Рабочая программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» 5-9 классы
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта. Данная программа рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» предполагает углубленное изучение курса, способствует выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochumelye_ruchki.docx | 257 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы | УТВЕРЖДАЮ Директор школы О. П. Медведева |
Протокол № __________ от «__»________2018г. | Приказ № __________ от «__»________2018г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Очумелые ручки»
5-9 классы
Учитель: Бородина Анастасия Алексеевна
с. Мужи, 2018 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта. Данная программа рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» предполагает углубленное изучение курса, способствует выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.
Общая характеристика учебного курса
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Активная работа способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Цель программы:
Цель программы: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способами действия, развитие творчества.
Задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Формы работы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично-поисковый;
- практический;
- индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
- индивидуальные консультации.
Описание места учебного курса:
Курс «Очумелые ручки» предназначен для учащихся 5-9 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Краткое содержание курса по темам:
Тема №1. Очумелые ручки.
План работы на год. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Основы материаловедения
Материалы, инструменты и приспособления.
Тема №2. Волшебные картины.
Осенние фантазии из природного материала. Беседа «Флористика».
Картины из листьев. Восковые карандаши.
Тема №3. Своими руками.
Клеевой пистолет. Техника безопасности при работе. Виды работ с клеевым пистолетом. Выбор дизайна будущей поделки. Создание чехла для смартфона при помощи клеевого пистолета. Шкатулки. Виды шкатулок. Методики изготовления. Создание макета. Выбор материала
Изготовление шкатулки.
Тема №4 Художественные узоры.
Брелок. Определение. Виды. Назначение. Бисероплетение. Анализ образца. Определение практической значимости изделия. Подготовка рабочего места для работы с бусинами. Плетение брелока. Фенечки, шамбала. Технология изготовления. Выбор материала. Плетение простых фенечек. Плетение сложных узоров. Плетение с помощью дополнительных материалов: бусин, гаек и т.д
Учебно-тематическое планирование:
Раздел | Тема | УУД. Деятельность учащихся | Количество часов |
Очумелые ручки | Предметные умения: Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; умение сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные умения: Планирование своей деятельности, работать по плану. Коммуникативные: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов, работа в паре. Личностные: Развитие умения оценивать свою работу и работу одноклассников; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. | 5 | |
Волшебные картины | Предметные умения: Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Личностные умения: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. | 18 | |
Своими руками | Предметные умения: Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 21 | |
Художественные узоры | Предметные умения: Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. Регулятивные умения: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Личностные умения: Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость. | 26 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ урока | Тема урока | УУД. Деятельность учащихся | Дата по плану | Дата по факту | |
| |||||
1 | Вводное занятие. | Предметные умения: Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; умение сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные умения: Планирование своей деятельности, работать по плану. Коммуникативные: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов, работа в паре. Личностные: Развитие умения оценивать свою работу и работу одноклассников; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. | 5.09 | ||
2 | План работы на год | 12.05 | |||
3 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий | 19.09 | |||
4 | Основы материаловедения | 26.09 | |||
5 | Материалы, инструменты и приспособления | 3.10 | |||
| |||||
6 | Осенние фантазии из природного материала | Предметные умения: Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Личностные умения: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
| 10.10 | ||
7 | Беседа «Флористика» | 17.10 | |||
8 | Картины из листьев | 24.10 | |||
9 | Восковые карандаши | 7.11 | |||
10 | Методика работы с восковыми карандашами | 14.11 | |||
11 | Фен. Техника безопасности при работе с феном. Разработка макета | 21.11 | |||
12 | Изготовление поделки | 28.11 | |||
| |||||
13 | Клеевой пистолет. Техника безопасности при работе | Предметные умения: Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 5.12 | ||
14 | Виды работ с клеевым пистолетом | 12.12 | |||
15 | Выбор дизайна будущей поделки | 19.12 | |||
16 | Создание чехла для смартфона при помощи клеевого пистолета | 26.12 | |||
17 | Шкатулки. Виды шкатулок. Методики изготовления. | 9.01 | |||
18 | Создание макета. Выбор материала | 16.01 | |||
19 | Изготовление шкатулки | 23.01 | |||
20 | Изготовление шкатулки | 30.01 | |||
| |||||
21 | Вводное занятие | Предметные умения: Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. Регулятивные умения: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Личностные умения: Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость. | 6.02 | ||
22 | Брелок. Определение. Виды. Назначение | 13.02 | |||
23 | Бисероплетение | 20.02 | |||
24 | Анализ образца. Определение практической значимости изделия | 27.02 | |||
25 | Подготовка рабочего места для работы с бусинами | 6.03 | |||
26 | Плетение брелока | 13.03 | |||
27 | Фенечки, шамбала. Технология изготовления | 20.03 | |||
28 | Выбор материала | 3.04 | |||
29 | Плетение простых фенечек | 10.04 | |||
30 | Плетение сложных узоров | 17.04 | |||
31 | Плетение с помощью дополнительных материалов: бусин, гаек и т.д | 24.04 | |||
32 | Плетение шамбалы | 8.05 | |||
33 | Плетение шамбалы | 15.05 | |||
34 | Выставка поделок | 22.05 | |||
35 | Итоги года | 29.05 |
Планируемые результаты:
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по технологии.
Предметные результаты:
- Развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, творческих способностей;
- Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Знакомство с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использование ранее изученных приёмов в новых комбинациях и сочетаниях;
- Знакомство с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Совершенствование навыков трудовой деятельности в коллективе;
- Оказание посильной помощи в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достижение оптимального для каждого уровня развития;
- Закрепление навыков работы с информацией.
Личностные результаты
1. Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
2. Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
3. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах. - М.: Просвещение, 1998.
- Кузнецова Л.А. Ручной труд.: Учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – СПб.: Просвещение, 2008.
- Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011
Интернетрессурсы.
- http://profbar.ru/product/programma-obrazovaniya-uchashchihsya-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu
- http://www.uchmet.ru/library/material/144960/
- http://pedsovet.su/load/328-1-0-35978
- http://pedagog.86internat-nyagan.edusite.ru/DswMedia/programmadlyadeteysumerennoyityajeloyumstvennoyotstalost-yu.pdf
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%F0%E0%EF%E1%F3%EA%E8%ED%E3
- http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/korrekcionnaja_pedagogika/puti_povyshenija_ehffektivnosti_processa_obuchenija_detej_s_umerennoj_umstvennoj_otstalostju/39-1-0-3950
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс
Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"
Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс.
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Общекультурное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс
5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...