Образовательная программа дополнительного образования детей «Тайна русского слова».
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Назарова Елена Александровна.
Информационная карта Дополнительная образовательная программа Отдел: Центр дополнительного образования детей. Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова» Информация о педагоге:  Назарова Елена Александровна  образование: высшее педагогическое  категория: высшая  педагогический стаж: 17 лет Название программы: «Тайна русского слова» Вид программы: авторская Продолжительность образовательного процесса:1 лагерная смена 21 день Возрастной диапазон освоения программы: 6– 12 лет Образовательная область: Направленность деятельности: социальная. Вид деятельности: презентации материалов, практические занятия, работа в паре, в группе, выпуск стенгазеты, воображаемые путешествия Форма организации образовательного процесса: групповая Способ подачи содержания: комплексный Целевая установка: предметная Степень включения детей в деятельность: репродуктивно-творческая Форма реализации: очная Адресат: дети /школьники Ожидаемые результаты освоения программы: учащиеся должны:  знать об основных терминах, связанных с лексикой;  знать, откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;  уметь правильно употреблять изученные слова в речи;  уметь подбирать синонимы и антонимы;  уметь работать в парах, слушая друг друга;  уметь оформлять стенную газету на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tayna_russkogo_slova.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени героя Советского Союза  Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СШ № 19

Н.А.Дегтярева

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Тайна русского слова»

Возраст обучающихся 6-12 лет

Всего 6 часов

1 смена детского пришкольного оздоровительного лагеря

Рассмотрена и одобрена на  заседании

педагогического совета МАОУ СШ № 19

Протокол № ___ от __________________

Секретарь __________________________

Программа разработана Назаровой Еленой Александровной, учителем русского языка и литературы; образование высшее; высшая категория; стаж работы 17 лет.

г. Димитровград, 2019 г.

СТРУКТУРА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная /объяснительная/ записка
  3. Учебно – тематический план
  4. Содержание программы
  5. Диагностика достижений /результаты реализации программы
  6. Литература /для педагога и для детей
  7. Перечень необходимого оборудования /в расчете на количество человек в одной группе
  8. Приложение:
  • методические разработки занятий
  • демонстрационный материал
  • дидактический /раздаточный/ материал
  • словарь терминов

           

     

 

 Информационная карта

Дополнительная образовательная программа

Отдел: Центр дополнительного образования детей.

Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова»

Информация о педагоге:

  • Назарова Елена Александровна
  • образование: высшее педагогическое
  • категория: высшая
  • педагогический стаж: 17 лет

Название программы: «Тайна русского слова»

Вид программы: авторская

Продолжительность образовательного процесса:1 лагерная смена 21 день

Возрастной диапазон освоения программы: 6– 12 лет

Образовательная область: 

Направленность деятельности: социальная.

Вид деятельности: презентации материалов, практические занятия, работа в паре, в группе, выпуск стенгазеты, воображаемые путешествия

Форма организации образовательного процесса: групповая

Способ подачи содержания: комплексный

Целевая установка: предметная

Степень включения детей в деятельность: репродуктивно-творческая

Форма реализации: очная

Адресат: дети /школьники

Ожидаемые результаты освоения программы:

учащиеся должны:

  • знать об основных терминах, связанных с лексикой;
  • знать, откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
  • уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
  • уметь подбирать синонимы и антонимы;
  • уметь работать в парах, слушая друг друга;
  • уметь оформлять стенную газету на заданную тему.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Тайна русского слова» предназначена для учреждений дополнительного образования детей и направлена на участие в достижении главной цели - воспитание гармонически развитой личности; развитие творческих способностей младших школьников через расширение и углубление  знаний по русскому языку, развитие коммуникативных навыков учащихся.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • воспитывать позитивное эмоционально – ценностного отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

          В ходе реализации содержания программы для учащихся будут созданы условия развития таких познавательных процессов, как наблюдательность, сообразительность, речь, оригинальные подходы к решению грамматических задач. 

Характерными чертами программы являются:

  • гуманистическая направленность;
  • соответствие возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся.

В основе реализации программы лежат активные формы и методы деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего  гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Всё это позволяет целенаправленно  формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.

Формы, методы, технологии обучения        

Содержание строится на основе деятельностного подхода. Предусматривается использование игровой и практической деятельности. Предполагается индивидуальная и групповая работа. Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать ряд взаимосвязанных задач:

  • создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности.

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СМЕНЫ

                

№ занятия

/раздела

Тема

Вид занятий

Количество часов

Примерные сроки проведения

Всего

Теория

Практика

1

Путешествие в страну самых дорогих слов

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ в аудитории, в рекреации, на лестничном проёме.

Беседа

1

1

июнь

2

«Добрые» и «злые» слова. Исследование слова «доброта»

Беседа. Практическая работа

1

1

июнь

3

Чудесные превращения слов

                       

Беседа

1

1

июнь

4

Почему их так называют?

(Откуда пришли названия наших месяцев? Что значат названия дней недели?)

Беседа

1

1

июнь

5

Давайте знакомиться.

«Что в имени тебе моём?»

Практическая работа

1

1

июнь

6

«Тайна русского слова» - стенная газета

Творческая работа

1

1

июнь

Итого

6

3

3

                                         

IV. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

                               

1. Путешествие в страну самых дорогих слов – 1 ч.

Какие бывают слова?

Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина.

2. «Добрые» и «злые» слова. Исследование слова «доброта» - 1 ч.

Слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий. Лексика русского языка богата «Добрыми словами». Исследование слова «доброта».

3. Чудесные превращения слов – 1 ч.

«Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.

4. Почему их так называют? – 1 ч.

(Откуда пришли названия наших месяцев? Что значат названия дней недели?)

Какая наука занимается происхождением слов? Происхождение названий месяцев и дней недели. Что надо делать, чтобы разгадывать секреты названий?

5. Давайте знакомиться – 1 ч.

«Что в имени тебе моём?»

Углубление знаний из личного опыта детей. Раскрытие тайны имени и фамилии ребёнка.

6. «Тайна русского слова» - стенная газета – 1 ч.

Подготовка и выпуск стенной газеты «Тайна русского слова».

 

                               

 

  1. ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЙ/РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению; потребность в чтении;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем/воспитателем/руководителем кружка вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

  1.  ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя

  • Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  • Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  • Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
  • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
  • Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
  • Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

Литература для детей

  • Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
  • Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991

VII. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Занятия кружка будут проходить в классной комнате (кабинет), в котором предусмотрено наличие парт, стульев. На окнах – рамка-сетка. В поле видимости детей – инструкция по ТБ и телефоны экстренных служб.

Информационно- методические ресурсы

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия с использованием компьютера. Школа располагает достаточными техническими средствами: экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

При создании стенной газеты будут использованы ватманы, цветные карандаши, краски.

VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов

Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Ле́ксика (от др.-греч. τ λεξικός «относящийся к слову; слово; оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Слова́рный запа́с, лексико́н — набор слов, которыми владеет человек.

Лексическое значение слова — это то, что данное слово обозначает.

Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения.

Этимология - наука, изучающая происхождение слов, реконструирующая словарный состав древнейшего периода.

Онома́стика (от др.-греч. νομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...