Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс)
5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» ориентирована на учащихся 5-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторских программ по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.docx | 41.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Первый раз в пятый класс»
5 класс
Количество часов: 35
Педагог-психолог: Ринчинова Б.Ц.
Программа разработана на основе
авторской программы по психологии
Е. Г. Коблик, О.В. Хухлаевой
«Первый раз в 5 класс», 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» ориентирована на учащихся 5-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторских программ по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы:
Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» в 5 классе:
- Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2013),
- Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2015
Предполагаемый результат: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Принципы работы тренинговой группы:
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Структура занятия:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.
Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю, работа по программе занимает первое полугодие.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Решаемая проблема | Планируемые результаты | |
метапредметные результаты | личностные результаты | ||||
1 | Создание группы | 1 | - сформировать группу участников; - способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; - выяснить ожидания детей; - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. | - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - работать в группе, - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; |
2 | Здравствуй, пятый класс! | 1 | - дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; - помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. | -проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | - формирование ответственного отношения к учению, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, |
3 | Находим друзей | 1 | - способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; - повысить самооценку детей. | - работать с метафорами, - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, |
4 | Узнай свою школу | 1 | - помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. | - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - основам коммуникативной рефлексии; - устанавливать целевые приоритеты; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - формирование ответственного отношения к учению, - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
5 | Что поможет мне учиться? | 1 | - помочь участникам группы осознать правила работы на уроке; - способствовать формированию учебных навыков; - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - устанавливать причинно-следственные связи; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - планировать пути достижения целей; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, |
6 | Легко ли быть учеником? | 1 | - помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности | - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
7 | Чего я боюсь? | 1 | — научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; — снизить школьную тревожность. | - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - основам коммуникативной рефлексии; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; | - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; |
8-9 | Трудно ли быть настоящим учителем? | 2 | - расширение и обогащение навыков общения с учителями; - формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; - коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях. | - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые сообщества; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
10- 11 | Конфликт или взаимодействие? | 2 | —общение в конфликте конструктивное разрешения конфликтов; умение свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
12 | Работа с негативными переживаниями | 1 | - повышение эмоциональной устойчивости детей; - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. | - работать с метафорами, - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - развитие эстетического сознания через творческую деятельности эстетического характера. |
13 | Кто Я, какой Я? | 1 | - способствовать осознанию своих качеств, повышение самооценки | - работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. К: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - основам коммуникативной рефлексии; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических ценностей российского общества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
14 | Я могу! | 1 | осознание своих качеств и повышение самооценки. | - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
15 | Я нужен! | 1 | - формирование позитивной Я-концепции | - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей; | - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
16 | Я мечтаю | 1 | - научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
17 | Я - это мои цели! | 1 | - повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков | - давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
18 | Я – это мое детство | 1 | - формирование позитивной Я-концепции | - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
19 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее | 1 | - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем | - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
20 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные. | 1 |
| - работать с метафорами, - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - основам коммуникативной рефлексии; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
21 | Стыдно ли бояться? | 1 | - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; |
22 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 | - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; |
23 | Я и мой внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по – своему. | 1 | - подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
24 | Любой внутренний мир ценен и уникален | 1 | - подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
25 | Кто в ответе за мой внутренний мир. Чему меня могут научить трудные ситуации? | 1 | - подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли | - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, |
26 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется. | 1 | - научить находить и использовать психологические ресурсы | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
27 | Я и ТЫ. Я и мои друзья | 1 | - обсудить проблемы подростковой дружбы. | - работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах |
28 | Я и мои «колючки». | 1 | - развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. | - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
29 | Что такое одиночество? | 1 | - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
30 | Я не одинок в этом мире. | 1 | - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
31 | Мы начинаем меняться. Нужно ли человеку меняться? | 1 | помочь подросткам осознать свои изменения; | - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
32 | Самое важное – захотеть меняться | 1 | мотивировать подростков к позитивному самоизменению. | - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
33 | Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия. | 1 | помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, | - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
34 | Агрессия со стороны. Как на нее реагировать? | 1 | научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - основам коммуникативной рефлексии; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми |
35 | Учимся договариваться | 1 | научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми |
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся 5 класса получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью психолога.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с психологом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью психолога.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основные результаты
- Низкий уровень тревожности
- Высокая и нормальная самооценка
- Позитивное отношение к себе и своей личности
- Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
- Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению
- Средний и высокий уровень познавательных процессов.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
- Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
- Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
- Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
- Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
- Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля:
- Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
- Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения курса «Психология», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Психология» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
Литература, электронные ресурсы
Литература для обучающихся
- Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Д.: «Сталкер», 1998 г.
- Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.- М. «Просвещение» 1991 г. .
- Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение», 1986 г.
- Леви В.Л. Вагон удачи. – М.: Метафора, 2003.
Литература для учителя:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.:изд.-во «Ось-89», 2001г.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург,1997 г.
- Конфликтология в школе. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002
- Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
- Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
- Микляева А.В. Я – подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
- Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова, В.И. Моросанова.- М.: Вербуи – М, 2004
- Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
- Смирнова Е.Е. на пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
- Черникова Т.В., Сукачева Г.А. старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно – тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.-2-е изд.стереотипное – М.: Глобус, 2007.
Электронные ресурсы
- Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
- Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
- «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
- Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке» , режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
- Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
- «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
- «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
- «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
- «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
- PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
- hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
- «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library
- ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
- Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...
Программа внеурочной деятельности "Первый раз в пятый класс"
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногд...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 7 классе " Английская грамматика на пять!"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по английскому языку в 7 классе...
Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» 5 класс
laquo;Первые шаги в мире информатики» - это курс внеурочной деятельности для школ, где информатика начинается лишь с 7-го класса. Работа с учебным исполнителем в среде Scratch ...
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Математика на пять», 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Математика на пять», составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образ...