Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
статья
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Данную деятельность я применяю на уроках технологии и на секциях технопарка «Робототехника», использую комплект цифровых лабораторий «Умки», электронный ресурс «Уроки робототехники в школе, проектирую, исследую и программирую роботов».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова»
Учитель технологии: Мазуров А.В.
Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Из опыта моей работы я выявил, ,что теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание лицеистов. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение. Активно занимаюсь и исследовательской деятельностью.
Исследовательская деятельность является самостоятельной работой над приобретением новых знаний по выбранной теме на уроках технологии так и во внеурочной деятельности. Она проходит под моим руководством и направлена практическую значимость проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Данную деятельность я применяю на уроках технологии и на секциях технопарка «Робототехника», использую комплект цифровых лабораторий «Умки», электронный ресурс «Уроки робототехники в школе, проектирую, исследую и программирую роботов».
Однако в чем же отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, например, робототехника устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и программирования в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть саму ценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях выставок и конференций можно встретить требования практической значимости, результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.
На моих уроках, внеурочных занятиях исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями лицеистов;
- наличие индивидуальных форм работы лицеиста — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, например, в ЮЗГУ, КГУ.
Мои рекомендации учителям технологии, нужно знать:
- Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование.
- Как подобрать учебные проекты и технологии исследования по робототехнике, соответствующие специфике лицея, особенностям класса, учащихся.
- Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности по предмету.
- Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
- Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
- Как разработать учебный проект или исследование по изготовлению робота для социальных целей: полив растений, уборка помещения и так далее?
- Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
- Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности, применять цифровые технологии?
- С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, на выставках, конкурсах, конференциях.
Представляю этапы работы над проектом из опыта работы:
Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта по технологии, внеурочной деятельности приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет проектный технологический продукт, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.
Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта.
На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта, например, по технологии: стульчик, проект дачного домика, робот «Поливалка» и другое.
После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом
Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры - важнейший социальный навык.
Вывод: метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности лицеистов, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии....
Развитие творческой активности на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Поддержание познавательной творческой активности...
Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...