Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.
рабочая программа (7 класс)

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебный процесс. Современное общество испытывает глубокий духовный кризис, а между тем дети – неотделимая часть культуры социальной жизни этого общества. Школьный театр дает уникальные возможности самовыразиться, самореализоваться и самоопределиться любому подростку, наполненному свободой, свежестью восприятий, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Школьный театр143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебный процесс. Современное общество испытывает глубокий духовный кризис, а между тем дети – неотделимая часть культуры социальной жизни этого общества. Школьный театр дает уникальные возможности самовыразиться, самореализоваться и самоопределиться любому подростку, наполненному свободой, свежестью восприятий, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий,

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности «Театр» И.А. Генераловой, Москва, «Просвещение», 2014, учебно-методического издания «Мозаика детского отдыха. Школьный театр 5-11 классы.» Агаповой И.А., Давыдовой М.А., Москва:ВАКО, 2006 и полностью соответствует основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО.

Программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами.

Программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных и учитывает особенности обучающихся класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне развития и возможностей. Основной и главной формой занятий является игра.

        Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Учебному плану основного общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО.

Цель программы:

  • создание условий для развития личности;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала;
  • формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
  • привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
  • заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
  • ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные

обучающийся научится:

  • наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пониманию и оценке;
  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
  • ориентироваться в эстетических потребностях, ценностях и чувствах;
  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

обучающийся получит возможность научиться:

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального, театрального наследия русских композиторов, писателей, драматургов, различных направлений современного театрального искусства России;
  • вырабатывать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • уважительному отношению к культуре других народов.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

  • навыкам межличностной коммуникации;
  • правилам поведения и социальным нормам;
  • различать признаки недружелюбной группы;
  • объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.

обучающийся получит возможность научиться:

  • корректно отказываться от нежелательного общения;
  • соблюдению поведения в группе;
  • умению выйти из недружелюбноц группы;
  • слушать критику, конструктивно критиковать;
  • отстаивать аргументировано свою правоту в различных конфликтных ситуациях;
  • противостоять групповому давлению.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

  • учитывать позицию собеседника (партнера);
  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • адекватно передавать информацию;
  • отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

обучающийся получит возможность научиться:

  • корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
  • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
  • осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности;
  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • начальным формам познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценке своих творческих возможностей;
  • навыкам смыслового прочтения содержания «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности.

обучающийся получит возможность научиться:

  • продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных задач во внеурочной деятельности;
  • осознанному построению речевого высказывания.

Содержание курса

Раздел 1. Знакомство (5 ч)

Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

Игра «Импровизированный спектакль».

Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль. (Выбор по желанию). Игровой тренинг.

Раздел 3. В театре (3 ч)

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссера?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик.

Раздел 4. Как создается спектакль (9 ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актера и режиссера. Актер и режиссер. Актер –творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актеры и режиссеры. «Мои любимые актеры».

Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)

Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.

Раздел 6. Учимся актерскому мастерству (5 ч)

Актер – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Что умеет актер и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыпленок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов».

Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники - декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (2 ч)

Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Назначение театральных масок.

Раздел 9. В мастерской бутафора (2 ч)

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего ее изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.

Формы организации занятий.

  • игры;
  • моделирование ситуаций;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • дискуссии;

Виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • проекты.

Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • проектная;
  • работа в малых группах.

Календарно-тематическое планирование

7 А

№ п/п

Тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректи-

рованные

сроки прохождения

I. Знакомство (5 ч)

1

Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

05.09.18

2

Игра «Импровизированный спектакль».

12.09.18

3

Что такое искусство. Что значит понимать искусство.

19.09.18

4

Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть.

26.09.18

5

Игра. Игровой тренинг.

03.10.18

II. Дорога в театр (4 ч)

6

Театр как здание.

10.10.18

7

Театральный словарь: «премьера».

17.10.18

8

Путешествие в театр на спектакль. (Выбор по желанию).

24.10.18

9

Игровой тренинг.

07.11.18

III. В театре (3 ч)

10

Этика поведения в театре.

14.11.18

11

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссера?»

21.11.18

12

Зрительный зал и сцена. Театральный словарик.

28.11.18

IV. Как создается спектакль (9 ч)

13

Путешествие по театральным мастерским.

05.12.18

14

Бутафорская и гримерная.

12.12.18

15

Театральный словарик: «грим».

19.12.18

16

В мастерской художника и костюмера.

26.12.18

17

Мастерская актера и режиссера. Актер и режиссер.

17.01.19

18

Актер –творец, материал и инструмент.

24.01.19

19

Музыка в театре.

31.01.19

20

Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас».

07.02.19

21

История театра: выдающиеся актеры и режиссеры. «Мои любимые актеры».

14.02.19

V. Гномы играют в театр (2 ч)

22

Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля.

21.02.19

23

Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.

28.02.19

VI. Учимся актерскому мастерству (5 ч)

24

Актер – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты.

07.03.19

25

Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета.

14.03.19

26

Что умеет актер и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности.

21.03.19

27

Расскажи сказку «Цыпленок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела.

04.04.19

28

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов».

11.04.19

VII. Делаем декорации (2 ч)

29

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники - декораторы.

18.04.19

30

Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

25.04.19

VIII. Придумываем и делаем костюмы (2 ч)

31

Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм).

02.05.19

32

Костюм – важное средство характеристики персонажа. Назначение театральных масок.

16.05.19

IX.В мастерской бутафора (2 ч)

33

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего ее изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол.

23.05.19

34

Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.

30.05.19


Календарно-тематическое планирование

7 В

№ п/п

Тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректи-

рованные

сроки прохождения

I. Знакомство (5 ч)

1

Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

07.09.18

2

Игра «Импровизированный спектакль».

14.09.18

3

Что такое искусство. Что значит понимать искусство.

21.09.18

4

Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть.

28.09.18

5

Игра. Игровой тренинг.

05.10.18

II. Дорога в театр (4 ч)

6

Театр как здание.

12.10.18

7

Театральный словарь: «премьера».

19.10.18

8

Путешествие в театр на спектакль. (Выбор по желанию).

26.10.18

9

Игровой тренинг.

09.11.18

III. В театре (3 ч)

10

Этика поведения в театре.

16.11.18

11

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссера?»

23.11.18

12

Зрительный зал и сцена. Театральный словарик.

30.11.18

IV. Как создается спектакль (9 ч)

13

Путешествие по театральным мастерским.

07.12.18

14

Бутафорская и гримерная.

14.12.18

15

Театральный словарик: «грим».

21.12.18

16

В мастерской художника и костюмера.

28.12.18

17

Мастерская актера и режиссера. Актер и режиссер.

18.01.19

18

Актер –творец, материал и инструмент.

25.01.19

19

Музыка в театре.

01.02.19

20

Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас».

08.02.19

21

История театра: выдающиеся актеры и режиссеры. «Мои любимые актеры».

15.02.19

V. Гномы играют в театр (2 ч)

22

Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля.

22.02.19

23

Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.

01.03.19

VI. Учимся актерскому мастерству (5 ч)

24

Актер – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты.

15.03.19

25

Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета.

22.03.19

26

Что умеет актер и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности.

05.04.19

27

Расскажи сказку «Цыпленок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела.

12.04.19

28

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов».

19.04.19

VII. Делаем декорации (2 ч)

29

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники - декораторы.

26.04.19

30

Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

03.05.19

VIII. Придумываем и делаем костюмы (2 ч)

31

Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм).

10.05.19

32

Костюм – важное средство характеристики персонажа. Назначение театральных масок.

17.05.19

IX.В мастерской бутафора (2 ч)

33

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего ее изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол.

24.05.19

34

Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.

31.05.19


Лист внесения изменений

Номер и дата

внесения

изменения

Основания для внесения

изменения

Описание внесенного

изменения

Лицо, вносящее изменения

ФИО

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обучающих и развивающих игр на занятиях внеурочной деятельности по ИЗО творчеству

Благодаря внеурочной деятельности игра побуждает ученика работать над созданием выразительных образов, играя - общаться, искать, исследовать....

Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский

Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский...

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...