Рабочая программа по воспитательной работе
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Паспорт Программы
Наименование программы | «Новое поколение» |
Нормативные документы | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа развития МБОУ «Карлыхановская СОШ» Коцепция воспитательной работы МБОУ «Карлыхановская СОШ « Программа духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МБОУ « Карлыхановскаяская СОШ» Программа профилактики правонарушений Белокатайского района « Я в законе. Закон во мне» |
Цель Программы | Главная воспитательная цель: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей |
Основные задачи | составить целостное представление у учащихся о мире профессий; исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей; создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении; развитие творческой деятельности; способствовать сплочению классного коллектива.
|
Сроки реализации | 2015 – 2017 годы |
Ожидаемые результаты | Осознание ценностей и сохранения семейных традиций и уважение профессионального выбора своих родителей. Активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни. Развитие в себе таких качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости. Повышение уровня психологических знаний Исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | Эффективное профессиональное самоопределение выпускников Оценка личностного роста; Удовлетворенность родителей и учащихся воспитательной работой школы; Уровень комфортности учащихся в классном коллективе. |
Три пути у человека, чтобы разумно
поступать: первый: самый
благородный, - размышление;
второй,
самый легкий, - подражание;
третий,
самый горький, - опыт.
Конфуций
Пояснительная записка.
Актуальность программы:
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Очень важно именно в эти годы окончательно выявить и по мере возможностей развить те способности, на основе которых можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии. Современные условия диктуют необходимость наряду с общеобразовательными предметами организовывать и специальное обучение и воспитание детей, профессионально ориентирующее их в соответствии с имеющимися задатками и способностями на выбор вида и рода занятий.
Новизна данной программы заключается в том, что программа является комплексной и состоит из 5 направлений. В ходе реализации программы происходит обновление традиционных форм и методов воспитательной работы, используются приемы современных воспитательных технологий и рефлексии.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают детей к осознанному выбору профессии, активизируют у учащихся процессы самопознания, определения профессиональных склонностей, формируют потребность в здоровом образе жизни, способствуют развитию моральных качеств личности.
Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Цель программы:
оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Цель конкретизируется в задачах:
составить целостное представление у учащихся о мире профессий;
исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;
создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;
развитие творческой деятельности;
способствовать сплочению классного коллектива.
Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению профессиональных стремлений учащихся. При этом важно использовать не только знания классного руководителя, но и учитывать опыт и знания родителей, педагогов и всего социального окружения учащихся, помочь им освоить социально-профессиональный опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой собственный опыт жизнедеятельности.
Прогнозируемый результат реализации программы:
осознание ценностей и сохранения семейных традиций и уважение профессионального выбора своих родителей. Активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни. Развитие в себе таких качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости. Повышение уровня психологических знаний, исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.
Эффективное воспитание требует определенных методик, которые помогают приобрести необходимые знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся выпускникам школы
Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:
беседы и лекции;
разнообразные классные часы;
совместные с родителями мероприятия;
деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
встречи с интересными людьми;
занятия-практикумы;
тестирование, анкетирование;
психологические тренинги;
КТД.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформировать гражданские навыки:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформировать осознанное отношение к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- правам и свободам человека и гражданина;
- экологическая ответственность
- здоровью
- семье.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Участие в конкурсах .
4. Проведение мероприятий.
Для оценки эффективности работы программы используется методика оценки уровня социализации личности. (Приложение №1 )
Диагностическая методика «Профессиональная готовность» (Приложение №2 )
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению ( Приложение 3) Диагностические материалы для определения уровня сформированности семейных ценностей у старшеклассников, экспресс диагностика «Уровень родительской компетенции»( приложение 4) Диагностика « Мое отношение к здоровью»
Срок реализации программы – 2 года, ориентирована она на старшеклассников 10, 11 классов и включает в себя 5 направлений
Семья
В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания отходят на второй план, и происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. В этих условиях педагогу необходимо тщательно выбирать направления и формы работы с родителями, так как становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды.
Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ | Название мероприятия | класс | ответственные | Время проведения |
1 | Составление социального паспорта класса | 10.11 | Актив класса, классный руководитель | В течение года |
2 | Тематические родительские собрания | 10, 11 | Классный руководитель | 1 раз в месяц |
3 | Совместные турпоходы | 10, 11 | Классный руководитель, родители, уч-ся | май-июнь |
4 | День матери | 10, 11 | Весь класс | ноябрь |
5 | Празднование 8 марта, 23 февраля | 10, 11 | Ученический актив, классный руководитель | Март, февраль |
6 | «Новый год – семейный праздник» | 10, 11 | Родительский актив | декабрь |
7 | «Мы встречаем Рождество» | 10, 11 | Весь класс | январь |
8 | Индивидуальные встречи с родителями, приглашение их в школу, посещение на дому. | 10, 11 | Классный руководитель, родительский актив | В течение года |
Профессиональное самоопределение
Дать подросткам знания по различным дисциплинам – одна из основных задач школы и учащиеся должны получить образовательный минимум, определенный государственными стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны быть организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых они приобретают теоретические знания, практические умения и определенные качества личности.
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
Формирование мотивов труда.
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Развитие культуры труда.
Предполагаемый результат: успешное окончание школы и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание учащимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ | Название мероприятия | Форма | класс | ответственные | Время проведения |
1 | Найти себя | Классный час | 10 | Классный руководитель | сентябрь |
2 | «Выбор профессии это серьезно» | Классный час | 11 | Классный руководитель | сентябрь |
3 | Профессия учителя. | Классный час | 10, 11 | Классный руководитель | октябрь |
4 5 | . Экологические субботники по уборке территории школы «Чистый кабинет» | КТД Генеральная уборка кабинета | 10, 11 10, 11 | Весь класс Весь класс | Осень-весна 1 раз в месяц |
6 | Образовательные учреждения Оренбургской области | Классный час знакомства | 10,111 | Классный руководитель | октябрь |
7 | Анкетирование тестирование с целью выявления наклонностей и т.д. | Анкетирование, тестирование | 10, 11 | Классный руководитель, психолог | В течение года |
8 | Профессии в мире рекламы | Классный час | 11 | Классный руководитель | декабрь |
9 | Путь в профессию, или в поисках призвания | Классный час | 10 | Классный руководитель | ноябрь |
10 | Я в мире профессий | Классный час - презентация | 11 | Классный руководитель | январь |
11 | Конкурентоспособная личность | Классный час | 10 | Классный руководитель | январь |
12 | «Мои успехи в школе» | Круглый стол | 10, 11 | Классный руководитель | В течение года |
13 | Дороги, которые мы выбираем. | Беседа | 10 | Классный руководитель | февраль |
14 | Выбор профессии | Фестиваль профессий | 11 | Классный руководитель, актив класса | февраль |
15 | «Стратегия трудоустройства» | Занятия - практикумы | 10, 11 | Школьный психолог | В течение года |
16 | «Об образовании» | Классное собрание – ознакомление родителей и детей с Положением о государственной итоговой аттестации | 11 | Классный руководитель | В течение года |
17 | Индивидуальные беседы классного руководителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе со слабоуспевающими учениками и их родителями | беседы | 10, 11 | классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе | В течение года |
18 | Олимпиада | Участие в предметных олимпиадах | 10, 11 | Преподаватели, классный руководитель | Ноябрь- декабрь |
Здоровье
«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»
Генрих Гейне
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.
Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ | Название мероприятия | Форма | класс | ответственные | Время проведения |
1 | «Профилактика и способы лечения простудных заболеваний» | Беседа с фельдшером | 10, 11 | Классный руководитель, фельдшер | Осень, весна |
2 | Кросс нации | осенний кросс | 10, 11 | Классный руководитель, преподаватели физкультуры | сентябрь |
3 | «Чипсы: вред или польза?» | диспут | 11 | Классный руководитель | Октябрь |
4 | О здоровье знаю все, но… | беседа | 10 | Классный руководитель | Октябрь |
5 | Этот безвредный напиток. Энергетические напитки: за и против | Классный час | 10 | Классный руководитель, актив класса | Ноябрь |
6 | Горькая правда о горьком пиве | Информационно-познавательная лекция | 11 | Классный руководитель | Ноябрь |
7 | «Формула здоровья» | Беседа, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИД | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | декабрь |
8 | Профилактика стресса | Тренинг | 11 | Классный руководитель, школьный психолог | январь |
9 | «Украшение тела современного человека: вся правда о последствиях» | Классный час-презентация | 10 | Классный руководитель | Февраль |
10 | Современная чума – пирсинг | Классный час | 11 | Классный руководитель | Февраль |
11 | «Имя беды наркотики» | Пресс-конференция | 11 | Классный руководитель, актив класса | Март |
12 | «Хочешь быть здоровым? Можешь!» | Классный час в форме ролевой игры | 10 | Классный руководитель, актив класса | март |
13 | Дыхательные упражнения. Виды и способы самомассажа | Тренинг | 10 | Классный руководитель | апрель |
14 | Пищевые добавки. | Информационно-познавательная лекция | 11 | Классный руководитель | апрель |
15 | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Турпоход | 10, 11 | Весь класс | Осень, лето |
Патриот.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель работы: формировать правосознание и гражданскую ответственность; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ | Название мероприятия | Форма | класс | ответственные | Время проведения |
1 | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Участие в праздновании 9 мая | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | май |
2 | День знаний | Классный час | 10, 11 | Классный руководитель | сентябрь |
3 | День пожилых людей | Поздравления, участие в мероприятии | 10, 11 | Классный руководитель | октябрь |
4 | День согласия и примирения | беседа | 10, 11 | Классный руководитель | ноябрь |
5 | Я и закон. | Классный час в форме игры | 10 | классный руководитель | декабрь |
6 | МВД предупреждает… | Информационный классный час | 11 | классный руководитель | декабрь |
7 | Традиции русского народа. Рождество. | Посиделки | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | январь |
8 | Месячник Мужества | Беседы, смотр строя и песни, конкурс рисунков, песен и т.д. | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | февраль |
9 | «Великие женщины России» | Классный час | 10 | Классный руководитель, актив класса | март |
10 | Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать. | Концерт | 11 | Классный руководитель, актив класса | март |
11 | День космонавтики | Классный час | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | апрель |
12 | «Мы помним о вас, ветераны» | Оказание шефской помощи ветеранам | 10, 11 | Актив класса | В течение года |
13 | Акция «Обелиск» | Уборка могил ветеранов войны | 10, 11 | Весь класс | Сентябрь, май |
Досуг
Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.
Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.
Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ | Название мероприятия | Форма | класс | ответственные | Время проведения |
1 | Осенний бал | праздник | 10, 11 | Актив класса, классный руководитель | сентябрь |
2 | День самоуправления | Ролевая игра | 10, 11 | Заместитель директора по ВР | Октябрь |
3 | Скажем «нет» сквернословию. | беседа | 10 | Классный руководитель | октябрь |
4 | Беседа о милосердии | беседа | 10 | Классный руководитель | ноябрь |
5 | Поздравительная открытка ко Дню Учителя, 8 марта | поздравление | 10, 11 | Актив класса | Октябрь, февраль, март |
6 | Новогодний бал | праздник | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | декабрь |
7 | «Мы встречаем Рождество» | посиделки | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | январь |
8 | Молодежные субкультуры 21 века. | Час знакомства | 11 | Классный руководитель | январь |
9 | Страхи, их профилактика и преодоление | Психологический тренинг | 10 | Психолог, классный руководитель | январь |
10 | Встреча с выпускниками класса | Вечер-встреча | 10 | Классный руководитель, актив класса | февраль |
11 | «Созвездие добра и красоты» | праздник | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | февраль |
12 | Огонек «А ну-ка, девочки» | праздник | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | Март |
13 | День смеха и шуток. | праздник | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | Апрель |
14 | Сотовый телефон: враг или друг | Диспут | 11 | классный руководитель | март |
15 | Последний звонок | праздник | 10, 11 | Классный руководитель, актив класса | май |
Список литературы
Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Гребенкина Л.К. Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2003.
Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальных классов. М.: 2006.
Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байков А.М. и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
Профориентация старшеклассников: сб. учебно.-метод. Материалов /сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
Психология.9 класс. I часть. /Сост. М.М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
Психодиагностика детей / Сост. А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы /сост. В.А. Ведерникова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
Приложение.2
Опросник профессиональной готовности (ОПГ)
В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере.
Основные принципы, положенные в основу ОПГ
Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить и обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:
- Ч-З (Человек – знак)
- Ч-Т (Человек – техника)
- Ч-П (Человек – природа)
- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)
- Ч-Ч (Человек – человек)
Инструкция испытуемому
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
- делаю, как правило, хорошо - 2 балла
- делаю средне - 1 балл
- делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов
2. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:
- положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла
- нейтральные (все равно) – 1 балл
- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов
3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
- да – 2 балла
- все равно – 1 балл
- нет – 0 баллов
Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками.
Работайте внимательно, не спешите!
Порядок работы с опросником.
Оптанту предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант сам подробно рассказывает оптантам порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:
1) Отвечать «хорошо умею делать», т.е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он это делал не один раз, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось.
2) Ставить «0» баллов в «умениях» надо и года школьник что-то делает плохо, и когда он не умеет это делать (т.е. пробовал, но не получалось);
3) Если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3 вопрос о своем профессиональном предпочтении; если не сможет, то вместо 3-й оценки он так же ставит прочерк.
Фиксация результатов
В процессе работы с опросником оптант заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 4 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначения вопросов.
Обработка результатов
Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:
1. Ч-З 2. Ч-Т 3. Ч-П 4. Ч-Х.О. 5. Ч-Ч
В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:
1. Оценка своих умений
2. Оценка своего эмоционального отношения
3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.
Приступая к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценки умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.
Профконсультант подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Оценка результатов
Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере. Суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение оптанта в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.
Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-З может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч-Ч и Ч-З), модельер (Ч-Х.О. и Ч-Т) и т.д.
Выводы
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Все выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.
ТЕКСТ ОПГ
Умею, могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу)
1. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл).
3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).
4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко. 5. При общении с людьми одерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).
10. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.
11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.
12.По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие - кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
16. Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
17.Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20.Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.
21.Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п.) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно
23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
24. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т.е. понимать причины его поступков, видеть "истинное лицо", часто скрытое за внешним поведением.
26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
27.Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их характерных внешних признаках и повадках.
29.Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.
30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: логической, технической, конструкторской, и т.п.
33.Изучать строение "живой ткани" и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
35. Организовывать коллективные вечера , походы и другие мероприятия.
36. Запоминать правила, законы , теоремы , условные обозначения , формулы.
37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
38.При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.
39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
40.Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
46.Тщательно выполнять " бумажную работу ": писать, чертить, вычислять, проверять и т.п.
47. Работать на ЭВМ, решать какие либо задачи с помощью дисплея.
48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
49.Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без "бумажки").
Приложение 3 Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Содержит 7 шкал:
1. Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.
2. Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.
В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).
Ключи и процедура подсчета тестовых баллов.
Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на 1S измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 1S, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для "делинквентной" подвыборки.
Ключи
1. Шкала установки на социально-желательные ответы:
2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 23(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил:
1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению:
14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да). 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).
Опросник
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастет «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
13. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и, где он хочет.
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
23. Я иногда не слушаюсь родителей.
24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.
26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.
29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсичные вещества.
32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
47. Иногда я скучаю на уроках.
48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то обязательно потребую от него извинений.
49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.
50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
60. Мне нравится быть в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
61. Меня раздражает, когда девушки курят.
62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
66. Я смог бы своею рукою казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
70. Иногда у меня бывает такое настроение, что готов первым начать драку.
71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руки вещь и ломал ее.
72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
78. Я часто не могу сдержать свои чувства.
79. Бывало, что я опаздывал на уроки.
80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
83. Иногда случалось, что я не выполнял школьные домашние задания.
84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью, и не повлечет наказания.
92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям
98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
Приложение 4 Экспресс диагностика родительской компетенции.
Часть 1. Самодиагностика типового семейного состояния
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны – зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я не поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Бланк для ответов
Номера вопросов | Сумма балов | Шкалы | Д/з |
1 4 7 10 13 16 19 | В | 5 | |
2 5 8 11 14 17 20 | Т | 5 | |
3 6 9 12 15 18 21 | Н | 6 | |
Итого | С | 14 |
Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» - чувство вины, «Т» - тревога, «Н» - нервно-психическое напряжение, «С» - общая семейная тревога, «Д/з» - значение, при котором состояние диагностируется.
Часть 2. Самодиагностика родительского отношения к детям
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
8. Строгая дисциплина в детстве развивает характер.
9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
13. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
Бланк для ответов
Ф. И. О. (шифр) |
Пол Возраст Образование Специальность |
1 2 3 4 5 6 7 |
1. сумма баллов № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12 |
2. Сумма баллов № 1, 3, 6, 7, 9, 13 |
Дата исследования: «___» __________________20___г. |
Обработка данных
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Оценивается только сумма ответов № 1, которая сравнивается со шкалой:
Сырой балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,83 | 92,43 | 96,66 |
При высоких значениях диагностируются три типа родительского отношения (отвержение ребенка, его социальная нежелательность, отсутствие кооперации). Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:
«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по воспитательной работе "Бригантина"
Программа расчитана на 6 лет. направлена на развитие лидерских качеств ребёнка. Воспитание самоуправления в клаасном коллективе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ( на 2 года) в 8 «А» классе на 2013-2015 уч. год
Программа воспитательной работы 8 «А» класса ( на 2 года: 8-9 класс)«Воспитание и развитие активной личности, умеющей самостоятельно мыслить»Пояснительная запискаВедущие критерии:Социальная активность...
Рабочая программа по воспитательной работе в 5 классе.
Реализация целей и задач предполагает:• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;•...
Рабочая программа по воспитательной работе. 6 класс.
Цель данной программы:Формирование ответственного отношения у учебе, уважительного отношения к одноклассникам, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни. Защита, ...
Рабочая программа по воспитательной работе "Лидер"
Программа «Лидер»для 3 ступеней обучения1ступень « Я - Лидер» (1-4 классы)2 ступень « Мой лидерский потенциал» (5-9 классы)3 ступень « Школа Лидерства» (9-11 классы)...
рабочая программа по воспитательной работе 7 "г" класс
Тематическое планирование для детей с умеренной умственной отсталостью....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ)
Структура воспитательной программы: 1. Пояснительная записка.2....