Методическая разработка урока русского языка «Тайны русских слов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Изучению новой темы предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены образовательные задачи, решению которых способствовал материал урока. Работа с теоретическим материалом и статьями этимологического словаря способствовала активизации познавательной деятельности и осуществлению практических задач. Знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся выполняли учебные действия по намеченному плану индивидуально, в парах и группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока русского языка
«Тайны русских слов»
5 класс
Автор: Кузьмина Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с.Усть-Серта
2024
Пояснительная записка
На изучение данной темы отводится 1 час. Этот урок включен в раздел «Морфемика и словообразование».
Цель учителя – организация работы на уроке по формированию навыков работы с этимологическим словарем, по формированию умения решать орфографические задачи при помощи знания этимологии слов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Словесные – учебный диалог;
2. Наглядные – демонстрация слайдов;
3. Практические – лингвистический анализ языковых единиц;
4. Метод самостоятельной работы – исследование теории и составление вопросов к научно-учебному тексты, работа с этимологическим словарем, выполнение заданий по изученной теме;
5. Метод контроля и самоконтроля – устного и письменного.
Изучению новой темы предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены образовательные задачи, решению которых способствовал материал урока. Работа с теоретическим материалом и статьями этимологического словаря способствовала активизации познавательной деятельности и осуществлению практических задач. Знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся выполняли учебные действия по намеченному плану индивидуально, в парах и группах.
Тема урока: Тайны русских слов
Предмет: русский язык
Класс: 5
Цель: Знакомство со значимостью науки «Этимология»
Задачи:
1.Формировать внимательное отношение к слову, навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале; умение выявлять исторические изменения, происходящие в составе слова, научить применять полученные знания на практике, активизировать познавательную деятельность в процессе работы со словарями.
2.Развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной литературой, умение сопоставлять, формулировать выводы.
Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально.
3.Воспитывать любовь к языку, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технологии: системно-деятельностный подход, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, ИКТ.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, этимологические словари, раздаточный материал.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация изученного
- Введение в тему
- Постановка проблемы
- Целеполагание
- Изучение нового материала
- Физминутка
- Закрепление изученного материала. Практическая работа
- Подведение итогов урока. Рефлексия
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания | |||||||||||||||
І. Организацион-ный момент | 1.Вступительное слово учителя Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно. Свою работу на уроке вы будете оценивать самостоятельно, используя Лист самооценки. Оформление записей в тетради: дата, классная работа. (слайд 4) - Оставьте одну строчку для записи темы урока. (Тема урока записывается после решения лингвистической задачи). 2.Актуализация изученного - Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика и словообразование) - Что такое морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово). - Что такое словообразование? (раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова). - А какие способы образования слов вы знаете? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение). 3.Лингвистическая задача (слайд 5) (Один ученик у доски делает морфологический разбор) Задание: определите морфемный состав слов. Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка. (проверка по ключу – слайд 6) 4.Постановка проблемы и поиск решения проблемной ситуации - Все ли задания были выполнены правильно? - Сделайте отметки в листах самоконтроля. - Что вызвало затруднения? Почему? - Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах? (потому что раньше эти слова имели другой морфемный состав) - Какие сведения нам необходимы для того, чтобы правильно выделить морфемы в этих словах? - Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации? (словообразовательный словарь) Презентация словаря 5.Слово учителя - Да, есть проблема, которую надо решить, и поможет в этом специальная наука, изучающая исторические изменения, происходящие в строении слов. - Кто из вас знает, как называется эта наука? (это этимология) 6.Целеполагание - Сформулируйте тему и цель урока. (слайд 7) (Запись темы урока в тетрадь). 7. Погружение в теорию 7.1.Определение понятия. - Ребята, я употребила термин «этимология». Известно ли вам, что он означает? (ответы детей)
- Я предлагаю вам познакомиться с информационным текстом «Что такое «этимология»? При работе с текстом, делайте пометы: "V" - то, что понятно; "+" - то, что показалось особенно интересным; "?" – мне непонятно, хочу разобраться. Информационный текст «Что такое «этимология?» Этимология ( греч. etymologia от etymon) –«истинное значение слова»; это наука об истинном (или первоначальном) значении слова. (слайд 8) Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова даются следующие значения слова «этимология»: 1. Э. – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Э. – происхождение того или иного слова или выражения. Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано. Судьба некоторых слов необычайно интересна! Например, слово «кенгуру». Это слово появилось благодаря Джеймсу Куку. Он спросил у туземца (австралийца) как называется животное, за которым он сейчас наблюдает. Вопрос был задан по-английски, австралиец, естественно, не понял и ответил: «Гангару», что означало: «Я не понимаю». Кук в полной уверенности, что получил ответ на вопрос, записал, что животное называется «кенгуру». 7.2.Немного истории (учитель) Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Со временем их значение стерлось. Истинность их начального смысла утрачивается; и древние учёные-этимологи пытались восстановить эту истину. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д. 7.3.Беседа -Что показалось вам новым? -Что было вам уже известно? -Перечитайте информационный текст еще раз, сформулируйте не менее 3 вопросов для одноклассников. После исследования текста - перекрестный допрос (учащиеся задают свои вопросы одноклассникам) А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И берись смелей за дело. Презентация этимологических словарей (слайд 9, обращение к выставке словарей) - Итак, скажите, какие виды разбора слов по структуре вы теперь знаете? 8.Задание: запишите продолжение предложения: Существует три вида разбора слов по структуре: (морфемный, словообразовательный, этимологический). Слайд 10 - проверка - Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки. Возвращение к лингвистической задаче (слова на слайде) Задание: определите морфемный состав слов и способ их образования с точки зрения современного русского языка и с точки зрения этимологии. Слова: граница, пожар, ошеломить, лягушка. (слайд 11 - проверка по ключу – слайд 12 – морфемный разбор, слайд 13 – история словообразования) 9. Работа с этимологическим словарем (в парах) Задача: выписать словарную статью указанных слов, определить, будут ли эти слова однокоренными (на каждой парте лежит этимологический словарь).
(После письменной работы учитель предлагает отдельным учащимся озвучить вывод по своим словам). - Необходима ли такая работа для определения состава слова? 10.Внимательные ли мы слушатели? - А сейчас послушайте ребят, определите лексическое значение и происхождение этих слов и заполните таблицу (слайд 14).
Презентация слов (инсценирование заранее подготовленными учащимися) Автор: Однажды Словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо и Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками. Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьем, Колесо – с Кольчугой, а Лопата – с Лопухом… Он не знал, почему Копейка и Копье, Колесо и Кольчуга, Лопух и Лопата – родственники, и попросил слова рассказать об этом. И вот что рассказали слова. Копейка: Я произошла от слова копье, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из старинных русских монет был изображен всадник с копьем. Копье является моим отцом-батюшкой. Колесо. Кольчуга – моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга – это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники. Лопата. Лопух – мой брат. У нас один родитель – существовавшее в старину слово лоп – плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса -ат, а Лопух – с помощью суффикса -ух. Задача: - Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень. - Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения? - К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения? (К этимологическому словарю). - Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь. Подбирают и записывают проверочные слова: Колесо – кОло Лопата – лОп Лопух – лОп Ожерелье - жЕрло - Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки. 11.Составление «псевдоэтимологического» словаря. (2-3 слова) Инструкция к выполнению:
Презентация составленных словарей. 12.Подведение итогов - Что изучает этимология? - Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе «Словообразование»? - Для чего может пригодиться этимологический словарь? - Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно проверить? - Приведите примеры таких слов. 13.Рефлексия слайд 17 - А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки. (см. Приложение 1)
Домашнее задание: слайд 18 Подготовить небольшой проект на тему «История одного слова» | Регулятивные УУД 1.Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную 2.Пользоваться изучающим видом чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждение. Коммуниктивные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. 3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения. 8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением. Личностные УУД 1.Ответственно относиться к учебе 2.Быть готовым к самообразованию 3.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. 4.Совершенствовать собственную речь в процессе наблюдения за языковыми явлениями. | |||||||||||||||
Вступительное слово учителя ІІ. Актуализация изученного ІІІ. Введение в тему IV. Постановка проблемы V. Целеполагание VI. Изучение нового материала VII.Физминутка VIII. Закрепление изученного материала Работа в группах IX.Подведение итогов урока 1.Беседа 2.Рефлексия X.Домашнее задание |
Список использованной литературы
- Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995.
- Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение , 1989.
- Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
- Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс. 1993.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 2008.
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1999.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
- Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1998.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009.
Приложение 1
Лист самооценки ученика (цы) ____________________________ ____ класса
Задание | Я выполнил задание | Оценка | ||
полностью | частично | не смог выполнить | ||
1. Выполните морфемный слов (лингвистическая задача) | ||||
2. Работа с теоретическим материалом (написание вопросов) | ||||
3. Работа с теоретическим материалом (ответы на поставленные вопросы) | ||||
4.Запись продолжения предложения | ||||
5. Работа с этимологическим словарем | ||||
6. Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь. | ||||
7. Cоставление «псевдоэтимологического» словаря | ||||
Сколько заданий выполнил полностью? | ||||
Сколько заданий выполнил частично? |
- Сумел ли ты решить поставленную перед собой задачу?
- Доволен ты своим результатом или нет и почему?
- Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
- Что для тебя было самым полезным на уроке?
- Что на уроке для тебя было трудным?
*На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Оценка за урок: _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука
Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"
Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкозна...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса; познание нового в язык...
Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»
Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны русского языка»...