всего

34

34

34

3. Содержание курса

7 класс
(34 часа, 1 раз в неделю)

Слагаемые здоровья – 8 ч

Теория (3 ч): Рациональное питание.

А  началось  всё  с  сухомятки. Ещё  раз  о  витаминах.

Практика (5 ч): Практикум “Паспорт здоровья”. Практическое  занятие «Активная  деятельность». Акция «Всемирный день сердца». Экскурсия на физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) «Физкульт-УРА!». Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 1 класса

Здоровый образ жизни  - 10 часов

Теория (3 ч): Живи разумом, так и лекаря не надо. Зависимость. Болезнь. Лекарства. Гигиена

Практика (7 ч): Акция «Скажи диабету – СТОП!». Акция « Чтоб здоровым быть, нужно просто не курить!». Акция «Красная ленточка»Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 2 класса. Тренинг «Приветствие  солнцу».

КВН «Наше здоровье»

Психическое и социальное здоровье  - 7 ч

Теория (2 ч): Что такое экология? Экология души. Природа – это  наши  корни, начало  нашей  жизни.  Моя семья. Традиции моей семья.

Экскурсия на пришкольную территорию

       Практика (5 ч): Акция «Всемирный день борьбы против рака». Акция «Международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией» . Видеозанятие “Жить в гармонии с природой”

Нравственное здоровье - 9 ч

Теория (6 ч): Жизнь  без  вредных  привычек. Умейте  дарить  подарки. Дружбой  дорожить  умейте. Законы  нашей  жизни. Что такое конфликт. Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение.

   Практика (3 ч): Акция «Всемирный день борьбы с туберкулезом». Акция «Ваше поведение – это ваше всё!».  Итоговый урок  «Поезд здоровья»

8 класс
(34 часа, 1 раз в неделю)

Здоровый образ жизни – 9 ч

Теория (4 ч): Рабочее  место  и  время. Учись  беречь  время. Спорт  в  моей  жизни.  Гигиена.  Где чистота, там здоровье!

Практика (5 ч): Акция «Всемирный день сердца. Экскурсия на физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) «Спорт в моей жизни»

Практическое занятие «Проверяем  свои  способности (глазомер, наблюдательность, внимание)». Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 3 класса. Практическое занятие «Валеологический анализ своего образа жизни»

Питание – основа жизни  - 8 часов

Теория (3 ч): Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья. Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом. Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья.

Практика (5 ч): Акция «Скажи диабету – СТОП!». Акция « Чтоб здоровым быть, нужно просто не курить!». Акция «Красная ленточка». Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся 4 класса. Экскурсия в школьную столовую « Правила хранения продуктов и готовых блюд»

Нравственное здоровье  - 8 ч

Теория (3): О  друзьях  и  дружбе. «Нельзя»  и  «помни».  Шалость  или проступок. Значение  ювенальной  юстиции. Совесть – это  категория  нравственная. Как сказать вредной привычке «нет».  

Практика (5): Акция «Всемирный день борьбы против рака». Акция «Международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией». Практическое занятие «В чем залог твоего успеха»

Психическое и социальное здоровье - 9 ч

Теория (3 ч): Кто  там  думает  левым? Телевидение  ваш  друг? Ваша компания

Практика (6 ч): Как  у  вас  с  вниманием? Акция «Всемирный день с туберкулезом». Умеете  ли  вы  слушать? Акция «Всемирный день здоровья». Итоговый урок  «Поезд здоровья».

9 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Здоровый образ жизни (8 часов)

        Теория (3 ч): История  видов  спорта. Пьянство или Питие. Курить здоровье – здоровью вредить! Тренируем  ум

        Практика (5 ч): Проверяем  свои  способности (память,  внимание) Скажи: «Нет!»  (Влияние вредных привычек на здоровье). Акции Акция «Всемирный день сердца». Веселый  арбузник

Культура потребления медицинских услуг (7 часов)

        Теория (4 ч): Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

        Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств.  Химическая зависимость.

        Практика (3 ч): Экскурсия в медицинский пункт. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Практическая работа «Домашняя аптечка». Акция «Наркомания – знак беды». Правила жизни. Привычки и здоровье

Нравственное здоровье (7 часов)

        Теория (3 ч): Без  друзей  не  обойтись! В гостях  у  народов  России. Права  подростка  и  мировое  сообщество. Я и  закон

     Практика (5 ч):  Практическая работа «О  вкусах  не  спорят, о  манерах  надо  знать». Урок-практикум «Роль эмоций в общении». Инсценированние «Мои претензии к окружающим». Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение. Акция «Международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией».

Психическое и социальное здоровье (11 часов)

        Теория (6 ч): Хорошая  ли  у  вас  память? Хорошо  ли  вы  выглядите? Подвержены  ли   вы  чужому  влиянию? Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей. Как сохранить достоинство. Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.

        Практика (5 ч):  Тест  возрастающей  трудности (методика Равена). Здоровы  ли  вы  душевно? Практикум «Этикет беседы». Умение слушать и слышать другого. Акция «Всемирный день с туберкулезом». Акция «Всемирный день здоровья».  Поезд здоровья

        

4.Предполагаемые результаты реализации программы:

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 
  • Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. 
  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Ожидаемые результаты:

Выпускник седьмого класса должен:

  • Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма.
  • Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.
  • Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.
  • Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
  • Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
  • Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
  • Владеть навыками организации собственного питания в течение дня

Выпускник восьмого класса должен:

  • Уметь обратиться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в службу экстренной помощи.
  • Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без назначения врача.
  • Владеть навыками  оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экстремальной ситуации.
  • Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств.
  • Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице.

 5.Формы и виды контроля

-тестирование;

-наблюдение;

-практические работы;

-интеллектуальные, экологические игры;

-защита проектов.

 -выставки;

-портфолио;

-турниры.

6. Методические рекомендации.

Содержание данного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

- индивидуальную работу;

- групповую работу;

- составление таблиц, диаграмм, схем, графиков;

- элементы научной деятельности при проведении исследования;

- использование информации из различных литературных источников, обобщение этих материалов для подготовки проектов и устных сообщений;

- использование в качестве источника сети интернета;

- анкетирование;

- элементы творческой работы при выборе объекта.

Благодаря данным формам и методам работы развивается познавательный интерес, формируются компоненты исследовательской культуры школьника, способствующие воспитанию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

7. Материально-техническое обеспечение

1. Интерактивная доска

2. Персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками

3. Видеомагнитофон

4. Телевизор

 Интернет – ресурсы

  • http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
  • http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
  • http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
  • http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

Заместитель директора по УВР

учителей предметников МОБУООШ №20

 ____________Илющенко Л.П.

от ____    2016г.  №_

Ермакова Н.А.

______________   2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...