Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Просвещение», 2014.
На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, такие занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_himicheskaya_mozaika_9_klass_.docx | 386.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» разработана на основе следующих нормативных актов и документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №-273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897" (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. №19993).
- Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2015 г. N 377-П «Об утверждении комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе на 2015 - 2018 годы»;
- Закон ЯНАО от 04.04.2012 №13-ЗАО «О нормативах и объёмах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях»;
- Методические рекомендации «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014.
- Устав школы (утвержден приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 06.08.2015 №269);
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (рассмотрена на педагогическом совете школы 30.05.2017 г. протокол №07; согласована Советом школы 30.05.2017 г. протокол №05; утверждена приказом от 30.05.2017 г. №215);
- Положение о порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (принято на педагогическом совете от 31.08.2016 г. №01, утверждено приказом от 31.08.2016 г. №238).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Просвещение», 2014.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Химическая мозаика» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
обучающийся научится:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
- ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- планировать ресурсы для достижения цели.
- называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов и конспектов;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
- координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
- описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни;
в ценностно - ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент;
в сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, такие занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Формы и методы работы.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
рассказ, семинар, практические занятия, самостоятельные творческие работы учащихся, лекции и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.),
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения,
- эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
- групповой – организация работы в группах,
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Принципы построения курса.
Принципы, лежащие в основе программы курса внеурочной деятельности:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма;
- научности;
- связи теории с практикой.
Межпредметные связи.
Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» представляет собой совокупность фрагментов в разных образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал разных образовательных курсов: химии, ОБЖ, биологии, географии и экологии. В основах безопасности жизнедеятельности это правила безопасного обращения с вредными веществами и первая медицинская помощь при отравлениях.
Основное содержание
Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.)
Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.
Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.
Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания).
Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).
Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
Первая медицинская помощь при отравлениях.
Тема 2. Пищевые продукты (7ч.)
Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.
Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.
Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.
Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.
Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.
Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.
Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.
Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.
Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)
Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.
Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.
Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.
Практическая работа. Домашняя аптечка.
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.)
Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.
Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.
Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.
Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.)
Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.
Удобрения и ядохимикаты.
Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.
Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.
Тема 6. Химия и экология. (7 ч)
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.
Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.
Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.
Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)
Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)
Защита проектов. (2 ч)
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.
Искусственная пища: за и против.
Правильное питание – основа здорового образа жизни.
Химия в моём доме.
Из истории моющих средств.
Как и чем мыть посуду.
Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
Чистящие и моющие средства.
Домашняя аптечка.
Антисептические препараты.
Лекарства против простуды.
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности
«Химическая мозаика»
№ занятия | Кол-во часов Ауд/внеауд | Тема занятия | Краткое содержание | |
1 | Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.) | |||
1 | Химия и её значение. | Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук. | ||
1 | Вещества в быту. | Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами. | ||
1 | Отравления бытовыми веществами. | Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания). Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие). | ||
1 | Первая медицинская помощь при отравлениях. | Первая медицинская помощь при отравлениях. | ||
1 | Ожоги. | Ожоги. Классификация ожогов (химические, термические, солнечные). Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. | ||
Тема 2. Пищевые продукты (7ч.) | ||||
1 | Основные питательные вещества. | Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ. | ||
1 | Калорийность пищевых продуктов. | Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения. | ||
1 | Основные принципы рационального питания. Пищевые отравления. | Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях. | ||
1 | Состав пищевых продуктов. | Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы. | ||
1 | Вещества, используемые при приготовлении пищи. | Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека. Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. | ||
1 | Продукты быстрого питания. | Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда. | ||
1 | Напитки. | Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм.Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду. | ||
Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.) | ||||
1 | Лекарства. | Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств. | ||
1 | Правила употребления лекарств. |
| ||
1 | Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами. | Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами. | ||
1 | Практическая работа. Домашняя аптечка. | Изучение лекарственных препаратов домашней аптечки и инструкций по их применению. | ||
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.) | ||||
1 | Искусственные и натуральные косметические средства. | Из истории использования косметических средств. Искусственные и натуральные косметические средства. | ||
1 | Косметические средства в нашем доме. | Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос | ||
1 | Моющие косметические средства. | Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни. | ||
1 | Личная гигиена. | Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами. | ||
Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.) | ||||
1 | Синтетические моющие средства. | Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели. | ||
1 | Вещества бытовой химии для дома. | Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми. | ||
1 | Вещества бытовой химии для дачи и огорода. | Удобрения и ядохимикаты. | ||
1 | Безопасное обращение со средствами бытовой химии. | Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии. | ||
1 | Практическая работа. Безопасная бытовая химия. | Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии. | ||
Тема 6. Химия и экология. (7 ч) | ||||
1 | Природные ресурсы. | Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны. | ||
1 | Экология воды. | Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды. | ||
1 | Экология атмосферы | Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения. | ||
1 | Экология почвы. | Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов. | ||
1 | Экология и человек. | Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду. | ||
1 | 1 | Практическая работа. Органолептические свойства воды. | Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования. | |
1 | Практическая работа. Изучение состава почвы. | Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя. | ||
Защита проектов, зачёт. (2 ч) | ||||
1 | Защита проектов. |
| ||
1 | Защита проектов. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» разработана для одаренных учащихся 6 классов (количество - 10 человек) и является пропедевтическим курсом физи...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная програм...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 5 классов
Программа внеурочной деятельности по математике «Математическая мозаика» для учащихся 5 класса направлена на развитие математических способностей учащихся, логического мы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химическая лаборатория"
Программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 17.12.2010 3 1897 «Об утверждении и вве...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория сотворчества"
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной деятельности и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для развит...
Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения
Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения составлена в соответствии с федеральным государствен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория компьютерных игр"
Рабочая программа курса «Лаборатория компьютерных игр» реализует общеин-теллектуальное направление внеурочной деятельности в рамках Федерального государ-ственного образовательного стандарт...