Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский
материал на тему

Киселева Ольга Ильинична

Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киселёва Ольга Ильинична

МАОУ ДО «Центр дополнительного образования»

г.п. Междуреченский Кондинский район

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Здравствуйте уважаемая аудитория!

№1 Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – тема актуальная. И мы понимаем необходимость возвращения к нравственности, духовности, православию и народной культуре. Без православной веры, без народной традиционной культуры вряд бы состоялась наша Родина – Россия.

№2 Говорят, «Родина – это дар Божий». Под словом «Родина» мы понимаем и землю, на которой живём, и Родину Духовную. Любая традиционная культура в основе своей высоконравственна: это почитание женщины-матери, ответственность за детей и семью, уважение человека труда, любовь к земле предков, где твои корни, где твои истоки.

№3 Хочу поделиться опытом работы в области духовно-нравственного воспитания детей на занятиях объединения «Театр кукол «Забава» Центра дополнительного образования. Детский кукольный театр имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия и во все времена был тесно связан с образованием и передачей культурных традиций. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным ценностям своего рода, к его традициям, верованиям и мировоззрению в целом. Сценическая деятельность наполняет жизнь детей новыми эмоциями, ощущениями, впечатлениями. Детям интересно не только создавать игрушки своими руками, но и выступать с ними. В этом природная потребность детей. При помощи кукол в игровой форме зрителям можно передать любую информацию и знания. Именно детский кукольный театр помогает детям раскрыться, поиграть, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей!

№4 В моё объединение приходят дети, у которых просто есть желание выступать. Это могут быть скромные, незаметные ребята, на первый взгляд без выдающихся актёрских способностей. Но когда им доверяешь ответственное дело - выступать на сцене, они раскрываются как цветы! Сколько положительных эмоций видишь на детских лицах! С радостью воспринимают родители информацию о том, что их ребёнка пригласили на роль ведущего или выступить в детском кукольном театре! Родители моих воспитанников - самые преданные помощники, спонсоры и зрители. В воскресные дни они становятся участниками посиделок и учебных занятий.

№5 Выступать хотят многие, но не у всех детей достаточно терпения и трудолюбия, т.к. репетиционный процесс длительный, необходима система, большая самоотдача и упорство. Выдерживают немногие, но те, кто остаются в коллективе, получают заслуженные аплодисменты благодарных зрителей.

№6 Дети начинают верить в себя, в успех, побеждают возрастные комплексы, приобретают внутренний нравственный стержень!

№7 Работая над кукольными спектаклями, ребятам приходится самим рисовать эскизы, шить одежду и кукол, делать атрибуты, оформлять сцену, т.е. постигать азы профессий, связанных с кукольным театром. Происходит погружение в мировую художественную культуру, в образовательную область «Технология», в традиционную русскую, православную культуру, в область театрального искусства, культуру народов ХМАО (региональный компонент). Все эти направления переплетаются, объединяются, дополняют друг друга, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников.

№8 Много времени заняла подготовка замечательного кукольного спектакля «Удивительные тайны Югорских сказок». Мы прикоснулись к высоконравственной культуре коренных народов Югры, к культуре нашей малой родины, к сказкам Анны Коньковой, Галины Слинкиной, Евдокии Ромбандеевой, прозе и стихам Ювана Шесталова и др.  

№9 Мы читали с детьми легенды, предания, изучали уклад жизни и обычаи народов Югры. Писали, обсуждали сценарий, репетировали и выступали перед зрителями.

№10 В 2011 году мы стали участниками фильма Татьяны Гордеевой «Вернисаж по-Междуреченски» для программы «Северный дом» окружного телевидения. А затем мы написали социально-значимый проект под названием «Удивительные сказки земли Югорской» и защитили его на Школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». В 2013 году с этим проектом мы стали участниками VIII заочной Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремёсла и промыслы: прошлое и настоящее».

 №11 Перчаточная кукла мансийский охотник Омелька стал одним из героев районного августовского совещания учителей на тему «Интегрированный подход к процессу освоения технологии и искусства, как современного направления в деле воспитания детей».

№12 Работая над сценариями, распределяя роли, я наперёд знаю, кому из детей смогу предложить ту или иную роль. Учитывается темперамент ребёнка, его характер, тембр голоса, физические данные, то есть кукольный персонаж является почти психологическим портретом маленького артиста. Это помогает воспитанникам сполна реализовать себя в театрально-исполнительской деятельности.

№13 Я отдаю предпочтение русскому народному искусству, мне это дорого, надеюсь, нравится и современным детям. Данное направление родное и вечное!

№14 В учебном кабинете можно увидеть заголовки к тематическим выставкам по ДПИ (всё начиналось с ДПИ): «Скоро сказка сказывается, да не скоро куклы делаются», «Пёстрая поляна», «Традиции предков в новый век», «Любо-дорого смотреть», «Раздолье» и др. Прослеживается связь времён, связь с духовным наследием русского народа.

№15 Особенный колорит театрализованным мероприятиям предают куклы – скоморохи, главные персонажи народных гуляний. А славный герой Петрушка не раз был ведущим районных мероприятий: «Её величество семья», «День славянской письменности и культуры», «Рождественские звёздочки», «Мы – славяне!».

№16 Разнообразят, волнуют и очень хорошо принимаются аудиторией костюмированные персонажи: Царевич Еремей, Семеюшка Ладовна, Ладушка Добродеевна, Забава Путятишна, Агриппина Тихоновна и др.  Звучат слова: семья, лад, добро, любовь, гордость за свой народ.

№17 Петрушка в 2010 году стал героем исследовательской работы под названием «Петрушка, кто ты?» Мы знакомились с этой куклой через исследование истории развития народного театра скоморохов и с зарождением жанров театрального искусства на Руси.

№18 Помимо кукольных спектаклей мы с детьми 4 года занимались реализацией экспозиционно-выставочного проекта «Радужный мост» на базе Центра. Я разрабатывала сценарии, готовила детей-ведущих для торжественных церемоний открытия и закрытия районнных выставок и фестивалей.  Стараюсь всегда быть на сцене рядом с воспитанниками, т.к. детям необходима поддержка. Мы выступаем в ярких костюмах, используем народную музыку, стихи, прибаутки, игровые моменты с залом. Это даёт возможность прикоснуться к самобытной русской культуре, почувствовать пульс народного праздника.

№19 Вся работа по духовно-нравственному воспитанию происходит с благословения настоятеля православного прихода «Всех скорбящих радость» отца Сергия (Швалёва). Он великодушно делится тематическими сценариями, презентациями, фильмами на православную тему, советует, направляет нашу работу в правильное русло. Отец Сергий вносит посильную лепту в благое дело приобщения детей к православию и духовности.

№20 Как пишутся сценарии, выбирается репертуар, особенно на православную тему? Это сложный процесс, поиск стиля, основы, к которой привязывается сюжет. Необходим особый слог, чувство ритма, внутренне чутьё. В канву сценария вплетаются концертные номера. Очень помогают Интернет - ресурсы, библиотечные фонды методического отдела районной библиотеки.

Мы используем стихи поэтов – священнослужителей, стихи самодеятельных поэтов Кондинского района, стихи из альманаха «Золотое перо», детского журнала «Православный сибирячок» и т.д. Это поистине непочатый край народной мудрости, нравственности и духовности. Стараюсь прививать детям вкус к возвышенному слову, стиху. Мы работаем над дикцией, дыханием, сценическим движением, т. е. постигаем азы актёрского мастерства.

№21 Большим достижением в своей творческой деятельности мы считаем постановку кукольных спектаклей на православную тему, таких как: «Вера православная» по мотивам произведения Максима Яковлева «Слово о святителе Филофее, который Сибирь крестил». Этот спектакль мы показали 12 раз жителям района, благодаря чему зрители узнали много интересного и полезного о жизни знаменитого подвижника.

№22 В декабре 2014 года со спектаклем «Вера православная» мы стали лауреатами 1 степени II окружного Епархиального конкурса «Рождество в Югре православной», а в апреле 2015 года участниками X юбилейного окружного фестиваля-конкурса «Пасха Красная» в г.Югорске. Хочется отметить, что ребята-старшеклассники, занятые в этом спектакле, осознанно, с достоинством, несли свою миссию.

№23 Инновационным, уникальным является то, что доступным языком, с помощью кукол мы смогли донести до зрителей ценную историческую информацию, т.к. кукольный театр – это одна из самых великих моделей человека и человечества. И мы сумели смоделировать, представить ситуацию крещения Святителем Филофеем кондинских инородцев через увлекательный диалог между русским-поселенцем, православным Афонькой Потаповым и кондинским охотником-манси Омелькой. Мы довольны результатом своей работы!

№24 С данным спектаклем мы участвовали в гастрольных концертных программах по учреждениям образования и культуры района в рамках «Славянского хода на Конде», посвященного знаменательному событию - 300-летию Крещения Святителем Филофеем (Лещинским) в 1715 году коренных жителей нашего края. В апреле 2014 года была составлена программа мероприятий, связанных с этим историческим событием, реализация, которой осуществлялась благодаря соглашению Администрации Кондинского района с Ханты-Мансийской Епархией.

№25 В рамках программы велась исследовательская работа по определению исторических мест расположения храмов и часовен в населённых пунктах, подготовка и работа тематических выставок в библиотеках, музеях, в нашем Центре д.о., проведение лекториев о просветительской и государственной деятельности Святителя Филофея (Лещинского).  А также строительство храмов, часовен, воскресных школ в крупных поселениях, проведение Рождественских чтений, посвященных просветительской деятельности Святителя Филофея в Сибири, фотоконкурса о православии на Кондинской земле, проведение паломнических поездок по святым местам.

Воспитанники и педагоги Центра, Воскресной школы побывали вместе с благочинным Кондинского округа в поселениях района с праздничной концертной программой «Рождественские звоны». Все концертные номера вызвали большую радость зрителей: это театрально-кукольная постановка: «Вера Православная», подготовленная «Театром кукол «Забава», притча «Свой мир», где раскрыта природа добра и зла в человеке, её подготовили объединения Центра «Театр моды-хореография» и «Самоцветы». Театрализованное выступление детей воскресной школы и объединения «Музееведение» с Рождественскими колядками, песнями в исполнении вокального объединения «Сибирята» и стихами Вохмениной Дианы о подвиге Святителя Филофея, объдинение «Умный компьютер».

Во время концертов в посёлках района были вручены грамоты победителям районного конкурса «Рождественские звёздочки». Юбилейные мероприятия будут продолжаться и дальше, в том числе и экспедиция «Славянский ход» по многочисленным весям Конды, даря радость незабываемых встреч и освящая нашу жизнь познанием духовных сокровищ Православной Веры.

№26 В мае 2015 года в рамках районных Славянских чтений мы 4 раза показали спектакль «Как князь Владимир веру выбирал» для учащихся школ района и жителей посёлка. Нашу работу высоко оценил гость этого мероприятия – кандидат богословия, преподаватель Тюменского Православного Духовного училища и Тобольской Православной Духовной семинарии диакон Дмитрий Майоров. Также мы принимаем активное участие в районных Рождественских и славянских чтениях: «Престольный праздник», «Рождественские звоны», «Праздник жен-мироносиц». 

№27 В 2015г. совместно с православным приходом «Всех скорбящих радость» мы начали проводить цикл традиционных мероприятий для параллели 4-х классов Междуреченской средней общеобразовательной школы на тему «Житие святых. Православные праздники», в плане создания целостного пространства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

№28 Работы воспитанников в области декоративно-прикладного искусства, этому направлению мы уделяем особое внимание, объединения «Театр кукол «Забава» занимают призовые места в окружных, региональных, районных выставках-конкурсах: «Рождество в Югре Православной», «Весенний вернисаж», «Красота Божьего мира», «Карусель ремёсел», «Сувенир – визитная карточка округа», «Рождественские звёздочки», «Мы – славяне!», «Семейная мастерская», «Творческие родники Конды. Конда православная» и т.д.      

№29 На занятиях мы обращаемся к великолепно иллюстрированным книгам: «Праздники на Руси», «Русские игрушки, игры и забавы», «Русские святые», «Обряды и обычаи русского народа», «Русская народная кукла», «Иллюстрированный толковый словарь В.И.Даля», «Библия»,  «Евангелие для детей»,  «Лето Господне» Ивана Шмелёва, «Повести минувших лет: Памятники литературы Древней Руси XII – XVII веков», «Былины», «Духовно-нравственное воспитание в школе», «Аз свет миру», «Дипломатия древней Руси», к православным календарям «Благая весть», «Тропинка к Богу» и т.д.

№30 Просматривая свои методические разработки к занятиям, тематические презентации, папки со сценариями по духовно-нравственному воспитанию, я сделала вывод, что накопленный материал является большим подспорьем в моей педагогической деятельности. В методической копилке разработки таких занятий как: «Кукольных дел мастер», «Путешествие в мир русских ситцев», «Сувениры с северным колоритом», «Моя народная кукла», «Пасхальный перезвон», «Рождественские подарки» и др.

№31 Каждое выступление моих воспитанников – это шаг в творческом росте, в росте их профессионального мастерства.  В дальнейшем многие ребята хотят свою трудовую деятельность связать с педагогикой, журналистикой, телевидением, театром. Нашу сценическую деятельность считаю успешной, т.к. мы ответственно относимся к делу, качественно выполняем свою работу. Слышим благодарные слова со стороны родителей, педагогов, представителей общественности и духовенства. За последние годы было разработано более 30 сценариев, показано более 40 театрализованных представлений и спектаклей.

№32 Таким образом, я думаю, что не только приобщаю детей к традициям и культуре своей большой и малой Родины, стараюсь развивать, образовывать и воспитывать их в аспекте духовности, нравственности, и православной культуры. Я вижу, что происходит постепенное становление каждого воспитанника как личности, формируется система его внутренних ценностей.

№33  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная педагогика как средство социальной адаптации ребенка

Занятия театром несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участни...

"Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"

Доклад на тему "Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"...

Формирование опыта нравственного поведения в коррекционной школе средствами театральной педагогики

Педагогические возможности театральной педагогики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...

Статья "Технология театральной педагогики как средство развития творчества и социализации"

Что же такое театральная педагогика? Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, прожива...