Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа

Общекультурное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_umelye_ruchki_3_klass_ushakova_r._n.docx49.78 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»

(КГКОУ ШИ 9)

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

начальных классов

протокол № _____

«__» ______ 2020 г

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_________В.А. Савочка

«____» ________ 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКОУ ШИ 9         _________Т.К. Волкова

«____»________ 2020 г

 

 

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

общекультурное  направление 

3 класс

 

  

        

Составитель

Ушакова Радмила Николаевна,

учитель начальных классов

р. п. Переяславка

2020

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                3
  2. Планируемые результаты   внеурочной деятельности                              8
  3. Содержание программы                                                                               9
  4. Тематическое планирование                                                                      10
  5. Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся            11        
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение          12

     

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Умелые ручки» направлена на общекультурное  воспитание обучающихся, на развитие творческих способностей.  Программа имеет художественную (декоративно-прикладное искусство) направленность, так как приобщает обучающихся к  творчеству, труду.

Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - ЕКС);

- Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г, № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);

- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;

- Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);

- Положение о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9;

- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2020/2021 учебный год;

- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2020 - 2021 учебный год.

Общая характеристика курса

Содержание  курса  направлено  на  удовлетворение  особых потребностей  обучающихся  с умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями),  к  которым  можно  отнести следующие:

  1. нарушение тонуса мышц пальцевой мускулатуры;
  2. нарушения  мелкой  моторики;
  3. инактивность познавательной деятельности;
  4. недостатки  способностей  переработки  и  трансформации  одного  вида  информации  в  другой вследствие нарушений мыслительной деятельности;
  5. недостатки  графомоторных  навыков;
  6. малая эмоциональная отзывчивость к художественному образу;
  7. слабое  развитие  цветового  гнозиса  и  насыщения  цвета  эмоциями,  цветовое  безвкусие  и индифферентность к окружающей действительности;
  8. жесткая  фиксация  кисти  при  рисовании,  приводящая  к  искажению  начертания  маленьких предметов;
  9. неразвитость  способности  к  конструированию  на  плоскости,  слабое  чувство  вертикали  и горизонтали;
  10. отсутствие положительной мотивации учения.

Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» поможет ребенку совершенствовать координацию движения руки (кисти, пальцев). Но при этом развитие ручной умелости должно сопровождаться развитием различных сторон психики, служить общему развитию детей. При этом важно иметь в виду, что практическая деятельность может способствовать раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности.

В программе сочетаются взаимодействие семьи и школы.

Направление работы по данной программе -  общекультурное; при составлении программы соблюдались  дидактическое правило - «от простого к сложному»; переход учебных занятий в практические занятия, а также в самостоятельную  деятельность;  расширение связей между предметами.

Программа  внеурочной  деятельности  коррекционно-развивающего  направления    «Умелые ручки» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый  –  информативный, который заключается  в  расширении  представлений  об  окружающем  мире  во  всех  его  проявлениях; второй  —  практический,  позволяющий  закрепить  пространственные  формы  и преобразовать  их  по  эстетическим  законам  через  приобщение  обучающихся  к  выполнению продуктивных видов творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация и т.п.).

Программа учит детей работать с различными материалами (природный материал, бумага, пластилин, нитки, бисер, бросовый материал и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, конструирование, рисование и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения.

На  каждом  из  занятий  включается  работа  над  формированием  графических  навыков, используются  нетрадиционные  техники  рисования,  аппликации  и  других видов  деятельности, активизирующих межполушарное взаимодействие.

Подобная  реализация  программы  внеурочной  деятельности  по  коррекционно-развивающему  направлению  работы  «Умелые ручки» соответствует возрастным особенностям обучающихся,  способствует  формированию  психофизиологической  и  эмоциональной  основ учебной  деятельности  обучающихся  через  организацию  занятий  продуктивными  видами творчества. 

Актуальность программы. Согласно данным психологов и физиологов у детей с интеллектуальными нарушениями слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие обучающиеся держат ложку в кулаке, не могут самостоятельно расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, с трудом овладевают основными школьными навыками, в частности письмом. Развитие этих навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

Уменьшение количества часов, отводимых на овладение программным материалом по русскому языку на фоне наблюдаемых нарушений тонкой моторики и координаций, приводит к необходимости поиска путей, способствующих коррекции графомоторных навыков в непринужденной, психологически комфортной обстановке. Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации  познавательных процессов, психоэмоционального развития, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде. Создание таких условий возможно во внеурочное время на занятиях изобразительной деятельностью.

Практическая значимость. Творчество - это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего его мира, выражает на бумаге, в глине и других материалах свое отношение ко всему происходящему. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Занятия творческой продуктивной деятельностью являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию умственно отсталых школьников.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Внеурочная  деятельность  «Умелые ручки»  является  важнейшей составляющей частью коррекционно-развивающего  направления  воспитания  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  средствами  рисования  и  продуктивной  деятельности, обеспечивающая различные интересы обучающихся.

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Программа  для обучающихся 3  класса с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассчитана  на  32  часа  в год  и  составляет  1  час  в неделю.

Цель: создание условий для формирования учебной мотивации и коррекции недостатков основных школьных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через доступные виды продуктивной творческой деятельности.

Задачи:

обучающие

-обучение детей основным техникам изготовления поделок;

-обучение детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

развивающие

- развитие у обучающихся творческих способностей и изобразительных навыков, способностей к художественному образному мышлению;

- развитие мелких мышц руки, совершенствование координации движений;

- развитие психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений;

воспитательные

-воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, способности к преодолению трудностей, самостоятельности, настойчивости в достижении результата;

Ценностные ориентиры программы:

– формирование творческой активности;

– освоение приемов мелкой моторики;

– формирование навыков работы в группе, коллективе;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать;

–формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Текущий и тематический контроль

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий и рефлексии. Тематический контроль – практические задания, проводимые в игровой форме.

Оценка знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс - опросы, по мере изготовления поделок проводятся выставки, где сами дети дают оценку той или иной работе. Итогом работы детей является также участие их в школьных, районных выставках, конкурсах.

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования, оценку умений и навыков работы по программе, оценку коллективно - индивидуальную (качество индивидуальной работы, общая итоговая работа).

Формы подведения итогов:

- выставки детских работ в классе, школе;

- участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества;

- портфолио - проекты 

Формы проведения занятий: творческие работы, минипроекты, практические работы, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, праздники, выставки творческих работ, коллективное творческое дело.

Используемые формы работы в период электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в период карантина -  электронные интернет - ресурсы:

http://www.interneturok.ru/; 

https://resh.edu.ru/subject/;

https://coreapp.ai/;

https://resh.edu.ru/subject/;

Дневник.ру;

МЭО;

средства телефонии (Watsapp, СМС, ММС);

электронная почта. 

Технологии:  здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты

-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;

-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;

-осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности;

-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

-развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

          -способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

-различение произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знание о роли этих искусств в жизни людей;

-умение рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

-умение проводить линии в заданном направлении с соблюдением пропорций и границ изображения, умение начинать и останавливать движение в заданной точке;

-овладение навыками линейной графики (прямые вертикальные и горизонтальные линии, проведение снизу вверх и наоборот, слева-направо, справа-налево, кривые дугообразные лини, комбинированные линии, рисование концентрических фигур);

-умение организовывать место для занятий ручным трудом;

-умение соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

-знание технологии выполнения изделий в технике аппликации.

Достаточный уровень:

- использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, природных материалов;

- проявление инициативы в творческом сотрудничестве при изготовлении изопродукции;

- умение адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

- развитие ручной умелости, координации движения рук;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера;

- умение планировать свои действия;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение анализировать объекты, выделять главное.

Содержание программы

Работа с природными материалами (6 ч.). Сбор различных природных материалов.  Правила просушивания и хранения природных материалов. Технология выполнения животных из природных материалов, приёмы лепки. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий 

Бисероплетение (4 ч.). Знакомство с материалом. Беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока). Название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы). ПТБ при работе указанными инструментами. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий 

Работа с бумагой и картоном (5 ч.). Свойства бумаги. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Знакомство с техникой  отрывной аппликации. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий 

Работа с пластическими материалами (5 ч.). Волшебный пластилин. Новые способы и приёмы лепки. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий 

Рисование (7 ч.). Инструменты для рисования. Обучение наблюдению, обследованию предметов. Изображение деревьев и разнотравья с помощью различных техник. Изображение животных доступными способами. Знакомство с народным творчеством. Хохлома. Элементарное декорирование 

Работа с бросовым материалом (5 ч.). Вводная беседа «Что можно сделать из пластиковых бутылок». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделий

Тематическое планирование  

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Работа с природными материалами

6

1

5

Выставка детских работ в классе

2

Бисероплетение

4

2

2

Проект

3

Работа с бумагой и картоном

5

1

4

Выставка, конкурс

4

Работа с пластическими материалами

5

1

4

Выставка детских работ в школе

5

Рисование

7

1

6

Выставка детских работ в классе

6

Работа с бросовым материалом

5

1

4

Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества

Итого

32

7

25

Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся

внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Приемы и навыки работы

усвоение

неусвоение

Безопасное пользование бумагой, ножницами, клеем

Намазывание поверхности клеем

Разрезание бумаги ножницами

Склеивание

Вырезание по контуру

Умение работать с трафаретом

Умение аккуратно работать с клеем

Умение работать в группе

Безопасное пользование ножницами

Сборка изображения объекта из нескольких деталей

Произвольное вырезание

Умение правильно организовать свое рабочее место

Размазывание пластилина по шаблону

Защипывание краев детали

Лепка предмета из одной (нескольких) частей

Умение работать самостоятельно

Умение пользоваться иглой

Самостоятельное продевание нитки в иголку

Освоение приемов рисования кистью

Освоение приемов рисования карандашом

Выбор цвета для рисования

Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента

Умение работать с природным материалом

Умение работать с мелкими деталями

Правильное соединение деталей

Умение композиционировать, выдерживать стиль

Умение договариваться

Соблюдение корректности при анализе работ

Самостоятельное нахождение способов  решения творческой задачи

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.) под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232с. – (Стандарты второго поколения).
  3. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

        Технические средства:

      - компьютер, проектор (сенсорная доска)

        Учебно-практическое оборудование:

  1. раздаточный дидактический материал;
  2. наборы предметных и сюжетных картинок;
  3. видеозаписи, ролики по темам занятий;
  4. аудиозаписи звуков окружающей действительности;
  5. аудиозаписи музыкальных произведений;
  6. тематические презентации;
  7. наборы тематических раскрасок;
  8. природный материал, бумага белая и цветная, картон, пуговицы, крупа, семена, пластилин, клей, бисер, пластиковые бутылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки".

Здесь вы сможете найти примернре планирование кружка "Умелые ручки " для учеников 1-4 классов....

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружковой работы "Умелые ручки" направлена на развитие творческих способностей учащихся, расширению кругозора, индивидуальности. Программа расчитана для учащихся 5-6 классов, планирован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Оч.умелые ручки"

Программа кружка «Оч.умелые ручки» для детей 11-13 лет разработана на основе авторской программы Британ И.В., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нач...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

Рабочая программа занятий «Умелые ручки» рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет, на 1 год, на 28 занятий, продолжительность занятия 30 минут...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности дости­гается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных цен­ностей до ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» 5-9 классы

Программа внеурочной деятельности  «Очумелые ручки» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта. Данная программа  рассчитана на учащихся 5-9 классов ...