Образовательная программа дополнительного образования детей «Тайна русского слова».
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tayna_russkogo_slova.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СШ № 19
Н.А.Дегтярева
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Тайна русского слова»
Возраст обучающихся 6-12 лет
Всего 6 часов
1 смена детского пришкольного оздоровительного лагеря
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МАОУ СШ № 19 Протокол № ___ от __________________ Секретарь __________________________ | Программа разработана Назаровой Еленой Александровной, учителем русского языка и литературы; образование высшее; высшая категория; стаж работы 17 лет. |
г. Димитровград, 2019 г.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Титульный лист
- Пояснительная /объяснительная/ записка
- Учебно – тематический план
- Содержание программы
- Диагностика достижений /результаты реализации программы
- Литература /для педагога и для детей
- Перечень необходимого оборудования /в расчете на количество человек в одной группе
- Приложение:
- методические разработки занятий
- демонстрационный материал
- дидактический /раздаточный/ материал
- словарь терминов
Информационная карта
Дополнительная образовательная программа
Отдел: Центр дополнительного образования детей.
Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова»
Информация о педагоге:
- Назарова Елена Александровна
- образование: высшее педагогическое
- категория: высшая
- педагогический стаж: 17 лет
Название программы: «Тайна русского слова»
Вид программы: авторская
Продолжительность образовательного процесса:1 лагерная смена 21 день
Возрастной диапазон освоения программы: 6– 12 лет
Образовательная область:
Направленность деятельности: социальная.
Вид деятельности: презентации материалов, практические занятия, работа в паре, в группе, выпуск стенгазеты, воображаемые путешествия
Форма организации образовательного процесса: групповая
Способ подачи содержания: комплексный
Целевая установка: предметная
Степень включения детей в деятельность: репродуктивно-творческая
Форма реализации: очная
Адресат: дети /школьники
Ожидаемые результаты освоения программы:
учащиеся должны:
- знать об основных терминах, связанных с лексикой;
- знать, откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
- уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
- уметь подбирать синонимы и антонимы;
- уметь работать в парах, слушая друг друга;
- уметь оформлять стенную газету на заданную тему.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Тайна русского слова» предназначена для учреждений дополнительного образования детей и направлена на участие в достижении главной цели - воспитание гармонически развитой личности; развитие творческих способностей младших школьников через расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие коммуникативных навыков учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- воспитывать позитивное эмоционально – ценностного отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
В ходе реализации содержания программы для учащихся будут созданы условия развития таких познавательных процессов, как наблюдательность, сообразительность, речь, оригинальные подходы к решению грамматических задач.
Характерными чертами программы являются:
- гуманистическая направленность;
- соответствие возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся.
В основе реализации программы лежат активные формы и методы деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Всё это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.
Формы, методы, технологии обучения
Содержание строится на основе деятельностного подхода. Предусматривается использование игровой и практической деятельности. Предполагается индивидуальная и групповая работа. Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать ряд взаимосвязанных задач:
- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СМЕНЫ
№ занятия /раздела | Тема | Вид занятий | Количество часов | Примерные сроки проведения | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Путешествие в страну самых дорогих слов | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ в аудитории, в рекреации, на лестничном проёме. Беседа | 1 | 1 | июнь | |
2 | «Добрые» и «злые» слова. Исследование слова «доброта» | Беседа. Практическая работа | 1 | 1 | июнь | |
3 | Чудесные превращения слов
| Беседа | 1 | 1 | июнь | |
4 | Почему их так называют? (Откуда пришли названия наших месяцев? Что значат названия дней недели?) | Беседа | 1 | 1 | июнь | |
5 | Давайте знакомиться. «Что в имени тебе моём?» | Практическая работа | 1 | 1 | июнь | |
6 | «Тайна русского слова» - стенная газета | Творческая работа | 1 | 1 | июнь | |
Итого | 6 | 3 | 3 |
IV. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Путешествие в страну самых дорогих слов – 1 ч.
Какие бывают слова?
Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина.
2. «Добрые» и «злые» слова. Исследование слова «доброта» - 1 ч.
Слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий. Лексика русского языка богата «Добрыми словами». Исследование слова «доброта».
3. Чудесные превращения слов – 1 ч.
«Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.
4. Почему их так называют? – 1 ч.
(Откуда пришли названия наших месяцев? Что значат названия дней недели?)
Какая наука занимается происхождением слов? Происхождение названий месяцев и дней недели. Что надо делать, чтобы разгадывать секреты названий?
5. Давайте знакомиться – 1 ч.
«Что в имени тебе моём?»
Углубление знаний из личного опыта детей. Раскрытие тайны имени и фамилии ребёнка.
6. «Тайна русского слова» - стенная газета – 1 ч.
Подготовка и выпуск стенной газеты «Тайна русского слова».
- ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЙ/РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению; потребность в чтении;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем/воспитателем/руководителем кружка вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя
- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
- Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
- Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
Литература для детей
- Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
- Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991
VII. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Занятия кружка будут проходить в классной комнате (кабинет), в котором предусмотрено наличие парт, стульев. На окнах – рамка-сетка. В поле видимости детей – инструкция по ТБ и телефоны экстренных служб.
Информационно- методические ресурсы
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия с использованием компьютера. Школа располагает достаточными техническими средствами: экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
При создании стенной газеты будут использованы ватманы, цветные карандаши, краски.
VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь терминов
Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός «относящийся к слову; слово; оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Слова́рный запа́с, лексико́н — набор слов, которыми владеет человек.
Лексическое значение слова — это то, что данное слово обозначает.
Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения.
Этимология - наука, изучающая происхождение слов, реконструирующая словарный состав древнейшего периода.
Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...