Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения
статья на тему
Данная статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентацией. В докладе отражены цифры по пристрастию молодежи к вредным привычкам, нормативно-правовая база по профилактической работе с подростками, аспекты и результаты деятельности профилактических мероприятий, выводы и задачи по совершенствованию работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda_.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова И.Н., зам. директора по УВР
Доклад на педагогическом Совете
от 09.04.2013
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве ГБОУ НПО ПЛ №100
1 слайд
Современные условия жизни, ее темп, перегруженность информацией, интеллектуальными и физическими нагрузками диктует образовательным учреждениям необходимость поиска новых подходов к формированию здоровьесберегающей среды.
2 слайд
В соответствии с данными социологических исследований, проводимых Минздравом РФ, картина наркомании следующая:
3 слайд
Государство в данный момент ставит эту проблему одной из главных, так как речь идет о существовании нации и нашем будущем. Мониторинг в образовании показал явное снижение уровня здоровья обучающихся, пристрастие к вредным привычкам. В последние годы в РФ ухудшилась ситуация, связанная с употреблением ПАВ, незаконным оборотом наркотиков, возраст наркоманов «молодеет» (11-14 лет), растет заражение СПИДом (70% ВИЧ-инфецированных – употребители наркотиков), увеличивается криминал на почве наркотиков, ухудшается не только физическое, но и психическое здоровье детей, неправильно подаюится преступные сведения в СМИ.
4 слайд
Обратите внимание, какое %-ное соотношение всех, кто пробовал наркотики и обратились за помощью.
5 слайд
Именно поэтому, в программе «Новая школа» подчеркнуто: ««Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, будут решены такие острые проблемы как наркомания, алкоголизм, безнадзорность и преступность…»
В этой связи мы обязаны рассматривать учебно-воспитательный процесс с точки зрения сохранения здоровья воспитанников. В этой работе мы безусловно опираемся на нормативно-правовые документы РФ и МО. Среди них:
6 слайд
1. Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 года. Ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 года;
2. Конвенция о правах ребёнка – Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 1559-1;
3. Конституция Российской Федерации;
4. Закон об образовании РФ (редакция N 69 от 12.11.2012);
5. Постановление Правительства Московской области № 109/8 от 26.02.2013 «Региональная стратегия действий в интересах детей Московской области на 2013 – 2017 гг.»
6. Закон РФ от 22.07.93 № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-Ф/З;
8. Федеральный закон от 24.06.99 №120-Ф/З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
9. Федеральный закон от 30.03.95 № 38-Ф/З «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»;
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;
11. Закон МО от 04.05.2012 № 49-ОЗ « Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»;
12. Закон МО от 04.12.2009 № 148-ОЗ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»;
13. Закон МО от 17.01.2005 № 22/121-п «О профилактике наркомании и токсикомании в Московской области»;
14. Закон ФЗ от 10.06.2001 № 87 «Об ограничении курения табака»;
15. Закон МО от 24_12_2010 N 176 2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области»;
16. Концепция употребления ПАВ в образовательной среде (Распоряжение Министерства образования и науки РФ от 05.09.2011);
17. Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 31.01.2013) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
18. Устав ГБОУ НПО профессиональный лицей №100 МО;
19. Локальные акты образовательного учреждения по организации воспитательной деятельности.
Последний документ - Постановление Правительства Московской области № 109/8 от 26.02.2013 «Региональная стратегия действий в интересах детей Московской области на 2013 – 2017 гг.»
- воспитание как ключевая тема (мы занимаемся воспитанием в ходе учебной и внеучебной деятельности)
- психолого-социальное сопровождение и защита прав учащихся
- совершенствование профилактики асоциального поведения (объединение усилий всех субъектов профилактики)
- преодоление правового нигилизма (несоблюдение законов)
- создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни.
В нашем лицее в данном направлении делается немало, существуют свои традиции и определенная система профилактических мероприятий:
7 слайд
0. Поведение тестирования на предмет употребления «ПАВ».
8 слайд
1. Единые Дни профилактики (акция «День без сигарет», «Сломай сигарету за конфету», выступление агитбригады из состава учащихся лицея, демонстрация видеороликов антинаркотического содержания, рекомен. Мин. обр. МО)
9 слайд
2. Дни здоровья (2 раза в год – спортивные соревнования, олимпийский и параолимпийский урок)
3. Участие в лицейской и областной Спартакиаде по всем видам спорта (проходит по плану и под руководством Котова В.И.)
4. Районные соревнования по военно-прикладным видам спорта (ежегодно проходят на высоком уровне - призовые места и кубки. Работа ведется под рук. Токарева В.А.)
5. Районные соревнования «Большие гонки» (наши ребята положительно выделяются, призы и кубки. Работа ведется под рук. Котова В.И., преп. Физкультуры, Токарева В.А.)
10 слайд
6. Работа с допризывной молодежью. Военно-спортивный праздник «Служу Отечеству» (в этом году 2 дня).
11 слайд
7. Участие в районной акции «Больше кислорода», во Всероссийской Молодежной акции «Студенческий лес» (очистка леса от загрязнения, посадка деревьев в п. «Новое Моховое», создание питомника для сосен на нашей территории).
12 слайд
Участие в районных и областных ярмарках труда ( в 2012-2013 уч.г. занято
1-е призовое место и получен ценный приз)
13 слайд
8. Конкурс рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь» (в этом году особенно ярко, информативно, участвовали все учебные группы).
14 слайд
9. Выступления с видеоматериалами сотрудников ФСКН по Луховицкому муниципальному району (2 раза в год, охвачены все учебные группы).
10. Лекции сотрудников медико-просветительского Центра МО «Жизнь» (г. Коломна) (очень интересно, для юношей и девушек отдельно).
11. Лекции, беседы, круглый стол по правовым вопросам, проблемам профилактики ПАВ при участии инспектора по делам несовершеннолетних
(охват учащихся 1-го курса и учащихся «группы риска»).
12. Лекции инспектора ГИБДД для всех учащихся лицея (2 раза в год. Приглашает зам. директора по безопасности Спиридович Л.А.).
13. Лекции сотрудников ЦРБ (Русина Нина Александр., 2 раза для учащихся 2-го и 3-го курсов, с использованием видеоматериалов). Профилактический осмотр учащихся сотрудниками ЦРБ.
15 слайд
Районные профилактические мероприятия:
14. Участие в районной антинаркотической Акции на базе Дома культуры п. «Красная пойма», на базе ДК «Старт» «За жизнь, за свет за будущее!» (для юношей и девушек».
15. Участие районном лектории по профилактике употребления наркотиков и др. ПАВ (сегодня - группы 1-го курса МСП-21, ЭВ-22).
16 слайд
Информационное поле деятельности:
16. Тематические выставки литературы и Викторины по здоровому образу жизни, ПДД, памятным датам истории (рук. Шумилина Е.А.)
17. Изготовление и вручение памяток с телефонами доверия для каждого учащегося. Создание информационных стендов по здоровому образу жизни и правовому воспитанию подростков на территории учебного корпуса и общежития (Жукова Л.В., Лобачева С.В., Литвиненко Е.А., Шумилина Е.А.)
17 слайд
18. Организация внеклассной работы по развитию талантов учащейся молодежи, привлечение к художественной самодеятельности (посвящение в лицеисты, концерты к памятным датам, новогоднее представление, уроки Памяти, патриотические митинги и акции, конкурсы «Осенний перезвон», «Зажги свою звезду», «Студенческая весна»).
18 слайд
19. Областные творческие конкурсы в рамках проекта дополнительного образования, организованным Министерством образования МО и РФ «Юные таланты Московии» (международная Интернет-олимпиада «Эрудиты планеты» под. Рук. Пузыревой Е.Н., Куркиной Т.В., Корнеевой Л.Ю.; конкурс литературно-музыкальных композиций (2-е место); конкурс чтецов – Эвергетова В.С.; конкурс вокальных солистов и ансамблей (лауреты 1-й, 2-й, 3-й ст., гран-при); фотоконкурс (1, 2, 3 приз. места в разных номинациях; в этом году – 2 первых места в номинации «Все прелести погоды»)
19 слайд
20. Проведение предметных недель в рамках Юго-восточного региона (приз. места заняты по математике, англ. языку, русскому языку)
20 слайд
21. Кружковая работа различной направленности – физкультурно-оздоровительная, духовно-нравственная, информационная, эстетическая, техническая направленность – 8 кружков
21 слайд
22. Создание и развитие на базе лицея историко-краеведческого музея «Истоки» (состоит из 2-х частей: уголок боевой славы на базе каб. Истории и краеведческий музей на базе читального зала; рук. Шумилина Е.А., много педагогов, которые принесли экспонаты).
22 слайд
23. Организация психолого-социального сопровождения учащихся «группы риска» педагогом-психологом Литвиненко Е.А. и соц. Педагогами Кобылкиной О.П., Гусаковой Т.В. (профилактические беседы, тестирование, информирование, психологическая и социальная поддержка).
24. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся со стороны классных руководителей и мастеров п/о ( вся воспитательная работа в группе, проведение бесед, собраний, классных часов, индивид. работа с трудными подростками).
23 слайд
25. В рамках работы с педагогическим коллективом – информирование о новых Законах и инструкционных письмах РФ и МО по профилактической работе на совещаниях инженерно-педагогического коллектива; семинар «Профилактика суицидов среди подростков» (с привлечение врача-нарколога Луховицкой ЦРБ); педагогические советы по данной проблеме; областные совещания и семинары.
24 слайд
26. В рамках работы с родителями - информирование на родительских собраниях о новых законах; вручение родителям Памяток по воспитанию подростков; взаимодействие с семьей (беседы с родителями, посещение семьи).
Исходя из сказанного, нужно отметить, что система профилактической работы по формированию здоровьесберегающей среды в нашем образовательном учреждении присутствует. Вместе с тем, не проходит ни одной КДНиЗП, куда не были бы приглашены наши учащиеся, группа ребят стоят на учете в ОДН, на внутрилицейском учете, есть учащиеся, совершившие преступления и условно осужденные. Поэтому, работа в данном направлении требует развития и совершенствования:
1. Внедрение профилактических программ, рекомендованных Министерством образования МО и РФ (Все цвета, кроме черного; Разговор о правильном питании; Твое здоровье; Мой выбор):
25 слайд
- Программа «Твое здоровье» (содержание является составной частью общеобразовательной подготовки по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»; разработано 12 модулей данной программы, которые можно показывать в электронном виде на экране и отрабатывать с учащимися в рамках существующих часов ОБЖ).
- Факультативный курс «Твое здоровье» (26 часов из вариативной части).
- Долгосрочная целевая программа патриотического воспитания «Служу Отечеству» на 2012-2015гг (разработал Токарев В.А.)
26 слайд
- Долгосрочная целевая воспитательная программа профилактической работы с обучающимися «Мой выбор» на 2012 – 2016гг (авторы – Иванова И.Н., Молодцова Л.В., Корнеева Л.Ю., Литвиненко Е.А.; Министерством предложено 10 основных блоков-тем; реализация курса «Мой выбор» через дисциплину «Обществознание», кружок «Мой выбор», проведение классных часов в учебных группах, проведение внеклассных мероприятий, осуществление психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся, через взаимодействие с семьей; ожидаемые результаты - ответственное отношение студентов к своим действиям и поступкам; стремление к здоровому образу жизни, отсутствию вредных привычек; негативное отношение к нарушителям законов; проявление правового сознания; ценностное отношение к собственной жизни и жизни других людей.) Программа согласована с районным комитетом молодежи.
27 слайд
2. Совершенствование физкультурно-оздоровительного воспитания (День здоровья для всего лицея; более продуктивное проведение уроков по физической культуре – много учащихся не ходят на уроки, часто не проводятся последние уроки – теряется смысл увеличения нормативных часов по физкультуре).
3. Создание методического объединения преподавателей по здоровому образу жизни (разработка проведения Дней здоровья, Праздников «Служу Отечеству», Акций «Здоровье – твое богатство» и др.).
4. Совершенствование студенческого самоуправления (Совет создан второй год, много сделано, но далек от совершенства).
5. Участие в программе «Интернет-урок» - Всероссийский Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать» www.fskn.ru.;
урок «Медиа - безопасности» (разработаны, есть презентации).
6. Совершенствование работы с детьми «Группы риска» (объединение усилий руководителей групп, администрации, психолога, соц. педагогов)
7. Привлечение учащихся к кружкам по месту жительства, контроль досуга.
8. Личный пример.
28 слайд: Вывод: Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве нашего лицея должна развиваться и стать неотъемлемой частью профилактических обучающих и воспитательных программ по формированию у учащихся и сотрудников ценностного отношения к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...
"Формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения"
На протяжении 10 лет педагогический коллектив школы уделял и уделяет первостепенное значение здоровью школьника. Школа и общество – понятие, неразрывно связанные. Любое изменение ситуации в обществе о...
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребенка - помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приемами преодаления физически...
Создание эмоционально комфортного образовательного пространства образовательного учреждения как основа успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Статья из опыта работы....
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-творцом и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В. Ф. Комиссаржевская...
Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...
«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»...