ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему
Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-творцом и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В. Ф. Комиссаржевская
Скачать:
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
А.П. Овчинникова, ГБОУ школа № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства, получением образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс разных факторов. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива, сегодня является: формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни.
Таким средством формирования, может стать школьный театр. Возможности школьной театральной педагогики трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике как прошлых эпох, так и в настоящие время.
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет, богатейшие возможности для становления здоровой личности подростка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе, путь к здоровью.
Понятие здоровья – единство аспектов: соматического, психологического, социального, интеллектуального и нравственного здоровья.
Школьный театр является средством развития творческих задатков и способностей подростка как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве и развитии. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Все это есть единство аспектов здоровья. Особенно большие возможности заложены в театральной работе со старшеклассниками. Именно в старших классах подростки начинают углубленно интересоваться вопросами искусства и творчества. В эти годы происходят поиски нравственных идеалов, критериев эстетических оценок явлений действительности. Возрастание общевоспитательного значения школьного театра для старшеклассников обусловлено и тем, что самый эффективный «театральный» период для среднего и старшего школьного возраста - с 7 по 9 классы». Именно в этом возрасте обнаруживается серьезный интерес школьников к театру и наибольшая восприимчивость.
Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится – помощь в понятии, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.
Обычный рассказ о вредных привычках не приведет подростка к осознанию того, что это плохо. Пережив это на сцене, он прочувствует драму и в его сознании сформируется негативное отношение к вредным привычкам. Однократное участие в таких мероприятиях не закрепит этого отношения, поэтому необходимо систематическое вовлечение подростков в театрализованную деятельность театра «Здоровье».
О чем свидетельствуют результаты ежегодного мониторинга здоровья. На начало работы театра «Здоровье» уровень ориентации личности на здоровый образ жизни был чуть ниже среднего, а спустя трех лет систематических мероприятий, уровень стал значительно выше. Что дает право говорить об успешности работы театра в сфере сохранения здоровья.
Популяризация преимущества здорового образа жизни, является главной целью театра «Здоровье», который уже три года успешно работает в нашей школе. В его задачи входит:
- воспитание творческой индивидуальности ребенка;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- пропаганда здорового образа жизни;
- развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности;
- развитие культуры здоровья через эстетическое и нравственное воспитание.
Данный вид деятельности актуален, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения, повышения приоритета здорового образа жизни. Направлена на воспитание жизненно адаптированного человека, понимающего ценность здорового образа жизни, психологическую готовность к различным стрессовым ситуациям. Помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Так же немало важную роль играет то, что старшие ребята пропагандируют здоровый образ жизни и это является действенным методом, который влияет на осознание ценности здоровья, и на их сверстников, и на младших ребят, которые являются целевой аудиторией. Получаемые результаты ежегодного мониторинга здоровья также свидетельствуют о том, что уровень ориентации личности на здоровый образ жизни у учащихся младших школьников, растет.
Артисты театра «Здоровье» проводят мероприятия, которые действительно интересны всем и показывают пример здорового образа жизни окружающим, способствуя вовлечению большего числа учащихся в этот творческий процесс. Во всех проводимых мероприятиях (интерактивные спектакли, театрализованные уроки, праздники ЗОЖ, интерактивные игры и т.д.) зрители являются активными участниками, с ними проводятся зарядки, физкультминутки, подвижные и интеллектуальные игры, а также творческие задания, которые включены непосредственно в сценарии и исключение их невозможно, так как будет разорвана логическая цепочка представления (рис. 1-4).
Рис.1 Сказка про царя Грязноуха | Рис.2 Карусель здоровья | Рис. 3 Олимпийская сказка | Рис.4 Сладкий Новый год |
Работа в театре «Здоровье» помогает осознать, что здоровье является необходимой базой для достижения жизненных целей, что это та валюта, которая не обесценивается ни при каких обстоятельствах. Я думаю, что организация театра «Здоровье» в образовательном учреждении актуальна и действенна, так как это помогает детям расти здоровыми, и физически, и эмоционально, и интеллектуально, и с детства приучает к ответственному отношению к своему здоровью.
Литература
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / методическое пособие / М. М. Безруких. // - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004, - 234 с.
- Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. – 2003, - № 2.- С.65-66.
- Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
- Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008, - 69с.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005, - 122 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...
Статья на тему «Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего компл...
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения
Данная статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...
«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»...