Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
рабочая программа по теме
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_2_kl.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11
Программа
внеурочной деятельности
«Психологическая мозаика»
для учащихся вторых классов
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Особенно это важно в начальной школе, так как именно здесь учеба – ведущий вид деятельности учащихся. Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка.
Цель программы
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основные направления
Диагностическое
Коррекционно-развивающее
Аналитическое направление
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Организационно-методическое направление
Материал рассчитан на 32 урока в каждой ступени в год по 25 минут в каждой группе. Проводятся систематически 1 раз в неделю с сентября по май.
Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этим заданием самостоятельно;
косвенным показателем эффективности является повышение успеваемости по различным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, мыслительной активности и т.д.)
эмоциональное состояние учеников.
Диагностические процедуры в программе
Важным аспектом реализации программы сопровождения детей является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Диагностическая работа включает:
– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, когнитивных способностей обучающихся;
– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
– углубленное исследование детей "группы риска";
– анализ успешности коррекционно-развивающей работы, диагностика сформированности УУД.
Диагностические процедуры в программе.
Диагностический инструментарий | Цель |
– методика Э.Ф.Замбицявичене (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”; – методика “Таблицы Шульте”; – методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии | – изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния; – оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости; – изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания |
Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки). | Уровень сформированности регулятивных УУД |
«Лесенка»; анкета по оценке уровня школьной мотивации; методика «Что такое хорошо и что такое плохо». | Уровень сформированности личностных УУД |
"Выделение существенных признаков" | Уровень сформированности познавательных УУД |
Наблюдение, Методика «Рукавички» | Уровень сформированности коммуникативных УУД |
Консультативная работа включает:
– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;
– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения ребёнка;
– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей;
Коррекционно-развивающая работа включает:
– организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий;
– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Направление работы | Содержание работы | Кол-во занятий |
“Давайте поиграем!” Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива. | Занятие 1-2. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу. | 2 |
“Путешествие в Солнечный город”. Цель: формирование положительной учебной мотивации | Занятие 3. Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества. Занятие 4. Формирование положительной учебной мотивации. | 2 |
“Поможем Незнайке” Цель: развитие произвольного внимания и поведения. | Занятие 5. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Занятие 6. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. Занятие 7. Тренировка распределения внимания. | 3 |
“Письмо жителей Солнечного города” Цель: развитие мнемических способностей детей. | Занятие 8. Развитие объема кратковременной оперативной памяти Занятие 9. Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Занятие 10. Развитие ассоциативной памяти. | 3 |
“Путешествие в Вообразилию” Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей. | Занятие 11. Упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия. Занятие 12. Развитие навыков совместной творческой деятельности. Занятие 13. Развитие воображения учащихся. | 3 |
“Знайкина олимпиада” Цель: развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации | Занятие 14. Развитие логического и понятийного мышления. Занятие 15. Развитие логического мышления и сообразительности. Занятие 16. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения. Занятие 17. Развитие умения обобщать и находить противоположности. Занятие 18. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | 5 |
“Удивительный мир эмоций и чувств” Цель: – знакомство с чувствами и эмоциями, – развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами; – формировать умение различать и принимать эмоции других людей; – обучать приемам регуляции и саморегуляции. | Занятие 19-21. “Мир эмоций”. “Радость”, “Интерес”, “Удивление”, “Грусть”, “Страдание и печаль”, “Вина и стыд”, “Чувство обиды”, “Отвращение”, “Гнев”, “Страх”. жестов, пантомимики, художественных средств); Занятие 22. “Большое путешествие в страну сказок и приключений”. | 4 |
“Умею ли я владеть собой?” Цель: обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций. | Занятие 23. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую. | 1 |
“Учимся сотрудничать” | Занятие 24. “Как и почему начинаются ссоры?”. Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. Занятие 25. “Качества, важные для общения”. Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения. | 2 |
“Тайны дружбы” | Занятие 26. “Дружба – это…?”. Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности. Занятие 27. “Правила дружбы”. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. Занятие 28. “Мы – дружная команда!”. Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде. Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения. | 3 |
Диагностика уровня сформированности регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных УУД | 29-31. "Лесенка", "Оценка школьной готовности", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Незаконченные предложения", "Оцени поступок", "Корректурная проба", "Выделение существенных признаков", "Рукавички" | 3 |
“Непредсказуемая мозаика” Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. | 32. Психологическая игра. | 1 |
1 полугодие 2 полугодие Итого: | 15 19 34 |
Ожидаемые результаты реализации программы:
Предполагаемый результат:
- развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
- развитие личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Литература:
- Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991.
- Зак А. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет – М., 1994 г.
- Литвиненко С.В. «Думаем и фантазируем» 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011.
- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. «Педагогическое общество России, 2000.
- Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М. «Педагогическое общество России, 2000.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995.
- Пол И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». – М., 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный математик" для учащихся 5 класса
По результатам итогов ЕГЭ последних лет по математике, у учащихся средней и старшей школы проявляется неспособность выполнять даже простые арифметические операции, ориентироваться в расчетах, которые ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ЛИНГВИСТИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на34 часов в год (1 час в неделю).Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, содержит пояснительную записку, цели, ...
Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 классов "Химия для любознетельных"
Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....
Программа внеурочной деятельности по физике для учащихся 10 класса "Физика вокруг нас"
В ходе изучения данного курса, учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исслед...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для учащихся 7 класса
Программа "Социокультурные истоки" направлена на изучение ведущих ценностей российской цивилизации, что способствует расширению культурологической компетентности учащихся.В плане подготовки ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 9 класса
Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА...