Тайны русского слова.
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тайны русского слова.
Цель урока: создать условия для формирования представления о русском языке как основе российской идентичности, как носителе духовной культуры народа и необходимом условии межнационального диалога.
Личностные результаты: принятие родного языка как абсолютной ценности и основы национального и личностного самосознания; формирование представлений о языке как хранителе истории и культуры народа, о недопустимости осквернения родного языка.
Метапредметные результаты: формируется представление о значимости слова как универсальном носителе информации, развитие комплекса информационных универсальных учебных действий через понимание слова как носителя информации; как основе развития логических умений и навыков и как средстве коммуникативных УУД.
Предметные результаты: получено представление о связи языка с историей народа, о значении слова в жизни человека и общества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, экран, презентация, словарь В.И.Даля, раздаточный материал к уроку.
Этап актуализации, мотивации, целеполагания.
Предлагаем учащимся посмотреть на слайд и догадаться, иллюстрации к какому произведению там размещены. (На слайде иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»). Эту сказку поэт написал в 1831 году, сколько лет сказке? (Ответы учащихся). Вспомните её героев. (Ответы учащихся). Кто творит главное волшебство в сказке? (Ответы учащихся). Правильно, Царевна-Лебедь. Как описывает ее поэт? (Слайд со строками сказки). Какие слова в характеристике похожи по звучанию и написанию? (Ответы учащихся). Правильно, слова «речь» и «реченька». А существует ли сходство между речью и рекой? (Ответы учащихся). Да, и речь и река могут быть быстрыми и медленными, громкими и тихими, чистыми и грязными. Какую речку мы называем грязной? (Ответы учащихся). А что такое грязная речь? (Ответы учащихся). Бывает и так, что «раз словечко, два словечко, засорилась наша речка». Сегодня мы будем говорить о нашей речи, о тайнах слов.
Этап изучения нового материала.
Посмотрите на слайд. Кто изображен на картинке? Где происходит действие? (На слайде – иллюстрация, изображающая Адама в раю). (Ответы учащихся). А с кем общался Адам в раю? (Ответы учащихся). Правильно, прежде всего Адам общался с Богом. А как мы называем общение с Богом? (Ответы учащихся). Молитва. Значит, первые слова, прозвучавшие из уст человека, были словами молитвы. Слово возникло как молитва. (Слайд с фрагментом схемы). Кто потом появился в раю? (Ответы учащихся). Ева. Она была спутницей Адама, они тоже общались, и возникли новые слова, слова для разговора. (Слайд с фрагментом схемы). А что случилось потом? (Ответы учащихся). После того, как люди покинули рай, они стали заселять всю землю, среди них начались конфликты и возникли другие слова – грязные, скверные. (Слайд с полной схемой). Итак, речь человека может существовать в виде молитвы, обычного разговора с другими людьми и сквернословия. По какому пути идти легче? Что легче запомнить: молитву, стихи или скверные слова? (Ответы учащихся).
Итак, что же такое «сквернословие»? Где мы можем узнать значение слова? (Ответы учащихся). Самый интересный словарь русского языка составил В.И.Даль. Его называли «русский датчанин». Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся). Он был военным хирургом, служил во флоте. Был прекрасным верным другом. Именно его захотел увидеть перед смертью А.С.Пушкин. Но главное дело жизни Даля – составление словаря. Он потратил на это 50 лет. Словарь насчитывает около 200 тысяч слов, из них 80 тысяч собрал сам Даль. Что значит «собирать слова»? (Ответы учащихся).
Посмотрим, как словарь В.И.Даля определяет слово «сквернословие». (Слайд). Посмотрите, есть ли что-то хорошее, доброе в определении сквернословия? (Ответы учащихся). Правильно, все характеристике очень неприятные, показывают то, с чем не хочется встречаться. Не всё так просто в нашей речи. За каждое свое слово мы отвечаем и перед собой, и перед другими людьми, и перед Богом. Неслучайно в Библии есть такие слова. (Слайд). Кто изображен в центре слайда? (Ответы учащихся). Правильно, Богородица. Так вот, среди верующих людей принято считать, что Богородица может заступиться перед своим сыном Иисусом Христом за любого грешника, попросить помиловать его, но есть категория грешников, за которых она не заступается. Как вы думаете, кто это? (Ответы учащихся). Это те люди, которые сквернословили. Посмотрите, не убийцы, не воры, не лжецы, а сквернословы недостойны заступничества Божьей Матушки. Почему? (Ответы учащихся). Мы не всегда можем поступать по своей воле, а вот над своим языком мы хозяева. Нельзя заставить человека произнести грязные слова, если он этого не хочет. В грехе сквернословия повинен только сам человек, поэтому и отвечать придется так сурово.
Но, к счастью, в языке нашем очень много слов, в которых «живет добро». Вспомним такие слова. (Ответы учащихся).
Среди добрых слов много слов – приветствий. Давайте посмотрим сценку на вполне обычный сюжет: в гости приехала бабушка, её встречают трое внуков. (Детям раздаются слова, и они разыгрывают сценку).
Бабушка: Здравствуйте, дорогие мои! Как же долго я добиралась! Как ваши дела?
1 внук: Чао, бабуля! Всё о´кей! А что ты нам привезла?
2 внук: Привет-приветик! А пирожки в сумках есть? А с чем они? А какие ещё есть подарки? Давай, быстрее посмотрим, а то я тороплюсь!
3 внук: Здравствуй, бабушка! Проходи, ты ведь устала, садись на диванчик, сейчас будем чай пить. А я тебе про свои дела расскажу. Всё в школе хорошо, учусь, хожу на секцию. А как твое здоровье?
Как вы думаете, чье приветствие понравится бабушке больше? Почему? (Ответы учащихся). Правильно, при общении нужно быть внимательными и помнить русскую пословицу «Слово лечит, слово ранит». (Слайд). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учащихся).
В.И.Даль кроме слов собирал и пословицы. 30130 пословиц он записал и включил в свой словарь. Даль любил записывать пословицы на узких полосках бумаги, которые называл «ремешки». Если все «ремешки» расположить друг за другом, получится полоса длиной в 7 км. Сейчас мы попробуем собрать несколько «ремешков» В.И.Даля. (Детям раздаются полоски бумаги с началом и концом пословиц. Нужно собрать пословицы). После работы в парах – заслушиваем результат работы, объясняя смысл каждой пословицы.
А теперь посмотрите на слайд. На нем всем знакомые слова, которые мы произносим каждый день, но задумаемся над их смыслом. «Спасибо» - это молитва. «Спаси тебя Господи», вот что желает тот, кто говорит нам это привычное слово. «Благодарю» - объясните смысл. (Ответы учащихся). Дарю тебе (желаю тебе) блага (доброго, хорошего). «Пожалуйста» - в устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало «сделай милость», «окажи любезность», «будь добр». К нему добавляется «ста» (бывшая форма глагола «стать»), так обращались к уважаемым людям. А слово «здравствуйте» попробуйте объяснить сами. (Ответы учащихся). «До свидания». (Ответы учащихся). А вот слово, которое очень трудно бывает сказать. «Простите». От какого слова образовано? (Ответы учащихся). От слова «просто». Святой Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота». Что это значит? Если человек сам осознал ошибку и просит его простить, то не надо копить обиды, с ними стоит поступать просто – простить и жить дальше.
А сейчас я предлагаю вам составить волшебную радугу слов русского языка. Слова в нашем языке делятся на несколько групп, их столько – сколько цветов у радуги. Сколько же? (Ответы детей). Семь. Вы получите 7 листочков, на которых написаны категории русских слов, вам нужно их расположить как цвета радуги, от самых темных (нижних) до самых возвышенных. Посмотрите, все ли словосочетания вам понятны? (На листочках словосочетания: «золотое слово», «теплое слово», «чёрное слово», «вещее слово», «прекрасное слово», «праздное (пустое) слово», «святое слово»). Понятно ли вам, что такое «вещее слово»? «Вещее» - «вечное», это слово (выражение) было сказано когда-то по совершенно конкретному поводу, но сохранилось и продолжает жить в нашей речи. Вспомните, что сказал князь Александр Ярославич перед Невской битвой? (Ответы детей). «Не в силе Бог, но в правде». Оказалось, очень верно сказал. Когда враги осенью 1941 года рвались к Москве, воины дивизии генерала Панфилова защищали шоссе, их осталось очень мало, против танков – не выстоять, но политрук Василий Клочков произнес фразу: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва». Тоже вещие слова. Из той войны дошла до нас фраза: «Наше дело – правое, враг будет разбит, победа будет за нами». А теперь попробуйте расположить слова в радугу. (Работа в парах). Проверим ваши радуги: на нижнем ярусе – черное слово, за ним – праздное слово, затем- теплое слово, золотое слово, прекрасное слово, вещее слово и выше всего – святое слово. Приведем примеры.
А сейчас поиграем: попробуйте за 3 минуты составить новые слова из слова «доброжелательность». При проверке работы вычеркиваем повторяющиеся слова, считаем, сколько составили.
Подведение итогов.
Что важное для себя вы узнали на уроке? (Ответы детей). В завершении нашего урока мне хочется напомнить вам слова князя Владимира Мономаха, которые дошли до нас из глубины веков «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Домашнее задание: Вы уже пятиклассники. В вашем прежнем классе учатся самые маленькие наши ученики. Они не так много знают о речи, как вы. Поэтому составьте и запишите 2 совета для первоклассников. Советы должны касаться речи, употребления разных слов, они должны быть понятными и запоминающимися. Можно нарисовать небольшой плакат.
Литература:
1. Владимиров А. Семицветная радуга человеческого слова. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Тайна русского слова"
Методический материал...
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Тайна русского слова: слово – и экология души.
Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Тайны русского слова.
Презентация для классного часа....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Тайна русского слова».
Информационная карта Дополнительная образовательная программа Отдел: Центр дополнительного образования детей. Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова» Информац...