Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
статья по теме
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochetkova_statya_168.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кочеткова С.В.
МБОУ-СОШ№168
зам. директора по ПР
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся, определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. В школе дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и не профессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно учителями. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
В-третьих, современное здравоохранение преимущественно занимается не профилактикой болезней, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.
По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно выделить:
1. Использование отдельных методов, направленных на нейтрализацию негативного воздействия школьной среды и на активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, введение дополнительных уроков физкультуры и т.п.).
2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки,
3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются задачи защиты, формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья у обучающихся и педагогов может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе мы рассматриваем в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум заключается в обеспечении таких условий обучения, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. Школьник трудится за партой, в классе, в школе; его деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий рассматривается нами как задача-оптимум, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, необходимо учить школьников ответственно относиться к своему здоровью, вводя вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Так, на уроках ОБЖ практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
Формировать навыки здорового образа жизни у школьников необходимо начинать с 1-го класса в ходе различных мероприятий с обязательным привлечением родителей (спортивные праздники, подвижные игр, занятия в спортивных секциях, туристические походы). Очень важно организовывать коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности». Эффективно участие школьников в программе центра «Диалог» «Мы за здоровый город». Учащиеся, учителя и родители нашей школы приняли участие в мероприятиях в рамках данной программы. На районном уровне были представлены – метод разработки классных часов «День здоровья в школе» сочинение учащихся 5-8 классов «Если бы я был наркополицейский», семейный фильм «Истоки здоровья. Семейный вернисаж».
В 2011г. в ОУ проведено 15 целевых мероприятий в рамках акций «За здоровье и безопасность наших детей» и «Мы за здоровый город». Результатом стали победа команды волонтеров «Парус Надежды» на молодежном форуме «Мы за здоровый город» и первое место за разработку комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников - «Здоровый ученик – здоровый учитель».
Ценить, беречь и укреплять свое здоровье необходимо не только с самого раннего возраста, необходимо взрослым личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...
Статья на тему «Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего компл...
Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"
В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....
Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...
ГЭП «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении». Агрессивное поведение детей в начальной и средней школе. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.
В статье рассматриваются причины агрессивного поведения, возрастные проявления, комплекс рекомендаций для педагогов и родителей....
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Работа региональной стажировочной площадки: курсовое мероприятие в форме практико-ориентированного семинара "Создание развивающей среды в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников"
Доклад "Формирование познавательно-речевой активности в группах детей раннего возраста с полиэтническим составом"...