Программа внеурочной деятельности «Общефизическая подготовка («Страна здоровья»)» 3–4 класс
рабочая программа по физкультуре
Программа внеурочной деятельности «Страна здоровья» 34 часа для 3–4 класса. Программа «Планета знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofp_strana_zdorovya_-_3-4_klass_34_ch.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
«Общефизическая подготовка
(ОФП «Страна здоровья»)»
3–4 класс
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание;
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- заинтересованно относиться к собственному здоровью;
- понимать пользу занятий физической культурой и спортом;
- разбираться в негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья; подвижным играм;
- понимать новую лексику, связанную с темой здорового образа жизни;
- беседовать с родителями на тему здоровья, здорового питания.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения;
- контроль в форме сличения с эталоном;
- планирование промежуточных целей с учетом результата;
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные
- умение структурировать знания;
- выделение и формулирование учебной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов.
Коммуникативные
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция;
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
Предполагаемые результаты реализации программы
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, знаний об этике и эстетике человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи.
- Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Предметом обучения курса внеурочной деятельности в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельность укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся 12-15 человек. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательная деятельность протекает более благоприятно, поскольку более старшие дети с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Формы проведения занятий
- Беседы
- Просмотр видеофильмов
- Спортивные игры и соревнования
- Физкультурный праздник
- День Здоровья
Содержание курса ОФП «Страна здоровья» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у обучающихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
При решении задач курса необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Обучающихся необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Результатом программы «Страна здоровья» - формирование у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни, освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, курс ОФП «Страна здоровья» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культуры».
Данная программа предусматривает проведение занятий с детьми во внеурочное время. Поэтому значительное место в ней уделено свободной от жестоких рамок урока деятельности детей. Это подкреплено разделами «практикум», «двигательная активность». Закреплению и освоению изучаемого материала способствует использование раздела «работа дома». Отдельно в каждом разделе выделены также «ожидаемые результаты», «возможные средства обучения», «лексика темы». Рекомендуемое содержание этих разделов дополняется педагогом самостоятельно в зависимости от конкретных условий работы.
Не секрет, что функциональные возможности организма ребёнка в большей степени связаны с его двигательной активностью, являющейся биологической потребностью. В связи с этим проведение бесед и статичных учебно-игровых занятий рекомендуется чередовать с элементами двигательной активности, как в помещении, так и на свежем воздухе.
Использование на занятиях всевозможных обращений к живописным произведениям, музыке, народной мудрости в виде пословиц, поговорок, сказок, былин может организовать неформальную работу по изучаемой теме. В беседе происходит осознание и запоминание мудрости, заложенной в народном фольклоре. Для осознания игрового мотива в процессе обсуждения ребятам можно предложить, например, отыскать вторую часть поговорки, написанную на отдельной карточке, для того чтобы содержание пословицы (поговорки) стало полным. После обсуждения, возможно провести игру в группах или парах на скорость составления поговорок и пословиц. Дети, собравшие карточки, должны не только воспроизвести пословицу (поговорку), но и объяснить её.
Возможным вопросом профилактики является обсуждение темы, какие напитки можно пить. К этому занятию хорошо бы подготовит этикетки пакеты от разнообразных напитков. Дети рассматривают этикетки и пакеты, обсуждают их, высказывают собственные мнения, находят необходимые сведения. Во время беседы можно использовать приём сравнения. Напитки могут даже находиться в похожих между собой упаковках, на упаковках могут быть нарисованы схожие картинки. Как же понять, какой напиток можно пить ребёнку? На что надо обращать внимание. В большинстве случаев эту информацию даст нам расположенное на этикетке название напитка: сок, вино, минеральная вода, пиво, молоко. Эти названия позволяют определить, что это за напиток и можно ли его пить детям. Алкогольные и энергетические напитки детям пить запрещается.
При разговоре о привычках педагогу нужно объяснить детям, что у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому, их называют полезными. Человек может улучшить своё здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.
Но бывают и привычки, которые наносят вред здоровью людей, это вредные привычки. Например, вредными привычками являются привычки грызть ногти, сосать пальцы, ковырять в носу, нежелание умываться и т.п. Если они появились у человека, отказаться от них бывает очень непросто. Учащимся предлагается задание подготовить отчёт с объяснением последствий, к которым приводит та или привычка. В заключение делается вывод о том, что о пользе или вреде той или иной привычки можно судить по её последствиям.
№ | Тематические разделы | Кол-во часов | ||
общее | теория | практика | ||
Введение. Пусть всегда будет солнце. | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1 | Изучаем своё тело. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.1 Особенности внешнего строения человека. Сходство и отличие человека от животного. | 1 | в процессе урока | 1 | |
2.2 Части тела (голова, туловище руки, ноги), их функции. | 1 | в процессе урока | 1 | |
2.3 Внутренние органы и их функции. Показатели работы организма: биение сердца (пульс), давление крови, дыхание, выделения и др. | 1 | в процессе урока | 1 | |
2.4 Органы чувств, ощущения. Уход за кожей, глазами, зубами, ушами. Правила гигиены. | 1 | в процессе урока | 1 | |
2.5 Психические процессы: внимание, память, мышление. Сон и его значение. | 1 | в процессе урока | 1 | |
2.6 Рост и развитие человека, периодизация развития. | 1 | в процессе урока | 1 | |
2 | Интересы и увлечения. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.1 Человек-творец. Разнообразие возможностей. | 1 | в процессе урока | 1 | |
2.2 Наука и искусство. Музыка. | 1 | в процессе урока | 1 | |
3 | Гигиенические правила. | 1 | 0.5 | 0.5 |
3.1 Гигиена тела. Кожа её предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. | 1 | в процессе урока | 1 | |
3.2 Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями. | 1 | в процессе урока | 1 | |
3.3 Гигиена полости рта. | 1 | в процессе урока | 1 | |
3.4 Гигиена труда и отдыха. | 1 | в процессе урока | 1 | |
4 | Питание и здоровье. | 1 | 0.5 | 0.5 |
4.1 Представление об основных пищевых веществах, их значения для здоровья, важнейшие пищевые источники. | 1 | в процессе урока | 1 | |
4.2Витамины. Как происходит пищеварение. | 1 | в процессе урока | 1 | |
4.3 Режим питания. | 1 | в процессе урока | 1 | |
4.4 Золотые правила питания. Что нужно есть в разное время. | 1 | в процессе урока | 1 | |
4.5Правила поведения за столом. | 1 | в процессе урока | 1 | |
4.7 Питание и спорт. Как правильно накрыть стол. | 1 | в процессе урока | 1 | |
4.8 Какую пищу можно найти в лесу. Гигиена питания. | 1 | в процессе урока | 1 | |
5 | Медицинские услуги. | 1 | 0.5 | 0.5 |
5.1.Работа врача. Поликлиника и вызов врача на дом. | 1 | в процессе урока | 1 | |
5.2 Служба « 03»неотложная помощь. Служба спасения. | 1 | в процессе урока | 1 | |
5.3 Полис медицинского страхования. Посещение врача. | 1 | в процессе урока | 1 | |
5.4 Выполнение рекомендаций врача. Больница, показания для госпитализации. | 1 | в процессе урока | 1 | |
5.5 Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. | 1 | в процессе урока | 1 | |
6 | Проблема употребления психоактивных веществ. | 1 | 0.5 | 0.5 |
6.1 Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. | 1 | в процессе урока | 1 | |
6.2 Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества. | 1 | в процессе урока | 1 | |
Итого | 34 | 4 | 30 |
Программа включает введение и 6 разделов. В каждом разделе выделены: содержательная часть (теоретические и практические компоненты), лексический компонент, даны примеры средств обучения. В конце каждого раздела дан примерный перечень подвижных игр.
Ведение «Пусть всегда будет солнце» (0.5 ч)
Человек и окружающий мир. Условия, необходимые для жизни человека. Питание. Школа.
Практикум:
Рисунки по заданию «Мир, в котором мне хорошо», «Поздравительная открытка на день рождения взрослому с текстом».
Техника безопасности и правила поведения на занятиях (0.5 ч)
Техника безопасности и правила поведения до занятий во время занятий и после занятий.
Техника безопасности и правила поведения в спортзале, на беговой дорожке, в прыжковом секторе, на лыжах, в бассейне.
Работа дома:
Беседа ребёнка с родителями на темы (по выбору) «Что мы желаем своим близким в дни рождения и другие праздники», «Что здоровье значит в жизни человека»
Лексика темы:
Здоровье, болезнь, печаль, счастье, доброта, дом, любовь, мир, радость.
Ожидаемые результаты:
Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни. Уметь объяснить, что необходимо человеку для жизни. Доброжелательно относиться к инвалидам, и помогать им.
Учиться работать в группе.
Средства обучения
Фильмы, книги (конкретизировать), картины (пейзажи, натюрморты, иллюстрации к сказкам и др.), музыкальные композиции для проведения подвижных игр, зарядки.
Двигательная активность
Учим или подвижную игру.
Раздел 1. Изучаем своё тело (0.5 ч)
Особенности внешнего строения человека.
Части тела (голова, туловище, руки, ноги), их функции. Внутренние органы и их функции. Рост и развитие человека. Периодизация развитие.
Практикум:
- Сравнение человека и животного.
- Функции частей тела.
- Функции органов.
- Измерение показателей работы организма.(при наличии прибора измерить давление, измерить температуру тела, подсчитать пульс, подсчитать число дыхательных движений до и после выполнения физической работы)
- Что мы чувствуем.
- Правильно чистим зубы
- Гимнастика для глаз.
- Тренировка памяти (игра).
- Тренировка внимания (игра).
Работа дома:
Беседа ребёнка с родителями на темы: какие внешние признаки говорят о хорошем и плохом самочувствии, какие показатели работы организма в норме у родителей: частота пульса, давление крови.
Правильно чистим зубы.
Сравнить температуру тела утром и вечером (в течение недели).
Лексика темы:
Мозг, мышление, внешнее строение, части тела, руки, ноги, предплечье, кисть, бедро голень, стопа, туловище, спина, живот, грудь, шея, голова, лицо, лоб, затылок, внутреннее строение, скелет, мышцы, органы, головной мозг, сердце, пульс, давление, потоотделение, лёгкие, почки, желудок, кишечник, усталость, инвалиды, помощь, зрение, яркость, чёткость, вкус, слух, обоняние, аромат, осязание, внимание, память, рост, развитие.
Ожидаемые результаты:
Называть органы и части тела, их функции.
Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.
Рассказывать о субъективных признаках своей усталости.
Регулярно чистить зубы.
Соблюдать правила гигиены зрения.
Понимать значение измерения показателей работы организма, важность соблюдения времени сна.
Двигательная активность:
Игра «Что как называется», игра на тренировку внимания, памяти, учим танец или подвижную игру.
Возможные средства обучения:
Сборно-разборная модель человека. Таблицы: внешнее и внутреннее строение человека, картины Жана Рау (Jean Raoux) из серии «Пять чувств»: Зрение, Слух, Вкус, Обоняние, Осязание. Музыкальные композиции для проведения подвижных игр, зарядки.
Раздел 2. Интересы и увлечения (0.5 ч)
Человек - творец. Разнообразие возможностей. Наука и искусство. Музыка. Спорт. Информационная культура человека. Культурно-исторические места.
Практикум:
Рассказ о себе.
Что мы знаем о каждом из нас.
Попробуем себя в разных видах деятельности (деятельно-ролевые игры).
Работа дома:
Беседа ребёнка с родителями на тему их интересов и увлечений.
Перечислить людей, которые имеют ярко выраженные интересы и увлечения.
Детский рисунок, мелодия, песня, танец, и другие вещи собственного сочинения ( или исполнения).
Лексика темы:
Наука. Искусство. Музыка. Живопись. Культура. Дом культуры Игра. Интересы. Увлечения. Коллекция. Лекция. Музей. Интернет.
Ожидаемые результаты:
Уметь рассказывать о своих интересах.
Знать некоторые интересные места своего района ( села, города, области, страны ).
Знать имена и творческие достижения отдельных выдающихся деятелей науки, культуры, искусства.
Возможные средства обучения
Игры на занятиях детей в картинках.
Раздел 3. Гигиенические правила (0.5 ч)
Гигиена тела. Кожа. Её предназначение. Уход за кожей, волосами. Выбор одежды в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Гигиена за полости рта. Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами (горячее и холодное, посещение стоматолога, что вредит зубам и что им полезно).
Гигиена труда и отдыха Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых.
Профилактика инфекционных заболеваний. Микроорганизмы (простейшие вирусы, грибки). Взаимодействие организма человека с микромиром. Полезные микроорганизмы. Инфекционные заболевания. Способы защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, проветривание помещения, отдельная посуда, одноразовые шприцы и т.д.
Представление об иммунитете. Прививки.
Работа дома:
Беседа ребёнка с родителями на тему «Периоды изменения работоспособности», «Как правильно смотреть телевизор», «Вспоминаем пословицы о гигиене».
Ожидаемые результаты:
Уметь быть опрятными Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Иметь сформировавшуюся привычку чистить зубы 2 раза в день. Не иметь нелеченого кариеса зубов. Уметь составлять собственный режим дня на неделю и стараться следовать ему. Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного. Уметь переключаться на разные виды деятельности для избежание утомления.
Иметь привычку мыть руки перед любым приёмом пищи. Уметь защищаться при необходимости контакта с больным человеком. Знать для чего делаются прививки.
Раздел 4. Питание и здоровье (0.5 ч)
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Витамины Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд.
Правила поведения за столом. Питание и спорт.
Работа дома:
Беседа ребёнка с родителями на темы: «Какую пищу можно считать здоровой», «Поиск пословиц и поговорок о питании», «Описание фирменного блюда семьи».
Ожидаемые результаты:
Стараться соблюдать режим питания.
Уметь пользоваться столовыми приборами.
Знать, как вести себя за столом.
Соблюдать правила гигиены питания, знать правила хранения пищевых продуктов.
Мыть овощи и фрукты перед употреблением.
Раздел 5. Медицинские услуги (0.5 ч)
Работа врача. Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Где проконсультироваться по поводу возникшей неотложной ситуации.
Полис медицинского страхования. Посещение врача. Выполнение рекомендаций врача. Больница, показания для госпитализации. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Работа дома:
Рисунки по теме «Работа врача».
Беседа ребёнка с родителями на тему «Как хранятся разные лекарства».
Ожидаемые результаты:
Знать врачей специалистов (педиатр, Л.ОР, невролог, окулист, хирург, стоматолог).
Уважительно относиться к врачам и другим медицинским работникам.
Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, куда и когда можно обратиться.
Уметь обращаться с лекарствами (проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).
Понимать, чем отличаются врачи разных специальностей.
Не бояться обращений к врачу.
Раздел 6. Проблема употребления психоактивных веществ (0.5 ч)
Общее представление о психоактивных веществах.
Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.
Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.
Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.
Работа дома:
Беседа ребёнка с родителями на тему:
Ожидаемые результаты (ученик может)
Уметь избегать ситуации пассивного курения.
Понимать, что алкоголизм и наркомания - трудноизлечимые заболевания. Знать, как себя вести, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Лексика темы:
Никотин, алкоголь, пиво, вино, реклама, опасность для здоровья и жизни человека, болезнь, вредные привычки, зависимость, хроническое отравление.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-4-х классов.
Курс 3-4 класса 34 часа (1 раз в неделю).
Занятия проводятся по 40 минут.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления внеурочной деятельности | Классы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Количество часов в неделю | ||||
Спортивно-оздоровительное направление Общефизическая подготовка (ОФП «Страна здоровья») | - | - | 1 | 1 |
3. Тематическое планирование
ОФП (Страна здоровья)
внеурочная деятельность
Содержание учебного курса | Тема (раздел), количество часов | № за ня тия | Тема занятия | Кол- во часов | Формы текущего контроля | Дата проведения занятия | Кор рек тировка | |
Практика | Основные виды деятельности обучающихся | |||||||
Упражнение на развитие координацион-ных способностей. Подвижная игра «Ловля парами». | Определять влияние физической культуры на укрепление здоровья и физического развития | Ведение. «Пусть всегда будет солнце». Техника безопасности и правила поведения 1 час | 1 | Введение «Пусть всегда будет солнце». Техника безопасности и правила поведения до занятий, во время и после занятий. Техника безопасности на спортивной площадке, на беговой дорожке, в прыжковом секторе | 1 | группо вой | ||
Специальные беговые упражнения, старты из различных исходных положений. Техника высокого старта. Подвижная игра «Волк во рву». | Изучать и соблюдать правила предупреждения травматизма на занятиях | «Пусть всегда будет солнце». Человек и окружающий мир 1 час | 2 | «Пусть всегда будет солнце». Человек и окружающий мир. Условия необходимые для жизни человека. Питание. Тепло. Дом. | 1 | взаимо проверка | ||
Упражнения на развитие гибкости. Подвижная игра «Гребцы» | Изучать историю физической культуры. Участвовать в беседе | «Пусть всегда будет солнце». Школа. Социум. Счастье 1час | 3 | «Пусть всегда будет солнце». Школа. Социум. Счастье. Здоровье и болезнь. Гуманное отношение к физическим недостаткам | 1 | индивидуальный | ||
Общеразвивающие упражнения. Тестирование физической подготовки. | Определять основные способы человека | Изучаем своё тело. Особенности внешнего строения человека 1час | 4 | Изучаем своё тело. Особенности внешнего строения человека | 1 | итоговый | ||
Общеразвивающие упражнения. Тестирование физической подготовки. | Познакомиться с разновидностями бега. Моделировать физические нагрузки для развития быстроты | Изучаем своё тело. Сходство и различие человека и животного 1час | 5 | Сходство и различие человека и животного | 1 | итоговый | ||
Разминка лёгкоатлета. С.Б.У. Спортивные игры «Мяч капитану». | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Выявлять причины успешной игры | Изучаем своё тело. Части тела 1час | 6 | Части тела (голова, туловище, руки, ноги) | 1 | взаимопроверка | ||
Упражнение на развитие координационных способностей. Подвижная игра «Охотники и утки». | Соотносить упражнения с развитием определённых физических качеств. Выполнять упражнения на внимание | Изучаем своё тело. Части тела и их функции 1час | 7 | Части тела и их функции | 1 | взаимоконтроль | ||
Общеразвивающие упражнения Эстафеты с этапом -50 метров. Подвижная игра «Перемена мест» | Применять полученные умения и навыки в эстафетном беге | Изучаем своё тело. Внутренние органы и их функции 1час | 8 | Внутренние органы и их функции | 1 | круговой | ||
Разминка лёгкоатлета. Прыжки в высоту. Подвижная игра «Верёвочка под ногами» | Применять полученные умения и навыки в беге и прыжках. Согласовывать действия партнёра в игре | Изучаем своё тело. Рост и развитие человека 1час | 9 | Рост и развитие человека. Периодизация развития. Интересы и увлечения | 1 | групповой | ||
Разминка лёгкоатлета. Прыжки в высоту. Подвижная игра «Верёвочка под ногами». | Работать с информацией. Участвовать в беседе по теме | Интересы и увлечения. Человек – творец 1час | 10 | Человек – творец | 1 | поточный | ||
О.Р.У. Бег с низкого старта. Подвижная игра «Челнок». | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Соотносить упражнения с развитием определённых физических качеств | Интересы и увлечения. Наука и исскуство 1час | 11 | Наука и исскуство | 1 | групповой | ||
О.Р.У Упражнения с набивным мячом (метание). Подвижная игра «В горизонтальную мишень» | Устанавливать взаимосвязь между физическими упражнениями и работой мышц. Соблюдать правила игры, удерживать задачу во время игры | Интересы и увлечения Искусство. Музыка 1час | 12 | Искусство. Музыка | 1 | фронтальный | ||
Общеразвивающие упражнения. Тестирование. | Иметь представление о гигиене тела. Участвовать в беседе по теме | Гигиенические правила. Гигиена тела 1час | 13 | Гигиена тела. Кожа, её предназначение | 1 | итоговый | ||
О.Р.У. Специальные беговые упражнения. Техника бега на средние дистанции. Подвижная игра «Лиса и куры». | Уметь составлять собственный режим дня и стараться следовать ему. Соблюдать правила игры. Выполнять упражнения на воспитание смелости | Гигиенические правила. Выбор одежды в соответствии с погодными условиями 1час | 14 | Выбор одежды в соответствии с погодными условиями | 1 | групповой | ||
О.Р.У. Бег на лыжах на средние отрезки. Подвижная игра «По следам». | Иметь привычку мыть руки перед любым приёмом пищи. Выполнять упражнения на воспитание выносливости | Гигиенические правила. Уход за зубами 1час | 15 | Уход за зубами. Что вредит зубам и что им полезно. Посещение стоматолога | 1 | групповой | ||
О.Р.У. Бег на лыжах на средние отрезки. Подвижная игра «По следам». | Применять навыки ухода за своим телом в повсед-невной жизни. Участвовать в беседе о гигиене труда и отдыха | Гигиенические правила. Гигиена труда и отдыха 1час | 16 | Гигиена труда и отдыха. Периоды изменения работо-способности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления | 1 | фронталь ный | ||
О.Р.У. Развитие выносливости. Подвижная игра «Пустое место». | Что нужно есть в разное время года? Игры на свежем воздухе | Питание и здоровье. Витамины. 1час | 17 | Питание и здоровье. Представление об основных пищевых продуктах, их значение для здоровья | 1 | групповой | ||
Бег до 3мин О.Р.У. Подвижная игра «Удочка» командами. | Составление памятки по безопасному поведению на кухне. Согласовывать основные действия партнёров в игре | Питание и здоровье. Режим питания 1час | 18 | Режим питания . | 1 | групповой | ||
Равномерный бег до 3 мин | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен (из яиц, молока, творога, капусты, картофеля, моркови). Провести тестирование физической подготовленности | Питание и здоровье. Непереноси-мость отдельных продуктов 1час | 19 | Непереносимость отдельных продуктов | 1 | поточный | ||
О.Р.У. С.Б.У. Элементы акробатики. Подвижные игры «День и ночь». | Изучать и соблюдать правила предуп-реждения травматизма на занятиях. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Выявлять причину успешной игры | Техника безопасности и правила поведения 1час | 20 | Техника безопасности и правила поведения в гимнастическом зале | 1 | групповой | ||
О.Р.У. Метание мяча. Подвижные игры «Защита укрепления». | Беседа школьного врача (медицинской сестры) Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности | Питание и здоровье. Золотые правила питания 1час | 21 | Золотые правила питания (тщательно пережёвывать пищу, не переедать, есть в одно и тоже время, есть свежеприготов-ленную пищу). Что нужно есть в разное время | 1 | групповой | ||
О.Р.У. по методу круговой тренировки. Метание мяча. Подвижная игра «Защита укрепления». | Принимать участие в беседе на тему. Владеть информацией. Иметь представление о спортивных играх как об игре команды | Питание и здоровье. Питание и спорт 1час | 22 | Питание и спорт | 1 | поточный | ||
О.Р.У. С.Б.У. Совершенствование технике спринтерского бега. Подвижные игры «Вызов номеров». | Участвовать в беседе на тему. Выполнять бег из различных исходных положений. Соблюдать правила игры. | Питание и здоровье. Какую пищу можно найти в лесу | 23 | Какую пищу можно найти в лесу | 1 | групповой | ||
О.Р.У. С.Б.У. Совершенствование технике спринтерского бега. Подвижные игры «Вызов номеров». | Использовать плакаты по питанию. Музыкальные композиции для проведения подвижных игр | Питание и здоровье. Гигиена питания 1час | 24 | Гигиена питания (обработка пищевых продуктов перед употреблением, хранение пищевых продуктов, сроки годности | 1 | групповой | ||
О.Р.У. С.Б.У. Спортивные игры «Баскетбол с надувным мячом». | Изучение списка врачей в детской рай оной поликлинике. Иметь представление о спортивных играх. Осваивать технические действия из спортивных игр | Медицинские услуги. Работа врача 1час | 25 | Медицинские услуги. Работа врача | 1 | групповой | ||
Разминка легкоатлета. Эстафеты. | Составление памятки с адресами, телефонами медицинской помощи. Применять полученные умения и навыки в эстафетном беге | Медицинские услуги. Поликлиника и вызов врача на дом 1час | 26 | Поликлиника и вызов врача на дом | 1 | групповой | ||
О.Р.У.С.Б.У. Прыжки в длину. Подвижные игры «Прыжок за прыжком». | Рисунки по теме «Работа врача». Осваивать технику прыжков в длину. Соблюдать правила игры | Медицинские услуги. Служба «03», неотложная помощь 1час | 27 | Служба «03», неотложная помощь | 1 | поточный | ||
О.Р.У.С.Б.У. Прыжки в длину. Подвижные игры «Прыжок за прыжком» | «День прыгуна» Организация судейства | Медицинские услуги. Служба спасения 1час | 28 | Служба спасения. Где проконсультировать-ся по поводу возникшей неотложной ситуации | 1 | итоговый | ||
О.Р.У.С.Б.У. Бег до 3 мин. Эстафеты | Применять полученные умения и навыки в эстафетном беге. Соотносить упражнения с развитием определённых физических качеств | Медицинские услуги. Посещение врача 1час | 29 | Полис медицинского страхования. Посещение врача | 1 | групповой | ||
О.Р.У.С.Б.У. Бег до 3мин. Старты. Бег 30 метров. | Понимать чем отличаются врачи разных специальностей | Медицинские услуги. Выполнение рекомендаций врача 1час | 30 | Выполнение рекомендаций врача | 1 | итоговый | ||
О.Р.У. Тестирование. | Не бояться обращаться к врачу. Тестирование физической подготовленности | Медицинские услуги. Больница, показания для госпитализа-ции 1час | 31 | Больница, показания для госпитализации | 1 | итоговый | ||
О.Р.У. Тестирование. | Беседа на тему «Как хранятся разные лекарства» Тестирование физической подготовленности | Медицинские услуги. Осторожное обращение с лекарствами 1час | 32 | Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома | 1 | итоговый | ||
Разминка лёгкоатлета. Бег на 60 метров. Подвижная игра «Салки с домом» | Участвовать в беседе на тему. Выполнять бег из различных исходных положений. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности | Проблема употребления психоактив-ных веществ. Вред табачного дым 1 час | 33 | Общее представление о психоактивных веществах, проблемы. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма | 1 | итоговый | ||
О.Р.У. Эстафеты. Подвижные игры «Салки с домом» | Уметь избегать ситуации пассивного курения. Характеризовать показатели физического развития. Подведение итогов | Проблема употребления психоактивных веществ. Опасность употребления алкоголя. 1час | 34 | Что такое алкоголь? И чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества | 1 | групповой |
Приложение
Характеристика контрольно-измерительных материалов
За основу контроля уровня физической подготовленности взяты источники:
- Лисицкая Т.С., Новикова Л.А, Программа курса «Физическая культура» 1-4 классы.- М.: АСТ, Астрель, 2013.
- Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре/Авт-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа, 2002.
- Тесты в физическом воспитании школьников/В. И. Лях.- М.: АСТ, 1998.
- Горшков В.П., Ворошнин В.П., Мальцева А.Н. Организация и методика тестирования для определения уровня физической подготовленности школьников Челябинской области. /Главное Управление Образования Администрации Челябинской области. Челябинский Государственный Педагогический институт. – Челябинск, 1994.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся используются тесты упражнений:
- на быстроту – бег 30 м с высокого старта;
- на силу – подтягивание на перекладине;
- силовая выносливость – поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд;
- скоростно-координационные способности – челночный бег 3*10 м.,
- скоростно-силовые качества – прыжок в длину с места;
- на гибкость – наклон вперед из положения сидя;
- на выносливость – 6-ти минутный бег.
Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится два раза в учебном году: в сентябре и мае.
Тест 1. Бег 30 метров с высокого старта.
В забеге принимают участие не мене двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и принимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 секунды.
Тест 2. Подтягивание.
Мальчики из виса на высокой перекладине, девочки из виса лежа на низкой перекладине (до 80 см). И те, и другие подтягиваются хватом сверху. По команде «Начинай!» выполняют подтягивания до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. Тело не выгибать, сгибание ног в коленях и дергание ногами не разрешается.
Тест 3. Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд.
Ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, руки скрестно прижаты к груди, пальцы касаются лопаток, расстояние от таза до пяток 25-30 см. Партнер держит ноги и колени вместе. Учащийся поднимает туловище, сгибая его до касания локтями бедер, затем опускается на пол, касаясь пола лопатками. Фиксируется количество выполненных сгибаний и разгибаний за 30 сек. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или на коврике.
Тест 4. Челночный бег 3 x 10 м.
Для проведения челночного бега необходимо иметь два кубика размером 5 x 5 x 10см. Забеги могут быть по одному или по два ученика. На линию старта кладут два бруска. По команде «На старт!» ученик выходит на линию старта. По команде «Внимание!» наклоняется и берет один брусок. По команде «Марш!» бежит и кладет брусок за линию и не останавливаясь возвращается за другим бруском. Бросать бруски через линию запрещается. Время фиксируется с точностью до 0,1 сек. в момент касания вторым бруском пола.
Тест 5. Прыжок в длину с места.
Учащийся становится ногами к линии, выполняет прыжок вперед, одновременно толкаясь двумя ногами. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от линии до ближайшего касания места приземления любой частью тела. Не разрешается отталкиваться одной ногой. Лучший результат из трех попыток фиксируется в сантиметрах.
Тест 6. Наклон вперед из положения сидя.
На полу проводятся две перпендикулярные линии. На одну из них размечают разметку в сантиметрах от 0 до 35 см со знаком «+» и от 0 до 20 см со знаком «-». Ученик садится со стороны разметки со знаком «-» так, чтобы его пятки находились рядом с линией пересечения расстояние между пятками 25-30 см. Партнеры прижимают колени испытуемого руками к полу. Выполняется три медленных наклона. Четвертый наклон зачетный и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки. Результат может быть положительным и отрицательным с точностью до 0,5 см.
Тест 7. Шестиминутный бег.
Бег выполняется на беговой дорожке стадиона. Учащийся с высокого старта по команде «Марш!» выполняет бег в избранном темпе. В забеге одновременно принимают участие 6-8 человек. Столько же учеников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением общего метража. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 метров. По истечении 6 минут по свистку учителя бегуны останавливаются и контролеры подсчитывают метраж для каждого участника забега.
Нормативные оценки уровней физической подготовленности обучающихся
Прыжок в длину с места
Класс | Уровень подготовленности | |||||
Мальчики | Девочки | |||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Очень высокий | Высокий | Средний | |
3 | 150 | 140 | 115 | 145 | 120 | 110 |
4 | 160 | 150 | 125 | 150 | 130 | 115 |
Бег 30 м
Класс | Уровень подготовленности | |||||
Мальчики | Девочки | |||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Очень высокий | Высокий | Средний | |
3 | 5,1 | 5,6 | 6,1 | 5,3 | 5,8 | 6,3 |
4 | 5,0 | 5,4 | 5,9 | 5,2 | 5,6 | 6,0 |
Подъем туловища за 30 секунд
Класс | Уровень подготовленности | |||||
Мальчики | Девочки | |||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Очень высокий | Высокий | Средний | |
3 | 19 | 18 | 17 | 17 | 16 | 15 |
4 | 20 | 19 | 18 | 18 | 17 | 16 |
Наклон вперед из положения сидя на полу
Класс | Уровень подготовленности | |||||
мальчики | Девочки | |||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Очень высокий | Высокий | Средний | |
3 | 7 | 5 | 3 | 9 | 7 | 5 |
4 | 8 | 6 | 4 | 10 | 8 | 6 |
6-минутный бег
Класс | Уровень подготовленности | |||||
Мальчики | девочки | |||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Очень высокий | Высокий | Средний | |
3 | 1200 | 850-1000 | 1000 | 1000 | 700-900 | 600 |
4 | 1250 | 900-1500 | 1050 | 1050 | 750-950 | 650 |
Подтягивание
Класс | Уровень подготовленности | |||||
Мальчики | девочки | |||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Очень высокий | Высокий | Средний | |
3 | 5 | 3-4 | 1 | 16 | 7-11 | 4 |
4 | 5 | 3-4 | 1 | 18 | 8-13 | 5 |
Челночный бег 3x10 м, сек.
Класс | Уровень подготовленности | |||||
Мальчики | девочки | |||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Очень высокий | Высокий | Средний | |
3 | 8,8 | 9,9-9,3 | 10,2 | 9,3 | 10,3-9,7 | 10,8 |
4 | 8,6 | 9,5-9,0 | 9,9 | 9,1 | 10,4-9,5 | 10,4 |
Прыжки на скакалке за 1 минуту
Класс | Мальчики | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
3 | 60 | 40 | 30 | 80 | 50 | 40 |
4 | 70 | 50 | 40 | 90 | 60 | 50 |
Контрольные упражнения
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
мальчики | девочки | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 9-10 | 7-8 | 5-6 |
Прыжок в длину с места, см | 118-120 | 115-117 | 105-114 | 116-118 | 113-115 | 95-112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,2-7,0 | 6,3-6,1 | 6,9-6,5 | 7,2-7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Для оценки результата сгибания и разгибания рук в упоре лежа, в количестве раз
Возраст | Уровни физической подготовленности | |||||||
низкий | Средний | высокий | очень высокий | |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
9 | 3 | 1 | 10 | 5 | 21 | 16 | 27 | 20 |
10 | 3 | 1 | 11 | 5 | 23 | 16 | 29 | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...
Теоретическая подготовка учащихся на факультативах «Подросток, спорт, здоровье» (5,6 классы), «Молодежь, здоровье, спорт» (9 класс)
Теоретическая подготовка учащихся на факультативах «Подросток, спорт, здоровье» (5,6 классы), ...
разработка интегрированного урока по теме "Good health is above wealth" "Здоровым быть - здорово" в 6 классе
Данный урок является обобщающим в разделе. Задания направлены на закрепление и активизацию изученных лексических единиц и грамматических структур, совершенствование речевых компетентностей, навыков чт...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» (5-7 КЛАССЫ)
Мною разработана и адаптирована «Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у подростков «Мое здоровье» на основе Программы образовательного курса «М...
КРЗ "Здоровые зубы - здоровью любы" 4 класс
Занятие для учащихся 4 кл. коррекционной школы 8 вида....
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...