Методическая разработка урока русского языка «Тайны русских слов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кузьмина Светлана Анатольевна

Изучению новой темы  предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены образовательные задачи, решению которых способствовал материал урока. Работа с теоретическим материалом и статьями этимологического словаря способствовала  активизации познавательной деятельности и осуществлению практических задач. Знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся выполняли учебные действия по намеченному плану индивидуально, в парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка

«Тайны русских слов»

5 класс

Автор: Кузьмина Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

с.Усть-Серта

2024

Пояснительная записка

На изучение данной темы отводится 1 час. Этот урок включен в раздел «Морфемика и словообразование».

        Цель учителя – организация работы на уроке по формированию навыков работы с этимологическим словарем, по формированию умения решать орфографические задачи при помощи знания этимологии слов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Словесные – учебный диалог;

2. Наглядные – демонстрация слайдов;

3.  Практические – лингвистический анализ языковых единиц;

4. Метод самостоятельной работы – исследование теории и составление вопросов к научно-учебному тексты, работа с этимологическим словарем, выполнение заданий по изученной теме;

5.  Метод контроля и самоконтроля – устного и письменного.

Изучению новой темы  предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены образовательные задачи, решению которых способствовал материал урока. Работа с теоретическим материалом и статьями этимологического словаря способствовала  активизации познавательной деятельности и осуществлению практических задач. Знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся выполняли учебные действия по намеченному плану индивидуально, в парах и группах.

Тема урока: Тайны русских слов

Предмет: русский язык

Класс: 5

Цель: Знакомство со значимостью науки «Этимология»

Задачи:

1.Формировать внимательное отношение к слову, навык  морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале; умение выявлять исторические изменения, происходящие в составе слова, научить применять полученные знания на практике,  активизировать познавательную деятельность в процессе работы со словарями.

2.Развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной литературой, умение сопоставлять, формулировать выводы.

Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к  мнению товарищей, работать индивидуально.

3.Воспитывать любовь к языку, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Технологии: системно-деятельностный подход, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация,  этимологические словари, раздаточный материал.

План урока

  1.           Организационный момент
  2.           Актуализация изученного
  3.           Введение в тему
  4. Постановка проблемы
  5.            Целеполагание
  6. Изучение нового материала
  7. Физминутка
  8. Закрепление изученного материала. Практическая работа
  9. Подведение итогов урока. Рефлексия
  10.           Домашнее задание

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

І. Организацион-ный момент

1.Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно. Свою работу на уроке вы будете оценивать самостоятельно, используя Лист самооценки.

Оформление записей в тетради:

дата, классная работа.  (слайд 4)

- Оставьте одну строчку для записи темы урока.

(Тема урока записывается после решения лингвистической задачи).

2.Актуализация изученного

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика и словообразование)

- Что такое морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово).

- Что такое словообразование? (раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

- А какие способы образования слов вы знаете? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение).

3.Лингвистическая задача

(слайд 5)

(Один ученик у доски делает морфологический разбор)

Задание: определите морфемный состав слов.

Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка.

(проверка по ключу – слайд 6)

4.Постановка проблемы и поиск решения проблемной ситуации

- Все ли задания были выполнены правильно?

- Сделайте отметки в листах самоконтроля.

- Что вызвало затруднения? Почему?

 - Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах? (потому что раньше эти слова имели другой морфемный состав)

- Какие сведения нам необходимы для того, чтобы правильно выделить морфемы в этих словах?

- Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации? (словообразовательный словарь)

Презентация словаря

5.Слово учителя

- Да, есть проблема, которую надо решить, и поможет в этом специальная наука, изучающая исторические изменения, происходящие в строении слов.

- Кто из вас знает, как называется эта наука?

(это этимология)

6.Целеполагание

- Сформулируйте тему и цель урока.

(слайд 7)

(Запись темы урока в тетрадь).

7. Погружение в теорию

7.1.Определение понятия.

- Ребята, я употребила термин «этимология». Известно ли вам, что он означает? (ответы детей)


Работу с информационным текстом.

- Я предлагаю вам познакомиться с информационным текстом «Что такое «этимология»? При работе с текстом, делайте пометы:

"V" - то, что понятно;

"+" - то, что показалось особенно интересным;

"?" – мне непонятно, хочу разобраться.

Информационный текст «Что такое «этимология?»

Этимология ( греч. etymologia от etymon) –«истинное значение слова»; это наука об истинном (или первоначальном) значении слова. (слайд 8)

Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке.

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова даются следующие значения слова «этимология»:

1. Э. – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

2. Э. – происхождение того или иного слова или выражения.

Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано.

Судьба некоторых слов необычайно интересна! Например, слово «кенгуру». Это слово появилось благодаря Джеймсу Куку. Он спросил у туземца (австралийца) как называется животное, за которым он сейчас наблюдает. Вопрос был задан

по-английски, австралиец, естественно, не понял и ответил: «Гангару», что означало: «Я не понимаю». Кук в полной уверенности, что получил ответ на вопрос, записал, что животное называется «кенгуру».

7.2.Немного истории (учитель)

Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Со временем их значение стерлось. Истинность их начального смысла утрачивается; и  древние учёные-этимологи пытались восстановить эту истину. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.

7.3.Беседа

-Что показалось вам новым?

-Что было вам уже известно?

-Перечитайте информационный текст еще раз, сформулируйте не менее 3 вопросов для одноклассников.

После исследования текста - перекрестный допрос (учащиеся задают свои вопросы одноклассникам)

         А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

Презентация  этимологических словарей (слайд 9, обращение к выставке словарей)

- Итак, скажите, какие виды разбора слов по структуре вы теперь знаете?

8.Задание: запишите продолжение предложения:

Существует три вида разбора слов по структуре: (морфемный, словообразовательный, этимологический). Слайд 10 - проверка

- Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки.

Возвращение к лингвистической задаче (слова на слайде)

Задание: определите морфемный состав слов и способ их образования с точки зрения современного русского языка и с точки зрения этимологии.

Слова: граница, пожар, ошеломить, лягушка.

(слайд 11 - проверка по ключу – слайд 12 – морфемный разбор, слайд 13 – история словообразования)

9. Работа с этимологическим словарем

(в парах)

Задача:  выписать словарную статью указанных слов, определить, будут ли эти слова однокоренными (на каждой парте лежит этимологический словарь).

  1. Артиллерия – артист, баран – баранка.
  2. Вал (земляная насыпь, большая волна, цилиндр), ведро – вёдро.
  3. Глава (голова, раздел книги), град (город, атмосферное явление).
  4. Двор (двор, окружение монарха) – дворец, детектив (сыщик, литературное произведение).
  5. Жало – жалоба, завтра – завтрак.
  6. Имам – иметь, искусственный – искусить.
  7. Колено – колея, камера – камердинер.
  8. Лопаться – лопотать, ладонь – ладья (лодка, шахматная фигура)
  9. Магистр (глава ордена, ученая степень), магнит – магнитофон.
  10. Наперсник – наперсток, нарочитый – нарочно.
  11. Облако – область – оболочка, обруч – ожерелье.
  12. Пассаж – пассажир, патрон – патронтаж.
  13. Пол – поле, полк – полка.
  14. Развилка – развитие, разиня – разевать.

(После письменной работы учитель предлагает отдельным учащимся озвучить вывод по своим словам).

- Необходима ли такая работа для определения состава слова?

10.Внимательные ли мы слушатели?

- А сейчас послушайте ребят, определите лексическое значение и происхождение этих слов и заполните таблицу  (слайд 14).

Слово

Лексическое значение

Этимологическая справка

Колесо

Лопата

Лопух

Ожерелье

Презентация слов (инсценирование заранее подготовленными учащимися)

Автор: Однажды Словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо и Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками.

Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьем, Колесо – с Кольчугой, а Лопата – с Лопухом… Он не знал, почему Копейка и Копье, Колесо и Кольчуга, Лопух и Лопата – родственники, и попросил слова рассказать об этом. И вот что рассказали слова.

Копейка: Я произошла от слова копье, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из старинных русских монет был изображен всадник с копьем. Копье является моим отцом-батюшкой.

Колесо. Кольчуга – моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга – это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники.

Лопата. Лопух – мой брат. У нас один родитель – существовавшее в старину слово лоп – плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса

-ат, а Лопух – с помощью суффикса -ух.

Задача:

- Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.

- Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения?

- К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?

(К этимологическому словарю).

- Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.

Подбирают и записывают проверочные слова:

Колесо – кОло

Лопата – лОп

Лопух – лОп

Ожерелье - жЕрло

- Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки.

11.Составление «псевдоэтимологического» словаря. (2-3 слова)

Инструкция к выполнению:

  1. Оглянитесь вокруг себя. Составьте список предметов, явлений, которые Вас окружают. Можете подобрать к ним имена прилагательные, глаголы.
  2. Попытайтесь вглядеться в записанные слова с иной, непривычной для Вас точки зрения. Может быть, брюква превратится для Вас в штанину, а вилка – в небольшой загородный дом.
  3. Запишите свои определения предметов. Выберите наиболее удачные и интересные с Вашей точки зрения.
  4. Запишите составленные Вами словарные статьи по алфавиту.
  5. Если желаете, можете оформить получившийся словарик. Подойдите к его составлению творчески. Может быть, в нем будут иллюстрации? (слайд 15-16)

Презентация  составленных словарей.

12.Подведение итогов

- Что изучает этимология?

- Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе «Словообразование»?

- Для чего может пригодиться этимологический словарь?

- Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно проверить?

- Приведите примеры таких слов.

13.Рефлексия        слайд 17

- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки. (см. Приложение 1)

  • Сумел ли ты решить поставленную перед собой задачу?
  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
  • Что для тебя самым полезным было на уроке?
  • Что на уроке для тебя было трудным?
  • На что тебе надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Домашнее задание: слайд 18

Подготовить небольшой проект на тему «История одного слова»

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждение.

Коммуниктивные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения.

8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Личностные  УУД

1.Ответственно относиться к учебе

2.Быть готовым к самообразованию

3.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. 4.Совершенствовать  собственную речь в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Вступительное слово учителя

ІІ.

Актуализация изученного

ІІІ.

Введение в тему

IV.

Постановка проблемы

V. Целеполагание

VI. Изучение нового материала

VII.Физминутка

VIII. Закрепление изученного материала

Работа в группах

IX.Подведение итогов урока

1.Беседа

2.Рефлексия

X.Домашнее задание

Список использованной литературы

  1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995.
  3. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение , 1989.
  4. Волина В.В.  Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
  5. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс. 1993.
  6. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986
  8. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1999.
  9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
  10. Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1998.
  11. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009.

Приложение 1

Лист самооценки ученика (цы)  ____________________________   ____ класса

Задание

Я выполнил задание

Оценка

полностью

частично

не смог выполнить

1. Выполните морфемный слов  (лингвистическая задача)

2. Работа с теоретическим материалом (написание вопросов)

3. Работа с теоретическим материалом (ответы на поставленные вопросы)

4.Запись продолжения предложения

5. Работа с этимологическим словарем

6. Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.

7. Cоставление «псевдоэтимологического» словаря

Сколько заданий выполнил полностью?

Сколько заданий выполнил частично?

  • Сумел ли ты решить поставленную перед собой задачу?
  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
  • Что для тебя было самым полезным на уроке?
  • Что на уроке для тебя было трудным?

*На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Оценка за урок: _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"

Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)

Цель:  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес,  познать новое в языкозна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Цель:  развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса;  познание нового в язык...

Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»

Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны  русского  языка»...