Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
рабочая программа по теме

Холикова Айгуль Каусаровна

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_2_kl.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11

Программа

внеурочной деятельности

«Психологическая мозаика»

для учащихся вторых классов

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.

Особенно это важно в начальной школе, так как именно здесь учеба – ведущий вид деятельности учащихся. Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка.

Цель программы

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  • Развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основные направления

Диагностическое

Коррекционно-развивающее

Аналитическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Организационно-методическое направление

Материал рассчитан на 32 урока в каждой ступени в год по 25 минут в каждой группе. Проводятся систематически 1 раз в неделю с сентября по май.

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и следовательно, выше развивающий эффект занятий;

 поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;

 результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этим заданием самостоятельно;

 косвенным показателем эффективности является повышение успеваемости по различным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, мыслительной активности и т.д.)

 эмоциональное состояние учеников.

Диагностические процедуры в программе

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

Диагностическая работа включает:

– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, когнитивных способностей обучающихся;

– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

– углубленное исследование детей "группы риска";

– анализ успешности коррекционно-развивающей работы, диагностика сформированности УУД.

Диагностические процедуры в программе.

Диагностический инструментарий

Цель

– методика Э.Ф.Замбицявичене (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”;

– методика “Таблицы Шульте”;

– методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии

– изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния;

– оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости;

– изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки).

Уровень сформированности регулятивных УУД

«Лесенка»; анкета по оценке уровня школьной  мотивации; методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

Уровень сформированности личностных УУД

"Выделение существенных признаков"

Уровень сформированности познавательных УУД

Наблюдение, Методика «Рукавички»

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Консультативная работа включает:

– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения ребёнка;

– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей;

Коррекционно-развивающая работа включает:

– организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий;

– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

Направление работы

Содержание работы

Кол-во занятий

“Давайте поиграем!”

Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива.

Занятие 1-2. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу.

2

“Путешествие в Солнечный город”.

Цель: формирование положительной учебной мотивации

Занятие 3. Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.

Занятие 4. Формирование положительной учебной мотивации.

2

“Поможем Незнайке”

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Занятие 5. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.

Занятие 6. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Занятие 7. Тренировка распределения внимания.

3

“Письмо жителей Солнечного города”

Цель: развитие мнемических способностей детей.

Занятие 8. Развитие объема кратковременной оперативной памяти

Занятие 9. Развитие механической зрительной и слуховой памяти.

Занятие 10. Развитие ассоциативной памяти.

3

“Путешествие в Вообразилию”

Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей.

Занятие 11. Упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.

Занятие 12. Развитие навыков совместной творческой деятельности.

Занятие 13. Развитие воображения учащихся.

3

“Знайкина олимпиада”

Цель: развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации

Занятие 14. Развитие логического и понятийного мышления.

Занятие 15. Развитие логического мышления и сообразительности.

Занятие 16. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения.

Занятие 17. Развитие умения обобщать и находить противоположности.

Занятие 18. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

5

“Удивительный мир эмоций и чувств”

Цель:

– знакомство с чувствами и эмоциями,

– развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами;

– формировать умение различать и принимать эмоции других людей;

– обучать приемам регуляции и саморегуляции.

Занятие 19-21. “Мир эмоций”.

“Радость”, “Интерес”, “Удивление”, “Грусть”, “Страдание и печаль”, “Вина и стыд”, “Чувство обиды”, “Отвращение”, “Гнев”, “Страх”. жестов, пантомимики, художественных средств);

Занятие 22. “Большое путешествие в страну сказок и приключений”.  

4

“Умею ли я владеть собой?”

Цель: обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций.

Занятие 23. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую.

1

“Учимся сотрудничать”

Занятие 24. “Как и почему начинаются ссоры?”. Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Занятие 25. “Качества, важные для общения”. Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения.

2

“Тайны дружбы”

Занятие 26. “Дружба – это…?”. Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности.

Занятие 27. “Правила дружбы”. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Занятие 28. “Мы – дружная команда!”. Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде. Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения.

3

Диагностика уровня сформированности регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных УУД

29-31. "Лесенка", "Оценка школьной готовности", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Незаконченные предложения", "Оцени поступок", "Корректурная проба", "Выделение существенных признаков", "Рукавички"

3

“Непредсказуемая мозаика”

Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия.

32. Психологическая игра.

1

1 полугодие

2 полугодие

Итого:

15

19

34

Ожидаемые результаты реализации программы:

Предполагаемый результат:

- развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

- развитие личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Литература:

  1. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Зак А. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет – М., 1994 г.
  3. Литвиненко С.В. «Думаем и фантазируем» 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011.
  4. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. «Педагогическое общество России, 2000.
  5. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М. «Педагогическое общество России, 2000.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995.
  7. Пол И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». – М., 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный математик" для учащихся 5 класса

По результатам итогов ЕГЭ последних лет по математике, у учащихся средней и старшей школы проявляется неспособность выполнять даже простые арифметические операции, ориентироваться в расчетах, которые ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ЛИНГВИСТИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на34 часов в год (1 час в неделю).Рабочая программа  составлена на основе  нормативных документов, содержит пояснительную записку, цели, ...

Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 классов "Химия для любознетельных"

Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....

Программа внеурочной деятельности по физике для учащихся 10 класса "Физика вокруг нас"

    В ходе изучения данного курса, учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исслед...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для учащихся 7 класса

Программа "Социокультурные истоки" направлена на изучение ведущих ценностей российской цивилизации, что способствует расширению культурологической компетентности учащихся.В плане подготовки ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 9 класса

Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА...