Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.
рабочая программа (7 класс)
Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебный процесс. Современное общество испытывает глубокий духовный кризис, а между тем дети – неотделимая часть культуры социальной жизни этого общества. Школьный театр дает уникальные возможности самовыразиться, самореализоваться и самоопределиться любому подростку, наполненному свободой, свежестью восприятий, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьный театр | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.
Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебный процесс. Современное общество испытывает глубокий духовный кризис, а между тем дети – неотделимая часть культуры социальной жизни этого общества. Школьный театр дает уникальные возможности самовыразиться, самореализоваться и самоопределиться любому подростку, наполненному свободой, свежестью восприятий, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий,
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности «Театр» И.А. Генераловой, Москва, «Просвещение», 2014, учебно-методического издания «Мозаика детского отдыха. Школьный театр 5-11 классы.» Агаповой И.А., Давыдовой М.А., Москва:ВАКО, 2006 и полностью соответствует основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО.
Программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами.
Программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных и учитывает особенности обучающихся класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне развития и возможностей. Основной и главной формой занятий является игра.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Учебному плану основного общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО.
Цель программы:
- создание условий для развития личности;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала;
- формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
- привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
- ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
обучающийся научится:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пониманию и оценке;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- ориентироваться в эстетических потребностях, ценностях и чувствах;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
обучающийся получит возможность научиться:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального, театрального наследия русских композиторов, писателей, драматургов, различных направлений современного театрального искусства России;
- вырабатывать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- уважительному отношению к культуре других народов.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
- навыкам межличностной коммуникации;
- правилам поведения и социальным нормам;
- различать признаки недружелюбной группы;
- объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.
обучающийся получит возможность научиться:
- корректно отказываться от нежелательного общения;
- соблюдению поведения в группе;
- умению выйти из недружелюбноц группы;
- слушать критику, конструктивно критиковать;
- отстаивать аргументировано свою правоту в различных конфликтных ситуациях;
- противостоять групповому давлению.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
обучающийся получит возможность научиться:
- корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
- осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности;
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- начальным формам познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценке своих творческих возможностей;
- навыкам смыслового прочтения содержания «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности.
обучающийся получит возможность научиться:
- продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных задач во внеурочной деятельности;
- осознанному построению речевого высказывания.
Содержание курса
Раздел 1. Знакомство (5 ч)
Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
Игра «Импровизированный спектакль».
Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.
Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)
Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль. (Выбор по желанию). Игровой тренинг.
Раздел 3. В театре (3 ч)
Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссера?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик.
Раздел 4. Как создается спектакль (9 ч)
Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актера и режиссера. Актер и режиссер. Актер –творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актеры и режиссеры. «Мои любимые актеры».
Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)
Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.
Раздел 6. Учимся актерскому мастерству (5 ч)
Актер – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Что умеет актер и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыпленок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов».
Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)
Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники - декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.
Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (2 ч)
Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Назначение театральных масок.
Раздел 9. В мастерской бутафора (2 ч)
Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего ее изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.
Формы организации занятий.
- игры;
- моделирование ситуаций;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- дискуссии;
Виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- проекты.
Основные методы и технологии
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативная технология;
- проектная;
- работа в малых группах.
Календарно-тематическое планирование
7 А
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
I. Знакомство (5 ч) | |||
1 | Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д. | 05.09.18 | |
2 | Игра «Импровизированный спектакль». | 12.09.18 | |
3 | Что такое искусство. Что значит понимать искусство. | 19.09.18 | |
4 | Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. | 26.09.18 | |
5 | Игра. Игровой тренинг. | 03.10.18 | |
II. Дорога в театр (4 ч) | |||
6 | Театр как здание. | 10.10.18 | |
7 | Театральный словарь: «премьера». | 17.10.18 | |
8 | Путешествие в театр на спектакль. (Выбор по желанию). | 24.10.18 | |
9 | Игровой тренинг. | 07.11.18 | |
III. В театре (3 ч) | |||
10 | Этика поведения в театре. | 14.11.18 | |
11 | «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссера?» | 21.11.18 | |
12 | Зрительный зал и сцена. Театральный словарик. | 28.11.18 | |
IV. Как создается спектакль (9 ч) | |||
13 | Путешествие по театральным мастерским. | 05.12.18 | |
14 | Бутафорская и гримерная. | 12.12.18 | |
15 | Театральный словарик: «грим». | 19.12.18 | |
16 | В мастерской художника и костюмера. | 26.12.18 | |
17 | Мастерская актера и режиссера. Актер и режиссер. | 17.01.19 | |
18 | Актер –творец, материал и инструмент. | 24.01.19 | |
19 | Музыка в театре. | 31.01.19 | |
20 | Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». | 07.02.19 | |
21 | История театра: выдающиеся актеры и режиссеры. «Мои любимые актеры». | 14.02.19 | |
V. Гномы играют в театр (2 ч) | |||
22 | Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля. | 21.02.19 | |
23 | Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости. | 28.02.19 | |
VI. Учимся актерскому мастерству (5 ч) | |||
24 | Актер – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. | 07.03.19 | |
25 | Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. | 14.03.19 | |
26 | Что умеет актер и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. | 21.03.19 | |
27 | Расскажи сказку «Цыпленок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. | 04.04.19 | |
28 | Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов». | 11.04.19 | |
VII. Делаем декорации (2 ч) | |||
29 | Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники - декораторы. | 18.04.19 | |
30 | Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций. | 25.04.19 | |
VIII. Придумываем и делаем костюмы (2 ч) | |||
31 | Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). | 02.05.19 | |
32 | Костюм – важное средство характеристики персонажа. Назначение театральных масок. | 16.05.19 | |
IX.В мастерской бутафора (2 ч) | |||
33 | Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего ее изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. | 23.05.19 | |
34 | Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй. | 30.05.19 |
Календарно-тематическое планирование
7 В
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
I. Знакомство (5 ч) | |||
1 | Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д. | 07.09.18 | |
2 | Игра «Импровизированный спектакль». | 14.09.18 | |
3 | Что такое искусство. Что значит понимать искусство. | 21.09.18 | |
4 | Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. | 28.09.18 | |
5 | Игра. Игровой тренинг. | 05.10.18 | |
II. Дорога в театр (4 ч) | |||
6 | Театр как здание. | 12.10.18 | |
7 | Театральный словарь: «премьера». | 19.10.18 | |
8 | Путешествие в театр на спектакль. (Выбор по желанию). | 26.10.18 | |
9 | Игровой тренинг. | 09.11.18 | |
III. В театре (3 ч) | |||
10 | Этика поведения в театре. | 16.11.18 | |
11 | «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссера?» | 23.11.18 | |
12 | Зрительный зал и сцена. Театральный словарик. | 30.11.18 | |
IV. Как создается спектакль (9 ч) | |||
13 | Путешествие по театральным мастерским. | 07.12.18 | |
14 | Бутафорская и гримерная. | 14.12.18 | |
15 | Театральный словарик: «грим». | 21.12.18 | |
16 | В мастерской художника и костюмера. | 28.12.18 | |
17 | Мастерская актера и режиссера. Актер и режиссер. | 18.01.19 | |
18 | Актер –творец, материал и инструмент. | 25.01.19 | |
19 | Музыка в театре. | 01.02.19 | |
20 | Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». | 08.02.19 | |
21 | История театра: выдающиеся актеры и режиссеры. «Мои любимые актеры». | 15.02.19 | |
V. Гномы играют в театр (2 ч) | |||
22 | Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля. | 22.02.19 | |
23 | Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости. | 01.03.19 | |
VI. Учимся актерскому мастерству (5 ч) | |||
24 | Актер – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. | 15.03.19 | |
25 | Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. | 22.03.19 | |
26 | Что умеет актер и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. | 05.04.19 | |
27 | Расскажи сказку «Цыпленок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. | 12.04.19 | |
28 | Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов». | 19.04.19 | |
VII. Делаем декорации (2 ч) | |||
29 | Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники - декораторы. | 26.04.19 | |
30 | Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций. | 03.05.19 | |
VIII. Придумываем и делаем костюмы (2 ч) | |||
31 | Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). | 10.05.19 | |
32 | Костюм – важное средство характеристики персонажа. Назначение театральных масок. | 17.05.19 | |
IX.В мастерской бутафора (2 ч) | |||
33 | Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего ее изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. | 24.05.19 | |
34 | Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй. | 31.05.19 |
Лист внесения изменений
Номер и дата внесения изменения | Основания для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменения | |
ФИО | Подпись | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии обучающих и развивающих игр на занятиях внеурочной деятельности по ИЗО творчеству
Благодаря внеурочной деятельности игра побуждает ученика работать над созданием выразительных образов, играя - общаться, искать, исследовать....
Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский
Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский...
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...