Технологическая карта внеурочного занятия на тему "Бюджет семьи"
план-конспект занятия (7 класс)

Осипова Оксана Владимировна

Технологическая карта внеурочного занятия на тему "Бюджет семьи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet_semi.docx93.82 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс:  7

Тема урока: «Интегрированный урок по математике решение практических задач по теме «Бюджет семьи» для 7 класса

Цель:

обучающий аспект:

- уметь решать задачи на нахождение части от числа и процентов от числа;

- уметь применять наиболее рациональный способ решения при решении задач;

- уметь анализировать условие задачи и планировать этапы решения

- уметь решать задачи, представленные в формате ЕГЭ (прототипы В1)

развивающий аспект:

- развивать грамотную математическую речь

- развивать умение видеть в  тексте задачи конкретную жизненную ситуацию

- развивать логическое мышление:

умение выстраивать логическую цепочку рассуждений при осуществлении решения задачи

умение анализировать и сравнивать

-понимать, что материал, изучаемый в 7 классе, находит реальное отражение в текстах ЕГЭ 11 класса;

- развивать навыки смыслового и функционального чтения при работе со сплошными и не сплошными текстами;

- развивать навыки самооценки.

воспитывающий аспект:

- воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности

- воспитывать у учащихся культуру интеллектуального математического труда во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества,

- воспитывать познавательный интерес и любовь к математике;

- воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям современного общества.

- понимать значение математики в жизни человека

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

Познавательных:

Общеучебных

- выбор рациональных способов решения;

- смысловое и функциональное чтение (при чтении текстов задач, заполнении        квитанции для оплаты электроэнергии, составлении таблицы бюджета семьи;

- контроль и оценка результатов деятельности (система баллов на каждом этапе)

смыслообразование – установление связи между целью урока и его мотивом, ответ на вопрос «Где я могу применить полученные сегодня знания?»

Логических        

-  анализ текстов задач;

 - синтез полученной при решении задач информации;

Коммуникативных

 - работа в группах (распределение ролей и функций каждого в группе, умение выслушать друг друга)

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Этапы урока:

- проверка домашнего задания

- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

- применение знаний;

- подведение итогов урока и рефлексия;

- информация о домашнем задании.

Необходимое оборудование: компьютер, экран, мультимедиа-проектор, магниты, таблички с названиями семей.

Необходимый учебный комплект: учебник «Алгебра 7» авторы Макарычев Н.Я. и др.

Раздаточный материал: блокноты для устного счёта, задания для групп.

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Время

  1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой

Задача: проверка правильности выполнения домашнего задания, обеспечение мотивации, актуализация знаний

Метод: словесный (в форме диалога) - по источнику передачи и восприятия информации

Форма работы: фронтальная

3 мин.

Деятельность учителя

См. приложение 1. Корректирует ответы учеников.

 Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет задачи?»

Учитель говорит:

Сегодня на уроке мы увидим

практическое применение математики в конкретных жизненных ситуациях.

Тема урока «Решение практических задач»

Вопрос: «Как вы думаете, какова цель нашего урока?»

Учитель уточняет:

цель сегодняшнего урока: Показать практическое применение математики для решения вопросов, связанных с планированием бюджета семьи.

Лейтмотивом урока станут слова немецкого учёного Ауэрбаха Бертольда

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать-искусство». 

Деятельность учащихся

Ответ: «Это задачи о доходах и расходах семьи. О способах уменьшения расходов».

Ответ: «Показать практическое применение математики».

  1. Устная работа

Задача: актуализация опорных знаний и умений

Метод: репродуктивный, наглядный - по источнику передачи и восприятия информации

Форма работы: индивидуально - фронтальная

4 мин.

Деятельность учителя

Озвучивает задачи.

Задания учащимся:

1. Найти 25% от 400 рублей

2. Уменьшить число 400 на 25% этого числа

3. (Из текстов ЕГЭ )  В июле 1 кг яблок стоил 60 руб. В августе яблоки подешевели на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг яблок после снижения цены в августе?

4. Найти 13% от 30000 рублей

5. (Из текстов ЕГЭ )  Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Петра Ивановича равна 30000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?

Вопросы учащимся:

Как найти проценты от числа?

Как проще посчитать 25%  от числа?

Как проще посчитать 20%  от числа?

Как вы понимаете пословицу «Каков работник, такова ему плата»?

-Деньги получают за труд. Более высококвалифицированные специалисты получают больше, чем другие. Что нужно сделать, чтобы стать очень хорошим специалистом? (Много учиться)

-А учёба в школе - это труд? (Конечно труд)

Деятельность учащихся

Учащиеся записывают ответы на блокнотиках и показывают учителю

Ответы:

  1. 100
  2. 300
  3. 48
  4. 3900
  5. 26100

Учитель на доске заполняет таблицу:

№1

№2

№3

№4

№5

№1

№2

№3

№4

№5

100

300

48

3900

26100

КАКОВ

РАБОТ

НИК,

ТАКОВА

ЕМУ

ПЛАТА

После заполнения таблицы, один из учеников открывает закрытые карточки, прикреплённые магнитами к доске (Каждое число соответствует одному слову).

После чего, получается пословица: «Каков работник, такова ему плата»

Кто лучше работает, тот больше получает.

  1. Постановка проблемных вопросов

Задача: обеспечение мотивации

Метод: частично поисковый (самостоятельная формулировка проблемы)

Форма работы: групповая

3 мин.

Деятельность учителя

Организация деятельности детей в группах. Повышение мотивации к изучению математики.

Давайте уточним  тему урока:  Применение математики при составлении бюджета семьи.

А раз мы говорим о бюджете семьи, то работать вы будете в группах- «семьях»: семья Ивановых, семья Петровых, семья Сидоровых.

Любая семья – это группа, решающая определённые проблемы и задачи. Для работы вам понадобятся Правила работы в семье. Давайте их сформулируем.

Не забудьте про распределение «ролей» в семье:

Старший (выполняет функцию организатора и осуществляет контроль)

Бухгалтер (отвечает за бюджет семьи)

Специалист по связям с общественностью (представляет решения )

Завхоз (обеспечение учебного процесса- наличие заполненных технологических карт, фломастеров, клея..)

Вопрос: «Что означает слово «бюджет»?

Бюджет – это таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определённый период времени.

Те, кто имеют дело с деньгами ещё до того, как они получены и истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелёк из разных источников и сколько будет потрачено.

-Какие основные составляющие любого бюджета?

-Какие виды доходов вы знаете?

-Какие виды расходов вы знаете?

Как вы уже догадались задания группам будут связаны с бюджетом семьи. Но прежде, чем приступить к их выполнению, давайте подготовимся.

Деятельность учащихся

Дети слушают и вспоминают правила работы в группах.

См. приложение 3

Правила работы в семье

  1. Семья должна быть дружной.
  2. При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
  3. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
  4. Соблюдать правила поведения и не мешать шумом соседям.

Доходы и расходы

Заработная плата, пенсия, стипендия, премия, аренда, доходы по вкладам и т.д.)

Коммунальные платежи, транспортные расходы, оплата телефона и интернета, питание, одежда и обувь, культурные мероприятия и т.д.

4. Физминутка  

Игра «Капитаны»

Задача: динамическая пауза, смена вида деятельности, переключение внимания.

Метод: репродуктивный, наглядный

Форма работы: фронтальная

1мин.

Этап применения знаний

  1. Сравнение и классификация данных

Метод: поисковый

Форма работы: групповая

6 мин.

Деятельность учителя

Задание группам № 1

Вам необходимо заполнить таблицу «Бюджет семьи».

Все составляющие статей «Доходы» и «Расходы» перепутаны. Разделите данные на 2 части. Наклейте в нужную колонку.

В левую колонку таблицы помещаете ДОХОДЫ, а в правую РАСХОДЫ. Дальше вам нужно

1. Посчитать суммарный доход и суммарный расход.

1.Сравнить доходы и расходы

3. Ответить на вопрос: хватит ли денег семье для реализации данного бюджета

Деятельность учащихся

Обсуждая данные, выполняют задание

  1. Задание для семьи Ивановых

Доходы:

Зарплата мамы – 25000руб

Зарплата папы - 50000руб

       Стипендия сына – 7000руб

ИТОГО-  82000руб

        Расходы:

Квартплата – 4600руб

Оплата проезда – 3500руб

Продукты – 25000руб

Одежда и обувь – 28900руб

Лекарства – 2000руб

ИТОГО – 64000руб

  1.  Задание для семьи Сидоровых

Доходы:

Зарплата мамы-34000  руб

Зарплата папы -42000руб

Сдача квартиры-20000руб

ИТОГО-  96000руб

        Расходы:

Квартплата – 9800руб

Оплата проезда – 6200руб

Продукты – 27000руб

Выплата процентов по кредиту – 32000руб

Покупка телевизора – 26000руб

ИТОГО – 101000руб

  1. Задание для семьи Петровых

Доходы:

Зарплата мамы-35000  руб

Пенсия бабушки -12000руб

Пособие на ребёнка-10000руб

ИТОГО- 57000руб

        Расходы:

Квартплата – 4200руб

Оплата проезда – 4000руб

Продукты – 24000руб

Занятия в тренажёрном зале – 9800руб

Лечение – 15000руб

ИТОГО – 57000руб

Какая экономическая ситуация из трёх полученных самая лучшая?

Составление и анализ бюджетов семей

ДОХОДЫ>РАСХОДЫ

ДОХОДЫ=РАСХОДЫ ДОХОДЫ<РАСХОДЫ

Какая из данных экономических ситуаций наиболее благоприятная для семьи?

ДОХОДЫ>РАСХОДЫ

8 мин.

2. Задача: использование знаний в знакомой и изменённой ситуациях

Методы: репродуктивный и поисковый.

Форма работы: групповая            смотри приложение №2 (расходы на воду и электроэнергию)

5 мин

Деятельность учителя

Раздаёт учащимся Технологические карты. См. Приложение 3.

Организует выполнение задания 2 для групп

Выберите понравившуюся вам задачу и решите.

У вас есть право выбора: за верно решённую задачу уровня В1, вы получите «5» баллов, а за верно решённую задачу уровня В5, вы можете получить «10» баллов.

Решите задачи (ЕГЭ 2012, уровень В1)

А.   Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 7%.  Книга стоит 2000 рублей. Сколько рублей  заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу, если в день покупки магазин предоставляет дополнительную скидку 5%?

Б. Тетрадь стоит 14 рублей. Если покупатель покупает более 50 тетрадей, то магазин делает скидку 10% от стоимости всей покупки. Сколько рублей заплатит покупатель, если он собирается купить 60 тетрадей?

В.  Аня купила месячный проездной на автобус. За месяц она сделала 40 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 760 рублей, а разовая поездка 28 рублей?

Решите задачу (ЕГЭ 2012, уровень В5)

С. Семья из трех человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 660 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19,5 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

Учитель консультирует и направляет деятельность учащихся. Организует проверку решённых задач с помощью Документ камеры.

Деятельность учащихся

Работают в группах и выполняют задания

Ответы к задачам:

А - 1760 руб

Б – 756 руб

В – 360 руб

С- 8719,5=1092(руб)- на автомобиле

Проверяют решения и оценивают результативность своей деятельности.

3.Задание продуктивное

Задача: организовать учебное взаимодействие в группах для анализа текстов задач, решённых дома и в классе, и составления советов по уменьшению расходов семьи

Метод: продуктивный – по степени самостоятельности мышления

Форма работы: групповая

5мин.

Задание

Сформулируйте ваши предложения по уменьшению расходов в семье.

Формулируют предложения по уменьшению расходов в семье

Обсуждение сформулированных предложений:

  1. Учитывать доходы (По одёжке протягивай ножки)
  2. Планировать расходы
  3. Использовать двухтарифные счётчики учёта электроэнергии
  4. Экономно расходовать электричество и воду
  5. Пользоваться проездным билетом
  6. Покупать вещи на распродажах
  7. Использовать дисконтные карты
  8. Совершать оптовые покупки

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению цели урока (мотивации, способов деятельности, эмоционального состояния)

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная

3 мин.

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

(Ответы на вопросы, самостоятельные выводы, формулировки)

Оценивание:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация рефлексии.

Подводя итоги урока, ответим на три вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

Что мы сегодня делали?

Как мы это делали?

Зачем мы этим занимались?

Давайте подведём итоги.  Используя оценочные листы, посчитайте свой личный баланс и баланс вашей семьи.

Учитель, используя данные оценочных листов, выставляет  учащимся оценки за урок.

Рефлексия эмоционального состояния –

«Погода на уроке»

Отвечают на вопросы.

Составляли бюджеты семей. Выясняли, как уменьшить расходы в семейном бюджете.

Решали задачи с практическим содержанием.

Чтобы научиться применять математику в конкретных жизненных ситуациях.

Учащиеся подсчитывают количество заработанных баллов и сдают оценочные листы учителю.

Определение личной комфортности на уроке.

Дети на интерактивной доске выбирают картинку, соответствующую их эмоциональному состоянию – солнышко, облака или тучки.

Этап информации о домашнем задании  

2мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обеспечение понимания учениками цели и содержания д/з, проверка правильности записи.

1. Решите задачи

А. Рубашка стоит 600 рублей. Во время распродажи скидка на все товары составляет 15%. Сколько рублей стоит рубашка во время распродажи?

Б. Пачка сливочного масла стоит 120 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?

2. Объясните, как вы понимаете поговорку «Датчанин живёт как принц, потому что экономит как нищий»

Записывают домашнее задание в дневник, просматривают его в соответствии с комментариями учителя.

Показатели РРЭ: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания каждым учеником в соответствии с его уровнем развития.


Приложение 1

Домашнее задание

  1. В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех магазинах г. Кузнецка.


Наименование продукта

Пятёрочка

магнит

Квартал


Пшеничный хлеб (батон)

28

28

26


Молоко (1 литр)

48

32

52


Картофель (1 кг)

16

19

21


Сыр (1 кг)

270

290

215


Мясо (говядина)

320

290

360


Подсолнечное масло (1 литр)

50

60

55


Определите, в каком из этих магазинов  окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 5 батонов пшеничного хлеба, 2 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответ запишите стоимость данного набора продуктов в этом городе (в рублях).

  1. Заполните два счёта за оплату электроэнергии, если известны данные

для однотарифного счётчика

Текущее показание счётчика

5120 квт/час

Предыдущее показание счётчика

4700 квт/час

Тариф

2,92руб

сумма

Заработная плата папы 36000 рублей. Заработная плата мамы составляет половину   заработной платы папы, а пенсия бабушки – 50% от заработной платы мамы. Посчитайте доход этой семьи за месяц.


Приложение 2

Ведомость получения доходов

(Оценочный лист)

Фамилия___________________

Вид деятельности

Сумма

 (оценка)

1

Выполнение домашнего задания

2

Устные упражнения

3

Определение баланса семейного бюджета

4

Решение задачи экономического содержания

5

Составление памятки для уменьшения расходов

ИТОГО

Сегодня на уроке

ЧТО?

КАК?

ЗАЧЕМ?


Приложение3

Технологическая карта урока

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство»

Ауэрбах Бертольд

Определение бюджета семьи

В четвёртом столбике таблицы запишите фамилию семьи, бюджет которой соответствует заданной ситуации, показанной на рисунке


Решите задачи
(из текстов ЕГЭ 2012, уровень В1)

  1. Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 7%.  Книга стоит 2000 рублей. Сколько рублей  заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу, если в день покупки магазин предоставляет дополнительную скидку 5%?

  1. Тетрадь стоит 14 рублей. Если покупатель покупает более 50 тетрадей, то магазин делает скидку 10% от стоимости всей покупки. Сколько рублей заплатит покупатель, если он собирается купить 60 тетрадей?

  1. Аня купила месячный проездной на автобус. За месяц она сделала 40 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 760 рублей, а разовая поездка 28 рублей?

Дополнительная задача (ЕГЭ 2012, уровень В3)

Семья из трех человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 660 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19,5 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

Домашнее задание

  1. Решите задачи
  1. Рубашка стоит 600 рублей. Во время распродажи скидка на все товары составляет 15%. Сколько рублей стоит рубашка во время распродажи?
  2. Пачка сливочного масла стоит 120 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?
  1. Объясните, как вы понимаете поговорку «Датчанин живёт как принц, потому что экономит как нищий»

Список литературы:

  1. http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/index.htm
  2. Методическое пособие по курсу "Экономика семьи". 5 класс. Автор: Сасова, Землянская, Новожилова

3. "Математика: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа

Технологическая карта - новый вид методической продукции...

Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».

Цель деятельности педагога:  Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)

внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1.     Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"

Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...