Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
рабочая программа по теме
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Юный художник" на 3 года обучения | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Максимовская средняя общеобразовательная школа п. Чернушка
Кировской области Кильмезского района
« Утверждено»
Директор ОУ_______Остальцева А.И.
Приказ № 118 от 31.08. 2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________Остальцева Н.В.
« 30 » августа 2013 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
обучающихся 1,2 и 3 классов
«Юный художник»
« Художественно – эстетическое направление»
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Чучалина Елена Павловна
учитель технологии
п. Чернушка
2013
ПРОГРАММА «Юный художник»
срок реализации 3 года
возраст детей 6-9 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Юный художник» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. В основе программы лежат разработки Лыковой Ирины Александровны, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа предназначена для кружковой работы с детьми школьного возраста.
В основе программы курса «Юный художник» лежит программа «Цветные ладошки» , «Разноцветный мир», «Мир вокруг нас», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми школьного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.
Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» . Преподавание курса ведётся на культурологической основе.
Преподавание религиозно-познавательных дисциплин, не сопровождающихся совершением религиозных обрядов и имеющих информативный характер, может входить в программу государственных учебных заведений. Этому есть подтверждение в следующих документах:
- Конституция Российской Федерации, ст. 28, 29, 44;
- Федеральный закон «О свободе совести», ст. 5;
- Конвенция о правах ребёнка, ст. 13, 14, 15;
- Семейный кодекс, ст. 54 — 60;
- Закон об образовании. Письмо от 04.06.99, ст. 14.
Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.
Актуальность программы.
Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Новизна программы.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Главные цели:
– формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной;
- развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.
Ведущие задачи:
- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;
- способствование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;
- познакомить воспитанников с красотой и богатством русского искусства;
Особенности методики и организации образовательного процесса.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.
Особенностью программы является выделение большего, чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.
Структура программы.
1.Основы рисования
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.
Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.
Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.
Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.
В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков старых мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа
Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).
2.Композиция
Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.
Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слово "гармония" заключено и "ритм", и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи, замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.
3.Азбука народного искусства.
Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков. Именно через знакомство с традиционным народным искусством дети смогут по настоящему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового искусства.
Система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, загадок, потешек и небылиц.
Численность групп — 7, 4, 5 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Первый год обучения «Цветные ладошки» (возраст детей 6 -7 лет) - 33 часа (1 час в неделю);
Второй год обучения «Разноцветный мир» (возраст детей 7-8 лет) – 34 часа (1 час в неделю).
Третий год обучения «Мир вокруг нас» (возраст детей 8-9 лет) -34 часа(1 час в неделю)
Программа составлена в соответствии с возрастными
возможностями и учётом уровня развития детей.
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
- репродуктивных (работа по образцам);
- частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят детей с работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных изделий.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;
б) Слайды, видео-аудио пособия;
в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
г) Схемы, технологические карты;
д) Индивидуальные карточки.
Критерии определения уровня освоения программы.
А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;
В — способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
С — рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
Карта определения уровня освоения программы.
Ф.И. ученика | Уровни освоения программы | ||
А | В | С | |
1. Лялин Андрей | ☺ | ☺ | ☺ |
2. Филиппова Маша | ☺ | ☺ | ☺ |
3. Филимонова Алина | ☺ | ☺ | ☺ |
4. Жданова Лера | ☺ | ☺ | ☺ |
5. Стяжкина Алёна | ☺ | ☺ | ☺ |
6. Ульнырова Марина | ☺ | ☺ | ☺ |
7. Белова Софья | ☺ | ☺ | ☺ |
Итого: |
Ф.И. ученика | Уровни освоения программы | ||
А | В | С | |
1. Чучалина Вера | ☺ | ☺ | ☺ |
2. Чучалин Алеша | ☺ | ☺ | ☺ |
3. Кислицына Лиза | ☺ | ☺ | ☺ |
4. Якупова Алсу | ☺ | ☺ | ☺ |
Итого: |
Ф.И. ученика | Уровни освоения программы | ||
А | В | С | |
1. Гулин Рома | ☺ | ☺ | ☺ |
2. Стяжкина Настя | ☺ | ☺ | ☺ |
3. Чучалин Артём | ☺ | ☺ | ☺ |
4. Шуклина Таня | ☺ | ☺ | ☺ |
Итого: |
Карта определения уровня освоения программы заполняется на группу три раза в год разными цветами.
1-й раз — на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений.
В случае если ни один из уровней А, В, С не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.
2-й раз — во время промежуточной аттестации учащихся (декабрь).
3-й раз — на конец учебного года (май).
Как итог реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся принимают участие в окружных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.
Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Цель: Развивать важнейшее для творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы.
Основные задачи:
помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;
донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;
научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;
Основные требования
к знаниям, умениям и навыкам учащихся I класса
Учащиеся должны з н а т ь:
• отличительные особенности основных видов искусства (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
• названия основных и составных цветов; эмоционально-образные возможности цвета;
• названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей и основные правила работы с ними;
• последовательность работы в рисунке, аппликации.
Учащиеся должны у м е т ь:
• выбирать формат листа и его положение в зависимости от содержания изображения;
• полностью использовать плоскость листа бумаги, изображать предметы соразмерно формату;
• заполнять рисунок цветом, не оставляя пробелов между фигурами и фоном;
• работать с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, восковые мелки, тушь, цветная бумага, клей, кисти, палочки);
• соблюдать элементарные правила художественной культуры в работе (организация и уборка рабочего места, аккуратное и бережное отношение к художественным материалам, принадлежностям и своей работе);
• активно участвовать в обсуждении и оценке работ товарищей
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
Календарно-тематический план первого года обучения (17 часов)
№ | Название раздела, темы занятия | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Коли-чество часов | Тип занятия / | Требования к уровню подготовки учащихся (ЗУНы, ОУУН,УУД) | Средства наглядности, ЦОР | Вид и (или) форма контроля | Дата | |
По плану | Факт | ||||||||
1 | Вводное занятие. Чем и как рисует художник? | Знакомство с воспитанниками. Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах, которыми будут пользоваться дети. Вводный инструктаж. | 1 | Беседа-игра. | Знать: материалы и инструменты для рисования; Уметь: применять правила безопасного поведения на занятиях. | Иллюстрации. | Опрос. | ||
2 | Рисуем радугу. Цветовой спектр. | Знакомство с цветовым спектром. | 1 | Сказка | Знать: цвета спектра; Уметь: пользоваться акварельными красками | Презентация | Контроль за действиями. | ||
3 | Лучики для солнышка. Теплые цвета | Знакомство с узором. Украшение лучиков узором теплых тонов. | 1 | Коллективная работа. | Знать: цвета теплых тонов; понятие «узор»; Уметь: работать в коллективе, составлять узор по подобию и самостоятельно; | Иллюстрации узоров. | Контроль за действиями. | ||
4 | Подводный мир. Холодные цвета. | Изображение волн в аквариуме для рыбки. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: цвета холодных тонов; Уметь: изображать волнистые линии. | Презентация «Подводный мир» | Контроль качества. | ||
5 | Летнее настроение. Фабрика пятен. | Техника монотипии. Создание отпечатков гуашью и дорисовывание цветовых пятен до придуманного образа. | 1 | Диалог и постановка творческих задач . | Знать: последовательность выполнения действий при монотипии; Уметь: пользоваться гуашью, творчески подходить к данным заданиям. | Контроль за выполнением действий. | |||
6 | Загадки с грядки. | Отгадывание загадок, рисование овощей, фруктов | 1 | Викторина | Знать: названия овощей и фруктов; Уметь: изображать овощи и фрукты, пользоваться цветными карандашами. | Иллюстрации. | Контроль за выполнением действий. | ||
7 | Деревья в нашем парке. | Осенние деревья разных пород. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: названия деревьев; Уметь: отличать их друг от друга, пользоваться восковыми мелками, акварельными красками в технике «по сырому». | Иллюстрации | Контроль за выполнением действий | ||
8 | Узоры и украшения в природе. Листики. | Осенние листики. Рисование с натуры. | 1 | Сказка. | Знать: названия листьев разных пород деревьев, Уметь: изображать их , работать красками в технике «по- сырому». | Осенние листья, иллюстрации. | Контроль качества. | ||
9 | Укрась шапочку. Что такое орнамент? | Орнаменты разных видов. Отличие их от простых узоров. Украшение шапочки орнаментом. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятие «орнамент», Уметь: отличать орнамент от узора, пользоваться цветными карандашами. | Иллюстрации | Контроль за выполнением действий | ||
10 | Изображения животных. Зайчишки. | Срисовывание - от общей формы к деталям. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: названия животных, образ жизни зайчишек, Уметь: рисовать овал, круг, пользоваться цветными мелками. | Иллюстрации – схемы. | Контроль за выполнением действий | ||
11 | Дымковские игрушки. | Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам. Барыня и генерал. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятие «народные промыслы», Уметь: выделять формы игрушек, рисовать по образцам. | Дымковские игрушки, иллюстрации, презентации. | Контроль за выполнением действий | ||
12 | Волшебные снежинки. | Формы снежинок. | 1 | Сказка. | Знать: возникновение снежинок; Уметь: составлять узоры снежинок, пользоваться гуашью. штампами. | Схемы, иллюстрации, презентация. | Контроль качества. | ||
13 | Рождественский ангел. | Рисунок к рождественской сказке. Использование шаблона- фигурки ангела. | 1 | Сказка. | Знать: о празднике «Рождество Христово», понятие «ангел» Уметь: пользоваться шаблоном, акварельными красками. | Иллюстрации, презентация, шаблон. | Контроль за действиями. | ||
14 | Веселый клоун. | Рисование совместно с педагогом цветными карандашами. | 1 | Занятие игра | Знать: что такое цирк, кто такой клоун. Уметь: пользоваться цветными карандашами, рисовать по образцу. | Иллюстрация, презентация. | Контроль за действиями. | ||
15 | Гжельские узоры. Украшаем посуду. | Украшение гжельским узором бумажной фигурки сахарницы. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: правила нанесения гжельского узора, Уметь: применять технику рисования гжельского узора | Шаблон сахарницы | Контроль за действиями. | ||
16 | Изображения животных. Лисичка. | Срисовывание - от общей формы к деталям. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: названия животных, образ жизни лисы, Уметь: рисовать овал, круг, пользоваться цветными мелками. | Иллюстрации – схемы. | Контроль за выполнением действий | ||
17 | Петушок. Филимоновская игрушка. | Знакомство с народным промыслом. Рисование игрушки по шаблону и украшение узорами. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятие «народные промыслы», Уметь: выделять формы игрушек, рисовать по образцам, отличать филимоновскую игрушку от других игрушек. . | Презентация | Контроль за действиями. | ||
Итого: | 17 |
Л И Т Е Р А Т У Р А.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
4. Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.
5. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное
пособие 1-2 год обучения. 2005 .
6. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
7. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
8. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
9. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
10. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.
4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
5. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
6. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
Календарно-тематический план второго года обучения (17 часов)
№ | Название раздела, темы занятия | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Коли-чество часов | Тип занятия / | Требования к уровню подготовки учащихся (ЗУНы, ОУУН,УУД) | Средства наглядности, ЦОР | Вид и (или) форма контроля | Дата | |
По плану | Факт | ||||||||
1 | Вводное занятие. Чем и как рисует художник? | Знакомство с темами второго года обучения. Иллюстрированный рассказ о материалах и техниках изображений, инструментах, которыми будут пользоваться дети. Вводный инструктаж. | 1 | Беседа-игра. | Знать: материалы и инструменты для рисования; Уметь: применять правила безопасного поведения на занятиях. | Иллюстрации. | Опрос. | ||
2 | Цветы – фантазии. Цветовой спектр. | Знакомство с цветовым спектром в виде круга, с основными цветами и дополнительными.. | 1 | Сказка | Знать: цвета спектра; Уметь: пользоваться акварельными красками | Презентация | Контроль за действиями. | ||
3 | Улетает наше лето. Тёплые цвета. | Рисуем летние впечатления. В колорите картины – тёплые цвета. | 1 | Коллективная работа. | Знать: цвета теплых тонов; понятие «узор»; Уметь: работать в коллективе, составлять узор по подобию и самостоятельно; | Иллюстрации узоров. | Контроль за действиями. | ||
4 | Морской пейзаж. | Свободная копия с репродукции шедевра живописи художника – мориниста. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: цвета холодных тонов; Уметь: изображать волнистые линии. | Презентация «Подводный мир» | Контроль качества. | ||
5 | Волшебные бабочки. Монотипия. | Техника монотипии. Создание отпечатков гуашью и дорисовывание цветовых пятен до придуманного образа. | 1 | Коллективная работа. | Знать: последовательность выполнения действий при монотипии; Уметь: пользоваться гуашью, творчески подходить к данным заданиям. | Контроль за выполнением действий. | |||
6 | Дары осени. Натюрморт. | Рисование с натуры, осенний натюрморт. Акварель. | 1 | Викторина | Знать: понятие «натюрморт», названия овощей и фруктов; Уметь: изображать овощи и фрукты, пользоваться акварелью. | Иллюстрации. | Контроль за выполнением действий. | ||
7 | Изображения животных. Домашние друзья. | Срисовывание - от общей формы к деталям. Передача покоя и движения. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: названия животных, образ жизни животных, Уметь: рисовать овал, круг, пользоваться простым карандашом.. | Иллюстрации – схемы. | Контроль за выполнением действий | ||
8 | Мезенские лошадки. | Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятие «народные промыслы», Уметь: выделять формы игрушек, рисовать по образцам. | Мезенскиеигрушки, иллюстрации, презентации. | Контроль за выполнением действий | ||
9 | Узоры на моём окне. | Украшение окон-ставенок на модели из бумаги. Традиционные народные орнаменты, на стёклах свой зимний узор. | 1 | Сказка. | Знать: возникновение узоров на стекле; Уметь: составлять узоры и орнаменты, пользоваться гуашью. штампами. | Схемы, иллюстрации, презентация. | Контроль качества. | ||
10 | Цирковое представление. | Рисование арены цирка с представлением на ней. | 1 | Занятие игра | Знать: что такое цирк, арена, представление. Уметь: пользоваться цветными карандашами, рисовать по образцу. | Иллюстрация, презентация. | Контроль за действиями. | ||
11 | Гжельские узоры. Украшаем посуду. | Народные промыслы. Украшение бумажных фигурок чайника и чашки. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятие «народные промыслы», Уметь: отличать гжельские узоры от других узоров, рисовать по образцам.. | Презентация Шаблоны чайника и чашки. | Контроль за действиями. | ||
12 | Изображения животных. Сказка «Рукавичка». | Рисование животных - от общей формы к деталям. иллюстрация к сказке. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: названия животных, образ жизни , сказку «Рукавичка» Уметь: рисовать овал, круг, пользоваться цветными мелками. | Иллюстрации – схемы. | Контроль за выполнением действий | ||
13 | Масленница Филимоновская игрушка. | Знакомство с народным промыслом. Рисование игрушек по образцам на ярмарке.. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: о празднике Масленнице, понятие «народные промыслы», Уметь: выделять формы игрушек, рисовать по образцам, отличать филимоновскую игрушку от других игрушек. . | Презентация | Контроль за действиями. | ||
14 | Осеннее дерево. | Рисование совместно с педагогом осенней ветки дерева, возможно с аппликацией. | 1 | Диалог и постановка творческих задач | Знать: осенние изменения в природе, Уметь: рисовать по воображению, (срисовывать с образца) | Иллюстрация | Контроль за выполнением действий | ||
15 | Зима в моём посёлке. сельский пейзаж. | Рисование по впечатлению. | 1 | Комбинированное занятие | Знать: зимние изменения в природе, Уметь: рисовать по воображению, (срисовывать с образца) | Иллюстрация | Контроль за выполнением действий | ||
16 | Рождественский натюрморт. | Рассказ о традициях Рождества. Праздничный натюрморт. | 1 | Комбинированное занятие | Знать: о великом празднике Рождестве, Уметь: рисовать по образцу, | Иллюстрация | Контроль за выполнением действий | ||
17 | Свободное творчество. Новый год. | Самостоятельный выбор темы рисунка и материала. | 1 | Диалог и постановка творческих задач | Уметь: применять правила рисования, выбирать сюжет для рисования. | Контроль за выполнением действий | |||
Итого: | 17 |
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Цель: Научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать оригинальные образы.
Основные задачи:
ïпомочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни;
ïразвить воображение и образное мышление, наблюдательность и внимательность;
ïсовершенствовать владение художественными инструментами и материалами;
ïпознакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства;
Предполагаемый результат второго учебного года
ïоткроют для себя всё богатство и разнообразие проявлений труда художника в окружающей жизни;
ïвключатся в круг художественной жизни через создание собственных оригинальных произведений;
ïузнают что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся ІІ класса
Учащиеся должны з н а т ь:
• названия оттенков основных цветов (типа розовый, голубой, светло-желтый);
• названия художественных материалов, инструментов, принадлежностей, с которыми работают в течение года;
• связь украшения с формой и назначением предмета.
Учащиеся должны у м е т ь:
• пользоваться кистью и красками, смешивать краски;
• ритмически располагать объекты на плоскости листа;
• передавать характерные особенности формы и размеров предметов (высокий, низкий, широкий, узкий);
• заполнять лист крупным изображением;
• выбирать положение листа бумаги в зависимости от формы предметов;
• украшать плоские и объемные предметы орнаментом;
• вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое;
• участвовать в коллективной работе;
• бережно относиться к предметам искусства, художественным материалам, принадлежностям и своим работам.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ « МИР ВОКРУГ НАС»
Календарно-тематический план третьего года обучения (17 часов)
№ | Название раздела, темы занятия | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Коли-чество часов | Тип занятия / | Требования к уровню подготовки учащихся (ЗУНы, ОУУН,УУД) | Средства наглядности, ЦОР | Вид и (или) форма контроля | Дата | |
По плану | Факт | ||||||||
1 | Вводное занятие. Чем и как рисует художник? | Знакомство с темами второго года обучения. Иллюстрированный рассказ о материалах и техниках изображений, инструментах, которыми будут пользоваться дети. Вводный инструктаж. | 1 | Беседа-игра. | Знать: материалы и инструменты для рисования; Уметь: применять правила безопасного поведения на занятиях. | Иллюстрации. | Опрос. | ||
2 | Осень в лесу. | Цветовой спектр в виде круга, с основными цветами и дополнительными. Передача в зарисовках по памяти впечатлений от образов природы. | 1 | Сказка | Знать: цвета спектра; Уметь: пользоваться акварельными красками, передавать по памяти образы природы. | Презентация | Контроль за действиями. | ||
3 | Закат. | Рисуем летние впечатления. Передача цветового образа объектов (предметов) и явлений природы. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: цвета теплых тонов; Уметь: подбирать цвета для передачи явлений природы. | Иллюстрации узоров. | Контроль за действиями. | ||
4 | На выставке машин | Свободная копия с рисунков. Передача характера главной формы, ее частей, их взаимного расположения | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятия «форма, пропорции, конструкция» Уметь: правильно передавать форму машин, глубину и план пространства, размещение ос- нований ближних предметов ниже, дальних — выше. | Презентация «На выставке машин» | Контроль качества. | ||
5 | Иллюстрация С. Маршак «Мельник, мальчик и осел». | Основные особенности строения тела человека и животного, расположения частей тела в движении (туловище, конечно- сти, шея, голова). | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: особенности строения тела человека и животного, Уметь: пользоваться гуашью, творчески подходить к данным заданиям. | Контроль за выполнением действий. | |||
6 | Матрешка, | Зарисовки впечатлений от образов народной игрушки. Рисование с натуры. Акварель. | 1 | Викторина | Знать: понятие «матрёшка» Уметь: изображать игрушку, наносить узоры, пользоваться акварелью. | Иллюстрации. | Контроль за выполнением действий. | ||
7 | Изображения животных. Домашние друзья. | Срисовывание - от общей формы к деталям. Передача покоя и движения. | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: названия животных, образ жизни животных, Уметь: рисовать овал, круг, пользоваться простым карандашом.. | Иллюстрации – схемы. | Контроль за выполнением действий | ||
8 | Сказочный замок | Передача вертикального и наклонного размещения пред- метов в рисунке (стоят, лежат, падают) | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятия «форма, пропорции, конструкция» Уметь: передавать в рисунке вертикальное и наклонное размещение предметов. | Иллюстрации, презентации. | Контроль за выполнением действий | ||
9 | Лесные жители | Декоративное обобщение формы: рисование фигурок и композиций из трав, листьев, цветов. | 1 | Сказка. | Знать: что такое декоративная композиция: ритмическое чередование форм, симметрия Уметь: составлять фигурки , узоры и орнаменты, пользоваться гуашью. | Схемы, иллюстрации, презентация. | Контроль качества. | ||
10 | Цирковое представление. Животные на арене цирка | Рисование арены цирка с представлением на ней. Составление небольших скульптурных групп. | 1 | Занятие игра | Знать: что такое цирк, арена, представление. Уметь: рисовать животных, пользоваться цветными карандашами, рисовать по образцу. | Иллюстрация, презентация. | Контроль за действиями. | ||
11 | Олень — Золотые рога» | Единство формы предмета и украшения: рисование и роспись фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игру- шек | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятие «народные промыслы», Уметь: рисовать по образцам.. | Презентация | Контроль за действиями. | ||
12 | Изображения животных. | Рисование животных - от общей формы к деталям. иллюстрация к сказке. Передача нескольких фигур в движении | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: названия животных. Уметь: рисовать овал, круг, передавать движение фигур, пользоваться цветными мелками. | Иллюстрации – схемы. | Контроль за выполнением действий | ||
13 | Жостовские под- носы | Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам. Особенности композиционного и колористического решения изделий декоративно-прикладного искусства | 1 | Комбинированное занятие. | Знать: понятие «народные промыслы», Уметь: отличать жостовскую роспись от другой, рисовать по образцам. | Презентация | Контроль за действиями. | ||
14 | Хохломская роспись | Особенности композиционного и колористического решения изделий декоративно-прикладного искусства | 1 | Диалог и постановка творческих задач | Знать: понятие «народные промыслы» Уметь: рисовать по воображению, (срисовывать с образца) | Иллюстрация, презентация | Контроль за выполнением действий | ||
15 | Танцующие снежинки | Рисование по впечатлению. Декоративная композиция: ритмическое чередование форм, симметрия. Коврик для игрушек, панно для украшения класса. | 1 | Комбинированное занятие | Знать: зимние изменения в природе, Уметь: рисовать по воображению, (срисовывать с образца) | Иллюстрация | Контроль за выполнением действий | ||
16 | Новогодние огни | Передача характерной окраски предметов, узнавание и называние основных и составных цветов предметов при рисо- вании по памяти. | 1 | Комбинированное занятие | Знать: о традициях праздника Нового года, Уметь: подбирать характерную окраску предметов. | Иллюстрация | Контроль за выполнением действий | ||
17 | «Новогодняя елка» | Самостоятельный выбор темы рисунка и материала Нетрадиционный формат композиции. | 1 | Диалог и постановка творческих задач | Уметь: применять правила рисования, выбирать сюжет для рисования, полно ис- пользовать поверхность лист бумаги для передачи замысла, содержания (преодоление пустот и тесноты) | Контроль за выполнением действий | |||
Итого: | 17 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся III класса
Учащиеся должны з н а т ь:
• названия и отличительные особенности основных видов искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно- прикладное искусство);
• выразительные средства (композиция, цвет, форма, движение);
• названия и последовательность расположения в цветовом круге шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый);
• названия оттенков цвета (светло-зеленый, темно-красный);
• особенности строения тела животного, положения частей фигуры (туловище, конечности, шея и голова) при изображении движения.
Учащиеся должны у м е т ь:
• смешивать краски на палитре, добиваясь необходимого несложного цвета (типа светло-зеленый, темно-красный), подбирать оттенки цвета с учетом образного содержания работы;
• при изображении предметов передавать их вертикальное и наклонное положение в пространстве;
• передавать плановость пространства, располагая на листе бумаги основания ближних предметов ниже, верхних — выше;
• владеть элементарными навыками работы с гуашью, пластилином, восковыми мелками, цветной бумагой;
• участвовать в обсуждении работ одноклассников.
Л И Т Е Р А Т У Р А.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
4. Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.
5. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное
пособие 1-2 -3 год обучения. 2005 .
6. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
7. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
8. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
9. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
10. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.
4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник"
В данном документе представлена программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник" для начальной школы (3 класс). Программа разработана в соответствии с рекомендациями ФГОС ...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (декоративно-прикладное и художественное направление) на 2018-2019 учебный год
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Смотрю на мир глазами художника» (художественное направления) на учебный год носит инновацио...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов
Рабочая программа разработана для 1 классов. Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - художник" 5 - 7 классы, (ФГОС ООО) срок реализации 3 года
Составление РП ВУД в конструкторе...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...