Статья на тему «Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
статья по обж по теме
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научная статья | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Заместитель директора по АХЧ, учитель ОБЖ МКОУ «Тельмановская СОШ» Тосненского района Ленинградской области Елена Фёдоровна Карышева
Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников (по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Что же относится к основным направлениям работы школы?
Профилактика и оздоровление:
- Регулярное прохождение диспансеризации.
- Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
- Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
- Сбалансированное питание.
- Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс:
- Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
- Рациональное расписание.
Информационно-консультативная работа:
- Дополнительные диагностические мероприятия.
- Информационные стенды.
- Консультации врачей-специалистов и психологов.
Участие в создании внутришкольной среды:
- Самоуправление.
- Проведение мониторинга.
- Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.
Психотерапевтическая программа:
- Психологические тренинги.
- Индивидуальные консультации.
- Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
- Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.
Информационно-консультативная работа:
- Тематические семинары и педагогические советы.
- Курсы повышения квалификации.
Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. В программе развития школы МКОУ «Тельмановская СОШ» разработана подпрограмма «Здоровье», которая объединяет образовательный и воспитательный процесс.
Подпрограмма «Здоровье»
Цели:
- формирование целостной системы, направленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья, развитие физической культуры участников образовательного процесса;
- формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности;
- забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление;
Задачи:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья и развития физической культуры участников образовательного процесса;
- сократить уровень заболеваемости и травматизма;
- формировать навыки здорового образа жизни у участников образовательного процесса.
Направления реализации подпрограммы
- дальнейшее развитие материально-технической базы в целях создания оптимальных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, а также безопасных условий образовательного процесса;
- формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья и физической культуры, осознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия;
- повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности;
- создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально-нравственной установки на ценность здоровья как на национальную черту, как на личную ответственность перед самим собой, семьей, государством в индивидуальном и коллективном сознании;
- профилактика злоупотребления психоактивными веществами, формирование здорового восприятия окружающего мира у обучающихся без деформирующих психику вредных пристрастий и зависимостей;
- пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых оздоровительных мероприятий;
- организация и проведение просветительской работы с семьей.
Основные мероприятия подпрограммы:
№ | Мероприятия | Необходимое финансирование, тыс.руб | Источники финансирования | Сроки исполнения, ответственный |
Обеспечение безопасности образовательного процесса (установка видеонаблюдения) | 120,0 | Средства муниципального бюджета | 2011-2012 Ю.Г.Кузнецова | |
Приобретение комплектов школьной мебели с возможностью регулирования высоты в зависимости от роста учащихся; | 560,0 | Средства регионального и муниципального бюджетов, Спонсорская помощь | 2011-2015 Е.Ф.Карышева | |
Косметический ремонт спортивного зала | 70,0 | Спонсорская помощь | 2011-2012 Ю.Г.Кузнецова | |
Ремонт спортивной площадки | 15,0 | Средства муниципального бюджета | 2011-2012 Е.Ф.Карышева | |
Ремонт стадиона | 3000,0 | Средства муниципального бюджета | 2011-2012 Ю.Г.Кузнецова | |
Приобретение оборудования для занятий спортом, всего, в т.ч. | 250,0 | |||
Комплект лыжного оборудования | 80,0 | Средства регионального и муниципального бюджетов, Спонсорская помощь | 2012-2015 | |
Комплект оборудования для легкой атлетики | 100,0 | Средства регионального и муниципального бюджетов, Спонсорская помощь | 2011-2013 Е.Ф.Карышева | |
Косметический ремонт столовой, замена столов, стульев, приобретение витрины-морозильника | 150,0 | Средства регионального и муниципального бюджетов, спонсорская помощь | 2011-2015 | |
Проведение массовых спортивных мероприятий | 20,0 (ежегодно) | Спонсорская помощь | 2011-2015 по плану ОУ Якимович М.Н. | |
Организация участия школьных спортивных команд в соревнованиях муниципального и регионального уровней | 25,0 | Спонсорская помощь | 2011-2015 Якимович М.Н. | |
Организация занятий по лечебной физкультуре | Спонсорская помощь | 2011-2015 Ю.Г.Кузнецова | ||
Переподготовка и повышение квалификации педагогов, руководителей образовательных учреждений в целях обучения формам и методам профилактической работы. | Бесплатно для ОУ | Средства регионального бюджета на повышение квалификации педагогических кадров | 2011-2015 В рамках курсовой подготовки Семинары для педагогов ОУ Яковлева О.П. | |
Обеспечение методическими пособиями программ, направленных на формирование ценностей здоровья | 20,0 | Средства ОУ | 2011-2015 Ю.Г.Кузнецова | |
Прохождение процедуры лицензирования медицинского кабинета | По смете | Ю.Г.Кузнецова | ||
Организация просветительской работы | Бесплатно для ОУ, привлечение возможностей учреждений муниципального образования | 2011-2015 Ю.Г.Кузнецова |
Кроме того, планируется участие учащихся и сотрудников ОУ в диспансеризации населения, в реализации национального плана по вакцинации населения в соответствии с планами врачебной амбулатории п. Тельмана и МУЗ «Тосненская ЦРБ».
Ожидаемые результаты подпрограммы
- Создание безопасных условий, обеспечивающих образовательного сохранение и укрепление здоровья участников;
- овладение участниками образовательного процесса формами, методами и навыками ведения здорового образа жизни (курсовая подготовка учителей, обучение родителей и пр.)
- создание и публикация методических пособий по формированию установки на здоровье как высшую ценность;
- снижение показателя количества детей с низким уровнем физического развития
- проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся, включающего следующие параметры: риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов здоровья (соматического, биоэнергетического, психологического), степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья и другое.
Оценка эффективности программы осуществляется посредством
- мониторинга состояния здоровья участников образовательного процесса
- результатами проверок контролирующих органов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».
Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»....
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...
Обеспечение здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Данная публикация содержит нормативно-правовую базу и примерные разделы для разработки программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном учреждении....
Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-творцом и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В. Ф. Комиссаржевская...
Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...