«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
материал

Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2021-2022_surikovatv.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Здоровье обучающихся– одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.

Значимость здоровья определяется тем, что оно занимает самую важную позицию среди человеческих потребностей. Культура здоровья является интегративным личностным качеством, формирующимся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов здоровьесбережения.

Культура здоровья - это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Культура здоровья складывается из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом.

Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) есть актуальная педагогическая задача.

Большинство детей, поступающих в школу-интернат, обладают множеством различных заболеваний - это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует реальная возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему внеклассных мероприятий. Вся работа по формированию ЗОЖ у воспитанников строится комплексно, т.е в течение всего дня, начиная с подъема детей и заканчивая отбоем.

         Создание благоприятного психологического климата на занятиях – одно из важнейших условий успешной адаптации воспитанников нашей школы- интерната. Целью здоровьесберегающих технологий на занятиях во второй половине дня является обеспечение возможности сохранении здоровья не только за период обучения, но и формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, чтобы научить воспитанников использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.

          В нашем образовательном учреждении организация воспитательной  деятельности по формированию культуры, здорового и безопасного образа жизни детей  с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) строится на основе структурированных занятий,  направленных на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни.  Ориентирована на охрану и укрепление  здоровья,  пропаганду здорового образа жизни, в воспитании  противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Основными принципами является:

 Сознательность и активность - чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Индивидуальная доступность - дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.

Систематичность и последовательность - непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.

 Психологическая комфортность - получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Включает ряд основных направлений:

1.Основы знаний о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

Это направление решает следующие задачи:

-закреплять знания о здоровом образе жизни;

-развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду;

-формировать активность и инициативность детей;

-воспитывать интерес к здоровому образу жизни;

-сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.

вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

2.Культура здоровья.

Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Это направление решает следующие задачи:

-сформировать умение содержать свое тело в чистоте;

-расширять знания о средствах гигиены;

-воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета;

-воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания.

3.Профилактика вредных привычек.

Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Это направление решает следующие задачи:

-создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;

-научить детей оценивать последствия своих действий;

-показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;

-пропаганда здорового жизненного стиля;

предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;

формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;

-профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;

учить детей оценивать последствия своих действий.

4. Подвижные и развивающие игры.

 Игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Это направление решает следующие задачи:

-формировать самостоятельность;

-повышать спортивное мастерство;

-воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта;

-научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

5. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и других видов деятельности в течение суток. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.

Используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Поскольку именно в школе у детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)  закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

В целом для сохранения здоровья обучающихся , очень важны условия образовательной среды а именно:

  • Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
  • Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;
  • Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.);
  • Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).

Вывод:

Необходимость работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.

Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый человек должен подняться сам. Здоровье – это когда хорошо (отвечают дети). – Здоровье – когда ничего не болит. – Здоровье – от слова « Здорово!» - Здоровье – когда радуешься.

Литература:

  1. Васильева Т.П. Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева// Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. – М., 2000;
  2. Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников – 2008.-№8;
  3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа – 2005, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»

Доклад на педсовете по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»...

ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды...

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

quot;Если вы не думаете о своем, будущего не будет..."...

Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды на уроках технологии

Культура здоровья как фактор формированияздоровьесберегающей среды на уроках технологии...