Статья"Игра- как путь к творческому развитию личности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"
статья по физике на тему
Предварительный просмотр:
Игра - как путь к творческому развитию личности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Осознание первоочередности гуманистических целей обучения предполагает существенное изменение традиционных форм учебной деятельности. Совершенствование форм, методов, приемов, т.е создание новых педагогических технологий , предполагает как творчество педагога так и учащегося. .
Открытие путей к творчеству требует порой нестандартных решений .Их надо искать, а если такая возможность предоставляется, то не стоит ее упускать. Один из путей этой цели лежит через возврат к генетически более ранним формам деятельности и, в первую очередь, игровым, насыщая их новым содержанием.
Вряд ли найдется взрослый человек, которому хоть однажды не пришлось с тревогой произнести: «Наш ребенок болен, он даже не играет». Уход игры из жизни ребенка воспринимался как признак серьезной болезни, как символ бедствия для мудрых воспитателей и родителей.
Роль игры неоценима. Игра – сильнейшее средство развития ребенка.
Игра также воспитывает такие нравственные качества как сотрудничество, совместимость, дружбу.
Игра, как педагогическая технология имеет общую схему:
- формулируется цель – для чего проводится игра
- сообщается тема
- сообщаются общие правила сотрудничества
- сообщаются критерии оценки учебной деятельности и организационный регламент
- назначаются эксперты
- излагается исходная информация
- разыгрывается ситуация – идет игровая деятельность
- затем проводится анализ игры.
Исследования показывают, что игра способствует:
- интеллектуальному развитию
- развитию уверенности в себе
- способствует расширению поведенческого диапазона учащихся.
Виды игровой деятельности, которые можно с успехом использовать как на уроке, так и во вне урочной деятельности:
-познавательно-развлекательные
Я провожу игру «Морской бой» в 7 классе как обобщающий урок в мае .В 10 классе – так же обобщающий урок и конце учебного года провожу в форме игры «Счастливый случай»
Так же очень интересной и мною любимой является такая форма как уроки творчества и фантазии.
Надо сказать, что урок творчества и фантазии на тему «Сказки и физика» одинаково захватывающе проходят и в 7, и в 8 классе.
Вершиной игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.
В 7 классе после прохождения темы «Атмосферное давление» проводила урок в виде судебного заседания «Суд над атмосферным явлением»
Ребенок, учащийся играет в предлагаемой ситуации, порождая и стимулируя процесс воображения. Работа с образами, пронизывающая всю игровую ситуацию, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию. В ходе игры участник игры включается в межличностные отношения и оценивает их как значимые или не значимые, обнаруживая при этом, что сами отношения имеют систему подчинения, управления и исполнения.
На основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психических новообразований- воображение и символическая функция сознания , позволяющая переносить свойства одних вещей на другие.
Следующий вид игровой деятельности – деловые игры, целью которых кроме конкретной учебной задачи , так же ставится задача формирования коллектива, умения сотрудничать, выявление лидера и оценка деловых качеств исполнения.
Урок-путешествие «Полет на Луну» провожу в виде деловой игры после прохождения темы «Магнитное поле Земли»
Игровой прием «Игра-соревнование» можно использовать в ходе опроса пройденного материала на уроке.
Создание, организация и проведение игры – это не только путь к развитию творчества учащихся, по и средство выражения творческого мастерства учителя и стремления к совершенствованию учебного процесса.
Одинцова О.Н. –учитель физики
2014год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики
В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....
"Развитие и внедрение творческой составляющей у учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
Аннотация к статье: Данная статья посвящена цели и задачам творческой составляющей учащихся на уроках биологии. Показано конструктивно-позитивное влияние основных компонентов биологической дисциплины ...
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...
Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики
Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики...