Рабочая программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» 5-9 классы
рабочая программа

Бородина Анастасия Алексеевна

Программа внеурочной деятельности  «Очумелые ручки» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта. Данная программа  рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности  «Очумелые ручки» предполагает углубленное изучение курса, способствует выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochumelye_ruchki.docx257 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                         


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская  средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

РАССМОТРЕНО

на заседании  МО учителей

русского языка и литературы

 УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

О. П. Медведева

Протокол № __________

от «__»________2018г.

Приказ № __________

 от «__»________2018г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Очумелые ручки»

5-9 классы

Учитель: Бородина Анастасия Алексеевна

с. Мужи, 2018 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Очумелые ручки» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта. Данная программа  рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности  «Очумелые ручки» предполагает углубленное изучение курса, способствует выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.

Общая характеристика учебного курса

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Процесс  глубоких  перемен,  происходящих  в  современном  образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления,  способствующего  формированию  разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще  не  было.  Это  индивидуальные  психологические  особенности  ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии,  воображении,  особом  видении  мира,  своей  точке  зрения  на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более  высоким,  чем  большей  оригинальностью  характеризуется  творческий результат. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Активная работа способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности  воспринимать  и  чувствовать  прекрасное.  Занимаясь  в  кружке, ребята  смогут  углубить  знания  и  умения  по  интересующему  их  делу  и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Цель программы:

Цель программы: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способами действия, развитие творчества.

Задачи:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических  и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формы работы:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
  • индивидуальные консультации.

Описание места учебного курса:

Курс «Очумелые ручки» предназначен для учащихся 5-9 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Краткое содержание курса по темам:

Тема №1. Очумелые ручки.

План работы на год. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Основы материаловедения

Материалы, инструменты и приспособления.

Тема №2. Волшебные картины.

Осенние   фантазии   из природного материала. Беседа    «Флористика».

Картины из листьев. Восковые карандаши.

Тема №3. Своими руками.

Клеевой пистолет. Техника безопасности при работе. Виды работ с клеевым пистолетом. Выбор дизайна будущей поделки. Создание чехла для смартфона при помощи клеевого пистолета. Шкатулки. Виды шкатулок. Методики изготовления. Создание макета. Выбор материала

Изготовление шкатулки.

Тема №4 Художественные узоры.

Брелок. Определение. Виды. Назначение. Бисероплетение. Анализ образца. Определение практической значимости изделия. Подготовка рабочего места для работы с бусинами. Плетение брелока. Фенечки, шамбала. Технология изготовления. Выбор материала. Плетение простых фенечек. Плетение сложных узоров. Плетение с помощью дополнительных материалов: бусин, гаек и т.д

Учебно-тематическое планирование:

Раздел

Тема

УУД. Деятельность  учащихся

Количество часов

Очумелые ручки

Предметные умения:

 Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; умение сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы.

Регулятивные умения:

Планирование своей  деятельности, работать по плану.

Коммуникативные:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов, работа в паре.

Личностные: 

Развитие умения оценивать свою работу и работу одноклассников; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

5

Волшебные картины

Предметные умения:

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;  планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Личностные умения:

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

18

Своими руками

Предметные умения:

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

21

Художественные узоры

Предметные умения:

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;  планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

Регулятивные умения:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Личностные умения:

Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;  проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость.

26

Календарно-тематическое планирование учебного курса

урока

Тема урока

УУД. Деятельность  учащихся

Дата по плану

Дата по факту

  1. Очумелые ручки

1

Вводное занятие.

Предметные умения:

 Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; умение сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы.

Регулятивные умения:

Планирование своей  деятельности, работать по плану.

Коммуникативные:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов, работа в паре.

Личностные: 

Развитие умения оценивать свою работу и работу одноклассников; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

5.09

2

План работы на год

12.05

3

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий

19.09

4

Основы материаловедения

26.09

5

Материалы, инструменты и приспособления

3.10

  1. Волшебные картины

6

Осенние   фантазии   из

природного материала

Предметные умения:

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;  планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Личностные умения:

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

 

10.10

7

Беседа    «Флористика»

17.10

8

Картины из листьев

24.10

9

Восковые карандаши

7.11

10

Методика работы с восковыми карандашами

14.11

11

Фен. Техника безопасности при работе с феном. Разработка макета

21.11

12

Изготовление поделки

28.11

  1. Своими руками

13

Клеевой пистолет. Техника безопасности при работе

Предметные умения:

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

5.12

14

Виды работ с клеевым пистолетом

12.12

15

Выбор дизайна будущей поделки

19.12

16

Создание чехла для смартфона при помощи клеевого пистолета

26.12

17

Шкатулки. Виды шкатулок. Методики изготовления.

9.01

18

Создание макета. Выбор материала

16.01

19

Изготовление шкатулки

23.01

20

Изготовление шкатулки

30.01

  1. Художественные узоры

21

Вводное занятие

Предметные умения:

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;  планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

Регулятивные умения:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Личностные умения:

Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;  проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость.

6.02

22

Брелок. Определение. Виды. Назначение

13.02

23

Бисероплетение

20.02

24

Анализ образца. Определение практической значимости изделия

27.02

25

Подготовка рабочего места для работы с бусинами

6.03

26

Плетение брелока

13.03

27

Фенечки, шамбала. Технология изготовления

20.03

28

Выбор материала

3.04

29

Плетение простых фенечек

10.04

30

Плетение сложных узоров

17.04

31

Плетение с помощью дополнительных материалов: бусин, гаек и т.д

24.04

32

Плетение шамбалы

8.05

33

Плетение шамбалы

15.05

34

Выставка поделок

22.05

35

Итоги года

29.05

Планируемые результаты:

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по технологии.

Предметные результаты:

  1. Развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, творческих способностей;
  2. Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  3. Знакомство с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  4. использование ранее изученных приёмов в новых комбинациях и сочетаниях;
  5. Знакомство с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  6. Совершенствование навыков трудовой деятельности в коллективе;
  7. Оказание посильной помощи в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  8. Достижение оптимального для каждого уровня развития;
  9. Закрепление навыков работы с информацией.

Личностные результаты

1. Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

2. Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

3. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:

  1. Геронимус Т.М.  150 уроков труда в 1 – 4 классах. - М.: Просвещение, 1998.
  2. Кузнецова Л.А. Ручной труд.: Учебник по трудовому обучению  для 1 класса специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – СПб.: Просвещение, 2008.    
  3. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011

Интернетрессурсы.

  1. http://profbar.ru/product/programma-obrazovaniya-uchashchihsya-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu
  2. http://www.uchmet.ru/library/material/144960/
  3. http://pedsovet.su/load/328-1-0-35978
  4. http://pedagog.86internat-nyagan.edusite.ru/DswMedia/programmadlyadeteysumerennoyityajeloyumstvennoyotstalost-yu.pdf
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%F0%E0%EF%E1%F3%EA%E8%ED%E3
  6. http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/korrekcionnaja_pedagogika/puti_povyshenija_ehffektivnosti_processa_obuchenija_detej_s_umerennoj_umstvennoj_otstalostju/39-1-0-3950


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс

Программа  разработана для организации  внеурочной деятельности  с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"

Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности дости­гается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных цен­ностей до ...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс.

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс

5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...