Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
статья по теме

Светлана Вячеславовна Кочеткова

 

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kochetkova_statya_168.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Кочеткова С.В.

 МБОУ-СОШ№168

 зам. директора по ПР

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся, определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. В школе дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и не профессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно учителями. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

В-третьих, современное здравоохранение преимущественно занимается не профилактикой болезней, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно выделить:

1. Использование отдельных методов, направленных на нейтрализацию негативного воздействия школьной среды и на активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, введение дополнительных уроков физкультуры и т.п.).

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки,

3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются задачи защиты, формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья у  обучающихся и педагогов может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе мы рассматриваем в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум заключается в обеспечении таких условий обучения, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. Школьник трудится за партой, в классе, в школе; его деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий рассматривается нами как задача-оптимум, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, необходимо учить школьников ответственно относиться к своему здоровью, вводя вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках ОБЖ практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Формировать навыки здорового образа жизни у школьников необходимо начинать с 1-го класса в ходе различных мероприятий с обязательным привлечением родителей (спортивные праздники, подвижные игр, занятия в спортивных секциях, туристические походы). Очень важно организовывать коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности». Эффективно участие школьников в программе центра «Диалог» «Мы за здоровый город». Учащиеся, учителя и родители нашей школы приняли участие в мероприятиях в рамках данной программы. На районном уровне были представлены – метод разработки классных часов «День здоровья в школе» сочинение учащихся 5-8 классов «Если бы я был наркополицейский», семейный фильм «Истоки здоровья. Семейный вернисаж».

В 2011г. в ОУ проведено 15 целевых мероприятий в рамках акций «За здоровье и безопасность наших детей» и «Мы за здоровый город». Результатом стали победа команды волонтеров «Парус Надежды» на молодежном форуме «Мы за здоровый город» и первое место за разработку комплексной программы формирования  знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников - «Здоровый ученик – здоровый учитель».

Ценить, беречь и укреплять свое здоровье необходимо не только с самого раннего возраста, необходимо взрослым личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Статья на тему «Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего компл...

Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"

В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....

Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...